Напоминание

"Здоровьесбережение в хореографии. Комплекс упражнений для формирования опорно-двигательного аппарата, игровые технологии (пальчиковая и дыхательная гимнастика)"


Автор: Котова Людмила Владимирована
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Здоровьесбережение в хореографии. Комплекс упражнений для формирования опорно-двигательного аппарата, игровые технологии (пальчиковая и дыхательная гимнастика)"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Муниципальное бюджетное образовательное

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

Методическая разработка
«Здоровьесбережение в хореографии. Комплекс упражнений для формирования опорно-двигательного аппарата, игровые технологии (пальчиковая и дыхательная гимнастика)» Автор: Котова Людмила Владимировна Педагог дополнительного образования Ульяновск 2013
Пояснительная записка

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, формируют ту обстановку, в контексте которой необходимо решать проблему здоровья. Нарастающая напряжённость ситуации требует формирования такого подхода к здоровью, который включал бы в качестве основы использование внутренних возможностей организма, позволял бы активно управлять развитием его адаптационных возможностей, обеспечивая устойчивость к влияниям различных стресс-факторов. Резервные мощности организма и всей физиологии необходимы, чтобы поддерживать нормальные функциональные показатели в покое, при физических и психических нагрузках, а также для повышения иммунитета. Только в здоровом человеке все эти составляющие развиты гармонично, что позволяет ему постоянно самосовершенствоваться. Формирование образа жизни человека начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, основы его закладываются в период детства и юношества. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост, формируются основные черты характера, необходимые навыки, опорно-двигательный аппарат. Поэтому очень важно воспитать у ребёнка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях, который бы способствовал формированию осознанной потребности в здоровье как залога будущего благополучия и успешности. С красотой и успехомвсегда ассоциируется человек с правильной осанкой. Она в дальнейшем может воспитать «духовную осанку» (чувство собственного достоинства), которая является «хордой» развития личности. На состояние осанки влияет состояние позвоночника и поддерживающего его мышечного корсета. Известно, что каждому позвонку соответствует один или пара органов, здоровье которых находится в прямой зависимости от состояния позвоночного столба. При правильной осанке происходит полное кровоснабжение внутренних органов ,сердце полностью насыщается кислородом и меньше изнашивается с возрастом. Организм находится в тонусе и активно выполняет возложенные на него задачи. Чем сильнее мышцы, тем проще им удерживать позвоночник в правильном анатомическом положении.
Цели методической разработки:
1.Определить значимость физического развития ребенка в становлении гармонично-развитой личности. 2.Обосновать влияние уроков ритмики хореографии на формирование основ здорового образа жизни и полезных привычек школьника. 3.Доказать способность уроков ритмики и хореографии в формировании высокоинтеллектуальной, творческой и физически развитой личности. 4.Сделать вывод соответствуют ли уроки ритмики и хореографии задачам укрепления и сохранения здоровья школьников.

Задачи методической разработки:
1.Показать роль уроков ритмики и хореографии в становлении физического здоровья школьников. 2.Показать роль уроков ритмики и хореографии в становлении психического здоровья школьников. 3.Проанализировать влияние уроков ритмики и хореографии на повышение адаптивной способности к неблагоприятным факторам внешней среды, развитие согласованности действий зрительного и слухового анализаторов и других факторов здорового детского организма.
Основная часть.

