"Расширение социокультурного пространства посредством художественно-эстетического воспитание в дополнительном образовании"
Автор: Халеев Игорь Викторович Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУДО г. Иркутска ДДТ №2 Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: статья Тема: "Расширение социокультурного пространства посредством художественно-эстетического воспитание в дополнительном образовании" Раздел: дополнительное образование
Расширение социокультурного пространства посредством художественно-эстетического
воспитание в дополнительном образовании.
Халеев И.В.
Педагог дополнительного образования
МБУДО г. Иркутска ДДТ№2
Дополнительное
образование
детей
–
целенаправленный
процесс
воспитания,
развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных
программ,
оказания
дополнительных
образовательных
услуг
и
информационно-
образовательной
деятельности
за
пределами
основных
образовательных
программ
в
интересах человека, государства. Основное его предназначение удовлетворять постоянно
изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
Современная
система
дополнительного
образования
детей
предоставляет
возможность
миллионам
обучающихся
заниматься
художественным
и
техническим
творчеством,
туристско-краеведческой
и
эколого-биологической
деятельностью,
спортом
и
исследовательской
работой
–
в
соответствии
со
своими
желаниями,
интересами
и
потенциальными
возможностями.
Педагоги
дополнительного
образования
разрабатывают
авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой
активности
детей,
реализуя
при
этом
собственный
профессиональный
и
личностный
потенциал.
Дополнительное
образование
детей
увеличивает
пространство,
в
котором
обучающиеся
могут
развивать
свою
творческую
и
познавательную
активность,
реализовывать
свои
личностные
качества,
демонстрировать
те
способности,
которые
зачастую
остаются
невостребованными
основным
образованием.
В
дополнительном
образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться
неудач.
Важной
ролью
дополнительного
образования
детей
является
его
воспитательная
доминанта,
поскольку
именно
в
сфере
свободного
выбора
видов
деятельности
можно
рассчитывать
на
«незаметное»,
а
значит
и
более
эффективное
воспитание.
С
этим
положением тесно связана одно из направлений деятельности учреждений дополнительного
образования
-
художественно-эстетическое
воспитание.
Педагогам
дополнительного
образования, как правило,
Дополнительное образование детей выполняет еще одну важную роль – расширяет
культурное пространство обучающихся. Культурологический подход к образованию дает
возможность
противостоять
перенасыщению
ребенка
информацией
и,
как
следствие,
обнищанию его души, распаду всей системы наследования культурно- исторического опыта,
разобщению поколений, утрате традиций. Дополнительное образование детей способствует
установлению реального взаимодействия и обогащения истории и культуры – русской и
соседних
народов.
Это
свойство
дополнительного
образования
детей
обеспечивает
ему
особое место в региональном компоненте Федерального государственного образовательного
стандарта нового поколения.
В этой сфере знакомство ребенка с ценностями культуры происходит с учетом его
личных интересов, национальных особенностей, традиций его микросоциума.
Вся система работы дополнительного образования направлена на формирование у
учащихся и воспитанников способностей, интересов и умений, необходимых для успешного
функционирования в обществе, в раскрытии их индивидуально-творческого потенциала, в
формировании позитивного отношения к себе и к окружающей действительности. Главной
целью,
которой
является
- удовлетворение
постоянно
изменяющихся
индивидуальных
социокультурных и образовательных потребностей детей. Тем самым решая такие задачи,
как
организация
занятости
детей
в
пространстве
свободного
времени,
организация
целесообразной деятельности ребёнка по саморазвитию и самосовершенствованию, развитие
познавательной
активности,
формирование
ответственности
у
учащихся,
формирование
навыков общения со сверстниками, старшими и младшими.
Исходя
из
этого
можно
сказать,
что
ключевая
социокультурная
роль
творческого
объединения
дополнительного
образования
состоит
в
превращении
творчества
и
самотворчества детской и подростковой субкультуры в Общее Дело всего общества.
Особенность и специфичность общественного статуса определяют сегодня детство не
как
подготовку
к
жизни,
а
как
период
жизнедеятельности,
обладающий
не
меньшей
ценностью, чем жизнь взрослого. Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их
реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в
обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные
средства ее достижения, опираясь на народные традиции и культуру.
Социокультурное пространство ансамбля народного танца «Колокольчики
Ансамбль танца
«Колокольчики»
Концерты, мастер-класс, открытые занятия, фестивали, конкурсы, праздни
ки
Детский сад
153,146,131
СОШ: 19,24,55.77,18
Лицей ИГУ
Школа
искусств №5
Совет
Ветеранов
округа
Департамент
образования
Управлени
е культуры
Администр
ация
города
Городской
Женсовет
ИНЦ СО
РАН
Организации и
промышленны
е
предприятия
Литература
1.
Горячева, М.Д. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом М.Д,
Горячева, Самара: Изд-во "Самарский ун-т", 2008, 132 с.
2.
Гордон, Л.А, Социологическая адаптация в современных условиях Л,А, Гордон
Социол. исслед. 2004. №8-9. 9-15,
3.
Ефимов, Б.А. Образование, как фактор социальной адаптации личности: Дис. канд.
филос. наук: Б.А. Ефимов. Свердловск, 2012.184 с.
4.
Киселева, Т.Г. Культурология и социальная педагогика: Линии сопряжения Т.Г.
Киселева Современные проблемы культурологического образования: Сб. статей Науч.
ред. Т.Г. Киселева. М.: МГИК, 2003.
5.
Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология,
теория. Н.Н. Ярошенко Монография. Москва, 2000. 204 с.