Автор: Сарицына Татьяна Николаевна Должность: инструктор-методист, тренер-преподаватель Учебное заведение: МБУДО ДЮСШ №2 г.Донецка Населённый пункт: город Донецк, Ростовская область Наименование материала: статья Тема: Спорт - ваш путь к здоровью! Раздел: дополнительное образование
важно только, чтобы за призывом следовал труд»
В.А.Сухомлинский
Долгие годы бытовало мнение, что понятия " инвалид", " физическая
активность", а, тем более, "спорт" несовместимы и средства физической
культуры
рекомендовались
только
отдельным
инвалидам
ка к
кратковременное
мероприятие,
дополняющее
физиотерапевтические
и
медикаментозные
назначения.
Физическая
культура
и
спорт
не
рассматривались
как
эффективное
средство
реабилитации
инвалидов,
поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья.
По оценкам экспертов ООН, инвалидность уже захватила 10% населения
планеты .
В России в настоящее время 4,5 процента детей относятся к категории лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим в современной политике нашего государства одной из
первоочередных задач является решение проблемы интеграции людей с ОВЗ
в общество и создание предпосылок к их полноценной и независимой
жизни
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
29 августа 2013 г. № 1008).
В решении поставленной задачи, относительно детей с ОВЗ, особую
значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка,
страдающего
той
или
иной
патологией,
но
и
семьи,
в
которой
он
воспитывается,
т.
к.
социальная
изоляция
отрицательно
сказывается
на
развитии и самореализации личности человека.
В настоящее время процесс социализации инвалидов, особенно детей-
инвалидов,
в
отечественной
науке
все
еще
не
являются
предметом
специального исследования, хотя данная проблема весьма актуальна, и в
теоретическом, и в практическом отношении
Физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации
и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями.
Ведь
физический
недуг
в
большей
или
меньшей
степени
приводит
к
нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию
движений,
затрудняет
возможность
социального
контакта
с
окружающим
миром. В этих условиях появляется чувство тревоги, теряется уверенность в
себе и даже чувство собственного достоинства. С другой стороны, активные
физкультурно-оздоровительные
и
спортивные
занятия
позволяют
лучше
владеть своим телом, восстанавливают психическое равновесие, возвращают
чувство уверенности в себе, дают новые возможности самообслуживания и, в
итоге, возврата к активной жизни.
В
МБУДО
ДЮСШ
№2
г.Донецка
создана
спортивно-оздоровительная
группа
данной
категории
детей
под
руководством
инструктора-методиста
высшей
категории,
педагога
с
42-летним
стажем
работы
-
Сарицыной
Татьяны Николаевны.
В
программе
«Спортивное
оздоравливание
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) посредством упражнений в воде и на суше»,
используется интеграционный подход к раскрытию механизмов реализации
здоровьесберегающих технологий в ДЮСШ, решается проблема сохранения
и укрепления здоровья детей
посредством упражнений в бассейне при
взаимодействии
педагогов,
медиков,
родителей,
кому
не
безразлично
состояние души и тела данной категории детей.
В программе раскрыты комплексы упражнений в воде без предметов и с
предметами,
игры
с
использованием
здоровьесберегающих
технологий.
Программа адресована педагогам спортивной направленности, родителям и
всем желающим вести здоровый образ жизни, быть в тонусе и шагать в ногу
со временем.
Главная проблема детей-инвалидов заключается в нарушении их связи с
миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и
взрослыми,
в
ограниченном
общении
с
природой,
недоступности
ряда
культурных
ценностей,
а
иногда
и
образования.
Следствием
этих
ограничений является ощущение детьми неуверенности в себе, страха перед
жизнедеятельностью в обществе здоровых людей.
Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются дети-инвалиды и
их родители, на первый план выступают две наиболее значимые.
Первая и основная - отношение окружающих: у большинства, как детской,
так и взрослой части населения не сформировано восприятие инвалидов как
полноценных членов общества, имеющих иной, чем у здорового человека,
путь развития.
Вторая же является и государственной, и общественной проблемой -
невозможность получить необходимое образование детьми-инвалидами.
С
группой
из
15
человек
занятия
проходят
в
бассейне,
дети
разновозрастные,
но
желание
у
всех
одно
–
физическое
развитие,
закаливание, адаптация.
Дети, имеющие инвалидность, могут быть также способны и талантливы,
как и их сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои
дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу им мешает
неравенство
возможностей.
Дети-инвалиды
не
пассивные
объекты
социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на
удовлетворение
разносторонних
социальных
потребностей
в
познании,
общении, творчестве.
Освоение
детьми-инвалидами
социального
опыта,
включение
их
в
существующую
систему
общественных
отношений
требует
от
общества
определенных дополнительных мер, средств и усилий.
Дополнительное образование детей является – неотъемлемой частью
общего
образования,
которая
выходит
за
рамки
государственных
образовательных
стандартов,
и
предполагает
свободный
выбор
ребенком
сфер
и
видов
деятельности,
ориентированных
на
развитие
в
процессе
практико-ориентированных
занятий
таких
его
личностных
качеств,
способностей,
интересов,
которые
ведут
к
социальной
и
культурной
самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию с каждым ребёнком.
Основным
предназначением
дополнительного
образования
является
раскрытие
индивидуальных
способностей
детей,
развитие
творческих
способностей, профилактика противоправных действий, решение проблемы
занятости детей, адаптация в обществе.
Занятия
проводятся
три
раза
в
неделю,
впереди,
детей
и
их
родителей
ожидают беседы, диспуты, презентации о пользе здорового образа жизни
для всей семьи, спортивные праздники с аттракционами и играми для детей и
их родителей. Ведь вовлечение родителей в занятия со своими детьми в
бассейне
–
большая
психологическая
помощь
детям
и
физическая,
оздоравливающая – родителям.
Инструктор-методист МБУДО ДЮСШ №2 г.Донецка Т.Н. Сарицына