Проект "Правая или левая? или Почему мы такие разные?"
Автор: Кошарская Татьяна Викторовна Должность: учитель начальных классов, руководитель шмо учителей начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Школа №66" городского округа Самара Населённый пункт: Самара Наименование материала: Научно - исследовательский проект Тема: Проект "Правая или левая? или Почему мы такие разные?" Раздел: начальное образование
ГЛАВА 1. ПОЧЕМУ МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ..................................................... 4
1.1. Л
ЕВЫЙ
–
ЭТО
НЕ
ПРАВЫЙ
ИЛИ
НЕПРАВИЛЬНЫЙ
?..........................................4
1.2. П
РАВОРУКОСТЬ
............................................................................................... 4
1.3. В
ЛИЯНИЕ
ГОЛОВНОГО
МОЗГА
НА
«
ВЕДУЩУЮ
»
РУКУ
ЧЕЛОВЕКА
..................5
1.4. А
МБИДЕКСТРИЯ
.............................................................................................. 4
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ «ВЕДУЩЕЙ» РУКИ НА
ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА............................................................................................ 7
2.1. Т
ЕСТИРОВАНИЕ
УЧАЩИХСЯ
ТРЕТЬИХ
КЛАССОВ
............................................ 7
2.2. А
НАЛИЗ
УСПЕВАЕМОСТИ
ЛЕВОРУКИХ
ДЕТЕЙ
ТРЕТЬИХ
КЛАССОВ
МБОУ
СОШ №66
Г
.
О
.С
АМАРА
…………………………………………………………8
2.3. И
ССЛЕДОВАНИЕ
«
ВЕДУЩЕЙ
»
РУКИ
СРЕДИ
ЧЛЕНОВ
МОЕЙ
СЕМЬИ
................8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 8
3
Введение
Однажды я заметил, что многие взрослые и дети держат ручку, ложку или
карандаш в правой руке, а некоторые – в левой.
Я одинаково легко могу держать предметы, как в левой, так и в правой
руке. Я задумался и задал себе такие вопросы:
Что я делаю левой рукой?
Почему я не такой, как все?
Может ли леворукость или праворукость влиять на учёбу?
Гипотеза: я предположил, что леворукость – не дефект и не болезнь, а,
может быть, даже некоторое преимущество.
Я поставил цель: выяснить какую роль играет «ведущая» рука в жизни
людей.
Задачи:
изучить литературу по теме исследования;
провести тестирование учащихся третьих классов МБОУ СОШ №66
г.о.Самара;
проанализировать
успеваемость
леворуких
учащихся
третьих
классов;
провести
исследование
на
предмет
определения
«ведущей»
руки
среди членов моей семьи;
сделать выводы;
подготовить
рекомендации
по
адаптации
леворукого
ребенка
родителям
леворуких
детей,
воспитателям
детских
садов
и
учителям начальных классов (на основании советов ученых).
Эта тема интересна и актуальна, прежде всего, для меня самого, потому
что я легко могу держать предметы, как в левой, так и в правой руке, кто же
я? Среди моих одноклассников есть левши. Для них, их родителей, для моих
родственников, для воспитателей и учителей, и, думаю, для многих других
людей, потому что у всех есть знакомые или родственники – левши будет
интересно. А некоторые люди даже не догадываются, что сами являются
4
левшами.
От учительницы я узнал, что число леворуких детей постоянно
растёт. А многие родители переживают, как будут учиться их левши.
Глава 1. Почему мы такие разные…
1.1.
Левый – это не правый или неправильный?
Социологи подсчитали количество левшей среди населения земного шара.
Результат оказался сенсационным: каждый десятый из живущих на планете
людей — левша!
1
Левша́
(леворукий) — человек,
предпочтительно
пользующийся
левой
рукой.
Антоним
к
термину
«левша» —
«правша».
Среди
людей
левши
составляют примерно 15 %, то есть левшой является каждый седьмой.