В настоящее время, когда здоровые дети, согласно данным разных медицинских институтов и учреждений, составляют не более 10 % от общего числа детей, необходимость двигательного развития детей школьного возраста приобретает актуальную социальную значимость. Философской концепцией воспитания и образования детей должен стать принцип «сознание определяет бытие». Иными словами, выбор здорового образа жизни должен быть осознанным. Одним из путей такого направления работы является развитие темпо-ритмических, ритмо-пластических способностей школьников с помощью дополнительного образования по ритмике и хореографии. Поступление в хореографический класс это - осознанный выбор родителей и детей с надеждой на то, что в процессе обучения в классе с углубленным изучением хореографических дисциплин систематические и регулярные уроки ритмики и хореографии в течение нескольких лет, будут способствовать процессу становления у школьника стойкой жизненной установки на здоровый образ жизни. Используя свою способность двигаться, человек познавал окружающий мир, тренировал тело и совершенствовал работу мозга. На всех этапах эволюция человека осуществлялась в неразрывной связи с его активной мышечной деятельностью. Особенно существенно значение двигательного режима для формирования здоровья детей и подростков. Врачи подсчитали, что на двигательную активность детей приходится всего 15 % суток, а 85 % времени дети находятся в состоянии гиподинамии. Между тем у детей, занятых двигательным развитием: • повышается ферментативная активность крови, • улучшаются показатели иммунитета, • уменьшается частота функциональных изменений осанки, • средняя за год заболеваемость снижается, • уровень физической и умственной работоспособности повышается. Валеология выявляет два опорных понятия: «здоровье» и «образ жизни», причем последний рассматривается как главная причина сохранения или потери здоровья. В последнее время большое распространение получает система здоровьесберегающего воспитания, где задачи укрепления и сохранения здоровья органично сочетаются с решением образовательных задач. Уроки ритмики и хореографии делают свой и весьма существенный вклад в дело оздоровления подрастающего поколения. Ритмика в этом роде уникальна. Цель ее – активизация музыкального восприятия через движение. Она базируется на огромном арсенале движений. Упражнения ее направлены на работу, а, следовательно, и развитие всех мышц и суставов. Наряду с этим ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребенка желание заниматься физическими упражнениями. Основу занятий ритмикой составляют комплексы упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под
ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальным характером. Выполнение упражнений поточным способом с большим количеством повторений дает возможность соединить преимущество циклических видов деятельности (бег, ходьба и др.) с их аэробными возможностями с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия положительно воздействуют на сердечно–сосудистую, нервно– мышечную, эндокринную системы организма. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Профессор Женевской консерватории и основатель музыкальной ритмики Э.Ж. Далькроз замечательно сказал по поводу проведения с детьми занятий по ритмике: «Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости... Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость». Ритмика и хореография для школьников решает как общие, так и частные задачи. Общие задачи – оздоровительные, образовательные, воспитательные. К частным можно отнести следующие: привлечение детей к систематическим занятиям; укрепление здоровья; воспитание правильной осанки; профилактика заболеваний; повышение работоспособности; развитие основных физических качеств; совершенствование чувства ритма; формирование культуры движений. Решение этих задач направлено на воспитание гармонично развитой личности. Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляют двигательную культуру человека. Основой ее является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмической гимнастикой. Правильная постановка рук и ног, удержание прямой осанки, правильная линия поз, оттянутые носочки, собранные кисти – вот неполная характеристика красивого движения. Для чего детям необходимы эти красивые движения, для чего нужно формировать двигательную культуру ребенка? Не проще ли научить его бегать быстрее, прыгать выше и метать дальше, перебрасывать мяч и т.д.? Двигательная культура человека во многом отражает его внутреннее содержание, умение управлять своим телом и эмоциями. Замечено, что красиво двигающийся человек более свободен, легок и прост в общении. Он хозяин своего тела. На занятиях ритмикой и хореографией идет одновременно развитие физических качеств и формирование базы эстетических движений тела и его звеньев. Эти два момента настолько связаны между собой, что отделить их друг от друга очень сложно. Двигательная культура во многом зависит и от психических проявлений личности. В первую очередь от развития внимания, памяти, мышления, представления, воображения ребенка. Если он не внимателен, значит, плохо
