Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи"
Автор: Ткаченко Нина Евгеньевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МКОУ"НОШ №1" Населённый пункт: ЗАТО, п.Солнечный Наименование материала: мастер-класс Тема: Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи" Раздел: начальное образование
Мастер-класс
Учитель-логопед
Ткаченко Нина Евгеньевна
Тема: « Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи».
Цель: расширение представления об инновационной технологии
« Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков.
Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой,
лаконичной, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом - это
искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный
статус человека и профессиональная карьера.
Решение проблем речи является актуальной темой в школьном возрасте.
У младших школьников, часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас.
Дети затрудняются в пересказе и составлению рассказов.
И здесь на помощь может прийти методика «Синквейн».
Она используется, как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить
результат.
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что
прежде всего:
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
- гармонично вписывается в работу по развитию речи;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- является диагностическим инструментом;
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание,
мышление)
-используется для закрепления изученной темы;
-является игровым приемом;
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается школьниками
как увлекательная игра - ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что
необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно
показывать образец.
Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями:
слово-предмет, слово - действия, слово-признак.
- Согласовывать слова в предложении
- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза
полученной информации.
Понятие синквейн:
Слово Синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова
«пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк, которые строятся по
определенным правилам.
Правила составления дидактичского синквейна таковы:
1- я строка - Одно слово, обычно существительное, отражающее главную
идею.
2- я строка - Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
3- я строка - Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
4- я строка - Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме
5- я строка - Слова, связанные с первым, отражающие сущность темы
(ассоциации) ………….
Синквейн это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства,
ассоциации, и выразить свое мнение по событию или предмету, который и является темой
синквейна, или просто краткая характеристика.
А сейчас мы с вами будем учиться составлять «синквейны». Будем работать
группами. Каждой группе я предлагаю составить «синквейн» на определённую
тему, которая записана на карточке.
Работа группами:
1 группа – составление синквейна по изученной лексической теме….
2 группа – синквейн – загадка
3 группа – синквейн графический
4 группа – составление краткого рассказа по готовому сенквейну
Выполняется задание и затем прочитывают.
Итак, «синквейн»:
- обогащает словарный запас;
- подготавливает к краткому пересказу;
- учит формировать идею(ключевую фразу);
- позволяет почувствовать себя творцом;
- получается у всех.
Составьте «синксейн» к слову МАСТЕР-КЛАСС
РЕФЛЕКСИЯ мастер-класса