Человек, являющийся левшой, в основном использует левую руку намного
чаще, чем правую; левша преимущественно будет пользоваться левой рукой
для личных нужд, приготовления еды и подобных дел. Рука, используемая
для письма, не является точным индикатором лево - (право -) рукости. Так,
множество
левшей
пишут
правой
рукой,
используя
левую
руку
для
выполнения большинства других задач.
Оказывается,
что
до
семи
лет
у
детей
нет
разделения
полушарий
по
функциям:
все
малыши
как
на
подбор
талантливы,
потому
что
левое,
логическое
полушарие
еще
не
«задавило»
правое,
творче ское
2
.
Чем
больше
творческих
способностей
проявляет
человек,
тем
сильнее
развито
его
правое
полушарие
и,
следовательно,
левая
рука.
Левши
очень
эмоциональны,
ранимы,
неуверены
в
себе,
но
при
этом
добросовестны и ответственны.
1
Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. А.Ликум, М., «Слово»,
2006
2
Безруких М.М. «Леворукий ребенок», М., 2010
5
Однако левшам всегда нелегко было в жизни
3
. 500 лет назад леворуких
людей считали колдунами и ведьмами. Их сжигали на костре. По указу царя
Петра I рыжие, косые и леворукие не имели права давать показания в суде.
А как живётся левшам в современном мире?Есть ли у них трудности?
Да, леворуким детям нелегко освоится в праворуком мире, ведь все вещи -
от
дверных
ручек,
замков,
автомобилей,
музыкальных
инструментов
до
пуговиц на нашей одежде - предназначены для праворуких людей. Парты в
классе
стоят
так,
чтобы
свет
от
окна
падал
слева
направо,
освещая
написанный текст. Для левши написанное остается в тени, да он еще и
закрывает текст пишущей рукой и мажется чернилами по локоть! Линейка
нужна
особая,
с
нумерацией
справа
налево.
Ножницы,
ручки
–
тоже
специальные. Даже пропись для первоклашки нужна особая.
Но это совсем не значит, что у левшей всё получается плохо. Они упорно
пытаются приспособиться к «правостороннему» миру. Это требует от него
огромных
усилий. Но
природа
наградила
маленьких левшей
огромной
фантазией и самоконтролем.
Да, иногда леворукие дети, действительно, плохо учатся. Но причина этому
не леворукость.
Число левшей среди взрослых становится меньше, но это не значит, что
леворукость исчезает сама по себе. Просто праворукий окружающий мир
заставляет их переучиваться и приспосабливаться, порой с огромным трудом.
Не переучивайте ребенка-левшу! Ведь человек, лишенный свободы, не может
благополучно развиваться!
Итак, леворукость – не дефект и не болезнь, а, может быть, даже некоторое
преимущество.
Ведь
большинство
левшей
одинаково
хорошо
пользуются
обеими руками.
Вывод: Трудности
у
левши
есть,
но
их
можно
преодолеть.
Число
левшей среди взрослых становится меньше, но это не значит, что леворукость
3
Эти невероятные левши. Семенович А.В., М., «Генезис», 2009
6
исчезает сама по себе. Просто праворукий окружающий мир заставляет их
переучиваться
и
приспосабливаться,
порой
с
огромным
трудом. Не
переучивайте ребенка-левшу! Ведь человек, лишенный свободы, не может
благополучно развиваться!
1.2. Праворукость
Правша (праворукий) — человек, который наиболее ловко использует
правую руку по сравнению с левой: он, скорее всего, будет писать правой
рукой, а также будет применять данную руку для личных нужд, кулинарии и
так далее. Согласно различным исследованиям от 85 % до 90 %
, населения
является правшами.
У правшей хорошо развита логика. Они выбирают явления и предметы, из
которых
создаются
конкретные
логические
связи,
не
имеющие
никаких
внутренних и внешних противоречий
4
.
Четкость,
определенность,
постоянство,
крайняя
рациональность
и
рассудочность - одни из важных черт натуры «правшей».
