Автор: Лосева Татьяна Алексеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Возрожденская СШ" Населённый пункт: с. Возрождение, Княгининский район, Нижегородская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Урок русского языка для 3 класса Раздел: начальное образование
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Кафедра начального образования
Квалификационные курсы: «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации
ФГОС»
(сроки проведения курсов – 5.10.2015 – 17.10.2015г.)
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
Проект урока по теме: Знакомство с понятием «член предложения»(« Как слова – части речи становятся членами
предложения?)
Учебный предмет: русский язык
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ «Возрожденская СШ»
Княгининского района, п. Возрождение
Лосева Татьяна Алексеевна
Квалификационная категория: первая (1)
Стаж работы учителем начальных классов:33г.
Контактный телефон: 9087412848
п. Возрождение
2015г
Проект урока
•
Учебный предмет: русский язык
•
УМК «Гармония»
•
Тема урока: Знакомство с понятием «член предложения» («
Как слова-части речи становятся членами
предложения?
»)
•
Тип урока : урок постановки учебной задачи
•
Задачи урока (предметные)
1. Обучить алгоритму выделения членов предложения .
2. Подсчитывать их количество и проводить границу между членами предложения и частями речи.
•
Ожидаемыерезультаты:
Метапредметные:
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в
учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение; проводить сравнение; строить высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для
регуляции своего действия.
Личностные : самоанализ и самоконтроль результата.
2
• Оборудование:
Учебник «Русский язык» ч.2 М.С. Соловейчик , Н.С. Кузьменко,
презентация «Как слова – части речи становятся членами предложения», карточки для работы в группе, карточки для
самооценки.
• Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
(предыдущий урок «Что ты знаешь о
предложении?»
Умеют анализировать предложения с точки зрения передаваемого значения; выявлять границы предложений,
аргументировать решение.
Умеют разграничивать набор слов и предложение. Уточняют опознавательные признаки предложений; находят в тексте
предложения определённых видов, конструируют предложения.
• Этапы урока и хронометраж:
№
этапы урока
хронометраж
1
Организационный момент (проверка готовности детей к уроку, создание эмоционального
настроя на учебную деятельность)
2 мин
2
Словарная работа (привлечение внимания к секретам русского языка, развитие речи,
повышение мотивации)
8 мин.
3
Актуализация знаний (систематизация знаний о части и целом)
4 мин.
4
Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.
( организация учебных
действий детей по определению количества членов предложения)
8 мин.
5
Открытие нового знания . Решение учебной задачи (овладение алгоритмом определения
количества членов предложения )
10мин.
6
Физкультминутка
2мин.
3
7
Первичное закрепление и применение нового знания. Работа в группе.
5 мин.
8
Рефлексия
3 мин.
9
Домашнее задание
3мин.
• Содержание урока :
№
п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Теоретическое
обоснование
1.
Организационный
момент (ср-во эмоц.
объединения перед
совместной работой)
Доброе утро, ребята!
Доброе утро всем, кто присутствует на
нашем уроке!
Я скажу слова «Доброе утро…» и
назову кого-то из нашего класса. Те,
кого я назову, помашут мне рукой –
значит, вы услышали меня и отвечаете
на приветствие.
Попробуем?
Доброе утро всем девочкам!
Доброе утро всем мальчикам!
Доброе утро всем тем, кто чистил
сегодня зубы!
Доброе утро всем, кто у нас на уроке!
Доброе утро всем, кто любит
конфеты!
Доброе утро всем, кто сегодня будет
хорошо работать на уроке!
Дети выполняют
заданное действие или
нет в зависимости от того
назвали группу, к которой
они относятся или нет.
коммуникативные
УУД
4
2.
Словарная работа
(привлечение внимания
к секретам русского
языка, развитие речи,
повышение мотивации)
Отгадайте и запишите, в каком
слове спрятались (слайд №2)
- растение;
- хвойное растение
- физиономии?
