Портфолио, как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся
Автор: Мохова Татьяна Михайловна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУДО "Центр детского творчества "Южный" Населённый пункт: город Рязань Наименование материала: Статья Тема: Портфолио, как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся Раздел: дополнительное образование
«Портфолио как способ фиксирования, накопления и оценки
индивидуальных достижений учащихся»
Автор: педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр детского
творчества «Южный» г. Рязань
Татьяна Михайловна Мохова
Диагностика
выявления
одаренных
детей
является
актуальной
и
сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и
психологов и особенно это важно в системе дополнительного образования
детей. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов
одаренности, психологические особенности самого ребенка (застенчивость,
тревожность,
низкая
самооценка,
стресс,
недоверие
к
тестирующему),
некомпетентность
специалиста.
Существует
множество
психологических
методик, направленных на выявление одаренности. К ним относятся такие
методы
как
наблюдение,
беседа,
тесты
интеллекта,
креативности,
способностей,
мотивации,
личностных
особенностей.
Зачастую
это
многообразие также усложняет процесс выявления одаренности.
Российский
психолог
Александр
Ильич
Савенков,
занимающийся
проблемой детской одарённости в сфере исследовательской деятельности,
предлагает
диагностическую
модель
одарённости,
опирающуюся
на
принципы
комплексного
оценивания;
долговременности;
использования
тренинговых методов; учёта потенциальных возможностей ребенка; принцип
опоры
на
экологически
валидные
методы
диагностики;
участия
разных
специалистов; участия детей в оценке собственной одарённости.
В выявлении способностей, которые находятся в основе одаренности,
должны участвовать не только педагоги и психологи, но и родители ребенка.
Опираясь
на
положение
современной
образовательной
политики,
согласно
которой
одарен
каждый,
педагогу
важно
выявить
у
ребенка,
соответствующий
ему
вид
одаренности,
то
есть
наличие
определенных
способностей
(исследовательские,
академические,
художественные,
спортивные).
Работа
по
выявлению
одаренности
должна
быть
организована
с
помощью инструментальной диагностики, наблюдения, изучения результатов
деятельности (работ учащегося) и путем «пробы сил» в том или ином виде
деятельности.
Используя
диагностику,
педагог
должен
помнить
о
нравственных
аспектах
всех
своих
исследований
и
руководствоваться
определенными
правилами.
Правило
1.
Если
родители
поделились
информацией
со
своим
педагогом, она не должна стать доступной всем.
Правило
2. Диагностика
проблемы
предполагает
коррекционные
действия педагога по изученной проблеме.
Правило 3. Диагностическое исследование не должно ставить своей
целью навешивание ярлыков.
Правило
4.
Диагностическое
исследование
должно
проводиться
корректно и располагать к дальнейшему общению с педагогом.
Правил о
5.
Для
дет а льного
изучения
проблемы
од н о го
диагностического исследования мало, необходимо использовать различные
виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.
Ниже
представлен
моя
методика
отслеживания
одаренных
обучающихся
в
«Ансамбле
народных
инструментов
«Фантазия»,
позволяющая
выявить
определенные
способности
у
ребенка,
на
основе
которых можно построить профиль одаренности и спланировать дальнейшую
развивающую или коррекционную работу.
Я считаю особенно важным аспектом - на каждом этапе в процессе
продвижения
к
намеченной
цели
должен
быть
зафиксирован
успех
обучающегося, так как именно успех – наилучший стимул для дальнейшего
продвижения. Именно поэтому в процессе контроля качеством образования
по
программе,
основным
инструментом
является
рабочая
папка
-
«Портфолио» (с начала до конца
образования по программе) обучающегося, где отражаются цели, задачи и
пошаговое продвижение к ним, успехи и достижения.
Портфолио
– это
способ
фиксирования,
накопления
и
оценки
индивидуальных достижений учащихся .
Портфолио не только является современной формой оценивания, но и
помогает решать важные педагогические задачи:
– поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
– поощрять их активность и самостоятельность,
– расширять возможности обучения и самообучения;
–развивать
навыки
рефлексивной
и
оценочной
деятельности
обучающихся;
–формировать
умение
учиться:
ставить
цели,
планировать
и
организовывать собственную учебную деятельность;
– и как результат:
– способствовать повышению качества образования в целом.