«Правши» по сравнению с «левшами» слабые ораторы, вербальная речь у
них не доминирует, здесь главенствующее место занимает речь письменная.
Она у них грамматически правильна. Поэтому «правши» много и охотно
пишут, легко запоминают длинные тексты.
Для «правшей» характерны обостренное чувство долга, ответственность,
принципиальность. Их эмоции часто глубоко скрыты от окружающих. У них
по
сравнению
с
«левшами»
малая
гибко сть,
спонтанно сть
и
непосредственность в выражении чувств.
Часто
занимают
административные
должности.
Они
предпочитают
действовать
по
заранее
составленным
схемам,
трафаретам,
с
трудом
перестраивают свои отношения с людьми.
4
levshei.
net
Пр
ав
ое
по
лу
ша
ри
е
Ле
во
е
по
лу
ша
ри
е
7
1.3. Влияние головного мозга на «ведущую» руку человека
Может быть, причина в строении
головного мозга человека?
Ч е л о в е ч е с к и й
м о з г
несимметричный:
правое
и
левое
полушария мозга похожи внешне,
но различаются по строению и по
функциям.
Учёные
считают,
что
большинство
людей
праворукие,
потому
что
мозг
большинства
людей
работает
в
определённом
направлении. А именно, левое полушарие
мозга
контролирует работу правой половины тела,
а
правое полушарие мозга - работу левой половины тела. И у большинства
людей
левое
полушарие
господствует,
поэтому
правая
половина
их
тела
лучше развита. У левшей мозг работает наоборот. Правое полушарие мозга
господствует, поэтому левая половина тела работает лучше.
Получается, у меня хорошо развиты оба полушария головного мозга.
Из научной литературы я узнал, что у любого человека не только одна рука
«ведущая», но и один глаз, ухо, нога
5
. Левша по руке может иметь ведущую
правую ногу, правое ухо или глаз. То есть левшество и правшество может
быть абсолютным и частичным. Есть люди, у которых одинаково, хорошо
работают оба полушария, они одинаково хорошо владеют обеими руками,
ушами, глазами. Этих людей называют амбидекстры. Их очень мало. Может
быть, я отношусь к этой малочисленной группе людей?
1.4.
Амбидекстри́
я
5
365 рассказов о человеке. Алексеева Т.А., Апресян Р.Г. М., «Росмэн», 2008
8
Амбидекстри́
я
(от
лат.
ambi
—
«оба»
и
лат.
dexter
—
«правый»,
«ловкий»)
—
отсутствие
явно
выраженной
мануальной
асимметрии;
проявляется тем, что человек или животное в равной степени владеет правой
и левой руками (лапами), без выделения ведущей.
Амбидекстрия может быть обусловлена генетически или выработана
в
результате
тренировки.
Поскольку
«двурукие»
могут
одинаково
хорошо
пользоваться обеими руками, то, их личностные черты представляют собой
совокупность черт «левшей» и «правшей». И если сложить эти черты, то у
нас
получиться
«портрет»
по
большей
мере
гармоничной
личности.
Но достичь такой гармонии в самом начале несколько сложновато. Все дело в
самом факте развития мозгового функционирования. То есть «правые» и
«левые»
свойства
полушарий
не
присущи
человеку
изначально,
они
развиваются потом, позже, а рождаясь на свет, человек имеет как бы два
«правых»
полушария.
Маленький
ребенок
по
природе
с в о е й
правополушарен.
Гд е
вы
вид ели
рациона льного,
л о г и ч е с к и
последовательного малыша. Согласитесь - гораздо привычнее детский смех,
слезы,
импульсивность
действий,
крайняя
впечатлительность,
отсутствие
логики,
образность
мышления,
и
отличнейшая
способность
запоминать
информацию.
И только примерно к трем годам, когда малыш начнет осознавать себя,
начнет говорить, левое полушарие его мозга постепенно будет осваивать
соответствующие
ему
функции.