запоминает упражнения и всегда излишне напряжен при их выполнении. Недостаток образного и логического мышления приводит к ошибкам при выполнении комплексов упражнений. Плохо сформированные представление и воображение не позволят ребенку выразительно создать и передать двигательный образ. Занятия ритмикой и хореографией в большей степени способствуют развитию как моторной, так слуховой и зрительной памяти. Это происходит естественно в сочетании с другими задачами физического воспитания. Использование дополнительного образования в качестве занятий по ритмике и хореографии способствует повышению сопротивляемости защитных свойств организма ребенка, создает условия для приобщения детей к здоровьесберегающему фактору жизни, формирует у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки в различных видах деятельности. Говоря о здоровом образе жизни, на первое место следует поставить достаточную двигательную активность. Потребность в движении у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». Это очень важно – как ребенок будет двигаться по жизни, на столько и будет здоров. Именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать двигательный опыт и возможность выразить себя в активном современном мире.Мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды.Двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И.А. Аршавским. Танцевальные упражнения исторически считаются эффективным средством выражения своего внутреннего мира, своих переживаний.Необходимо отметить, что танец исторически считается эффективным средством оздоровления организма. Философами Древней Греции Гиппократом, Платоном и многими другими была приведена веская аргументация значения танца и его влияния на организм человека. Римский писатель Ювенал, английский философ Джон Локк, французский просветитель Жан Жак Руссо и многие другие говорили иносказательно о стремлении к гармоничному развитию: только в здоровом теле возможен здоровый дух. Опыт современных мастеров танца, педагогов-практиков, специалистов в области физической культуры, медицины, свидетельствует, что занятия танцем действительно оказывают серьёзнейшее воздействие на формирование опорно-двигательного аппарата (Васильева Л. Ф, Ваганова А.Я, Котельникова Е. Г, ЗвёздочкинВ.А, Фомин А.С и другие). Мы все хотим быть здоровыми, красивыми и счастливыми. В уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – это состояние физического, психологического и социального благополучия, а не
только отсутствие болезней или физических дефектов. Согласно этому, хореографическое искусство - это одно из средств, которое эффективно воздействует на эмоционально-психическое и физическое развитие детей, даёт возможность раскрыть различные сферы личности ребенка. Ситуация состояния здоровья детей, сложившаяся в Российской Федерации в настоящее время, крайне не проста. Дошкольники имеют функциональные отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, реальный уровень нарушения осанки, психосоматические заболевания.Поэтому основная и ведущая роль моей деятельности в процессе обучения отводитсяздоровьесберегающим, игровым технологиям.В основе выявления проблем в состоянии здоровья ребёнка заложен метод наблюдения.При обследовании детей учитывались нестойкие, слабо выраженные нарушения, поддающиеся исправлению. На начало прошлого учебного года (2013г.-2014г.) были выявленынарушения у 40% детей со стороны опорно-двигательного аппарата.У 37,5% обнаружено плоскостопие,у 15% стёртая деформация ног. 30%детей испытывали состояние тревожности и дискомфорта. Полученные результаты исследования позволили мне разработать комплекс занятий, который включает в себя партерный экзерсис,направленный на формированиеопорно-двигательного аппаратау дошкольников и игровые технологии, ориентированные на создание успеха. Партерный экзерсис позволяет с наименьшими затратами энергии достичь определенных целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, выработать правильную осанку, совершенствовать координацию движений. Упражнения выполняются в игровой форме, в положении, разгружающем позвоночник (см. в ПРИЛОЖЕНИИ №1). Игровые технологии помогают найти выход из конфликтов, учат разнообразию эмоций, несут в себе терапевтическую значимость.(см. в ПРИЛОЖЕНИИ №2). Мои занятияпредставляют собой небольшой танцевальный спектакль, объединённый одной темой.Это может быть и путешествие в сказочный лес, и бал у принцессы, и морское царство – государство и т. д. После реализации комплекса занятийнарушение осанки уменьшилось с 40% до 25%. Проблемы сводов стопы понизились с 37,5% до 22,5%, искривление ног сократилось с 15% до 10%, тревожность снизилась с 30% до 20%.
ВЫВОД:
Благодаря упорной работе над комплексом упражнений, направленных на воспитание правильной осанки и укрепление мышц туловища, у воспитанников наблюдаются изменения с положительной динамикой. Выпрямляется шейная кривизна, лопатки опускаются, и фиксируется ключица на первом ребре, выпрямляется грудная и поясничная кривизна позвоночного столба. Таз поворачивается в более горизонтальное положение,
угол наклона уменьшается, ноги выпрямляются и поворачиваются в тазобедренных суставах наружу, пятки становятся вместе, носки врозь под некоторым углом. Игровые технологии позволяют разглядеть и принять свои чувства, дать им выход. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и отдельных ее структур, что влияет на продуктивность деятельности – ее темп и ритм. Дети стали спокойнее, уменьшилась эмоциональная напряжённость. При использовании правильной техники дыхания у обучающихся увеличивается выносливость, движения приобретают динамическую окраску и естественную пластичность.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Комплекс занятий для формирования опорно-двигательного аппарата.

