Автор: Филиппова Ольга Николаевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАУД образования Дворец творчества детей и молодежи Населённый пункт: г. Нефтекамск Наименование материала: Конспект занятия Тема: "Шерстяные чудеса" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества
План – конспект занятия
«Шерстяные чудеса»
Возраст детей 8-10 лет
Филиппова О.Н.,
педагог изостудии «Жемчужинка»
г. Нефтекамск, 2015г.
План-конспект занятия
« Шерстяные чудеса»
педагога изостудии «Жемчужинка» МАОУ ДОД ЦРТДиЮ
Филипповой Ольги Николаевны
Цель занятия : познакомить с видом декоративно-прикладного искусства: валяние
шерсти.
Задачи:
- познакомить с историей войлоковаляния;
- научить основным приемам работы с шерстью в технике «шерстяная акварель»;
- формировать эмоционально- чувственное восприятия окружающего мира;
- развивать фантазию и воображение;
- развивать моторику рук;
- воспитывать эстетическое отношение к действительности, аккуратность, терпение.
Тип занятия: овладение новыми знаниями, умениями.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, готовые изделия из шерсти:
картины, игрушки, валенки, украшения; шерсть разного вида, рамки со стеклом,
ножницы.
1.Органи-
Добрый день! Я рада видеть вас на нашем
зационный
момент
2.Сообще-
ние темы
3.Изучение
нового
материала
интересном и творческом занятии. А поговорим мы
сегодня о шерсти, войлоковоляние и шерстяной
акварели.
Поговорим об увлеченье,
О шерсти и о ...вдохновении!
Валяем мы. И это счастье,
Создать шедевры - в нашей власти!
На шерсть ложится тонкий шелк,
Мы в этом деле знаем толк,
И руки магию творят -
Катают, гладят, теребят...
И возникает войлок тонкий,
Блестящий, и как песня звонкий!
Ребята, перед вами на столе лежит шерсть. Она разная
по цвету, на ощупь. Я предлагаю вам взять ее в руки,
потрогать, понюхать, рассмотреть внимательно
поближе.
Что такое шерсть? Где человек ее может приобрести?
Какая она? Что можно сделать из шерсти? И как
появились валяные изделия?
Чтобы ответить на эти вопросы, давайте отправимся в
прошлое на 2500лет назад.
Согласно легенде, первый валяный ковер появился на
Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, содержались в
очень тесных стойлах. Шерсть с их боков, падая на пол,
намокала,
утаптывалась
и
сбивалась
под
копытами.
Когда овцы покинули ковчег - на полу остался лежать
красивый шерстяной ковер. Но это всего лишь легенда.
Древние
люди
валяли
шерсть
диких
животных,
собранную
во
время
линьки,
изготавливали
первую
примитивную одежду. Валяние - самая древняя техника
изготовления
шерстяных
изделий
на
Земле.
Оно
появилось раньше ткачества, вязания и шитья.
И
первыми
валяльщиками
были
кочевники,
ведь
именно
они
одомашнили
овец.
Много
веков
назад
кочевники
делали из шерсти не только покрытие для
юрт
и
нехитрые
предметы
домашней
утвари,
но
и
многое
другое. Валяная шерсть одевала и обувала, из
нее делали попоны для лошадей, ковры, одеяла, обувь,
шапки, сумки. В военном деле войлок использовали как
заменитель кольчуги, а также в медицине при лечении
переломов
костей.
Т.е.
шерстяные
валяные
изделия
сопровождали человека на протяжении многих веков.
А теперь вернемся в современность.
Слайд1
Звучит музыка
Белая
неокрашенная
грубая и
цветная шерсть
на рабочем
столе
Слайд2
Слайд,3,4,5
4.Физми-
нутка
5. Практи-
ческая
часть
Валяние шерсти или войлоковаляние- одно из
направлений в декоративно-прикладном искусстве,
которое в последнее время стало особо популярно. В
связи с тем, что технический процесс не стоит на месте,
развивается промышленность, в продаже появилось
огромное разнообразие цветной шерсти и
приспособлений для валяния. И современные
мастерицы создают необычайно интересные и красивые
изделия, картины и игрушки.
