Напоминание

"Методы и способы мотивации в изучении предмета ИЗО" (ФГОС)


Автор: Чумаченко Татьяна Алексеевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МКОУ лицей № 4
Населённый пункт: город Россошь, Воронежская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методы и способы мотивации в изучении предмета ИЗО" (ФГОС)
Раздел: начальное образование





Назад





Автор: Чумаченко Татьяна Алексеевна, учитель ИЗО, ВКК, МКОУ

лицей № 4, г.Россошь, Воронежской области

«Методы и способы мотивации в изучении предмета ИЗО в рамках

реализации ФГОС»

Описание материала
: в данном материале раскрываются основополагающие аспекты использования методов, способов мотивации и реализации ФГОС ООО в изучении курса "Изобразительное искусство». Прилагается презентация по данной теме.
Назначение:
с од е р ж а н и е р а б от ы п од гото вл е н о д л я у ч и т е л е й изобразительного искусства, осуществляющих обучение в соответствии с ФГОС ООО.
Цель:
раскрытие путей реализации федерального государственного стандарта второго поколения на уроках изобразительного искусства. Отличительной особенностью новых государственных стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия (метапредметные результаты), (слайд№2). Планируемые результаты дают новое качество образования на основе деятельности личности учащихся. Это означает умение учиться, т.е. способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении – это совокупность
способов
действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Перед педагогами ставится очень непростая задача: обеспечить овладение учащимися различных видов УУД. В этом помогают образовательные технологии (системы методов, способов, приемов, шагов) детальное описание, последовательность выполнения которых, обеспечивает
гарантированное
решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, (слайд №3). Все методы обучения группируются в: активные, интерактивные. исследовательские, проектные, (слайд №4). Что такое процесс обучения в рамках ФГОС? Это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Поэтому в основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся
в системе образования; их активную учебно-познавательную деятельность; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических о собенно стей обучающихся. СДП (системно-деятельностный подход) -включает в себя базовые образовательные технологии: 1.обучение на основе «проблемных ситуаций»; 2.проектная деятельность; 3.уровневая дифференциация; 4.информационно-коммуникативные технологии, (слайд №5). К ним следует добавить и другие технологии:
-развивающее обучение;

-проблемное обучение;

-разноуровневое обучение;

-коллективная система обучения (КСО);

-технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ);

-исследовательские методы обучения;

-проектные методы обучения;

-технология « дебаты»;

-технологию модульного и блочно- модульного обучения;

-лекционно – семинарско - зачетная система обучения;

-технология развития «критического мышления»;

-технология

использования

в

обучении

игровых

методов:

ролевых,

деловых и других видов обучающих игр;

-обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа);

-информационно – коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии;


- систему инновационной оценки « портфолио»;

-

технологию

дистанционного

обучения,

технология

мастерских,

групповое обучение и др.
Урок ИЗО в рамках ФГОС должен развивать:
художественно-творческие

способности детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость
. Н а у р о ка х д ол ж н ы п р и су т с т во ват ь :
целостность,

образность,

эмоциональность
. Урок должен учитывать связь с жизнью, проводить занятия в диалогичной форме. В рамках изучаемой темы необходимо искать пути интеграции с другими предметами. Из опыта своей работы: проведение интегрированных уроков - ИЗО и музыка, ИЗО и окружающий мир. Широко использую краеведческий материал. При изучении предмета «Изобразительное искусство» я использую различные интерактивные методы и способы мотивации в обучении. Например, метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, игра, коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии и др. Остановлюсь подробнее на некоторых из них.
Проектная деятельность
включает в себя три главных действия (триаду):
замысел- реализация- продукт
, (слайд № 7). Этапы работы над проектом: I. Разработка проектного задания (цели, задачи) II. Разработка плана работы III. Реализация проекта IV. Завершение проекта V. Презентация. Одним из удачных примеров проектной деятельности в ходе обучения ИЗО является проект «Моя любимая книжка», иллюстрирование и компановка в книгу «Сказки Пушкина». А также подготовка различных плакатов, памяток, организация и проведение тематических выставок рисунков, конкурсов, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – вот далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.
Необходимо выполнять
основные требования
к использованию метода проектов: (слайд №8) 1.
Наличие
значимой в исследовательском, творческом плане
проблемы
, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения 2 . П р а к т и ч е с к а я , т е о р е т и ч е с к а я , п о з н а в а т е л ь н а я
значимость

предполагаемых результатов
3.
Самостоятельная деятельность учащихся
4.
Структурирование

содержательной

части

проекта
(с указанием поэтапных результатов) 5.
Использование

исследовательских

методов
, предусматривающих определенную последовательность действий
Существуют основные принципы учебного проектирования:
 Опора на интерес детей, а также ранее усвоенный материал;  Возможно большая самостоятельность учащихся  Творческая направленность;  Практическая осуществимость проекта;  Связь с потребностями общества, (слайд №9). Включение обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность является основополагающим в формировании познавательных и регулятивных универсальных учебных действий. Цели и задачи проектно- исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства носят чаще всего конкретную практическую ценность. Примерами такой проектной деятельности моих учащихся в 4 классе стали «Сказки Пушкина», или альбом «Народные загадки» в 5 классе, «Герб семьи» в 4 классе, коллективные и групповые проекты «Народные праздники», «Уголок крестьянской избы» в 5 классе, с привлечением краеведческого материала, (слайд №10).Привожу пример результата проекта "Народные праздники", «Герб семьи».
Проектная

