Использование игр, песен и стихотворений на уроках английского языка в младших классах
Автор: Муратова Олеся Михайловна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ-СОШ №3 Населённый пункт: город Армавир Наименование материала: статья Тема: Использование игр, песен и стихотворений на уроках английского языка в младших классах Раздел: начальное образование
О.М. Муратова
(Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 3, г. Армавир)
Использование игр, песен и стихотворений на уроках
английского языка в младших классах
Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в на-
чальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоро-
вье учащихся, низкий уровень их активности. На уроках английского языка
для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и
развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых в течение несколь-
ких лет учителя использую элементы здоровьесберегающих технологий.
Целью данной работы было изучение трех элементов здоровьясбережения:
игры, песни и стихи. Актуальность данной работы заключается в том, что
преподавание английского языка в начальной школе строится с учетом воз-
растных особенностей младшего школьного возраста, где большое место за-
нимают упражнения игрового характера, песни, стихи, рифмовки. Поэтому
важно рассмотреть эти элементы здоровьесберегающих технологий. Для на-
писания работы использована справочная и научно-популярная литература.
Практическая направленность работы в том, что возможно использование на
уроках данных элементов, снимающих напряжение, переключающих внима-
ние детей, вызывающих положительное эмоциональное настроение.
При обучении школьников младшего возраста, прежде всего, должны учи-
тываться физиологические и психологические особенности детей. Должны
предусматриваться такие виды работы, которые снимали бы напряжение и
усталость. Надо стремиться к тому, чтобы весь урок проходил непринужден-
но, а тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагаю-
щая к занятиям обстановка. В урок надо включать зарядки - релаксации. По
времени это занимает 3 – 5 минут.
Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой
отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к
улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного
рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем-либо необыч-
ным. Но при ее проведении надо ставить перед учениками цель - запомнить
языковой материал. Здесь срабатывает механическая память.
На начальном этапе обучения английскому языку включают в урок зарядку
с использованием различного вида движений, песен, танцев. Эта форма ре-
лаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению ум-
ственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воз-
действуют на чувство и сознание ребят. Ниже приводятся некоторые примеры
такой зарядки.
Teacher (T): Stand up!
(Звучит аудиозапись: песня с музыкальным сопровождением.)
1) Hands up, hands down,
Hands on hips, sit down.
Hands up. To the sides.
Bend left, bend right.
One, two, three, hop,
One, two, three, stop!
Stand still!
2) Clap, clap, clap your hands.
Clap your hands together. (2 times)
Stamp, stamp, stamp your feet
Stamp your feet together.
Далее выполняются движения с использованием команд: Nod your head!
Dance a dance!
3) Звучит аудиозапись: песня-вальс «On the tiptoes»
One, two, three - on the tiptoes (2 times)
One, two, three, turn around. Clap, clap, step aside!
Игра – одна из важнейших форм релаксации. Но имеется в виду не игра
на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилиза-
ции умственных сил, а игры, способствующие отдыху, вызывающие поло-
жительные эмоции, легкость и удовольствие:
1) Игра – пантомима:
-При изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе
головой или в паре с партнером).
-Ученик (ученики) у доски выполняет(ют) это задание, а другие учащие-
ся отгадывают букву алфавита.
2) При изучении темы "Му pet" изобразить животное движением, мимикой,
голосом, жестами.
3) При изучении темы «My day»
изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.
4) Ролевая игра-пантомима «In the shop».
Ситуация: В магазине Лондона ты хочешь купить какую-либо вещь. Недоста-
точно хорошо владея английским языком, ты пытаешься объясниться с про-
давцом жестами, мимикой.
Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног,
других частей тела, пространственно-временных ориентировок, вызывают
положительные эмоции на уроках.
Игра.
Игра как одно удивительнейших явлений человеческой жизни привлекла к
себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал
игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель отмечал пользу словесных
игр и каламбуров для развития интеллекта.
В ХХ веке ряд исследователей (У. Макдауголл, Г. Мерфи, Ф.Я. Бентендейх)
выдвинули тезис, что игра – это некий «социальный инстинкт», присущий
каждому человеку.
Известный советский психолог А.Н. Леонтьев считал игру ведущей дея-
тельностью дошкольного периода, благодаря овладению и выполнению ко-
торой
формируются
центральные
психологические
новообразования
и
происходит подготовка к другим видам деятельности. Один из ведущих
современных российских психологов Р.С. Немов в учебнике по психологии
определяет игру как «вид деятельности, выполняющий две функции: пси-
хологическое развитие человека и его отдыха».
Таким образом, об обучающих возможностях развивающих игр известно
давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на
эффективность использования игр в процессе обучения. В частности, вы-
дающийся педагог-новатор А.С. Макаренко считал, что игра обеспечивает
высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует
гармоничному развитию личности, так как «хорошая игра» обязательно со-
держит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или
духовное), доставляет радость (радость творчества, радость победы или ра-
дость эстетическую) и, кроме того, налагает ответственность на ее участ-
ников. В игре особенно полно и, порой неожиданно, проявляются способ-
ности ребенка. Крупнейший знаток этой проблемы Д.Б. Эльконин наделя-
ет игру четырьмя важными для человека функциями: средство развития
мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство разви-
тия умственных действий и средство развития произвольного поведения.
