"Формирование гражданско-патриотических качеств младшего школьника через организацию социально-педагогического партнёрства"
Автор: Санькова Елена Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ№13 с УИОП" Населённый пункт: город Губкин, Белгородская область Наименование материала: опыт работы Тема: "Формирование гражданско-патриотических качеств младшего школьника через организацию социально-педагогического партнёрства" Раздел: начальное образование
Санькова Елена Анатольевна
Управление образования и науки администрации
Губкинского городского округа
Формирование гражданско-патриотических качеств
младшего школьника через организацию
социально-педагогического партнёрства
Автор опыта:
Санькова Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№13 с УИОП»
Губкин
2016
1
Санькова Елена Анатольевна
Содержание
1.
Информация об опыте…………3
2.
Технология опыта………………5
3.
Результативность опыта………15
4.
Библиографический список…...18
5.
Приложение к опыту …………..19
2
Санькова Елена Анатольевна
Информация об опыте
Условия возникновения опыта
«…Родина
есть
духовная
реальность.
Чтобы
найти
ее
и
узнать,
человеку
нужна
личная
духовность.
В
духовности
–
корни
патриотического
чувства.
Иначе
Родина
остается для человека лишь территорией».
И. А. Ильин.
Тема
опыта
«Формирование
гражданско-патриотических
качеств
младшего
школьника
через
организацию
социально-педагогического
партнёрства».
В
муниципальном
общеобразовательном
учреждении
«Средняя
общеобразовательная
школа
№13
с
углубленным
изучением
отдельных
предметов» города Губкина Белгородской области, в которой работает автор
опыта,
обучаются
дети
из
разных
районов
города,
из
семей
разного
социального и интеллектуального уровня, имеющие разные способности к
общению. «Педагогический
стаж» школы более 40 лет. Индивидуальные
познавательные
и
творческие
потребности
учащихся
реализуются
через
систему дополнительного образования: занятия внеурочной деятельности,
кружки, секции, научные общества учеников. Удобное месторасположение
школы позволяет активно сотрудничать с Центральной детской библиотекой
Муниципальное
учреждение
культуры
«Централизованная
библиотечная
система
№
1»,
Муниципальным
автономным
учреждением
культуры
Губкинского городского округа «Губкинский театр для детей и молодёжи»,
Муниципальным
автономным
учреждением
культуры
Дворец
культуры
«Строитель», Муниципальным бюджетным управлением культуры дворец
культуры «Форум», библиотека СК «Горняк», СЮТ, СЮН. Таким образом, в
школе и микрорайоне созданы все условия для социально педагогического
партнёрства.
Базовым условием для работы по теме «Формирование гражданско-
патриотических качеств младшего школьника через организацию социально-
педагогического
партнёрства»
автор
опыта
использовал
«Концепцию
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина
России», которая отражает ценностно-нормативную основу взаимодействия
общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации и
результаты
диагностик,
взятые
из
методического
пособия
«Духовно-
нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. /
А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. М.: Просвещение,2014.
Концепция
позволяет
использовать
физические
и
интеллектуальные
возможности детей для развития их интересов и склонностей, для реализации
творческого потенциала, для самостоятельной и практической деятельности.
3
Санькова Елена Анатольевна
Для определения уровней гражданско-патриотических качеств были
использованы методики «Государственные символы», «Я и школа», «Знание
государственной символики», «Наши поступки».
Показатели класса автора опыта
Диагностика по методике «Государственные символы Российской
Федерации»
№
п/п
Уровень развития
коммуникативных компетентностей ребёнка
Результатив
ность
1.
Очень
хорошие
знания
государственной
символики
8
человек
–
29,6%
2.
Хорошие знания
10 человек –
37%
3.
Низкий уровень
9
человек
–
33,3%
По
результатам
диагностики
только
29,6%
первоклассников
имеют
высокий
уровень
гражданско-патриотического
воспитания,
37%
обучающихся
находятся
на
среднем
уровне,
33,3%
-
на
низком
уровне.
Ученики, пришедшие в первый класс, показали незрелое эмоциональное
отношение к гражданственности.
В
ходе
анализа
результатов
изучения
исходного
состояния
сформированности
патриотизма
у
учащихся
определилась
необходимость
активизации их патриотического воспитания.