При седлообразной спине – лордозе
необходимы упражнения для укрепления мышц брюшного пресса, растягивание мышц – сгибателей и укрепление мышц – разгибателей тазобедренных суставов, растягивание задних связок нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника (растягивание мышц и связок спины, особенно поясничного отдела). Все упражнения проводятся в игровом характере.
Упражнение «Складочка»
Исходное положение: лечь на пол, вытянуть ноги вперед, корпус прямой, руки опущены вниз. Исполнение: на счет раз-два быстро наклонить корпус вниз, взявшись руками за стопы, прижаться грудью к ногам, выпрямив позвоночник. На счет три- четыре зафиксировать такое положение. Медленно поднять корпус, прийти в исходное положение.
Упражнение «Стульчик»
Исходное положение: из положения лежа на спине подняться в положение сидя с ровной спиной и вытянутыми руками.
Упражнение «Кораблик»
Исходное положение: лечь на живот, руками беремся за ноги и поднимаем спину и ноги. В таком положении раскачиваемся
При сутулости – кифозе
можно уменьшить грудной прогиб позвоночника, при помощи упражнений на укрепление глубоких мышц спины, растягивание и укрепление передних связок грудного отдела позвоночника, укрепление мышц, удерживающих лопатки в правильном положении, укрепление мышц, увеличивающих наклон тела вперед.
Упражнение «Лодочка»
Исходное положение: лечь на живот, руки направлены вперёд, поднимаем одновременно прямые руки и ноги над полом.
Упражнение «Колечко»
Исходное положение: лечь на живот, руки поставили у груди ладошками вниз, сделали прогиб назад, локти при этом вытянуты. И носочками достали до головы.
При асимметрии лопаток – незначительном сколиозе
- применяются упражнения для устранения бокового смещения оси позвоночника, нормализации положения головы, лопаток. При выполнении упражнений нужно следить за сохранением срединного положения головы, позвоночника, за симметрией шейно-надплечных линий.
При асимметрии лопаток следует укреплять мышцы спины и особенно мышцы, прилегающие к лопаткам. Полезны упражнение, способствующие укреплению силы мышц живота, особенно косых. Во всех случаях после асимметричных упражнений направленных на исправление недостатков осанки, следует выполнять симметричные упражнения для закрепления правильной позы тела (осанки) и запоминания ее.
Упражнение «Берёзка»
Исходное положение: лечь на пол, поднять ноги наверх вместе с тазом, опираясь на лопатки. Руки при этом придерживают бёдра. Носки направлены точно в потолок. Зафиксировать движение.
Упражнение «Ванька-Встанька»
Исходное положение: сесть на пол, вытянутые ноги развести циркулем в стороны, руки поднять и раскрыть горизонтально на уровне надплечий. Исполнение: наклон корпуса вправо, левая рука тянется к колену правой ноги, а правая ладошкой упирается в пол, повторяем влево.Наклон вперёд, достать локтями пол и выпрямиться.
Упражнение«Самолётик»
Исходное положение: лежим на животе, ноги в натянутом положении, пятки вместе, руки лежат под подбородком, они выпрямляются и раскрываются по сторонам, при этом плечевой пояс тоже отрывается отпола, натянутые ноги поднимаются на 25 градусов и выше. При асимметрии лопаток необходимо запомнить мышечные ощущения правильного положения корпуса и особенно у лопаток и надплечий.
При иксообразных ногах
,
при О-образных ногах
упражнения направлены на растягивание связок в тазобедренном суставе. Упражнения выполняются с чуть расслабленными коленями.
Упражнение «Циркуль».
Исходное положение: лечь на спину, ноги вытянуть, руки положить вдоль тела. Исполнение: на счет раз-два легко раскрыть ноги в стороны, пальцы вытянуть, колени держать чуть присогнутыми, на три-четыре, возвращая ноги в исходное положение, сосредоточить сопротивление на стопе и голени. Вернуться в исходное положение.
Упражнение «Бабочка»
И.п: сесть на коврик «по-турецки». Колени при этом очень часто поднимаются-опускаются.

