Автор: Трофимова Наталья Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Торошинская СОШ" Населённый пункт: д. Торошино, Псковская область Наименование материала: конспект Тема: "Простая этика поступков" Раздел: начальное образование
по учебному модулю «Основы светской этики»
Ф.И.О. Трофимова Наталья Александровна
Предмет: Основы светской этики
Класс: 4
Тип урока: урок «открытия новых знаний»
Тема
Простая этика поступков
Цель
формирование представления о нравственных ценностях и их значения в жизни.
Задачи
Образовательные:
развитие и систематизация этических знаний ребёнка; овладение умениями и навыками
взаимодействия с окружающими.
Развивающие:
расширение словарного запаса в процессе освоения этических понятий и определения
нравственных качеств;
развитие умений нравственного анализа поступков, сопоставлений моральных характеристик,
этически выраженных оценок.
Воспитательные:
формирование нравственно ориентированных взаимоотношений учещихся, в основе которых
лежит уважение и доброжелательность к каждому;
повышение авторитета нравственных норм в поведении учащихся;
развитие способности к нравственному выбору в жизненных ситуациях.
УУД
Личностные УУД:
формировать уважительное отношение к иному мнению;
овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
осознавать причастность к успеху учебной деятельности;
анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;
сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
Познавательные УУД:
извлекать необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, построения логических
рассуждений;
уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме.
Регулятивные УУД:
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера
ошибок;
понимать и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
готовность
слушать
собеседника,
вести
диалог,
признавать
возможность
существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в
совместной деятельности.
Планируемые
результаты
Предметные:
Знать
суть простой этики поступков;
моральное значение нравственного выбора;
основной ориентир в выборе действий;
основные понятия по теме: терпимость, дружелюбие;
ценности человеческой жизни.
Уметь
действовать согласно своей совести;
делать нравственный выбор в разных ситуациях;
проявлять терпимость к людям разных национальностей;
замечать лучшее в человеке.
Личностные:
смыслообразование (какое значение, смысл имеет для меня учение)
самопознание и самоопределение (формирование идентичности личности)
нравственно-этическая ориентация (построение системы нравственных ценностей как основания
морального выбора)
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих
Основные понятия
этика поступков, нравственный выбор, терпимость, дружелюбие
Межпредметные
связи
Литературное чтение, окружающий мир, искусство:
-уметь создавать условия для формирования системы нравственных ценностей:
-уметь создавать условия социума для людей разных национальностей
Ресурсы:
Шемшурина А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных
культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учеб. для общеобразовательных
основные
дополнительные
организаций. – М.: Просвещение, 2015
Песня «Неприятность эту мы переживём», мультфильм « Кот Леопольд»
Формы урока
Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
Технология
Информационно- коммуникативная, частично-поисковая технология, эвристическая беседа
Дидактическая
структура урока
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для
учащихся,
выполнение
которых
приведёт к
достижению
запланированн
ых результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
1.
Мотивация
(самоопределения
) учебной
деятельности.
Слушают
музыку,
высказывают
свои ощущения
Закройте глаза и
послушайте.
Каковы ваши
эмоции и
ощущения?
-Настроения у
вас хорошее!
Солнышко наше
улыбается!
Итак, начинаем
наш урок.
Песня
«Неприятность
эту мы
переживём»
Личностные:
осознание
причастности к успеху
учебной деятельности
2.
Актуализац
ия учебного
действия.
Рассматривают
рисунки и
отвечают на
вопросы учителя
Организуют
работу с
«деревом
мудрости»
- Сколько
плодов на ваших
деревьях?
- О чём
напоминают вам
плоды?
-Можно ли
сказать, что эти
плоды - символ
вашего
нравственного
взросления,
приобретения
мудрости?
рисунки
«Дерево
Мудрости»
( работа с
проектами
групп)
Знать
суть простой
этики
поступков
Личностные:
формирование
уважительного
отношения к иному
мнению
Коммуникативные :
излагать своё мнение и
аргументировать свою
точку зрения;
составление
высказывания в
соответствии с
требованиями
речевого этикета,
взаимодействие с
окружающими.
3.
Выявление
места и причин
затруднения
(определение
границ знания и
незнания).
4.
По очереди
записывают свою
«мудрость»,
заворачивают
лист, закрывая
запись, и
передают
-Какая
«мудрость»
стала для вас
наиболее
значимой?