Автор опыта пришёл к выводу, что для формирования гражданско-
патриотических
качеств
младших
школьников
необходимо
социально
педагогическое партнёрство с организациями дополнительного образования.
Актуальность опыта
Современный
национальный
воспитательный
идеал
–
это
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий
судьбу
Отечества
как
свою
личную,
осознающий
ответственность
за
настоящее
и
будущее
своей
страны,
укоренённый
в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и
богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что
невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без
уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка,
полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и
учились
любить
свою
страну
и
уважать
традиции
и
национальные
особенности народов, которые ее населяют.
Актуальность
данной
работы
связана,
прежде
всего,
с
наличием
следующей проблемы :
изменения,
которые
произошли
в
последние
десятилетия
в
России,
сопровождающиеся
изменениями
в
социально-
экономической
и
политической
сферах
жизни
общества,
привели
к
значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти
4
Санькова Елена Анатольевна
изменения
снизили
воспитательный
потенциал
российской
культуры,
искусства,
образования
как
важнейших
факторов
формирования
чувств
патриотизма.
Следовательно,
возникла
необходимость
создания
реальных
условий,
способствующих
формированию
гражданско-
патриотических
качеств личности.
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той
объединяющей
силой,
которая
сможет
вырастить
поколение
настоящих
патриотов,
любящих
свою
Родину
не
на
словах,
а
на
деле.
Патриотизм
призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение,
которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные
богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
«БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО», - гласит народная мудрость, а
будущее – это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом и
традициях нашего народа.
Автором
опыта
выявлено противоречие
между
требованиями
современного общества к патриотизму и низким уровнем сформированности
гражданско-патриотических качеств младшего школьника.
В
начальной
школе
закладывается
начало
понимания
высоких
патриотических
чувств.
Патриотизм
–
синтез
духовно-нравственных,
гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в
любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать
лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.
Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое
воспитание
выделено
в
качестве
приоритетного
направления
данная
проблема становится особенно актуальной.
Проделанная работа привела к мысли автора опыта, что такое важное
направление как воспитание человека – патриота ослаблено. Школа должна
ориентировать детей и подростков на пробуждение и развитие духовности,
нравственности,
патриотического
сознания,
высокой
гражданственности,
способности отдать знания и энергию на благо Родины.
Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный
и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без
уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения
нельзя вырастить достойных граждан.
Учащиеся
должны
гордиться,
что
родились
в
великой
стране,
стремиться
сохранять
её
богатства
и
красоту,
гордиться
её
героическим
прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю
своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.
Всего
мы
не
можем
достичь
в
одиночку.
Мы
должны
привлекать
различные организации дополнительного образования, применяя технологию
социально педагогического партнёрства.
Социально-педагогическое
партнёрство —
это
особая
форма
связи
между
участниками
образовательного
процесса.
Предусматривает
взаимообогащение
интеллектуальной,
эмоциональной,
деятельностной
5
Санькова Елена Анатольевна
сферы
участников
образовательного
процесса;
их
координацию
и
гармонизацию. Социально педагогическое взаимодействие означает четкое
распределение
функций,
взаимное
делегирование,
соблюдение
прав
и
обязанностей взаимодействующих сторон.
В связи с вышеизложенным становится очевидной актуальность темы
педагогического
опыта,
направленного
на
формирование
гражданско-
патриотических качеств личности младшего школьника через организацию
социально - педагогического партнёрства.
Ведущая идея опыта
Ведущая
педагогическая
идея
опыта
заключается
в
создании
необходимых
условий
для
формирования
гражданско-патриотических
качеств
личности
младшего
школьника
через
организацию
социально
-
педагогического партнёрства в системе внеурочной деятельности.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с 2011 года по 2015 год.
I этап – подготовительный (констатирующий) сентябрь 2011 – декабрь
2011.
II
этап
–
основной
(формирующий,
развивающий)
январь
2012
–
сентябрь 2014.
IIIэтап – итоговый (контрольный) – сентябрь 2014 – май 2015 года.
Диапазон опыта
Диапазон представленного опыта представлен единой системой «урок -
внеурочная деятельность - внеклассная работа».
