Автор: Крашенинникова Ирина Викторовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУДО Центр детского творчества Населённый пункт: город Лесной, Свердловская область Наименование материала: методическая разработка занятия Тема: Колыбельные песни Раздел: дополнительное образование
МБУДО «Центр детского творчества» г.Лесной
Разработка занятия по теме «Колыбельные песни»
для учащихся 1 класса
Крашенинникова Ирина Викторовна
Педагог дополнительного образования
2016 г.
Пояснительная записка
В
настоящее
время
на
государственном
уровне
обозначено
новое
понимание
народной традиционной культуры, которая является важнейшей
нравственной
и
социально-духовной
ценностью,
опорой
государства
и
общества. Ни у кого не вызывает сомнение огромная значимость народной
культуры
в
духовном,
нравственном,
эстетическом
и
патриотическом
воспитании
подрастающего
поколения,
в
приобщении
детей
к
народной
истории, к вековым культурным традициям России.
Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников на основе
русского народного творчества занимает в педагогике одно из ведущих мест.
Погружая ребёнка в национальный быт, знакомя его с народными традициями
родного края у ребёнка формируется любовь к ближнему, семье, малой и
большой Родине, воспитывается гордость за свой народ, раскрывается личность
ребёнка через включение в культуру собственного народа. Именно акцент на
знание истории народа, его культуру, поможет в дальнейшем с интересом и
уважением относиться к культурным традициям других народов.
Искусство
является
важнейшим
фактором
народного
воспитания.
В
народной педагогике эмоциональное воздействие на личность через образно-
игровые
и
художественные
формы
способствует
ее
целостному
развитию.
Жанры народного искусства появляются в жизни человека в определенной
закономерности и последовательности, решая воспитательные и развивающие
задачи, актуальные для каждого конкретного возрастного этапа. Передаваясь от
одного поколения к другому в течение многих столетий, произведения детского
фольклора
обрели
содержание
и
форму,
соответствующие
особенностям
детской психики, законам детской эстетики. В детском фольклоре находится
ключ
к
пониманию
возрастной
психологии,
и
в
этом
смысле
его
можно
рассматривать как уникальную систему гуманитарно-художественного развития
личности.
Цель
занятия :
создание
условий
для
воспитания
интереса
к
народному
творчеству у учащихся 1 класса.
Задачи :
- познакомить учащихся с жанром народной колыбельной песни;
- раскрыть духовно-нравственные основы семейно-бытового искусства;
- создать для детей ситуацию эмоциональной комфортности;
- настроить на доброе, позитивное восприятие окружающего мира.
Необходимый инвентарь :
- МР 3 проигрыватель;
- фортепиано;
- телевизор;
Занятие для учащихся 1 класса по теме «Колыбельные песни»
- Ребята, как вы думаете, какие песни слышал маленький ребенок сразу после
своего рождения?
- Да, верно. Это колыбельные песни, которые ласковым голосом пела ему мама.
В старину, с момента появления ребенка и до 1 года мама никому не доверяла
свое дитя. Она укладывала его спать под свою колыбельную, пеленала под
пестушки, играла с потешками и прибаутками.
Сон в первые месяцы – непременное условие нормального роста и развития.
Хорошо малыш поспит – хорошо и поест. Будет крепко спать – не станет будить
родителей или мешать им заниматься домашними делами. Пословица гласит:
«Сон лучше всякого лекарства»
- А когда вы были маленькими, ваши мамы пели вам колыбельные песни?
-
Колыбельные
песни
появились
очень
давно
и
своими
корнями
уходят
в
глубокую древность. А как вы думаете, о чем поется в этих песнях?
- Ответ детей.
- Мы с вами сейчас послушаем русскую народную колыбельную песню.
Прослушивание русской народной колыбельной «Ой, люли»
- Содержание колыбельных песен – это то, что младенец мог видеть, слышать,
осязать, все то, что окружало дитя. Это он сам, мать, отец, бабушка, котик, гули,
домашние животные, колыбелька, одеяльце, хлеб, молоко. Через колыбельную
песню матери ребенок знакомился с окружающим миром.
-
Как
вы
думаете
ребята,
от
какого
слова
произошло
название
песен
–
«колыбельные»?
- Ответ детей.
-
Верно,
от
слова
«колыбель».
А
в
старину
детскую
кроватку
называли
«зыбкой». К устройству колыбели наши предки относились очень серьезно. Она
представляла собой почти квадратный ящик, который делали из липовой коры
или тонких, широких осиновых досок. На деревянную раму снизу навешивали
кусок холста, так чтобы он образовал углубление вроде мешка, куда и клали
ребенка. Дно колыбели застилалось соломой или сеном, сверху клали мягкие
тряпки, овчину, в изголовье – подушечку, набитую шерстью или пером. К углам
колыбели привязывали веревки, которые прикреплялись к концу шеста длиной
около 4-х метров. Этот шест называли «очеп» и делали его из ели. Очеп
вырубали утром, пока не пропели петухи, чтобы дети были спокойные, много
не плакали. Нужно было найти ель, которая растет на муравейнике, чтобы детей
в семье было много.
Показ
иллюстраций
и
фотодокументов
из
архива
Российского
этнографического музея.
-
Дополнительно
под
зыбкой
привязывали
веревочную
петлю
для
качания
ногой. Потому что, напевая колыбельную, мама одновременно могла прясть,
шить, вязать. В народе сохранилось еще одно название материнской песни –
«байка», происходящее от глагола «байкать» - баюкать, укачивать припевая,
усыплять.
- Давай те послушаем еще одну колыбельную песню.
Звучит колыбельная песня «Байки-побайки» в исполнении педагога.
Прослушивание
и
разучивание
русской
народной
колыбельной
песни
«Байки -побайки»
Байки-побайки,
Прискакали зайки.
Стали в скрипочку играть
И сыночка забавлять.
Стали люльку качать,
Стал сыночек засыпать.
- Молодцы, все очень старались.
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Котенька-коток». Нам нужен главный
герой Кот-Баюн.( По считалке выбирается ведущий Кот-Баюн)
Правила игры : дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом. В центре
– Кот-Баюн (кто-то из детей)
Котя, котенька-коток,
Котя серенький хвосток.
Приди, котя, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж ты котичек-коток,
Не ходи ты в погребок –
По сметанку, по творог,
Уж ты, котик, ты, коток.
А уж я тебе коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.
Шубу новую сошью,
Сапоги закажу.
Приди котя ночевать,
Нашу деточку качать.
Дети сидя изображают «спящие фигуры», Кот-Баюн обходит фигуры и к концу
куплета (колыбельную поет педагог) выбирает одну из них (приседает рядом
или встает за стульчиком). В наступившей паузе все копируют выбранную
фигуру. На следующий куплет позы меняются.
- Молодцы, все очень старались. А как вы думаете, такой музыкальный жанр
как «колыбельная» пользуется популярностью в наше время?
- Ответ детей.
- Конечно, и сейчас сочиняются колыбельные. А кто может напеть какую-
нибудь современную колыбельную?
Вспоминаем современные колыбельные песни.
- Молодцы ребята! Попробуйте дама сами придумать колыбельную песню. А на
следующем занятии мы все их послушаем. До свидания.