Игра – универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка
превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и люби-
мое учащимися занятие. Игра помогает вовлечь в учебный процесс даже
«слабого» ученика, так как в ней проявляются не только знания, но и наход-
чивость и сообразительность. Более того, слабый по языковой подготовке
ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь
порой оказываются более важными, чем .знание предмета. Чувство равен-
ства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий –
все это возможность учащимся преодолеть стеснительность, мешающую сво-
бодно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на
результатах обучения. Незаметно усваивается языков материал, а вместе с
этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я тоже могу говорить
наравне со всеми». Игра универсальна еще и в том смысле, что ее (в разных
видах и формах) можно применять на любом этапе обучения (как с начинаю-
щими, так и с владеющими материалом достаточно высоком уровне) и с лю-
быми возрастными категориями учащихся. Тем более нельзя переоценить по-
мощь, которую может оказать игра (как особо организованное занятие или
эпизод занятия) при изучении иностранного языка, поскольку с изучаемым
по этому предмету материалом мы реже встречаемся в повседневной жизни,
чем с материалами, изучаемыми по другим дисциплинам.
В книге К.И. Пассова «Урок иностранного языка в школе» мы встречаем
следующее определение игры: « ...Игра – это:
1) деятельность (в нашем случае – речевая),
2) мотивированность, отсутствие принуждения,
3) индивидуализированная деятельность, глубоко личная,
4) обучение и воспитание в коллектив-
и через коллектив (А.В. Петровский),
5) развитие психических функций способностей,
6) «учение с увлечением» (говоря с. вами С.Л. Соловейчика)» [7].
В своей работе Е.И. Пассов также определяет основные цели использова-
ния игры на уроках иностранного языка:
1) формирование определенных навыков,
2) развитие определенных речевых умений,
3) обучение умению общаться,
4) развитие необходимых способностей и психических функций,
5) познание (в сфере становления собственно языка),
6) запоминание речевого материала.
Хотя необходимо проявлять чувство меры, чтобы игра не стала утомлять
учащихся и не потеряла своего эмоционального воздействия.
Песни и стихи.
Песня на уроке – хороший вид релаксации, предоставляет возможность уча-
щимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических,
лексических, грамматических навыков. Певческая деятельность проявляется
в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функ-
ции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, раз-
вивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоцио-
нального настроя.
Проанализировав ряд современных изданий и сборников тестов, упражне-
ний по грамматике, и сборников песен, учитель Е.В. Измайлова предложила
примеры дополнительного материала при работе по УМК-3 И.Н. Верещаги-
ной и Т.А. Притыкиной. Обучение английскому языку на начальном этапе
строится на устном опережении, период которого может быть различным.
Тема «Weather» содержит сложную для русского человека структуру It's rain-
ing, которую можно легко выучить в песне «It's raining today».
It's raining today. I love the rain
Not me.
It's raining today.
I love the rain.
Not me.
It's raining today.
I love the rain.
It's raining, raining today.
It's snowing today.
I love the snore.
I'm cold.
It's snorting today.
I love the snow.
I'm cold.
It's snorting today.
It's snowing, snowing today
Спряжение глагола To be в настоящем неопределенном времени поможет
выучить стихотворение «We are happy».
I am happy.
We are happy.
You are happy.
They are happy too .
You are happy.
He is happy.
She is happy.
It is happy.
В начальной школе песни, рифмовки играют важную роль, так как позволя-
ют ребенку овладеть лексикой, грамматическими структурами без особых
усилий. Однако необходимо подчеркнуть, что знание той или иной песни-
рифмовки не означает владение самой структурой. После заучивания учитель
должен провести дополнительную работу для того, чтобы активизировать
произведение в памяти и употребление лексической единицы или граммати-
ческой структуры. Для этой цели можно воспользоваться сборниками упраж-
нений, которые по лексическому и грамматическому наполнению соответ-
ствуют УМК-3 И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной.
Заканчивая эту статью, я хотела бы высказать свое убеждение в том, про-
цесс обучения иностранному языку не обязательно должен быть скучным,
утомительным и трудоемким. В запасе учителя есть много средств, которые
помогут сделать урок более интересным, увлекательным и легким. В этом
запасе всегда должны быть игры, стихотворения и песни, как одни из главных
помощников.
Литература
1.
Зимняя И. И. Психология обучения иностранным языкам в школе – М.:
Просвещение, 1991.
2.
Игра в тренинге. Возможность игрового взаимодействия/ Под редакци-
ей Е.А. Левановой – СПб.: Питер, 2006.
3.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность – М., 1982.
4.
Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе, - М.: .: Просве-
щение, 1989.
5.
Пучкова Ю. Я. Игры на уроках английского языка – М.: АСТ,2003.
6.
Лебединская Б.Я. Английская грамматика в стихах. – М., Астрель,
2000.
7.
Sing and Learn English – 28 most popular English and American folk songs.
М.: Ком Тех, 1998.
8.
Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения. М.: Просвещение,
1991.