Теоретическая база опыта
Одной
из
особенностей
нового
стандарта
является
то,
что
образовательный
стандарт
второго
поколения
выступает
не
только
как
стандарт обучения, но и как стандарт воспитания.
Основное
содержание
национального
воспитательного
идеала
и
основной
педагогической
цели
определяет
Закон
«Об
образовании»
(ст. 9, п. 6; ст. 14, пп. 1–2).
Автор педагогического опыта рассматривает авторские концепции Е.В.
Бондаревской,
В.А.
Караковского,
Н.Е.
Щурковой,
которые
выдвигают
комплекс
ориентиров,
отвечающих
потребностям
сегодняшнего
дня
и
определяющих
тенденции
в
области
воспитания
школьников,
помогают
создать воспитательную систему в детском коллективе.
Основываясь на фундаментальных идеях, в рамках ФГОС разработаны
два документа:
1.Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина
России.
2.Программа
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
обучающихся на уровне начального общего образования.
Духовно-нравственный компонент гражданско-патриотического воспи-
тания в педагогическом процессе заключается в упрочении духовных связей с
окружающей средой, как природной, так и социальной, в формировании ус-
6
Санькова Елена Анатольевна
тойчивого интереса к историческому прошлому своего народа и народов сво-
ей страны, в формировании фундаментальных потребностей (П.В.Симонов,
Я.И.Ершов, О.П.Вяземский, А.М.Кузин) – идеальной потребности в познании
и социальной потребности «жить для других».
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является
первостепенной
задачей
современной
образовательной
системы
и
представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
В современных условиях острой проблемой общества и государства стала
проблема
содержания
воспитательной
работы,
обе спечивающей
формирование нравственных качеств у молодого поколения россиян.
Б.М. Неменский писал в своих трудах: «Будущее человечества сидит
сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно
целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, -
такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40
лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них
создадим»
1
Ценностно-смысловой компонент,
затрагивая
аффективную
сферу
личности (формирование личностных смыслов – значений «для меня») в
культуре,
позволяет
выйти
на
уровень
общечеловеческих
ценностей.
Сторонники
ценностно-смыслового
подхода
в
формировании
духовности
(Г.А.
Аванесова,
А.С.
Арсеньев,
Л.И.
Буева,
З.А.
Лекторский, Б.Т.
Лихачев, В.И.
Слободчиков, С.Л.
Соловейчик,
С.Л.
Рубинштейн,
В.Н.
Шердаков, Н.Е. Щуркова) делают акцент на включенности человека в мир
культуры, нравственном самосовершенствовании.
При
разработке «Программы
духовно-нравственного
воспитания
и
развития
обучающихся
при
получении
начального
общего
образования»
отражён
национальный
воспитательный
идеал.
Целесообразность
такого
шага диктуется полисубъектностью современного процесса воспитания и
социализации
ребенка.
В
этом
процессе
активно
участвуют
не
только
традиционные субъекты (семья и школа), но и различные общественные,
культурные,
религиозные
организации,
СМИ
и
иные
субъекты
влияния.
Важно
обеспечить
согласованность
действий
между
этими
субъектами
влияния в решении принципиального вопроса о том, на воспитание какого
человека направлены непосредственные или опосредованные их усилия.
Педагогическое сообщество и общеобразовательная школа способны
взять инициативу в определении национальных педагогических приоритетов.
При
этом
национальный
воспитательный
идеал
должен
с т ат ь
принципиальной
основой
социального
партнерства
как
спо соба
взаимодействия субъекта образовательного процесса с другими субъектами
воспитания и социализации учащихся младших классов.
На
основе
национального
воспитательного
идеала
формулируется
о сновная
педагогиче ская
цель
–
воспитание
нравственного,
ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
1
Неменский Б.М. Педагогика искусства. М.: Просвещение.2007
7
Санькова Елена Анатольевна
Для диагностики гражданско-патриотического воспитания автор опыта
работы использовал методическое пособие «Духовно-нравственное развитие
и
воспитание
учащихся.
Мониторинг
результатов.
Книга
моих
размышлений»./ А.А. Логинов, А.Я. Данилюк.- М. :Просвещение.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в создании определенных организационных
условий
для
реализации социально
-
педагогического
партнёрства
в
формировании гражданско - патриотических качеств младшего школьника.