деятельность

обучающихся
– это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общественного результата деятельности.
Исследовательская

деятельность

обучающихся
– это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций, (слайд №11, 12).
Проектная

деятельность
предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований, создание видеофильмов, альбомов, плакатов, статей в газете, инструкций, театральных инсценировок, игр (спортивная, деловая), web-сайтов и др. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют учебную, учебно-методическую, научную, справочную литературу, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), (показываю рефераты, плакаты). Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую.
Дифференциация

обучения

на

основе

выделения

обязательных

требований

к

подготовке

учащихся
предполагает такую организацию учебного процесса, при которой все школьники имеют возможность получать полноценное обучение, в соответствии с рекомендуемыми Министерством образования и науки программами и учебниками, и вместе с тем иметь ясное представление о том минимально обязательном наборе требований к их знаниям, интеллектуальным и практическим умениям, навыкам познавательной и коммуникативной деятельности, которые будут им предъявлены к моменту окончания изучения курса, раздела или каждой отдельной темы. Реальные учебные достижения учеников в изобразительном искусстве могут быть самыми разными: от выполнения всеми базовых заданий, минимально необходимого для последующего обучения, до более глубокого и полного творческого освоения частью детей предмета, вплоть до участия в конкурсах, олимпиадах, форумах по предмету, до овладения навыками поисковой и исследовательской деятельности. В условиях этой технологии ученик – это,
прежде всего, партнер. Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать. Выбор данного подхода обусловлен тем, что основанные на нем педагогические технологии обладают значительным воспитательным и развивающим, а также здоровьесберегающим потенциалом, что отвечает современным приоритетным потребностям личности, общества и государства.
Проблемно-диалогическое

обучение
- один из самых эффективных способов введения нового знания. (слайд № 13, 14)
Данная

технология

предполагает:
создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы, актуализация имеющихся знаний для ее решения, поиск решения проблемы, открытие нового знания, применение нового знания, выражение решения собственным способом.
Проблемный диалог :
1. Даёт прочные знания. 2. Стимулирует интеллектуальное развитие. 3. Воспитывает активную личность. 4. Здоровьесберегающая технология.
Дискуссии п
редставляют собой такую форму познавательной деятельности, в которой учащиеся упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями по обсуждаемой проблеме. Содержание докладов может быть связано с изучаемым материалом или выходить за рамки программы, в том числе иметь профессиональную направленность.
Игровые технологии
- осваиваются правила поведения и роли в группе; рассматриваются возможности самих групп; приобретаются
навыки

совместной

коллективной

деятельности
, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями и д р .
Игра -
как средство интерактивного обучения способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ изобразительного искусства. Использование разных типов игр, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие ребят в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных. В результате игры формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность. На уроках изобразительного искусства очень часто включаю игровые моменты. Например, в 4 классе на уроке «Роспись глиняных игрушек» игра в группах, дети находят соответствие вида росписи игрушки к соответствующей ее форме. В 1и 2 классах при иллюстрировании сказок «Колобок», «Репка», «Маша и медведь» и др. проигрываем роли персонажей сказок, читаем по ролям. В 5 классе «Рисуем отгадки к народным загадкам» играем в командах: дети задают поочередно загадки и отгадывают их, получают баллы. Это и разгадывание кроссвордов, ребусов и многое другое. (слайд №15,16)
Информационно-компьютерные

технологии

(ИКТ)
дают много возможностей для творчества учителя. Учащиеся составляют свои презентации и осуществляют образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки искусства. Это могут быть небольшие Web-странички, слайд-шоу и мультимедиа презентации по творчеству художника, а также тесты- опросники по различным темам. В своей практике уже много лет практикую на уроках изобразительного искусства выполнение рефератов и презентаций учащимися 4 - 7-х классов. Дети работают над созданием презентаций по темам уроков «Домашние животные», «Искусство эпохи Возрождения», «Декоративная роспись сосуда», «Народные праздники», «Люди труда в ИЗО», Интерьер русской избы», «Народные промыслы России» и многие другие. Для подготовки докладов, рефератов и творческих работ по изоискусству дети используют энциклопедии, словари, справочники, интернет ресурсы. Выполняя задания, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, получают дополнительные навыки работы с компьютером. Выполняя задания, дети развивают двигательные
навыки, фантазию, пространственное воображение, память, получают дополнительные навыки работы с компьютером.
Коллективно-творческие

дела
(КТД) на уроках позволяет интенсивно накапливать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь важно умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением партнёра, ориентироваться на конечный результат, причём не индивидуальный, а общий. Можно предложить ученикам парные задания (например, по теме: «Зарубежный друг», «Греческая вазопись», «Материнство», «Полет на другую планету», «Пусть всегда будет солнце» и др.), где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
Заключение.
Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках ИЗО способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся, умению самостоятельного поиска информации. Учебный предмет "Изобразительное искусство" вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий: лично стных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, через организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, активизирующих учебно- познавательную деятельность учащихся.


В раздел образования