Давайте на них посмотрим.
Знает взрослый человек,
Знает даже маленький.
Чтоб зимою не болеть
Надевают………..
Всем известны валенки, мы их носим зимой, и они
прекрасно согревают нас в морозы. А посмотрите, какие
чудные валенки могут получиться, если приложить
чуточку фантазии и творчества.
Ребята, что же еще можно изготовить из шерсти?
Украшения, шапочки, шляпки, шарфы, палантины и
даже пальто… Каждое изделие неповторимо и
оригинально.
А сколько фантазии, любви и терпения вложено в
игрушки. Игрушка очень теплая с виду, это что-то
трогательное, удивительное, странное. У каждой свой
характер и настроение. Возьмите в руки, почувствуйте,
сколько доброты и тепла вложено в эти игрушки.
И еще на одном из направлений валяния шерсти
хотелось бы остановится. Это шерстяная акварель-
рисование не красками, а шерстью. Очень интересная,
захватывающая техника с огромными возможностями.
Изображение получается легким, воздушным
пастельным. Рисовать можно в любом жанре: и
великолепные пейзажи, и вкусные натюрморты, и
забавных животных, и даже портреты.
Ребята, а сейчас я предлагаю немножечко размяться.
Способов валяния и инструментов, ребята, множество.
Обо всем об этом мы с вами поговорим на следующих
занятиях. А сегодня мы попробуем поработать только с
шерстью, почувствовать ее возможности, текстуру и
выложить в технике акварели цветок.
Слайд6
загадка
слайд7
Готовые
валенки
Слайд8
Слайд9
Готовые
игрушки детей
на рабочем
столе.
Слайды10
Слайд,11, 12,
13,14
Работы
педагога и
детей
Под песню
«Валенки»
дети
выполняют
различные
движения
6.Рефлексия
7.Итог
занятия
У вас на столах лежат рамки для фото без стекла, на
них ткань, для того, чтобы шерсть прекрасно ложилась
и не скользила, шерсть и ножницы. Выберете для себя
шерсть необходимого цвета, т.е. зеленый для стеблей и
листьев (он может быть двух оттенков), и, например,
красный для цветка.
С шерстью нужно работать очень нежно и мягко,
именно такими движениями мы выщипываем отдельные
волокна, скручивая их сверху и снизу, создавая листья.
Выкладываем на поверхность, создавая изгиб
лепесткам. Точно так же работаем с темно-зеленым,
подчеркивая тень стебля и листьев. Далее выкладываем
сам цветок. Выщипываем волокна красного цвета,
создаем изгиб, и ножницами вырезаем форму лепестка.
Выкладываем на поверхность. Повторяем так несколько
раз, пока не получится цветок. В середину для создания
глубины цветка, выкладываем шерсть более темного
цвета, например, бордовую или коричневую. Для
создания блика, берем белую или желтую шерсть, и на
края лепестков добавляем отдельные волокна. По
вашему желанию можно добавить отдельные стебельки,
травинки, чтобы работа была индивидуальна и
неповторима.
Далее для закрепления шерсти мы работу накрываем
стеклом и вставляем в рамку. Картина готова.
Ребята, поставьте свои работы так, что бы их могли
видеть остальные. Давайте полюбуемся на работы друг
друга, и ответим на вопросы:
Что нового и интересного вы узнали сегодня на
занятии?
Понравилось ли вам работать с шерстью?
Хотите ли вы дальше продолжать работать с шерстью?
Молодцы, у вас получились замечательные работы. Они
могут быть прекрасным подарком близкому человеку,
или украшение в вашей комнате. На следующих
занятиях мы продолжим изучать особенности и
возможности работы с шерстью. А сегодня занятие
закончено. Всем спасибо за интересную работу.
До свидания!
Рамки, шерсть,
ножницы