Можно
сказать,
что
левое
полушарие
-
культурная установка. Культура учит малыша приспосабливаться к внешним
нормам: уметь скрывать крайние эмоции, отдавать приоритет рассудку. Левое
полушарие
отвечает
за
то,
чтобы
ребенок
стал
частью
общества.
Это
означает,
что
он
должен
осознать
себя
как
личность,
понимать
и
согласовывать свои действия и желания с внешними обстоятельствами, не
у ч и т ы в а я
к о т о р ы е
м о ж н о
д а ж е
л и ш и т ь с я
ж и з н и .
Если
внимательно
проследить
эту
схему
развития,
можно
отметить,
что
правое
полушарие
нужно
для
быстрого
впитывания
поступаемой
9
информации, а левое - для умения хорошо этой информацией владеть. Итак,
нужны оба полушария, а значит и обязательна двурукость. Ведь именно эта
потребность
в
развитии
двух
полушарий
и
позволяет
чувствовать
себя
комфортно. Дети до 5 лет одинаково часто используют правую и левую руки.
Но
считается,
что
амбидекстрия
—
врожденное
свойство.
Впрочем,
«двуруким»
человек
может
стать
и
в
результате
тренировки,
правда,
подсознательно
он
всё
равно
будет
предпочитать
руку,
обусловленную
физиологическими
особенностями
мозга.
В
XIX
веке
считалось,
что,
подчинив обе руки, человек в совершенстве овладеет обоими полушариями
мозга и чуть ли не превратится в сверхчеловека. Мода на искусственную
амбидекстрию быстро прошла, поскольку в ходе исследований выяснилось,
что «двурукие» ничем не лучше правшей и левшей.
Глава 2. Исследование влияния «ведущей» руки на жизнь человека.
У человека бывает не только ведущая рука, но и нога, глаз, ухо и даже
ноздря.
К
примеру,
ведущая
нога
делает
шаг
длиннее
(поэтому
заблудившийся в лесу «кружит», и ступня её тоже
чуть больше (вот почему при покупке обуви надо
примерять пару, а не один туфель).
Также
замечено,
что
чаще
всего
ведущая
рука
длиннее другой. А вот сочетания ведущих рук - ног
– глаз – ушей - ноздрей индивидуальны, они бывают смешанными, а не
и с к л ю ч и т е л ь н о
л е в ы м и
и л и
п р а в ы м и .
2 . 1
Т е с т и р о в а н и е
у ч а щ и х с я
т р е т ь и х
к л а с с о в .
Учащимся 3 классов нашей школы было предложено пройти тест.
Тест «Правша или левша»
1)
Скрестите руки на груди. Ведущая рука обычно оказывается сверху.
Если поменять руки, то будет неудобно.
2)
Сделайте
небольшой
кружок
пальцами
правой
и
левой
рук
и
посмотрите в него обеими глазами на какой-нибудь предмет. Теперь
поочередно
закрывайте
то
один,
то
другой
глаз.
При
просмотре
в
10
кружок
основным
глазом,
изображение
остается
на
месте.
При
просмотре другим глазом изображение сильно сместится в сторону.
3)
Похлопайте в ладоши. Основная рука хлопает сверху.
4)
Посмотрите на лунки ногтей большого пальца и мизинца. Считается,
что на ведущей руке лунки немного больше по размеру и сами пальцы
ведущей руки на 1-2 мм длиннее, чем у другой.
5)
Переплетите пальцы рук между собой. У ведущей руки большой палец
окажется сверху.
6)
Приложите телефон к тому уху, которым Вы обычно слушаете. Если
поменять ухо, то будет неудобно. Так можно будет понять ведущее ухо.
7)
Заметьте, какой ногой Вы отталкиваетесь или начинаете делать шаг.
Это покажет ведущую ногу.
Обычно
прохождение
данного
несложного
теста
с
уверенностью
показывает
предрасположенность
к
правшам
или
левшам.
Если
во
всех
пунктах выявляется использование только одной стороны, то Вы 100%-ный
правша
или
левша.
