Напоминание

"Игровая деятельность при обучении чтению детей дошкольного возраста"


Автор: Ионова Ольга Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО - ЦВР г. Маркс, Саратовская область
Населённый пункт: г. Маркс
Наименование материала: Статья
Тема: "Игровая деятельность при обучении чтению детей дошкольного возраста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Педагог дополнительного образования М ОУ-ДОД Центра внешкольной работы г. Маркс Саратовской области Ионова О.В. «
Успех в учении – единственный источник внутренних сил,

рождающий энергию для

преодоления трудностей, желания учиться».

В.А.Сухомлинский
Начало школьной жизни – серьезный этап для ребенка. Он будет получать новые знания, развивать свои способности, формировать собственные ценности. И от того, насколько он быстро и успешно сможет в необычной среде адаптироваться, зависит его успеваемость . В современной начальной школе уделяется большое внимание развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков. Одним из таких общеучебных навыков является навык чтения. И без достаточного высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образования ребенка, будущего ученика. Поэтому об этом задумываются не только педагоги, но родители будущих первоклассников. Большинство родителей желает, чтобы их ребенок до школы научился читать. По данным Министерства образования РФ, чуть более половины детей пятилетнего возраста посещают Детские общеобразовательные учреждения, где организовано предшкольное образование в разных формах: на базе детских садов, школ, учреждений дополнительного образования. Там созданы все необходимые условия: предметно-развивающая среда, учебно-материальная база, игровая зона. Применяются программы дошкольного обучения, с учетом преемственности дошкольного образования и начальной школы. В нашем Центре внешкольной работы уже много лет работает объединение «Дошколенок», где дети получают дошкольное образование по разработанным, апробированным и утвержденным программам Министерства образования РФ. В программе дошкольного образования поставлены цели и задачи, которые должны решаться на разных уровнях: на содержательном, который предполагает выделение приоритетов на каждой образовательной ступени, «состыковку» программ школьного и начального звена, определение необходимого минимума речевых умений детей; 1
на технологическом, раскрывающем основные направления методических подходов в формирование механизма чтения, в совершенствование читательских умений дошкольников и младших школьников; на уровне создания развивающей среды, отражающей возрастные особенности детей, учитывающей разнообразные направления в личностном развитии, способствующей созданию условий для наиболее эффективного и наименее трудоемкого овладения процессом чтения каждым ребёнком. Передо мной как педагогом стоит нелегкая задача выполнить все цели , установленные программой. Осуществить их можно только на основе учета индивидуальных возрастных особенностей детей дошкольного периода, исключая массовый подход, копирующий технологию школьного обучения. Как научить ребенка читать, чтобы не превратить обучение чтению в мучительный обязательный процесс, который осуществляется, как правило, методом «кнута и пряника», что надолго отвращает малыша не только от чтения, но и от книги вообще, а сделать этот процесс увлекательным, познавательным и интересным. Этот вопрос всегда волновал меня ; заставляя искать, пробовать, что-то отвергать, что-то накапливать в своем опыте. Мне бы хотелось поделиться своими находками, методами, формами и приемами в этом непростом деле – учить детей читать. Наряду с трудом и учением игра – один из основных видов деятельности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому в в этом виде деятельности можно проявить фантазию, используя разные формы, методы и приемы. Игровая деятельность привлекательна для детей данного возраста и способна вызвать положительную мотивацию к познанию нового. В то же время игра не является только развлекательным средством - это обычное упражнение, облаченное в занимательную форму. Содержание игры служит выполнению учебной задачи. На занятиях по обучению чтению, я применяю разные формы и приемы игровой деятельности. Например, при знакомстве детей со звуками: гласными и согласными, мы отправляемся в мир сказки, где звуки оживают и становятся сказочными героями. После прослушивания сказки ( можно и обыграть ее), детям становится ясно, в чем различие между гласными и согласными и какое значение они имеют.


