скоростно-силовая подготовка квалифицированных бегунов на 400 м в годичном цикле
Автор: Подгоренев Анатолий Александрович Должность: методист Учебное заведение: МБУДО ДЮСШ №2 Населённый пункт: Белгород Наименование материала: статья Тема: скоростно-силовая подготовка квалифицированных бегунов на 400 м в годичном цикле Раздел: дополнительное образование
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БЕГУНОВ НА 400 М В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ
Скоростно-силовая
подготовка
легкоатлета
способствует
развитию
быстроты
движений
и
силы
мышц,
включая
три
основных
направления:
скоростное, скоростно-силовое и силовое.
1
1.
Скоростное
направление.
Р е ш а е т с я
з а д а ч а
п о в ы ш е н и я
непосредственно скорости бега или отдельных его элементов: разбега,
отталкивания, финального усилия и пр.(бег со старта, ускорения под
гору, по ветру и т.д.). Упражнения выполняются максимально быстро и
чередуются
с
заданной
скоростью
(90-95
%
от
максимальной).
Быстрота
движений
достигается
за
счет
совершенствования
координации движений и согласованности в работе мышц.
2.
Скоростно-силовое направление. Решается задача увеличения силы
мышц
и
скорости
движений.
Используются
упражнения
без
отягощений
или
с
небольшими
отягощениями
(легкоатлетические
«санки», хомут, пояс, гриф 15 кг, блины весом 5-10 кг), такие как: бег и
прыжки. Упражнения выполняются максимально быстро и чередуются
с заданной скоростью 80-95 % от максимальной. Здесь достигается
наибольшая мощность движений.
3.
Силовое направление. Решается задача развития силы мышц, а точнее
силовой выносливости (работа с сопротивлением или отягощением).
Важное
значение
имеет
правильная
дозировка
упражнений
с
отягощениями. Оптимальный вес отягощения определялся с учетом не
максимальных возможностей, а собственного веса юного легкоатлета.
При
этом
принималось
во
внимание,
что
в
возрасте
14-16
лет
недопустимы максимальные по величине напряжения при работе с
тяжестями (В.Г. Алабин, М.П. Кривоносов, 1982).
В процессе работы материал занятий усложняется постепенно, меняется
интенсивность и объем нагрузки в зависимости от периода и этапа в годичном
цикле.
Целесообразно
в
работе
с
квалифицированными
бегунами
на
400
м
применение
кругового
метода
тренировки,
что
способствует
формированию
рациональных предпосылок к развитию специальных качеств в данном виде.
Круговая
тренировка
используется
на
занятиях
1-2
раза
в
неделю
на
протяжении всего годичного цикла, но содержание упражнений и методы их
выполнения меняются в зависимости от задач периодов и этапов.
Так
в
начале
подготовительного
периода
применяется
следующий
комплекс круговой тренировки:
1.
Бег с высоким подниманием бедра в упоре – 15-25 с;
1
Основы легкой атлетики. Сост. Бойко А.Ф. 075 М., «Физкультура и спорт», 1976.
1
2.
Имитация работы рук как во время бега (и.п. – стоя на месте) с
подъемом на переднюю часть стопы во время смены положения рук
(от подбородка к бедру) – 15-25 с;
3.
Броски набивного мяча (1-1,5 кг) из разных положений (стоя, сверху
из-за головы вперед-вверх, снизу вперед-вверх, сидя вперед-вверх и
т.д.) – 10-12 раз
4.
Прыжки «кенгуру» через низкие барьеры (5-7 барьеров) – 3-4 раза;
5.
Маховые упражнения – 15-25 раз;
6.
Сгибание-разгибание рук в упоре – 15-20 раз;
7.
Упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса – 20-
30 раз;
8.
Ускорения 20-40 м – 3-5 раз;
9.
Глубокое дыхание – 10 с с акцентом на глубину вдоха, 10 с на
глубину выдоха – 3-4 раза;
10.Упражнения
для
укрепления
мышц
задней
поверхности
бедра
с
набивным мячом – 30-40 раз.;
11.Упражнения для укрепления голеностопного сустава – 3-4 мин.;
12.Упражнения на гибкость – 3-4 мин.;
13.Свободный бег – 8-10 мин..
Данные
и
другие
подобные
им
упражнения
применяются
в
различных
комбинациях
на
протяжении
всего
подготовительного
периода,
меняясь
в
дозировке и режиме выполнения.
Так,
в
сентябре
и
октябре
упражнения
выполняются
поточным
и
групповым
методами
со
значительными
перерывами
для
отдыха
между
выполнением отдельных упражнений, так же здесь применяются скоростно-
силовые упражненияс элементами кругового метода, в ноябре преимущество
отдается
групповому
методу
с
незначительными
перерывами
между
упражнениями, в декабре доминирующая роль отводится мелкогрупповому и
круговому методам.
Во второй половине подготовительного периода (январь-
апрель) в тренировках увеличивается дозировка упражнений и меняется их
содержание. Статические упражнения применяются во всем подготовительном
периоде, но дозировка к концу периода снижается.