Технология опыта
Основной целью
педагогической
деятельности
по
формированию
гражданско
-
патриотических
качеств
младшего
школьника является
формирование у младших школьников любви к Родине, к родному краю,
бережного
отношения
к
народным
традициям,
обычаям,
уважения
к
историческому
прошлому
страны,
воспитание
у
детей
патриотизма,
формирование
гражданских
позиций
через организацию
социально
-
педагогического
партнёрства. Ее достижение становится возможным через
решение следующих задач :
1.Формирование
черт
характера,
которые
помогут
ребенку
стать
человеком и гражданином своей страны.
2.Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.
3. Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.
4.Углубление
знаний
об
истории,
традициях,
культуре,
святынях
России.
5.Воспитание уважения к защитникам Отечества.
6.Воспитание
преданности
Отчизне,
готовности
к
защите
Родины,
верности боевым и трудовым традициям старшего поколения;
7.
Формирование
желания
быть
полезным
в
семье,
школе,
своему
народу, участвовать в общественно-полезном труде.
8.
Расширение
взаимодействия
с
организациями
дополнительного
образования.
Гражданско-патриотическое воспитание включено в воспитательную
систему «Страна детства!», по которой работает автор опыта.
Механизм
построения
и
функционирования
программы
воспитательной деятельности
8
Санькова Елена Анатольевна
Первый этап. 1 класс. «Давайте познакомимся!»
На первом этапе идёт раскрытие потребностей и возможностей каждого
участника
воспитательного
процесса,
намечаются
пути
формирования
сплочённого коллектива.
Второй этап. 2 класс. «Возьмёмся за руки, друзья!»
На втором этапе идёт укрепление межличностных отношений, вводятся
новые формы и способы совместной деятельности, формируются традиции
коллектива.
Третий этап. 3 класс «Жизнь коллектива».
На третьем этапе идёт формирование индивидуальности коллектива,
развивается самоуправление, жизнь коллектива строится на основе традиций.
Четвертый этап. 4 класс «Школа – дом, где мы живём».
В планах воспитательной работы автор опыта выделил 4 основных
направления гражданско-патриотического воспитания:
I. Направление «Связь поколений»
Цель: осознание обучающимися причастности к судьбе Отечества, его
прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего
поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к
истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами
Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы,
посещение
музеев,
праздники,
посвященные
памятным
датам.
II.
Направление
«Растим
патриота
и
гражданина
России»
Цель:
формирование
гражданской
и
правовой
направленности
личности,
активной жизненной позиции.
Задачи:
1.
Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав
другого человека.
2.
Формировать культуру проявления гражданской позиции.
9
Первый этап. 1 класс. "Давайте познакомимся"
Второй этап. 2 класс "Возьмёмся за руки, друзья"
Третий этап. 3 класс "Жизнь коллектива"
Четвёртый этап. 4 класс "Школа - дом, где мы живём"
Санькова Елена Анатольевна
3.
Формировать
у
учащихся
систему
знаний,
уважения
и
интереса
к
государственным символам России.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы,
викторины по правовой тематике, устный журнал, встречи с интересными
людьми, акции, диспуты.
III. Направление «Мой край родной»
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой
Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин Белгородской
области».
3.Формировать экологическое поведение.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы,
викторины
по
правовой
тематике,
праздник
дня
Конституции,
устный
журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
IV. Направление «Я и моя семья».
Цель:
осознание
обучающимися
семьи
как
важнейшей
жизненной
ценности.
Задачи:
1.
Воспитывать
культуру
семейных
отношений,
позитивных
семейных
ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы:
беседы,
родительские
собрания,
родительский
лекторий,
индивидуальное
консультирование,
совместные
мероприятия,
игры,
анкетирование, семейные праздники, часы общения.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс
программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
компонент, основанный на предметном начале для детей младшего,
школьного возраста;
региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики;
систему
тематических
бесед,
творческих
встреч
и
внеклассных
воспитательных мероприятий;
участие в тематических конкурсах, выставках;
активное
сотрудничество
с
социумом
и
обще ственными
организациями.