Введение
портфолио
мотивировано
задачами
п о с т р о е н и я
образовательного рейтинга выпускников.
Как вариант - о нужности портфолио – в идеале - каждый выпускник
учреждения получает вместе со свидетельством об окончании курса обучения
и индивидуальный образовательный рейтинг (портфолио).
Ц е л ь
–
создание
индивидуального
образовательного
рейтинга,
основанного на компетентностном подходе, в котором отражены истинные,
реальные достижения обучающегося.
Основные задачи :
– создать эмоционально-комфортную образовательную среду;
– способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
–
изучить интересы, потребности и склонности обучающихся;
– изучить возможности обучающихся: способность к общению и
саморегуляции, достижения в учебной и досуговой деятельности;
– соотнести интересы, потребности и склонности с возможностями в
процессе совместной работы педагога с обучающимся;
– информировать обучающихся и их родителей о различных вариантах
выбора образовательного маршрута;
– способствовать формированию и развитию у обучающихся навыков
самостоятельного и осознанного принятия решения;
– соотнести интересы, потребности и склонности с возможностями в
процессе совместной работы педагога с обучающимся;
– информировать обучающихся и их родителей о различных вариантах
выбора образовательного маршрута;
– способствовать формированию и развитию у обучающихся навыков
самостоятельного и осознанного принятия решения.
Работа над портфолио осуществляется на протяжении образования по
программе
объединения,
что
позволяет
составить
“картину”
значимых
образовательных
результатов
в
целом,
обеспечить
отслеживание
индивидуального прогресса ребёнка в широком образовательном контексте,
продемонстрировать его способности практически применять приобретенные
знания и умения.
К работе с портфолио привлекаются родители, а курирует работу -
руководитель объединения, которое посещает обучающийся.
ВИДЫ ПОРТФОЛИО
Членами
методсовета
нашего
центра
было
отсмотрено
несколько
вариантов портфолио и вынесен вопрос на обсуждение -
как
должна
выглядеть рабочая папка (портфолио), какое время она должна прослужить,
насколько удобна папка в обращении и, конечно же, как «театр начинается с
вешалки», так и рабочая папка непременно должна начинаться с титульного
листа, обложки. Желательно, чтобы она отражала стиль учебного заведения
(эмблема,
логотип
и
т.
п.).
В
содержании
указываются
разделы,
объединяющие определенное содержание представленных бумаг.
На обсуждение выносились различные формы оформления портфолио и одна
из них - «Книжка достижений» («Дневник достижений»), «Лестница успеха»
и т. п.
СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
НАКОПИТЕЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПАПКИ
1. Титульный лист (обложка).
2. Содержание:
I раздел «Мой портрет»;
II раздел «Портфолио документов»;
III раздел «Портфолио работ»;
IV раздел «Портфолио отзывов»;
V раздел «Копилка» (памятки, инструкции, полезная информация).
Раздел I. Информация о владельце портфолио.
Мой
портрет
– цели,
самоанализ,
результаты
психологических
диагностик, автобиография.
Включает в себя личные данные обучающегося, ведущего портфолио
(автобиография). В этом разделе помещаются результаты психологической
диагностики,
информация,
помогающая
ребенку
проанализировать
свой
х а р а к т е р ,
с п о с о б н о с т и ,
у з н а т ь
с п о с о б ы
с а м о р а з в и т и я ,
самосовершенствования,
самопознания.
Обучающийся
ежегодно
проводит
самоанализ собственных планов и интересов. Ставит цели и анализирует
достижения. Также проводит самоанализ итогов года.
Самоанализ можно проводить на первом занятии группы объединения, а
затем
заполненный
лист
вкладывать
в
рабочую
папку
(портфолио).
Интересно анализировать: происходят ли изменения в рассуждениях ребенка,
остается
он
на
твердых
позициях
или
его
размышления
меняются
в
соответствии с изменением возраста, определенных событий и т. д.
Раздел II. Официальные документы.
П о р т ф о л и о
д о к у м е н т о в –
комплект
с ертифицированных
(документированных) индивидуальных образовательных достижений.