Упражнение «Лягушка»
И.п: лечь на живот, колени разведены в стороны. Бёдра, по возможности, прижаты к полу.
Упражнение «Хвост русалки»
И.п: лечь на живот, ноги в 1 позиции, руки в упоре около плеч.
При плоскостопии
следует укреплять рессорную функцию мышечно- связочного аппарата стоп, для чего используются упражнения на полупальцах и пятках поочередно и на наружных краях стоп, а также вращения стопами лежа на полу. Кроме того, могут быть использованы упражнения, связанные с сокращением и вытягиванием стоп, а также прыжки на скакалке, хождение босиком по полу.
Упражнение
И.п: сесть на коврик, ноги вытянуть, носочки вытягиваем к полу и обратно на себя. Попеременное сгибание подъёма то одной ногой, то другой. Вращение стопой – вправо, влево. Стопы раздвигаются из шестой позиции в первую и обратно.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Игровые технологии
Игровой массаж
является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения массажа, дети получают радость и
хорошее настроение. Это такие упражнения, которые способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развитию навыков собственного оздоровления.
Пальчиковая гимнастика -
мощное средство повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.
Дыхательная гимнастика
учит согласовывать дыхания с движением, чтобы занятия были эффективными, очень важно научить детей правильно дышать. Они помогут освоить правильное дыхание и дадут нагрузку на многие группы мышц и восстановят дыхание после быстрого темпа занятия. Дыхательные упражнения влияют и на укрепление осанки. Дети учатся правильному чередованию вдоха и выдоха, умению напрягать и расслаблять положение тела.
Игровой массаж «Хорошая дорожка»
Задачи: развивать чувство доверия к партнёру по совместной деятельности, формировать сознательноестремление к здоровью, Исходное положение: дети стоят парами (один за другим). Сзади стоящий ребёнок выполняет действия, описанные ниже. Впереди стоящий ребёнок находится в пассивной позе, руки на поясе. 1.Хорошая дорожка (4 раза). Ребёнок поглаживает впередистоящего по плечам. 2. Вот что-то стало хуже (4 раза). Трясёт за плечи впередистоящего. 3.По мостику (4 раза). Ребёнок, стоящий впереди, вытягивает руки в сторону. Стоящий за ним ребёнок ребром ладони ударяет его по вытянутым рукам. 4. Под мостиком (4 раза). Те же самые движения исполняются с тыльной стороны рук впередистоящего.
5. По кочкам (4 раза). Раскачивание партнёра за плечи из стороны в сторону. 6. По нырочкам (4 раза). Положить правую руку между лопаток, левую руку на живот впередистоящего партнёра сделать 4 наклона вперёд. 7. По ямам (4 раза). Раскачивание партнёра с большой амплитудой. 8. И ух, в канаву! Расслабленное тело партнёра отпустить на пол.
Массаж «Суп»
Исходное положение: дети стоят парами (один за другим).Сзади стоящий ребёнок выполняет действия, описанные ниже. Впереди стоящий ребёнок находится в пассивной позе, руки на поясе. 1.Чики-чики-чики-ща. Похлопывают ладонями по спине. 2.Вот капуста для борща. Покрошу картошки. Похлопывают ребром ладони. 3. Свёколки, морковки, полголовки лучку, да зубок чесночку. Поколачивают кулачками. 4. Чики-чики-чики-чок! Поглаживают ладонями. 5. И готов борщичок! Показывают большой палец вверх.
Пальчиковая гимнастика
Задачи: тренировать выносливость нервной системы.

