"Методы и способы мотивации в изучении предмета ИЗО" (ФГОС)
Автор: Чумаченко Татьяна Алексеевна Должность: учитель изобразительного искусства Учебное заведение: МКОУ лицей № 4 Населённый пункт: город Россошь, Воронежская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Методы и способы мотивации в изучении предмета ИЗО" (ФГОС) Раздел: начальное образование
Автор: Чумаченко Татьяна Алексеевна, учитель ИЗО, ВКК, МКОУ
лицей № 4, г.Россошь, Воронежской области
«Методы и способы мотивации в изучении предмета ИЗО в рамках
реализации ФГОС»
Описание материала : в данном материале раскрываются основополагающие
аспекты использования методов, способов мотивации и реализации ФГОС
ООО
в
изучении
курса
"Изобразительное
искусство».
Прилагается
презентация по данной теме.
Назначение:
с од е р ж а н и е
р а б от ы
п од гото вл е н о
д л я
у ч и т е л е й
изобразительного искусства, осуществляющих обучение в соответствии с
ФГОС ООО.
Цель:
раскрытие
путей
реализации
федерального
государственного
стандарта второго поколения на уроках изобразительного искусства.
Отличительной
особенностью
новых
государственных
стандартов
общего
образования является их ориентация на универсальные учебные действия
(метапредметные
результаты),
(слайд№2).
Планируемые
результаты
дают
новое качество образования на основе деятельности личности учащихся.
Это
означает
умение
учиться,
т.е.
способность
школьника
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию
путём
сознательного
и
активного
присвоения
нового
социального
опыта.
В
более
узком
значении
–
это
совокупность
способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение
новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Перед педагогами ставится очень непростая задача: обеспечить овладение
учащимися
различных
видов
УУД.
В
этом
помогают
образовательные
технологии
(системы
методов,
способов,
приемов,
шагов)
детальное
описание,
последовательность
выполнения
которых,
обеспечивает
гарантированное решение задач воспитания, обучения и развития личности
воспитанника, (слайд №3).
Все
методы
обучения
группируются
в:
активные,
интерактивные.
исследовательские, проектные, (слайд №4). Что такое процесс обучения в
рамках
ФГОС?
Это
процесс
деятельности
ученика,
направленный
на
становление
его
сознания
и
его
личности
в
целом.
Поэтому
в
основе
Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся
в системе образования; их активную учебно-познавательную деятельность;
построение
образовательного
процесса
с
учётом
индивидуальных,
возрастных,
психологических
и
физиологических
о собенно стей
обучающихся.
СДП
(системно-деятельностный
подход)
-включает
в
себя
базовые
образовательные технологии:
1.обучение на основе «проблемных ситуаций»;
2.проектная деятельность;
3.уровневая дифференциация;
4.информационно-коммуникативные технологии, (слайд №5).
К ним следует добавить и другие технологии:
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективная система обучения (КСО);
-технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ);
-исследовательские методы обучения;
-проектные методы обучения;
-технология « дебаты»;
-технологию модульного и блочно- модульного обучения;
-лекционно – семинарско - зачетная система обучения;
-технология развития «критического мышления»;
-технология
использования
в
обучении
игровых
методов:
ролевых,
деловых и других видов обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа);
-информационно – коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
- систему инновационной оценки « портфолио»;
-
технологию
дистанционного
обучения,
технология
мастерских,
групповое обучение и др.
Урок ИЗО в рамках ФГОС должен развивать: художественно-творческие
способности детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость .
Н а
у р о ка х
д ол ж н ы
п р и су т с т во ват ь : целостность,
образность,
эмоциональность .
Урок должен учитывать связь с жизнью, проводить занятия в диалогичной
форме. В рамках изучаемой темы необходимо искать пути интеграции с
другими предметами. Из опыта своей работы: проведение интегрированных
уроков - ИЗО и музыка, ИЗО
и окружающий мир.
Широко использую
краеведческий материал.
При
изучении
предмета
«Изобразительное
искусство»
я
использую
различные
интерактивные
методы
и
способы
мотивации
в
обучении.
Например,
метод
проектов,
исследовательский
метод,
дискуссии, игра,
коллективно-творческие
дела
(КТД),
информационно-компьютерные
технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии и др.
Остановлюсь
подробнее на некоторых из них.
Проектная деятельность включает в себя три главных действия (триаду):
замысел- реализация- продукт , (слайд № 7).
Этапы работы над проектом:
I. Разработка проектного задания (цели, задачи)
II. Разработка плана работы
III. Реализация проекта
IV. Завершение проекта
V. Презентация.
Одним из удачных примеров проектной деятельности в ходе обучения ИЗО
является проект «Моя любимая книжка», иллюстрирование и компановка в
книгу «Сказки Пушкина». А также подготовка различных плакатов, памяток,
организация
и
проведение
тематических
выставок
рисунков,
конкурсов,
проведение
мини-исследований,
предусматривающих
обязательную
презентацию
полученных
результатов
–
вот
далеко
не
полный
список
примеров проектной деятельности в начальной школе.