Если
наблюдается
преимущественное
использование
правой
или
левой
стороны
тела,
то
это
свидетельствует
о
некотором
и с п о л ь з о в а н и и
и
п р о т и в о п о л о ж н о й
с т о р о н ы
т е л а .
Вывод: в результате тестирования удалось установить, что из 25 учеников
третьих классов - 7абсолютные правши, 16 учеников частичные правши и
левши и 2 человека абсолютные левши.
Я –
абсолютный
левша.
У
меня
ведущая
левая
рука, хотя что-то я могу делать и
правой рукой. Например, компьютерную мышку держу в правой руке. Так же,
я выяснил, что у меня ведущим является левый глаз, левое ухо и левая нога.
11
2.2. Анализ успеваемости леворуких детей третьих классов МБОУ
СОШ № 66 г.о. Самара
Нам удалось установить левшей, правшейи амбидексторов среди учащихся 3
классов нашей школы. Интересно,зависят ли мои успехи в учёбе, и успехи
моих одноклассников от того, левша человек или правша? Чтобы ответить на
этот вопрос, мы проанализировали успеваемость учеников по предметам.
При этом отмечали, кем является ученик. Психологи отмечают, что левши и
правши отличаются друг от друга не только тем, какой рукой они пишут.
Левши имеют творческие способности. А вот точные науки им даются с
трудом. Так же отмечают, что леворуким тяжело приходится в школе, они
часто путают буквы, плохо читают, медленно пишут, у них плохой подчерк и
вообще, считается, что леворукие часто плохо учатся.
Изучив успеваемость «абсолютных» правшей, мы выяснили, что у всех
учеников проявляются
различные способности, у некоторых есть проблемы
с математикой, с русским языком.
Среди «частичных» правшей и левшей похожая ситуация - дети, с
разными способностями, с разной успеваемостью в школе.
А
что
же
«абсолютные»
левши?
Нас
всего
5.
И
мы
учимся
на
отлично.
Абсолютные Частичные Абсолютные
правши правши и левши левши
Закончив
это
исследование,
я
пришёл к
выводу:
умственные
способности ученика не зависят от того, левша он или правша.
Думаю,
что
успеваемость
зависит
от
других
причин
(например,
невнимательность на уроке, плохая подготовка домашнего задания).
2.3
Исследование
«ведущей»
руки
среди
членов
моей
семьи
Для того чтобы узнать
почему я не такой как все, я решил провести
12
н а б л ю д е н и я
з а
м о и м и
р о д и т е л я м и
и
м о е й
с е с т р о й .
Наблюдаю за папой. Папа берёт предметы правой рукой, ложку держит в
правой руке, пишет правой рукой, инструменты держит в правой руке.
Прихожу к выводу, что папа - правша.
Наблюдаю за мамой. Мама берёт разные предметы то правой, то левой
рукой. Сумку с продуктами может нести как правой, так и левой рукой. Пыль
вытирает одинаково хорошо обеими руками. Сообщение по телефону пишет
быстро одинаково и правой и левой рукой. Моет посуду, пол правой рукой.
Пишет правой рукой, утюг и иголку держит в правой руке. Задаю себе
вопрос: к какой группе отнести мою маму? Делаю вывод моя мама частичная
правша.
Понаблюдав за моей сестрой, как она ловко орудует то правой, то левой
рукой я решил не делать поспешных выводов, так как дети до четырёх лет
е щ ё
н е
о п р е д е л я ю т
с е б е
г л а в н у ю
р у к у .
Заключение
Учёные считают, что большинство людей праворукие, потому что мозг
большинства людей работает в определённом направлении. А именно, левое
полушарие
мозга
контролирует
работу
правой
половины
тела,
а
правое
полушарие мозга - работу
левой половины тела. И у большинства людей
левое
полушарие
господствует,
поэтому
правая
половина
их
тела
лучше
развита.
У
левшей
мозг
работает
наоборот.
Правое
полушарие
мозга
господствует, поэтому левая половина тела работает лучше.