В
этом
разделе
помещается
перечень
представленных
в
портфолио
о ф и ц и а л ь н ы х
д о к у м е н т о в ( в с е
и м е ю щ и е с я
у
о б у ч а ю щ и х с я
сертифицированные
документы,
подтверждающие
индивидуальные
достижения
в
различных
видах
деятельности:
дипломы
об
участии
в
выставках различного уровня, грамоты за участие в конкурсах и т. д.)
В данном разделе допускается представление копий документов.
На основании этих документов оформляется вкладыш в свидетельство
об окончании курса обучения в данном объединении.
Наличие данного раздела – это возможность как качественной, так и
количественной
оценки
материалов
портфолио.
Итоговый
документ,
представленный
в
виде
вкладыша
в
свидетельство,
легко
заполняется
руководителем объединения.
Итоговая балльная оценка делает портфолио действенным механизмом
определения образовательного рейтинга обучающегося, так как может стать
значимой составляющей этого рейтинга.
Документы, представленные в данном разделе фиксируются в таблице.
Сами документы или их копии (грамоты, сертификаты, благодарственные
письма, свидетельства и т. п. ) могут храниться дома у обучающегося или в
файле Рабочей папки.
Раздел III. Творческие работы, курсы по выбору.
Портфолио
работ
–
ком п л е к т
р а з л и ч н ы х
т в о р ч е с к и х ,
исследовательских, проектных и других работ выпускника.
Портфолио работ может включать в себя:
– проектные работы (тема проекта, описание работы, текста работы
в печатном виде);
–
исследовательские
работы
и
рефераты (исследовательская работа,
реферат, использованная литература);
– техническое творчество: модели, макеты, приборы (краткое описание
конкретной работы);
– работа по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в
выставках, в театре, оркестре, хоре и т. п.);
– участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях.
В
данный
раздел
обучающиеся
помещают
результаты
различных
творческих, проектных, исследовательских работ, а также описание основных
форм
и
направлений
его
учебной
и
творческой
активности:
участие
в
научных
конференциях,
конкурсах,
учебных
лагерях,
прохождение
элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных
достижений и др.
Раздел
портфолио
включает
качественную
оценку,
например,
по
параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества
представленных работ и др. Материалы, представленные в данном разделе,
дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности
обучающегося, направленности его интересов. В ряде случаев это может
быть педагогически весьма значимо, поскольку есть много обучающихся, для
которых
«портфолио
работ»
–
дополнительная
форма
выражения
успешности, «состоятельности» подростка в его образовательной карьере.
В рабочую папку (портфолио) прилагается:
1. Перечень представленных творческих работ.
2. Таблица “Мое участие в праздниках и мероприятиях”
.
Обучающийся
фиксирует
в
бланке
“Перечень
творческих
работ”
и
таблице “Мое участие в
праздниках и мероприятиях” виды творческой
деятельности на протяжении установленного срока ведения рабочей папки.
Раздел IV. Отзывы и рекомендации.
Портфолио отзывов – характеристики отношения обучающегося к
различным видам деятельности, представленные педагогами; письменный
самоанализ выпускника своей конкретной деятельности и ее результатов.
Портфолио отзывов включает в себя перечень представленных отзывов и
рекомендаций:
– заключения о качестве выполненной работы;
– рецензии;
– отзывы;
– резюме с оценкой собственных учебных достижений;
– рекомендательные письма.
Примечание.
Данный
раздел
включает
в
себя
характеристики
отношения
обучающегося
к
людям,
событиям,
различным
видам
деятельности.
Они
могут
быть
представлены
в
виде
рекомендаций,
заключений о качестве выполненной работы, например, рецензий на статью,
опубликованную ребенком в СМИ; рекомендательных писем от педагогов,
родителей, друзей и т. д.
В данный раздел, прежде всего, включаются следующие документы:
1. Резюме.
2. Перечень представленных отзывов и рекомендаций:
1. _________________________________________
2. ________________________________________
Этот
раздел
дает
возможность
включить
механизмы
самооценки
обучающегося, что повышает степень осознанности процессов, связанных с
обучением.
Внедрение такого портфолио, как например, в начальной школе,
которое продаётся в книжных магазинах, мы считаем, нецелесообразным по
многим причинам (демонстрация готового ПОРТФОЛИО). Наши
обучающиеся не посещают занятия ежедневно, как это происходит в
общеобразовательной школе. Даже при внесении изменений в разделы
портфолио – это достаточно громоздкий документ, тем более заполняться он
должен не самим учащимся, а руководителем объединения.