Необходимо выполнять основные требования
к использованию метода проектов: (слайд №8)
1. Наличие значимой
в
исследовательском,
творческом
плане проблемы ,
требующей
интегрированного
знания,
исследовательского
поиска
для
ее
решения
2 . П р а к т и ч е с к а я ,
т е о р е т и ч е с к а я ,
п о з н а в а т е л ь н а я значимость
предполагаемых результатов
3. Самостоятельная деятельность учащихся
4. Структурирование
содержательной
части
проекта
(с
указанием
поэтапных результатов)
5. Использование
исследовательских
методов ,
предусматривающих
определенную последовательность действий
Существуют основные принципы учебного проектирования:
Опора на интерес детей, а также ранее усвоенный материал;
Возможно большая самостоятельность учащихся
Творческая направленность;
Практическая осуществимость проекта;
Связь с потребностями общества, (слайд №9).
Включение
обучающихся
в
проектно-исследовательскую
деятельность
является
основополагающим
в
формировании
познавательных
и
регулятивных универсальных учебных действий. Цели и задачи проектно-
исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства носят
чаще
всего
конкретную
практическую
ценность.
Примерами
такой
проектной деятельности моих учащихся в 4 классе стали «Сказки Пушкина»,
или
альбом
«Народные
загадки»
в
5
классе,
«Герб
семьи»
в
4
классе,
коллективные
и
групповые
проекты
«Народные
праздники»,
«Уголок
крестьянской избы» в 5 классе, с привлечением краеведческого материала,
(слайд
№10).Привожу пример результата проекта "Народные праздники",
«Герб семьи».
Проектная
деятельность
обучающихся
–
это
совместная
учебно-
познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на
достижение общественного результата деятельности.
Исследовательская
деятельность
обучающихся
–
это
деятельность
учащихся, связанная с решением учащимися задач с заранее неизвестным
решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для
исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке
традиций, (слайд №11, 12).
Проектная
деятельность
предполагает
подготовку
докладов,
рефератов,
проведение
исследований,
создание
видеофильмов,
альбомов,
плакатов,
статей в газете, инструкций, театральных инсценировок, игр (спортивная,
деловая), web-сайтов и др. В процессе выполнения проекта обучающиеся
используют
учебную,
учебно-методическую,
научную,
справочную
литературу,
цифровые
образовательные
ресурсы
(ЦОР),
(показываю
рефераты,
плакаты).
Метод
проектов
можно
рассматривать
как
одну
из
личностно
ориентированных
развивающих
технологий.
В
основу
этой
технологии
положена
идея
развития
познавательных
навыков
учащихся,
творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать
проблемы,
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
умения
прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод
проектов
ориентирован
на
самостоятельную
деятельность
обучающихся:
индивидуальную, парную, групповую.
Дифференциация
обучения
на
основе
выделения
обязательных
требований
к
подготовке
учащихся
предполагает
такую
организацию
учебного процесса, при которой все школьники имеют возможность получать
полноценное обучение, в соответствии с рекомендуемыми Министерством
образования и науки программами и учебниками, и вместе с тем иметь ясное
представление
о
том
минимально
обязательном
наборе
требований
к
их
знаниям,
интеллектуальным
и
практическим
умениям,
навыкам
познавательной
и
коммуникативной
деятельности,
которые
будут
им
предъявлены
к
моменту
окончания
изучения
курса,
раздела
или
каждой
отдельной темы.
Реальные учебные достижения учеников в изобразительном искусстве могут
быть самыми разными: от выполнения всеми базовых заданий, минимально
необходимого для последующего обучения, до более глубокого и полного
творческого освоения частью детей предмета, вплоть до участия в конкурсах,
олимпиадах,
форумах
по
предмету,
до
овладения
навыками
поисковой
и
исследовательской деятельности. В условиях этой технологии ученик – это,
прежде всего, партнер. Главная же задача и обязанность учителя – помочь
ребенку
принять
и
выполнить
принятое
им
решение.
Помочь
сделать
правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов.
Помочь
составить
или
откорректировать
программу
самообразования,
подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную
интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и
проконтролировать.
Выбор
данного
подхода
обусловлен
тем,
что
основанные
на
нем
педагогические
технологии
обладают
значительным
воспитательным
и
развивающим,
а
также
здоровьесберегающим
потенциалом,
что
отвечает
современным
приоритетным
потребностям
личности,
общества
и
государства.
Проблемно-диалогическое
обучение
-
один
из
самых
эффективных
способов введения нового знания. (слайд № 13, 14)
Данная
технология
предполагает:
создание
проблемной
ситуации,
формулирование учебной проблемы, актуализация имеющихся знаний для ее
решения, поиск решения проблемы, открытие нового знания, применение
нового знания, выражение решения собственным способом.