Работая над проектом, я узнал, что у людей может господствовать правое
или левое полушарие. От этого зависит, левшой или правшой будет человек.
Я - левша, так как правое полушарие моего головного мозга преобладает
над левым, а оно отвечает за левую сторону моего тела. Это результат
наследственности.
В результате тестирования я выяснил, что не все люди знают о себе, что
они – частичные левши или правши.
13
Проанализировав успеваемость, я сделал вывод, что леворукость не может
быть причиной снижения умственных способностей, если, только, левшу не
переучивать.
На Земле насчитывается более 500 миллионов левшей. Это значит, что
каждый десятый житель нашей планеты – левша.
С 1992 года у левшей есть даже свой собственный праздник. Ежегодно 13
августа отмечается Всемирный день левши.
В нашем мире все люди разные: по цвету кожи, волос, глаз. А также по
красоте и уму. Каждый имеет право на жизнь.
Список литературы
1.
Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. А.Ликум, М.,
«Слово», 2006
2.
Безруких М.М. «Леворукий ребенок», М., 2010
3.
Тело человека. Элиза Прам, М., «Махаон», 2004
4.
365 рассказов о человеке. Алексеева Т.А., Апресян Р.Г. М., «Росмэн»,
2008
5.
Что такое? Кто такой? Обучающая энциклопедия для младших
школьников. Сост. Ухарцева А.В., М., «Астрель», 2008
6.
Эти невероятные левши. Семенович А.В., М., «Генезис», 2009
7.
Я познаю мир. Детская энциклопедия, М., «АСТ», «Астрель», 2003
8.
levshei
9.
left-
life2.by.
ru
10.
nanya
14
Приложение 1
Рекомендации по адаптации леворукого ребенка
родителям леворуких детей,
воспитателям детских садов и учителям начальных классов
1 . Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать
леворукому ребенку негативное отношение к леворукости.
2.
Старайтесь
придерживаться
единой
тактики
отношений
с
ребенком.
Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда
осложняют ситуацию.
3 .
Необходимо
научиться
внимательно
наблюдать
за
своим
ребенком,
видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей,
понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.
4. Помните, что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому
трудности,
возникающие
у
левши,
совсем
не
обязательно
связаны
с
его
леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.
5. Не рекомендуется «пробовать» научить ребенка работать правой рукой,
тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным
нарушениям здоровья.
6. Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее,
даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.
7.
Научите
леворукого
ребенка
правильно
сидеть
за
рабочим
столом,
правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе
должен падать справа.
8. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей».
Помните,
методика
безотрывного
письма
неприменима
при
обучении
леворуких детей.
9. Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается,
даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их
элементов, пишите буквы, играйте с буквами — эта работа облегчит ребенку
распознавание букв и процесс обучения чтению.
10. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому,
что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.
Главное — понять:
от
вашего
понимания,
любви,
терпения,
умения
вовремя
помочь
зависят успехи вашего малыша.
15
Приложение 4
Интересные факты.
16
Все полярные медведи – левши.
Левши чаще рождаются во второй половине года.
Левши под водой видят лучше, чем правши.
Левша Леонардо да Винчи вел все свои записи справа налево, так что
прочитать
их
можно
было,
только
поднеся
к
зеркалу.
Благодаря древним орудиям труда ученые
доказали, что левши существовали
еще1.4млн.лет назад.
Древние инки считали, что быть левшой - большое счастье.
В Японии, муж мог развестись с женой, узнав, что она - левша.
Эскимосы верят, что каждый левша может быть колдуном.
Древние египтяне считали хорошей приметой войти в дом с левой ноги.
Автор «Алисы в стране чудес» английский писатель Льюис Кэрролл
был левшой.
Лягушо
но
к
Кермит, появившийся в 1957 году и ставший знаменитым на весь мир
был левшой, как и его создатель Джим Хенсон.
17
Герой
мультсериала
Смешарики,
обаятельный
и
весёлый
Крош
–
левша.
18