Составьте словосочетания с
этими словами. Запишем
некоторые словосочетания и
определим падеж. Вы очень
внимательны к словам, а значит,
русский язык откроет вам еще
много тайн.
Цыпленок (клен)
Учительница (ель)
Улица (лица)
Ребята составляют с
данными словами
словосочетания.
Записывают под диктовку
словосочетания и
определяют падеж
существительных и
прилагательных.
познавательные УУД,
регулятивные УУД,
коммуникативные
УУД
3.
Актуализация знаний
(систематизация знаний
о части и целом)
Что
лишнее?(слайд
№3)
(имя
существительное,
п р ед л о г ,
приставка, имя прилагательное,
глагол,
союз,
местоимение,
частица,
имя
числительное)
Почему?
Вы уже знаете, что все в мире
взаимосвязано
и
все
является
частью чего-то. Частью чего вы
можете назвать себя?
Приставка
лишняя.
Она
ч а с т ь
с л о в а ,
а
в с е
остальное - части речи.
Ответы детей.
регулятивные УУД.
коммуникативные
УУД
5
4.
Создание проблемной
ситуации. Постановка
учебной задачи.
( организация учебных
действий детей по
определению
количества членов
предложения)
Проговаривает сведения из
упражнения учебника №410
(слайд №4 и №5 из презентации)
Упр.411 Назовите орфограммы и
проверочные слова (где это воз-
можно).
Составьте предложение и
запишите его. Докажите, что это
предложение.
О каких приметах вы говорите?
О чем говорится в вашем
предложении? Какую часть речи
использовали для названия
Учащиеся знакомятся с
лингвистическими
знаниями.
Называют орфограммы и
проверочные слова.
Составляют
предложение:
Пушистые снежинки
легкими хлопьями
опускались на землю.
Предложение, потому
что понятен смысл. Все
слова согласованы между
собой. Есть приметы
письменного оформления
предложений.
В устной речи границы
предложений
показывают высотой и
понижением голоса, а
также паузами. В
письменной речи
заглавными буквами и
знаками завершения.
О снежинках.
Существительное.
познавательные
УУД.
регулятивные УУД,
коммуникативные
УУД
6
объекта?
Как вы думаете, сколько членов в
вашем предложении?
Ответы детей.
5
Решение учебной
задачи (овладение
алгоритмом
определения
количества членов
предложения)
(слайд №6)
Ответим на вопросы.
Сколько же членов предложения
здесь?
Прочитаем сведения в учебнике
№412 и на слайде №7
Составим алгоритм определения
членов предложения. Проверим.
(слайд № 8)
7 слов. Самостоятельных
частей речи – 6 слов.
Служебных частей речи –
1 слово.
Не все слова стали
членами предложения.
Ими стали только
самостоятельные части
речи, а предлог помогал
имени существительному.
Членов предложения – 6.
познавательные УУД,
регулятивные УУД,
коммуникативные
УУД
6
Физкультминутка
Дети выполняют
упражнения
коммуникативные
УУД.
7
Работа в группе
(первичное
закрепление)
Пользуясь алгоритмом,
выполните задание ( карточки)
Проверьте. (слайд №9)
Дети работают в группе,
выполняют задание.
регулятивные УУД
коммуникативные
УУД
8
Рефлексия
На карточках (самооценка)
личностные УУД
7
раскрасить смайлик
9
Домашнее задание
Упражнение 414 поможет вам
закрепить полученные знания.
Учащиеся записывают
домашнее задание.
личностные УУД
Литература
1.Программа курса «Русский язык» 1-4 классы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко
2. Русский язык: К тайнам нашего языка учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2
М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – 9-е изд. – Смоленск: Ассоциация ХХIвек, 2012. – 144с.
3.Русский язык: тетрадь-задачник к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 3 ч.Ч3/ М.С.
Соловейчик, Н.С. Кузьменко 10-е изд., перераб. и доп. – Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2012. – 64с.
8
Приложение №1
Карточка для работы в группе
1. Укажите части речи.
Варкалось.
Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзлики в мове.
(Слов - , чл. пр. - )
9