Проблемный диалог :
1.
Даёт прочные знания.
2. Стимулирует интеллектуальное развитие.
3. Воспитывает активную личность.
4. Здоровьесберегающая технология.
Дискуссии п редставляют собой такую форму познавательной деятельности,
в которой учащиеся упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими
мнениями, идеями по обсуждаемой проблеме. Содержание докладов может
быть связано с изучаемым материалом или выходить за рамки программы, в
том числе иметь
профессиональную направленность.
Игровые технологии
-
осваиваются правила поведения и роли в группе;
рассматриваются возможности самих групп;
приобретаются навыки
совместной
коллективной
деятельности ,
отрабатываются
индивидуальные
характеристики
учащихся,
необходимые
для достижения поставленных игровых целей;
накапливаются
культурные
традиции,
внесенные
в
игру
участниками,
учителями,
привлеченными
дополнительными
средствами
–
наглядными
пособиями,
учебниками,
компьютерными
технологиями
и
д р .
Игра -
как
средство
интерактивного
обучения способствует
появлению
непроизвольного интереса к познанию основ изобразительного искусства.
Использование разных типов игр, вызывает формирование положительной
мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие
ребят в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.
В
результате
игры
формируются
коммуникативные
умения,
способности
применять
приобретенные
знания
в
различных
областях,
умения
решать
проблемы,
толерантность,
ответственность.
На
уроках
изобразительного
искусства очень часто включаю игровые моменты. Например, в 4 классе на
уроке
«Роспись
глиняных
игрушек»
игра
в
группах,
дети
находят
соответствие вида росписи игрушки к соответствующей ее форме. В 1и 2
классах при иллюстрировании сказок «Колобок», «Репка», «Маша и медведь»
и др. проигрываем роли персонажей сказок, читаем по ролям. В 5 классе
«Рисуем отгадки к народным загадкам» играем в командах: дети задают
поочередно загадки и отгадывают их, получают баллы. Это и разгадывание
кроссвордов, ребусов и многое другое. (слайд №15,16)
Информационно-компьютерные
технологии
(ИКТ) дают
много
возможностей
для
творчества
учителя.
Учащиеся
составляют
свои
презентации и осуществляют образовательные проекты, создавая тем самым
многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки
искусства.
Это
могут
быть
небольшие
Web-странички,
слайд-шоу
и
мультимедиа
презентации
по
творчеству
художника,
а
также
тесты-
опросники по различным темам. В своей практике уже много лет практикую
на уроках изобразительного искусства выполнение рефератов и презентаций
учащимися 4 - 7-х классов. Дети работают над созданием презентаций по
темам уроков «Домашние животные», «Искусство эпохи
Возрождения»,
«Декоративная
роспись
сосуда»,
«Народные
праздники»,
«Люди
труда
в
ИЗО», Интерьер русской избы», «Народные промыслы России» и
многие
другие.
Для подготовки докладов, рефератов и творческих работ по изоискусству
дети используют энциклопедии, словари, справочники, интернет ресурсы.
Выполняя
задания,
дети
развивают
двигательные
навыки,
фантазию,
пространственное воображение, память, получают дополнительные навыки
работы с компьютером.
Выполняя задания, дети развивают двигательные
навыки,
фантазию,
пространственное
воображение,
память,
получают
дополнительные навыки работы с компьютером.
Коллективно-творческие
дела
(КТД)
на
уроках
позволяет
интенсивно
накапливать
положительный
опыт
в
решении
коммуникативных
и
регулятивных задач: здесь важно умение вести диалог, отстаивать свою точку
зрения,
считаться
с
мнением
партнёра,
ориентироваться
на
конечный
результат, причём не индивидуальный, а общий.
Можно
предложить
ученикам
парные
задания
(например,
по
теме:
«Зарубежный
друг»,
«Греческая
вазопись»,
«Материнство»,
«Полет
на
другую планету», «Пусть всегда будет солнце» и др.), где универсальным
учебным
действием
служат
коммуникативные
действия,
которые
должны
обеспечивать
возможности
сотрудничества
учеников:
умение
слушать
и
понимать
партнера,
планировать
и
согласованно
выполнять
совместную
деятельность,
распределять
роли,
взаимно
контролировать
действия
друг
друга и уметь договариваться.
Заключение.
Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках
ИЗО
способствуют
формированию
учебной
мотивации,
творческой
и
познавательной
активности,
самостоятельности,
ответственности;
критического
и
художественно-образного
мышления
учащихся,
умению
самостоятельного поиска информации.
Учебный
предмет
"Изобразительное
искусство"
вносит
особый
вклад
в
формирование
универсальных
учебных
действий:
лично стных,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных,
через
организацию
совместной
учебной
деятельности,
использование
проектных,
игровых,
поисковых,
диалоговых
методов,
ИКТ,
активизирующих
учебно-
познавательную деятельность учащихся.