Существуют различные формы социально-педагогического партнёрства
с общественными организациями:
участие представителей общественных организаций и объединений, а
также
традиционных
религиозных
организаций,
с
согласия
обучающихся
и
их
родителей
(законных
представителей),
в
проведении отдельных мероприятий;
10
Санькова Елена Анатольевна
реализация
педагогической
работы
организаций
и
объединений
в
рамках
отдельных
программ,
согласованных
и
одобренных
педагогическим советом образовательного учреждения и родительским
комитетом образовательного учреждения;
проведение
совместных
мероприятий
по
направлениям
духовно-
нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении.
Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации
всех
компонентов
образовательного
процесса
-
учебных
предметов,
внеурочной деятельности, социально - педагогического партнёрства.
Формы работы в классной системе воспитания тесно переплетаются с
социальным
взаимодействием
школы
и
организациями
дополнительного
образования.
Схема социально-педагогического взаимодействия
Сотрудничая
с Центральной
детской
библиотекой,
автор
опыта
провёл
следующие мероприятия по направлению «Растим патриота и гражданина
России»:
«Есть
такая
профессия
–
Родину
защищать»,
«Родственники,
прошедшие войну», «Расскажу о солдате», теле - мост «Город Губкин – город
Муравленко
(ЯНАО)»
по
теме
«Добрая
страна
Агнии
Барто».
Учащиеся
класса автора опыта участвовали во Всероссийской акции «Читаем книги о
войне».
Сотрудничество с Центральной детской библиотекой способствовало
выявлению
поэтического
таланта
семьи
Малюги
Владислава.
Ими
были
11
Социальное
взаимодейс
твие
Центральная
детская
библиотека
Авторская
модельная
библиотека
филиал№9
ДК
"Строитель
"
Детская
школа
искусств №2
Станция юных
туристов
Дом
народного
творчества
Станция юных
техников
ДК "Форум"
Краеведческ
ий музей
Музей
истории
КМА
Санькова Елена Анатольевна
написаны стихотворения, которые участвовали в мероприятиях различных
уровней «Мама», «У памятника», «Мишка и мёд», «Мой Губкин».
Стихотворение
«Мой
Губкин»
в
2015
году
было
опубликовано
в
журнале «Большая переменка».
Сотрудничая
с Авторской
модельной
библиотекой
-
филиалом
№9
прошли мероприятия по направлению «Я и моя семья»: Семейный праздник
«Лучше мамы в мире нет», Литературная карусель в семейном клубе «И это
всё о нём, о папе о моём!», Семейный праздник «Моей библиотеке - 60»,
Бюро
литературных
находок
«Добрая
моя,
нежная
моя!»,
«Пасхальный
утренник».
Сотрудничая
со Станцией
юных
туристов
в
рамках
реализации
программы
школьного
туризма,
автор
опыта
проводил
работу
по
направлениям «Мой край родной» и «Растим патриота и гражданина
России». Совместно мы провели экскурсии в города Белгород, Прохоровка,
где
посетили
Музей
–
диораму
«Курская
битва»,
Белгородский
государственный музей народной культуры, Белгородский государственный
историко
–
краеведческий
музей,
Государственный
военно-исторический
музей-заповедник «Прохоровское поле». Учащиеся побывали в селе Чуево,
где узнали об истории села. В рамках реализации программы школьного
туризма
учащиеся
класса
автора
опыта
совершили
учебно-тематическую
экскурсию по Губкину «В поисках рюкзачка Деда Мороза», организованную
коллективом
Станции
юных
туристов.
Отвечая
на
вопросы
новогодней
викторины,
многие
проявили
себя
знатоками
истории
родного
города.
С
огромным
интересом
ребята
посетили
село
Богословка
и
Мемориально-
культурный комплекс, в который входит дом - музей В.Ф. Раевского.
Учащиеся автора опыта с воодушевлением участвовали в классных
конкурсах сочинений, в которых описывали свои впечатления от экскурсий.
Посещая Губкинский краеведческий музей и Музей истории КМА,
автор опыта работал по направлению «Связь поколений» и «Мой край
родной». Учащиеся побывали на тематических выставках «Губкинцы на
фронтах Отечественной войны», «История родного города», «Во имя мира
помни о войне…», «Белгородчина - железорудный край».
