Напоминание

Цикл бесед для родителей. Д.С.Лихачев


Автор: Белая Валентина Ульяновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №4
Населённый пункт: город Новокубанск
Наименование материала: Цикл бесед для родителей
Тема: Цикл бесед для родителей. Д.С.Лихачев
Раздел: начальное образование





Назад




Белая Валентина Ульяновна Учитель начальных классов МОБУСОШ № 4 г. Новокубанска


Д

МИТРИЙ

С

ЕРГЕЕВИЧ

Л

ИХАЧЁВ
Лихачёв Дмитрий Сергеевич, выдающийся ученый современности, филолог, историк, философ культуры. Академик, которого назвали символом русской интеллигенции XX века. Такие люди, как Дмитрий Сергеевич – это соль земли нашей, свет души нашей, мудрость мысли нашей, честь и гордость Родины нашей!
О

ДОБРОМ И ПРЕКРАСНОМ
(цикл бесед для родителей) 1. Память культуры. 2. Экология: биологическая и нравственная. 3. Любите читать. «Бескорыстное» чтение. 4. Любите и … умейте читать.

Беседа 1.

Память культуры.
Добрый вечер! Сегодня я хочу предложить Вам, уважаемые родители, размышления выдающегося учёного двадцатого века академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва (1906 – 1999 гг.), посвящённые вопросам нравственного значения и влияния на человека всей культурной среды в целом, её воздействующей силе. Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем. Как вы понимаете смысл этого утверждения? Вы с ним согласны? Мы заботимся о своём здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязнёнными. Загрязнение среды делает человека больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учёными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоёмы, моря, реки, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелётных птиц, лежбища морских животных. Человек тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая даёт человеку возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила окружающей природы хорошо известна. Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. И экология начинается уже сейчас преподаваться в университетах. Но экология не должна замыкаться только задачами сохранения окружающей нас биологической среды. Человек живёт не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды задача не менее важная, чем сохранение окружающей 2
природы. Если природа нужна человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, «для его духовной оседласти», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины. Между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставлен. А ведь факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению. После войны в Ленинград вернулось не более 20 % довоенного населения, а, тем не менее, приехавшие вновь в Ленинград быстро приобрели те чёткие «ленинградские» черты поведения, которыми по праву гордятся ленинградцы. Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота – триумфальные ворота. Жить там, где жили поэты, прозаики русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры – музеи – значит, постепенно обогащаться духовно. Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают, напоминают… Человек учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности – нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего. Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем… Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, всю культуру и язык, весь земной шар необходимо. Человек – это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи. Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, значит, у него нет 3
любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране. Вы согласны с этими утверждениями?
Беседа 2.

Экология: биологическая и нравственная.

Их сохранение – наша цель.
Добрый вечер! Сегодня я предложу Вам очередные размышления выдающегося учёного двадцатого века Дмитрия Сергеевича Лихачёва (1906 – 1999гг.), посвящённые экологии биологической и экологии культурной, или нравственной. Мы выясним, что общего и чем различаются эти понятия. Как Вы думаете? Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная. Убить человека биологически может несоблюдение законов первой, убить человека нравственно может несоблюдение законов второй. Да и нет между ними пропасти. Где точная граница между природой и культурой? Разве нет в среднерусской природе присутствия человеческого труда? Не здание даже нужно человеку, а здание в определённом месте. Поэтому и хранить, памятник и ландшафт, нужно вместе, и не раздельно. Хранить строение в ландшафте, чтобы и то и другое хранить в душе. Человек – существо нравственно оседлое. Между экологией природы и экологией культуры есть большое различие. Это различие не только велико – оно принципиально существенно. До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязнённые реки и моря, можно восстановить леса, поголовье животных и пр. Конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. Удалось же восстановить зубров и на Кавказе, и в Беловежской пуще. Природа при этом сама помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она 4
залечивает раны, нанесённые ей извне: пожарами или вырубками, или ядовитой пылью, газами, сточными водами… Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты не восстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой в прошлом, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя. Можно создать макеты разрушенных зданий, но нельзя восстановить здание как «документ», как «свидетеля» эпохи своего создания. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишён документальности. Это будет только «видимость». От умерших остаются только портреты. Но портреты не говорят, они не живут. «Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со всей прогрессирующей скоростью. Даже реставраторы иногда становятся в большей мере разрушителями памятников прошлого, чем их охранителями. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют чётких и полных исторических знаний. Градостроителям, как никому больше, нужны знания в области экологии культуры. Поэтому краеведение должно развиваться, оно должно распространяться и преподаваться, чтобы на основе его решать местные экологические проблемы. Сейчас интерес к краеведению возрос. Краеведение воспитывает любовь к родному краю и даёт те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах. Мы не должны возлагать полную ответственность за небрежение к прошлому на других, на специальные государственные или общественные организации. Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитаны, понимать красоту и быть добрыми – именно добрыми и благодарными нашим предкам, создававшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто-либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать. 5
Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Ответственны за всё мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении. Согласны? Пожалуйста, поделитесь своими мыслями об этом.
Беседа 3.

Любите читать. «Бескорыстное» чтение.
Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы продолжим знакомство с размышлениями выдающегося учёного двадцатого века академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва (1906 – 1999гг.). Его мудрые советы помогут вам усвоить азы правильного эффективного чтения. А это значит, что вы сделаете серьёзный шаг вперёд в своём интеллектуальном развитии. Каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение. Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется, не следуя ей жёстко, отходя от неё там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако необходимо составить для себя новую программу, учитывающую появившиеся новые интересы. Чтение, для того, чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания. Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа. 6
Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру тестов или различного вида скоростным методам чтения. «Скоростное чтение» создаёт видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведёт к заболеванию внимания. Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например, на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей болезни? Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но всё это даётся только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. Если в первый раз прочли произведение невнимательно – читайте ещё раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить своё отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим. «Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. А как у Вас обстоят дела с этим вопросом? 7

Беседа 4.

Любите и умейте читать!
Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня я завершаю цикл бесед о добром и прекрасном, которые познакомили вас с великим, выдающимся учёным двадцатого века – академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым. Я думаю, все вы поняли, что такие люди, как Дмитрий Сергеевич, составляют честь и гордость нашей страны, благодаря своим мыслям, знаниям, образу жизни. Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык необходимо для человека. Любить и уметь читать, – это значит развивать в себе мудрость, доброту и интеллектуальность. Всё это делает человека – Человеком! Как же нужно уметь читать, чтобы общение с книгой доставляло вам удовольствие, совершенствовало вас, как личность? Об этом Дмитрий Сергеевич говорит так. Я учился в годы, когда учителя часто были вынуждены отсутствовать на уроках – то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринуждённо садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, 8
восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и радоваться предстоящему. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве, – говорит Дмитрий Сергеевич. «Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека. Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь. Почему телевизор вытесняет частично сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймёте, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте своё время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас? Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить свой самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает – своё время! Каковы ваши мысли по этому вопросу? Думаю, что никого эти беседы Дмитрия Сергеевича Лихачёва не оставят равнодушными. Надеюсь, что беседы эти вы обязательно запомните, передадите «по наследству», сами будете руководствоваться ими в своей жизни. 9
10


В раздел образования