«Цветок»
1.Вырос высокий цветок на поляне. Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их. 2.Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальчики 3. Всем лепесткам красоту и питанье. Ритмичное движение пальцами вместе-врозь. 4.Дружно дают под землёй корешки. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.
«Пальчики»
1.Этот пальчик хочет спать. Сгибаем большой пальчик. 2. Этот пальчик-прыг в кровать. Сгибаем указательный. 3. Этот пальчик прикорнул. Сгибаем средний. 4. Этот пальчик уж уснул. Сгибаем безымянный. 5. Встали пальчики, ура, в детский сад идти пора. Вытянули все пальцы. Для тренировки пальчиков можно начать с мизинца, а можно и двумя руками одновременно.
Комплекс дыхательных упражнений
Задачи:способствовать оздоровлению организма.

«Хомячок».
Дети надувают щёки, задержав дыхание. Идут по кругу, ноги в полуприседи – «колесом». Останавливаются –легко хлопают себя по щекам, выпускают воздух изо рта и проходят ещё немного, дыша носом. Дети повторяют всё в другую сторону. Можно повторять несколько раз.
« Надуй шарик».
Ребёнок стоит или сидит: «надуй шарик»-широко разводит руки в стороны и глубоко вздыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – «ффф», «шарик лопнул» - хлопок в ладоши; «из шарика выходит воздух» - малыш произносит «шшш», делая губы хоботком и опуская руки.
«Курочка».
Ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги. Опущенныеруки разводит широко в стороны, как крылья – вдох; наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.
«Упражнение на дыхание»
Носом вдох, а выдох - ртом Дышим глубже, а потом Марш на месте не спеша, Коль погода хороша.
«Насос»
1.Это очень просто, покачай насос ты Дети стоят в исходной позиции 2.Налево-направо, руками скользя Наклон вправо, правая рука скользит вниз, наклон влево, левая рука скользит вниз, повторили 2 раза 3.Назад и вперёд наклониться нельзя Наклоны продолжаются 4.Вжик-вжик! Вжик-вжик Наклоны
Список использованной литературы.

1. Анисимова Т.Б. Дьяченко Л.П. - Продлёнка: Игры и занятия для школьников.-Ростов на Дону:Феникс 2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28. 3. Бардина Р.А. «Здоровье и физическая культура», «Олимп»,2001 год. 4. Джозеф С. Хавилер. Тело танцора, медицинский взгляд на танцы и тренировки. Издательство «Новое слово». Год: 2004 5. Заикина Е.А. Быть здоровым непросто. Формирование культуры здоровья у старшеклассников. – М.: Чистые пруды, 2008г. Вып. 19 6. Казакова Т.Н. Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении. – М.: Чистые пруды, 2007г. Вып. 4(16). 7. Кочеткова Т.И. Комплекс упражнений лечебной гимнастики для школьников.// «Практика», №8, 2005, с.41 8. Шмелёва Н.В. Для профилактики нарушений осанки //«Начальная школа», №7, 2007, с.55.


В раздел образования