Сотрудничая с ДК «Форум», ДК «Строитель» и Домом народного
творчества мы работали по направлению «Связь поколений». Были
проведены следующие мероприятия «Масленица широка, отворяй ворота»,
….
Учащиеся класса автора опыта участвовали в концертах для ветеранов
педагогического
труда,
которые
проходили
в Центральной
городской
библиотеке и были посвящены 70-летию Великой Победы. Дети активно
участвовали
в
общественной
акции
«Бессмертный
полк»,
подготовили
презентации о своих родственниках, воевавших в Великую Отечественную
войну,
участвовали
в
проекте
«Воинский
подвиг
глазами
детей»,
что
подтверждает работу по направлениям «Растим патриота и гражданина» и
«Связь поколений».
12
Санькова Елена Анатольевна
Гражданско-патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и
укрепления
школьных
традиций. За
последние
годы
определился
круг
мероприятий, в которых младшие школьники принимают участие: «День
Знаний», «Посвящение в первоклассники», «Прощание с азбукой», «День
здоровья», «День учителя», «День защитников Отечества», «День Матери»,
«День
Конституции»,
«День
Победы», «Масленица»,
«Начальная
школа,
прощай!»
К этим праздникам ребята тщательно готовятся, участвуют в праздничных
концертах, конкурсах чтецов, изготавливают поздравительные открытки. Во
время празднования Дня города учащиеся класса, в котором работает автор
опыта, принимали активное участие в шествии
творческих и спортивных
коллективов.
Дети принимают активное участие в олимпиадах и исследовательских
работах
по
всем
направлениям
гражданско-
патриотического
воспитания.
Конкурсы
«Познание
и
творчество»,
«Интеллект-экспресс»,
«Я-
исследователь», «Первые шаги в науке» дают возможность проявить себя,
использовать свои знания в этом направлении.
С целью просвещения родителей по вопросу гражданско-патриотического
воспитания
были
проведены
родительские
собрания
«Гражданско-
патриотическое
воспитание
в
семье»,
«Растить
гражданина».
Проведена
разъяснительная работа, опросы, анкетирование.
Результативность опыта
Результатом
работы
является
высокий
уровень
гражданско
-
патриотических
качеств
младших
школьников,
а
также
большой
интерес
учеников и родителей к организации и проведению мероприятий с участием
организаций дополнительного образования.
Исследование
уровней
гражданско-патриотического
воспитания
выпускников начальной школы (апрель 2015 г.) автором опыта и школьным
педагогом-психологом
А.Н.Корховой,
проведённое
на
основе
диагностик
(Приложения) выпускников
начальной
школы
показали,
что
высокий
уровень
сформированности
гражданско-патриотических
качеств
имеют
44,4% учеников, средний уровень – 55,6% и никто не имеет низкий уровень
гражданско-патриотических качеств. Сравнивая данные этого тестирования с
результатами проведённого в сентябре 2011года, можно сказать, что высокий
уровень развития гражданско - патриотических качеств увеличился на 15%,
средний уровень развития гражданско-патриотических качеств – на 22,6%, а
низкий
уровень
развития
гражданско-патриотических
кач е с т в
компенсировался в процессе воспитательной работы.
Победителями и призёрами во Всероссийских конкурсах Познание и
творчество» и «Интеллект экспресс» в номинациях «Занимательный русский
язык»,
«Родной
язык»,
«Любимый
русский
язык»,
«Мы
помним»
стали
Артемьев
Данил,
Аткина
Дарья,
Аткина
Виктория,
Карюхин
Данила,
13
Санькова Елена Анатольевна
Гаврилькова
Дарья,
Дмитриев
Роман,
Малюга
Владислав,
Елисеева
Екатерина, Шумакова Лина, Христов Максим.
В муниципальном этапе Всероссийского детского конкурса научно-
исследовательских
работ
«Первые
шаги
в
науке»
Гаврилькова
Дарья
и
Сикачёва Алина, выступая с работой «Жизнь со вкусом яблок» заняли 1-е
место.
В
работе
упоминался
Корочанский
район
как
яблочная
столица
Белгородчины.