Сказка «Кто важнее»

Педагог.
Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее.
Гласные:
Конечно, мы важнее Без нас никто и рта не раскроет!
Согласные:
Ну, это мы еще посмотрим. Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!
Гласные:
и все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог. 2

Согласные:
Что верно, то верно! Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хоть бы название науки, которая изучает нас с вами.
Гласные:
О…Е…И…А…
Согласные:
Вот видите! А если мы скажем (Ф Н Т К)
Педагог:
Как не старались гласные и согласные доказать кто из них важнее, так они не пришли к общему согласию. Не смогли они друг без друга произнести ни одного слова. А вы, ребята, как думаете, кто из них важнее?
(дети могут дать разные ответы)

Педагог:
Все звуки важны и согласные, и гласные. Поэтому решили они заключить мир. Снова стали рядом и так четко сказали…
Гласные и согласные:
Будем всегда вместе! УРА!!! В школе ребенка знакомят сначала с буквами, а потом уже послебукварном периоде – со звуками. В результате ребенок не умеет анализировать звуковой состав слова, и когда начинает писать, то допускает ошибки, например пропускает буквы или переставляет их местами. Это происходит, потому, что он не улавливает в слове последовательности звуков. В отличие от других способов обучения, я на своих занятиях сначала знакомлю ребенка со звуками русского языка, которые обозначаются определенными символами, а затем уже и с буквами.
согласный твердый

согласный мягкий

гласный


На начальном этапе знакомства со звуками, дети должны запомнить цвета символов. Они совершают путешествие в город звуков, где знакомятся с их жителями и домами, в которых они проживают. Для этого используются макеты домов: красный, синий, зеленый. Историю можно придумать и обыграть. 3
По мере обучения ребенок постепенно переходит от использования символов, обозначающих звуки, - к буквам. У каждого ребенка на парте есть свой конверт с определенными символами, которые он использует на занятиях. И благодаря тому, что звуки речи обозначаются символами, ребенок имеет возможность не просто пассивно воспринимать их на слух, а совершить с ними разнообразные наглядные «действия» Он может «видеть» их , «ощупывать» руками, передвигать, а как известно, действие с изучаемыми объектами – это самый эффективный путь обучения. Проводится игра «Услышь слово». Слово произносится шепотом по буквам и дети должны собрать его, используя символы. Например, произносится слово
М А Л И Н А
Дети выкладывают символы в звуковую схему На начальном этапе с таким заданием справляются только 10% детей, а к концу года практически все- 100% обучающихся.Но достичь такого результата можно только при условии, если эта работа ведется систематически на каждом занятии, меняя форму игры. Игровая обстановка на занятиях способствует развитию познавательных способностей и интересов каждого ребенка, дает участвовать в обсуждении, что позволяет ученику, даже самому слабому, понять и усвоить новый материал, научить применять его на практике. Один из наиболее эффективных способов и приемов, активно воздействующих над подсознательную деятельность, на их эмоциональную сферу, является
дидактическая игра.
Такая игры улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки. Например, помогает при знакомстве детей со звуками. Все звуки предстают перед детьми в виде звуков- человечков. Над доской висит макет паровоза с 4 вагонами: два синих и два красных. Звуки- человечки являются пассажирами этих вагонов. При знакомстве со звуком каждый из них занимает свое строго отведенное место. Гласные располагаются в красных вагонах, а согласные – в синих. В первом красном вагоне – гласные, которые служат для обозначения твердости и мягкости согласных:
А О Ы У Э И
, во втором красном вагоне – йотированные гласные: Е Ё Ю Я. В третьем синем вагоне непарные глухие согласные:
Х

Ц Ч Щ
и звонкие сонорные согласные:
М Н Р Л Й
. В четвертом – парные звонкие 4
согласные:
Г Б З Д Ж В
и глухие согласные:
К П С Т Ш Ф
. Все звонкие согласные располагаются на верхних рядах вагонов, а глухие на нижних. Глухие согласные носят черные шляпы, а звонкие – зеленые. Твердость и мягкость можно разгадать по цвету обуви. Зеленый цвет обозначает мягкость, синий – твердость, красный только у гласных звуков. Познакомившись со звуком, дети определяют самостоятельно в какой из вагонов посадить данный звук и на какое место его определить. Играя, дети учатся решать задачу поставленную учителем в начале занятия и с успехом справляются с ней, ожидая новой встречи с новым звуком. Результат использования таких методов, приемов и форм игровой деятельности на занятиях при обучении чтению достаточно велик. Кроме приобретения детьми опыта адекватного эмоционального реагирования, попутно происходят позитивные изменения в развитии высших психических функций (мышления, памяти, воображения, внимания), в развитии личности в целом, а также в овладении навыками дошкольников умение читать, работать со звуковым анализом слов, развитие речи и другими умениями учебной деятельности. 5
6
7


В раздел образования