Напоминание

Склонение имён прилагательных


Автор: Ершова Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ п.МИС
Населённый пункт: город Подольск
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку
Тема: Склонение имён прилагательных
Раздел: начальное образование





Назад





Цели:
Образовательная: знакомить со склонением имен прилагательных единственного числа, учить распознавать падеж прилагательных, расширять словарный запас. Воспитательная: воспитывать интерес к обучению, чувства коллективного сопереживания и сотрудничества, сплочённости, культуру общения и поведения. Развивающая: формировать умение принимать участие в обсуждении поставленных вопросов, развивать мышление, внимание, память, наблюдательность, письменную и устную речь учащихся через построение собственных высказываний.
Ход урока

1.Организационный момент.
-Встаньте все ровненько, настройтесь на урок. Улыбнитесь друг другу.
Садитесь.
2.Минутка чистописания.
– Откройте тетради, запишите число, “Классная работа”. – Послушайте и отгадайте загадку. Замечательный художник У окошка побывал. Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз) (По клику мыши на слайде появляется отгадка и образцы написания элементов букв, слогов
за, зи, зу,
слова
“зима”)

(Слайд)
- Я вам предлагаю побывать в роли художников и записать в тетрадь элементы букв. – Пропишите сочетания букв по образцу. -Ребята, наш урок мне хотелось бы начать стихотворением Ф.И.Тютчева.. Послушайте. (Стихотворение читает учитель, дети следят-
Слайд№1)
Чародейкою зимою Заколдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он околдован, – Не мертвец и не живой, – Сном волшебным очарован, Легкой цепью пуховой… Ф.И.Тютчев – О каком времени года говорится ? (О зиме) – Итак, мы с Вами отправляемся на прогулку в зимний лес.
3. Сообщение темы урока.
– Скажите, а какие слова в стихотворении помогли нам представить красоту зимнего леса? (Имена прилагательные)
– Что вы знаете об имени прилагательном…Назовите грамматические признаки прилагательного с которыми мы уже работали… - Сегодня мы продолжим изучать эту часть речи и познакомимся ещё с одним признаком.
4.Грамматическая разминка.
– Давайте попробуем подобрать к слову зима, которое мы записали, подходящие по смыслу имена прилагательные.
(Вьюжная зима, снежная зима, теплая зима, лютая зима, долгая зима.)
– Придумайте предложение с одним из словосочетаний.
(Наступила холодная и снежная зима.)
(Дети составляют предложения, каждый высказывает свое). – Запишем предложение и сделаем разбор. Дайте характеристику предложению. ( 1 ученик у доски) – Какого числа и рода употребили имена прилагательные. Как определяли? (По слову “зима”-какая ж.р.)
5. Изучение нового.
-А сейчас я вам предлагаю выполнить небольшой тест и узнать о каком признаке имени прилагательного пойдёт речь на уроке. (тесты у всех на столах - коллективная работа) (Ключевое слово – склонение) Итак, сегодня мы будем знакомиться со склонением имени прилагательного. - Что такое склонение? – Подумайте, а как можно определить падеж имени прилагательного? (По существительному, к которому оно относится) – Верно. Падеж имени прилагательного так же, как и род, и число, зависит от имени существительного, с которым оно связано. Прочитайте правило в
учебнике на стр.141. – Давайте составим алгоритм определения падежа имени прилагательного.
(слайд №4)
Алгоритм
Найти существительное, к которому относится прилагательное.

Определить падеж существительного.

По падежу существительного определить падеж прилагательного.
-Ребята , а сейчас вернёмся к нашему словосочетанию в предложении «снежная зима» и попробуем составить с этим прилагательным словосочетание м. и ср. рода. « снежный ком, снежное облако» – Давайте просклоняем словосочетания, используя алгоритм: снежная зима, снежный ком, снежное облако по рядам выделяя окончания. У доски работают … (Три ученика работают у доски, остальные в тетради). Вам ,ребята, помогут карточки-таблицы просклонять прилагательные.
(Слайд №3)
– Что заметили? Как изменялось имя прилагательное, когда мы его склоняли по падежам? (Изменялось окончание) – Давайте сделаем вывод. (Имена прилагательные изменяются по падежам) (Пункты алгоритма и пример появляются при щелчке мыши) А сейчас проведём физкультминутку . ФИЗМИНУТКА Я буду называть словосочетания. Если в словосочетании прилагательное
употребляется в ед. ч. – вы хлопаете, а если прилагательное во мн.ч.- приседаете. Новое здание, новые здания, стройное дерево, стройные деревья, лесные поляны, лесная поляна, подъёмный кран, подъёмные краны, пушистая ель, пушистые ели, серый воробей, серые воробьи, дежурные ученики, дежурный ученик, весенний рисунок, весенние рисунки. -Спасибо. Тихонько садитесь
V. Закрепление изученного.


-Итак, давайте поупражняемся в написании окончаний имён прилагательных и в определении падежа, пользуясь памяткой.( у доски по цепочке) К родному городу, в большом доме, у лесной сторожки, с простой задачей, в ночном небе, в густой лес, к смешному котёнку, в голубое небо, к пустой бочке. Хорошо. Садитесь
VII. Итог урока.
– Наша прогулка закончилась, мы пришли домой. – Что нового узнали на уроке? - Чему учились на уроке? (определять падеж имён прилагательных) – Как определить падеж имени прилагательного? – Всем спасибо, вы хорошо потрудились. (Оценивание работы учащихся на уроке, выставление отметок) -А сейчас я предлагаю оценить свою деятельность на уроке в листке самооценки. Поставьте + или - . Лист самооценки. Поставить + или –
1. Я активно работал на уроке 2. Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся. 3. Я знаю, что такое имя прилагательное. 4. Я умею определять грамматические признаки имён прилагательных. - Д/з. правило стр.142, упр. 279. Прочитайте задание. Кому не понятно как выполнять?
(Слайд 5)
Использованы материалы: Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 кл.: Книга для учащихся. – М.: Дрофа, 2004. Рамзаева Т.Г., Щеголева Г.С. Русский язык. 4 кл.: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2001. Рисунки: Дед Мороз, сказочный домик, рисунки зимнего леса. И.Г.Бакулина– « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка».


В раздел образования