В
Региональном
этапе
Всероссийского
детского
конкурса
научно-
исследовательских
работ
«Первые
шаги
в
науке»
Малюга
Владислав
и
Сикачёва Алина заняли 2-е место, выступая с работой «Секреты русской
народной сказки «Колобок». Работа пронизана мыслью: «Русская народная
сказка-основа
гражданско
-
патриотического
воспитания
детей
младшего
школьного возраста».
В муниципальном этапе Всероссийского детского конкурса научно-
исследовательских работ «Первые шаги в науке» Грибанова Арина, выступая
с работой «Моя родословная в жизни моей страны» заняла 1-е место.
В городском этапе областного конкурса «Пчелиное золото – кладовая
здоровья, который проводился в рамках программы «Молоко и мёд Белогорья
- залог отличного здоровья» в номинации литературное творчество Малюга
Владислав
занял
2-е
место
со
стихотворением
собственного
сочинения
«Мишка и мёд».
В
XI
Всероссийском
творческом
конкурсе
«Талантоха»
со
стихотворением «Мишка и мёд» Малюга Владислав занял 1-е место.
Награждена
дипломом
за
участие
в
областном
конкурсе
детских
рисунков
«Моё
будущее-безопасность
труда
моих
родителей»
Шумакова
Лина.
Награждён
грамотой
за
участие
в
территориальном
конкурсе
творческих работ детей с ограниченными возможностями под девизом «Я-
автор» Давыдов Роман.
Участие автора опыта
2015 год-участие в вебинаре «Патриотическое воспитание - основа
формирования личности гражданина и патриота».
2011-2015 годы участие в Бакушинских педагогических чтениях (статья
«Этические беседы-неотъемлемая часть нравственного воспитания младшего
школьника»), Рождественских педагогических чтениях (статья «Духовно –
нравственное развитие младших школьников посредством русской народной
сказки»), городском методическом объединении учителей начальных классов
(доклад
«Формирование
гражданско-патриотических
качеств
младшего
школьника через организацию социально-педагогического партнёрства»).
Хочется
верить,
что,
став
взрослыми,
мои
воспитанники
будут
соблюдать
нормы
нравственности:
честность
в
поведении,
уважение
к
окружающим, целеустремленность – качества, помогающие стать патриотами
своей
страны.
Они
будут
шагать
новыми
дорогами.
Главное,
чтобы
не
исчезло желание быть достойными людьми.
14
Санькова Елена Анатольевна
Библиографический список
1.
Я
-
гражданин
России.//Классные
часы
по
гражданскому
и
патриотическому
воспитанию:
1-4
классы.-М.:
ВАКО,
2011.-
160
с.
–
(Педагогика. Психология. Управление.)
2. М.В. Видякин. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник
мероприятий
к
празднованию
дня
Победы,
дня
защитника
Отечества
и
другим
патриотическим
праздникам:
сценарии
торжественных
линеек,
вечеров,
литературно-музыкальных
композиций,
классных
часов,
военно-
спортивных игр. - Волгоград: «Учитель», 2012.
3. Е.А. Воронова. Патриотическое воспитание в современной школе.
Программы, мероприятия, игры/– Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 288 с. –(Сердце
отдаю детям).
4.
И.А.
Пашкович.
Патриотическое
воспитание.
Система
работы,
планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Волгоград: «Учитель»,
2012.
5.
А.А.
Лгинова,
А.Я.
Данилюк.
Духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
учащихся.
Мониторинг
результатов.
Методическое
пособие.
1,2,3,4 классы / - 2-е изд.-М.: Просвещение,2014.-94 с.- (Работаем по новым
стандартам).
6.
А.А.
Лгинова,
А.Я.
Данилюк.
Духовно-нравственное
развитие
и
воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений.
1,2.3,4 классы/ -4-е изд.-М.: Просвещение,2015.-24с.- (Работаем по новым
стандартам).
7.
А.А.
Лгинова,
А.Я.
Данилюк.
Духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
учащихся.
Мониторинг
результатов.
Рабочий
блокнот
для
педагога
/
-
2-е
изд.-М.:
Просвещение,2014.-54
с.-
(Работаем
по
новым
стандартам).
15
Санькова Елена Анатольевна
Приложение к опыту
16