Больший объем здесь составляют упражнения, двигательные действия
которых имеют значительное сходство со специальными упражнениями.
Примерный план тренировки, рекомендуемый в этом периоде:
1.
Бег с низкого старта по виражу – 40-50 м – 2-3 раза;
2.
Сгибание-разгибание рук в упоре – 10-15 раз;
3.
Выпрыгивание верх на двух ногах из глубокого приседа – 20-30 раз;
4.
В
висе
на
перекладине
–
потряхивание
ногами,
постепенно
расслабляясь – 5-10 с;
5.
Ускорение 30-40 м с переходом в свободный бег – 2-3 раза;
6.
Упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса – 20-
25 раз;
7.
Прыжки «кенгуру» через 7 барьеров (высота 80 см) – 3-5 раз;
2
8.
Упражнения для укрепления мышц задней поверхности бедра (с
набивным мячом или резиной) – 4-6мин.;
9.
Упражнения для развития подвижности суставов с использованием
барьеров– 8-10 мин.;
10.Упражнения для укрепления голеностопного сустава (с отягощением
и без)– 4-6 мин.;
11.Бег 20-30 мин. По пересеченной местности.
Скоростно-силовые упражнения используются после равномерного бега по
местности (ЧСС 140-160 уд./мин.) или в основной тренировке в зависимости от
задач.
Специальные
прыжковые
и
беговые
упражнения
применяются
сериями,
чередуя беговые упражнения с прыжковыми.
Для развития силы в тренировочном цикле 2-3 раза в неделю применяются
скоростно-силовые упражнения с отягощениями.
В
начальный
период
тренировки
для
развития
силы
используются
упражнения со средними отягощениями (при не частом повторении). Дозировка
упражнений со штангой корректируется с учетом возрастных особенностей и
уровня подготовки занимающихся.
Упражнения
с
отягощениями
разнообразят
тренировочный
процесс
и
повышают его эффективность, улучшая двигательные возможности, а так же
положительно влияют на формирование телосложения юных спортсменов.
Увеличение
силы,
в
том
числе
и
за
счет
рационального
увеличения
мышечной массы отдельных групп мышц в подготовительном периоде является
одной из основных задач специальной подготовки бегунов на 400.
В работе используется широкий круг средств и методов скоростно-силовой
подготовки с целью совершенствования быстроты и скоростной выносливости у
бегунов на 400 м, учитывая специфику бега именно на этой дистанции.
Большое
значение
в
воспитании
скоростно-силовых
качеств
придается
различным прыжковым упражнениям (скачки на одной ноге, с ноги на ногу,
многоскоки, прыжки через барьеры, запрыгивание на возвышенность, прыжки
по ступеням и т.д.).
За основу развития силы в тренировках с бегунами на 400 м нами взят бег
в утяжеленных условиях (бег в гору, по глубокому снегу, песку, против ветра, бег
с тормозом и др.). При его применении в сочетании со специальной силовой
тренировкой активно развивается сердечно - сосудистая, дыхательная системы,
что является основой для достижения высоких результатов в беге на 400 м (О.
Карикокс, 1971).
Поэтому в первом и втором подготовительных периодах (октябрь-ноябрь и март-
апрель) в тренировочный цикл включены тренировки в горной местности или на
берегу моря.
Все
применяемые
в
тренировочном
процессе
скоростно-силовые
упражнения можно разделить на отдельные группы:
По внешним признакам:
3
1.
Упражнения с отягощениями (прыжки и бег со штангой, с хомутом,
с легкоатлетическими санками, прыжки с высоты, прыжки и бег с
партнером и др.);
2.
Бег и прыжки в усложненных условиях (бег и прыжки в гору и по
ступеням с отягощением и без отягощения, бег по песку, воде и
глубокому снегу и др.);
3.
Упражнения с сопротивлением (бег и прыжки с сопротивлением
партнера, с резинкой и т.д.);
4.
Специальные упражнения, развивающие силу, заимствованные из
других видов спорта.
По локализации основного действия:
1.
Упражнения для мышц верхних конечностей;
2.
для мышц нижних конечностей (передней и задней поверхности
бедра, голени и стопы);
3.
для мышц туловища (грудной клетки, брюшного пресса, спины и
др.).
По типу влияния и характеру усилия:
1.
динамические;
2.
статические;
3.
уступающего характера и др.
Огромное значение для повышения специальной работоспособности на
беговой дистанции имеет силовой компонент выносливости, с ним связано
сохранение длины и частоты шагов, а ,следовательно скорости бега.
Для
развития
силового
компонента
мышечной
выносливости
в
тренировочном процессе используются:
Основные соревновательные упражнения, выполняемые в затрудненных
условиях,
с
отягощением,
торможением,
передвижением
в
гору,
по
глубокому
снегу.
Методы
тренировок:
повторный
и
непрерывно-
переменный.
Прыжковые упражнения.
Упражнения с различными отягощениями и на тренажерах.