Ещё один вид портфолио предлагается вашему вниманию. Выглядит он
следующим образом:
ПОРТФОЛИО
Фамилия __________________________
Имя __________________________
Отчество __________________________
Дата рождения _____________________
МБУДО __________________________
Направление деятельности______________
Объединение_______________________________
Период, за который представлены документы и материалы:
С « ____» ____________________ 20 __ г.
По «____» ___________________ 20 __ г.
Сводная итоговая ведомость портфолио
Позиция
Результаты
Итоговая аттестация по окончанию курса обучения
Выставки
Конкурсы
Соревнования
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность
Участие в жизнедеятельности ОУ
Отчеты и рекомендации.
Резюме (обязательное).
Письменные рекомендации научных руководителей
(желательно)
Наличие
Итого (итоговый балл)
Без приложения к портфолио Сводная итоговая ведомость недействительна
Директор _______ ___________________________
М. П.
« ______» _____________ 20 ___ г.
Приложение к портфолио
(обязательное)
1. Результаты итоговой аттестации по окончанию курса обучения
№
п/п
Название про-
граммы дополнительного
образования
Результаты
работы
Баллы
Подпись
ответственного
лица
наличие
защита
Итого:
2. Выставки.
Уровень (международная,
всероссийская, областная,
районная/городская)
Предмет
Результат/
место, участие
Бал-
лы
Подпись
ответст-
венного лица
Итого:
3. Конкурсы.
Уровень (международный,
всероссийский, областной,
районный/
городской, школьный)
Название
Результат/
место, участие
Бал-
лы
Подпись
ответственного
лица
Итого:
4. Соревнования.
Уровень (международный,
всероссийский, областной,
районный/
городской, школьный)
Название
Результат/
место, участие
Бал-
лы
Подпись
ответственного
лица
Итого:
5. Исследовательская деятельность.
Уровень (международный,
всероссийский, областной,
районный/
городской, школьный)
Наличие грамоты,
диплома лауреата и т. д.
Баллы
Подпись
ответственного
лица
Итого:
5. Элективные курсы.
Название
элективного
курса
Место
прохождения
Реферат, исследовательская
работа
Бал-
лы
Подпись
ответственного
лица
наличие
защита
Итого:
7. Дополнительные образовательные курсы.
№
п/
п
Название курса
Место
прохождения
Бал-
лы
Подпись ответствен-
ного лица
Итого:
8. Отчеты и рекомендации.
Вид
Отметка о наличии
Подпись
Резюме
(обязательная)
Письменные рекомендации научных
руководителей
(желательная)
Руководитель объединения: ( __________)
Контроль
качества
образования в
ансамбле
народных
инструментов
«Фантазия»
осуществляется
в
соответствии
с
намеченными
целями
и
задачами обучения посредством оперативного, текущего, промежуточного и
итогового
контроля.
Используются
следующие
формы
контроля:
прослушивание,
концерты,
конкурсы
и
прослушивание
к
ним.
Развитие
индивидуальных
музыкальных
способностей
ребёнка
отражается
в
«Портфолио
обучающегося
ансамбля.
Этапы
развития
каждого
ребёнка
констатируются ежегодно (в конце учебного года), после чего составляется
план работы по коррекции образовательной деятельности.
Качество образовательной деятельности по данной технологии отражено в
таблице, где результативность оценивается по 10-бальной шкале. Первая
оценка соответствует уровню обучающегося на момент начала его обучения,
вторая – на момент сегодняшнего становления.
Критерии выставленных оценок.
Сольное исполнение
ْ
Исполнение своей партии без ошибок;
ْ
Соблюдение динамики и фразировки;
ْ
Эмоциональность исполнения.
Ансамблевое музицирование
ْ
Умение исполнять свою партию в консонансе с другими
исполнителями;
ْ
Умение адаптироваться в случае ошибки (подхватить свою партию);
ْ
Техника исполнения.
Сценическая культура
ْ
Внешний вид;
ْ
Постановка и владение инструментом;
ْ
Артистизм.