Автор: Чуруксаева Тамара Яковлевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУДО г. Иркутска ДДТ №2 Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: Эссе Тема: "Мои дети" Раздел: дополнительное образование
Мои дети
Чуруксаева Тамара Яковлевна
педагог дополнительного образования
МБУДО г. Иркутска ДДТ№2
Звуки музыки сопровождают нас с момента рождения и до глубокой
старости. Без нее невозможно представить ни один из моментов нашей
жизни. Даже в том случае, если мы не замечаем ее, она присутствует в
каждом мгновении. Музыка играет огромную роль в познании ребенком
мира,
она
занимает
особое,
уникальное
место
в
воспитании
детей
дошкольного возраста.
Сегодняшний
дошкольник
современного
бурно
меняющегося
мира
совсем иной, чем был раньше. А вы не заметили? Наши дети изменились.
Они хотят быть уверенными, сильными, успешными. Такие разные и то же
время похожие друг на друга тем, что каждый из них видит в нас человека,
способного провести их по лабиринтам жизненного пути с наименьшими
потерями, с приобретением тех знаний, умений и навыков, которые позволят
им реализоваться в этой жизни. Глядя в глаза детей, которые приходят ко мне
на занятия, я всегда думаю: кем они станут, каким образом
я смогу им
помочь устоять от всех соблазнов и трудностей
в этой жизни и при этом
остаться духовно-нравственными, соответствовать жизненным принципам и
не потерять своего «я». Чувствуя ответственность перед этими маленькими
человечками, я пересмотрела суть своих занятий по музыке с дошколятами. И
теперь,
это
не
просто
предмет
музыки,
который
знакомит
детей
с
музыкальными
понятиями,
композиторами,
музыкальной
терминологией,
учит их петь, а это предмет, который способствует расширению кругозора
ребенка,
развивает
любознательность,
желание
учиться,
развивает
коммуникативные, лидерские качества.
Моя методика преподавания, прежде всего, направлена на развитие
личностных качеств ребенка, социализации его в коллективе. Мне очень
интересно
наблюдать
за
тем,
как
благодаря
моим
занятиям
пугливый
1
«галчонок» расправляет крылья, смело смотрит в глаза, уверенно и четко
выполняет движения, проявляет инициативу, преодолевая чувство страха,
стремиться
к
лидерству,
с
радостью
участвует
в
театрализации
песен,
раскрепощается. А ведь зачастую, на занятия они приходят, держа за руку
маму, бояться общаться со сверстниками.
Наши занятия начинаются с музыкальной разминки для голосового
аппарата,
которая
включает
в
себя
авторские
ритмические,
дыхательные,
вокальные, логопедические упражнения. Причем все упражнения каждый раз
подбираются
индивидуально
в
зависимости
от
состава
группы.
Я
внимательно изучаю и выявляю проблемы, на которые необходимо обратить
внимание, и только после этого составляю план проведения разминки. Она
может проводиться как в кругу, так и за партами. Ребята, хорошо освоив
упражнения,
имеют
возможность
примерить
на
себя
роль
учителя,
самостоятельно проводя этот раздел занятия. Это способствует развитию
лидерских качеств ребенка, более того я считаю, что это помогает преодолеть
чувство страха, боязни
отвечать, работать перед аудиторией. Так как на
сегодняшний день много детей с логопедическими проблемами - на занятии
дается понятие музыкального и шумового, мягкого и твердого, звонкого и
глухого звука. Изучая тему динамики, дети учатся слушать и слышать звуки,
что в дальнейшем им очень поможет при усвоении навыка чтения, развивает
фонетический слух.
Раздел «Слушание музыки» построен мною по блокам: «Времена года»
и Цветной блок. Открывает блок «Времена года» Осень, далее следует Зима,
Весна,
Лето.
О
каждом
времени
года
дети
получают
определенную
информацию, знакомятся с художественными полотнами, как русских, так и
Иркутских художников, творчеством П.И. Чайковского. Закреплением темы
служат
праздники:
«Осенины
-
именины»,
«Зимняя
вьюга»,
«Весенний
калейдоскоп», «Встреча с летом».
Цветной блок состоит из 7 цветов: Розовый, Белый, Зеленый, Красный,
Желтый,
Синий,
Черный.
При
разучивании
музыкального
материала
2
составляется «портрет» каждого цвета, дети выбирают свой любимый цвет и
обосновывают свой выбор, обращается внимание на настроение, состояние
человеческой души, характер музыки, я помогаю им высказать свою мысль,
рассказать какое настроение у них на данный момент, что их расстраивает,
что радует. Это дает большую возможность почувствовать психологическое
состояние
ребенка,
помочь
ему
найти
равновесие
внутри
себя,
поднять
настроение
и
почувствовать
удовлетворение,
радость
от
общения
с
окружающими, выплеснуть весь негатив, если таковой имеет место быть.
Закреплением темы является интегрированное занятие, где ребята исполняют
песню «Я умею рисовать», Цветные песенки, демонстрируя при этом свои
творческие успехи по изодеятельности, анализируют их, дают оценку другим
работам,
замечая
при
этом
настроение
с
которым
выполнена
работа.
Благодаря
изучению
этого
музыкального
материала,
ребята
учатся
быть
внимательными
по
отношению
к
окружающим
их
людям,
замечают
их
настроение, становятся более чуткими, толерантными, добрыми.
«У меня сегодня плохое настроение, я выбираю черный цвет», - сказал
как-то Витя и заплакал. «Не плачь! Я поделюсь с тобой! Я дружу с желтым
цветом. Возьми, мне не жалко!» сказала Милана. Витя улыбнулся и вытер
слёзы. Вот такой диалог произошел однажды на моем занятии. И на душе
стало светло и спокойно – значит, я делаю все правильно.
И когда ко мне подходят родители, выражая благодарность за успехи
своих детей, я с гордостью думаю про себя: - « А ведь это и мои дети!», и
мысли начинают стремительно бегать в поисках нового, интересного…
3