Скоростно-силовые
упражнения
используются
взамен
повторной
и
переменной беговой работы. Так для совершенствования скоростных качеств
скоростно-силовые упражнения выполняются в начале тренировки (сразу после
разминки) с большим интервалом отдыха между каждым упражнением, для
совершенствования
специальной
и
скоростной
выносливости
–
в
середине
занятия, а для совершенствования общей выносливости в конце.
В
к ач е с т в е
п р и м е р а
п р и в е д е н а
м е т од и к а
т р е н и р о в о к
н а
предсоревновательном этапе подготовки.
На данном этапе основными задачами являются:
Развитие специальной выносливости;
Совершенствование быстроты;
4
Повышение общей силовой выносливости;
Становление спортивной конституции;
Совершенствование техники.
Для решения этих задач соответствующим образом перестраивается
методика спортивной подготовки. В первую очередь это касается подбора и
методов использования скоростно-силовых упражнений.
Для развития скоростных качеств используются следующие скоростно-
силовые упражнения:
1.
Бег
и
прыжки
в
затрудненных
условиях,
стимулирующие
способность организма к мобилизации, а после них упражнения для
совершенствования
скоростных
возможностей
(прежде
всего
для
преодоления скоростных барьеров). Например: прыжки со штангой,
а после них выполняются ускорения на отрезках 30-60 м.
2.
Бег и прыжки в облегченных условиях с более высокой скоростью
(бег по наклонной дорожке, бег по ветру и т.д.).
3.
Комбинированные
варианты
бега
и
прыжков
в
облегченных
и
затрудненных условиях.
На
этом
этапе
снижается
объем
силовых
и
скоростно-силовых
упражнений и повышается интенсивность их выполнения за счет введения
отдыха между ними, а так же использования упражнений на расслабление,
растягивание в значительно больших количествах, чем на предыдущих этапах.
Скоростно-силовые
упражнения,
структура
которых
не
позволяет
повышать скорость, на этом этапе не используется (повторный бег в гору на
длинных отрезках, упражнения со штангой весом более 15 % от собственного
веса тела и др.). Основным методом развития силовой выносливости на этом
этапе является многократное повторение упражнений с отягощениями малого
веса
(вес
отягощений
определяется
индивидуально
исходя
из
уровня
подготовленности, пола, возрастных особенностей спортсмена).
Для
предотвращения
снижения
влияния
применяемых
упражнений
в
занятиях используется чередование с другими специальными упражнениями:
Специальные упражнения на расслабление, гибкость, растягивание мышц;
Повторное выпрыгивание вверх из небольшого приседа на двух ногах или
попеременное
выпрыгивание
на
каждой
ноге
с
последующим
легким
бегом;
выпрыгивание
вверх
с
отягощением
и
последующим
ускорением
на
отрезке 40-50 м.
Во
второй
половине
предсоревновательного
этапа
количество
скоростно-
силовых упражнений уменьшается вдвое. Здесь важным является укрепление
мышц живота. Это необходимо для предупреждения появления печеночных
болей.
Для
повышения
эффективности
работы
в
недельные
циклы
тренировок работа на быстроту включена через день после занятий с малой
нагрузкой или восстановительного мероприятия.
5
На
последней
неделе
предсоревновательного
этапа
значительно
уменьшается
нагрузка,
в
том
числе
и
интенсивная,
силовые
и
скоростно-
силовые
упражнения
не
применяются
с
целью
значительного
снижения
интенсивности нагрузки в тренировочном процессе.
Важно обратить внимание , что во время тренировочного занятия при
нарушениях
рисунка
бега
в
конце
дистанции
необходимо
сокращать
длину
отрезков, а при появлении напряжения или отклонениях в технике - снижать
скорость. Развитие скорости и поддержание активности бега должны проходить
без напряжения, которое обычно приводит к закрепощению, сокращению длины
или темпа шагов и снижению скорости бега.
У девушек ЧСС на 5 уд./мин. выше, нагрузка планируется на 10 % меньше
чем у юношей.
Библиографический список
1.
Алабин В.Г. Организационно-методические
основы
многолетней
тренировки юных легкоатлетов. Учебное пособие. Челябинск, 1977
2.
Бочарова Н.А.
Использование скоростно-силовых упражнений в учебно-
тренировочных
занятиях
как
средства
повышения
результативности
легкоатлетов, специализирующихся в беге на дистанции 400 и 800 м.
Опыт работы. Белгород, 2008.
3.
Валик Б.В. Тренерам юных легкоатлетов. М.: Физкультура и спорт, 1974.
4.
Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсмена.
М., 1972.
5.
Максименко Г.П. Управление тренировочным процессом юных бегунов.
Киев, 1978.
6.
Матвеев Л.П. Основы
спортивной
тренировки:
Учебное
пособие
для
институтов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1977. – 280 с.
7.
Основы
управления
подготовкой
юных
спортсменов
/
Под
общей
редакцией М.Я. Набатниковой. М.: Физкультура и спорт, 1982. – 280 с.
8.
Попов В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. М.,
2002.
9.
Травин Ю.Г. Основы тренировки в легкой атлетике. М.: ГЦОЛИФК,1977.
6