Кладёт на
первую парту
Задание
«Свитки»
( записать
выводы)
Знать
суть простой
этики
поступков
Познавательные:
умение осознанно и
произвольно строить
речевое высказывание
в письменной форме;
постановка и
следующему
.
Отвечают на
поставленный
вопрос
лист бумаги;
Разворачивает и
читает подряд
записи;
Обращает
внимание на
повторяющиеся
записи;
-
Как вы
думаете,
почему?
Обобщает
сказанное
учащимися:
Они
наиболее важны
в жизни и,
видимо, чаще
соблюдаются
вами.
Так?
Постараемся же
осмыслить
самое главное и
выделить, что
должно
составлять
простую этику
поступков, т. е.
Уметь
действовать
согласно своей
совести;
делать
нравственный
выбор
формулирование
проблемы.
Коммуникативные:
умение
оформлять
с в о и
м ы с л и
в
письменной
форме,
слушать
и
понимать
речь других.
Регулятивные:
умение понимать и
формулировать цель
на уроке с помощью
учителя
.
простые
нравственные
нормы
человеческого
поведения.
Соберём все
лучики нашего
нравственного
солнышка
«Этика
поступков»
5.
Построение
проекта выхода из
затруднения.
Читают вывод на
стр. 116
(Любые
действия
человека не
должны быть во
вред кому-либо)
Ловят мяч,
заканчивают
начатое
предложение
-Какими
должны быть
главные
ориентиры в
определении
поступков?
Вывешивает на
доску первое
правило
( первый лучик
солнышка).
-Посмотрим, как
эта истина
выглядит в
повседневном
вашем
проявлении.
Работа с
учебником
Игра «Лови мяч»
Уметь
делать
нравственный
выбор
Личностные:
анализ своих и чужих
поступков
с
точки
зрения
общечеловеческих
норм;
сопоставление
п о л ож и т е л ь н ы х
и
отрицательных
поступков людей
Коммуникативные:
изложение
своего
м н е н и я
и
аргументирование
своей точки зрения и
оценки событий
учителем и
делают
нравственный
выбор
Определим это в
процессе игры.
Я кидаю кому-то
из вас мяч,
начиная
предложение, в
котором
содержится
ожидание
конкретного
действия. Тот,
кому я кидаю,
ловит мяч и
заканчивает
предложение
ответом, в
котором и
содержится
ожидаемое
действие. При
этом вы
добавляете
слово «да», если
вы соблюдаете
это в своей
жизни, и слово
«нет», если не
соблюдаете.
6.
Реализация
построенного
проекта.
Делают вывод
Разматывают
клубочек,
передают нитку
соседу по парте,
при этом
называют
лучшее его
качество
-Делая свой
нравственный
выбор, вы
мысленно
совершали
поступок, что
помогло вам
сделать этот
выбор?
Вывешивает
второе правило
( 2 лучик):
Поступать во
благо человеку
Проверим себя с
помощью
маленького
эксперимента:
Даёт четкую
инструкцию по
выполнению
эксперимента.
Посмотрите,
ребята, какое
волшебство
Эксперимент
«Волшебный
клубочек»
Знать
основной
ориентир в
выборе
действий
Уметь
замечать
лучшее в
человеке.
Личностные:
формирование
уважительного
отношения к людям
разных
национальностей
Регулятивные :
оценка
учебных
д е й с т в и й
в
с о о т в е т с т в и и
с
поставленной задачей
Коммуникативные :
определение
общей
ц е л и
и
п у т е й
е ё
достижения
-
произошло в
нашем классе.
Мы все увидели
лучшее друг в
друге и поняли,
какие мы
хорошие. Это
ниточка
волшебного
клубочка
помогла нам
увидеть доброе
и
сосредоточиться
на нём. Вам
было это
приятно?
Видите, как
важно и как
хорошо, когда в
тебе стараются
увидеть лучшее.
Подумайте,
какое простое
этическое
правило мы с
вами можем
сформулировать
?
Вывешивает
третье правило
( 3 лучик):
опирайся на
лучшее в
человеке
7.
Первичное
закрепление с
проговариванием
во внешней речи.
8.
Вырезают
фигурки людей и
скрепляют их в
большой хоровод,
называя «кто я»
-Подумайте, в
каких
жизненных
ситуациях
важно проявлять
терпимость к
человеку, т.е.
толерантность.
- Итак,
следующее
правило: будь
терпим и
уважителен к
человеку другой
народности,
любой веры.
Вывешивает
Проект
«Большой
хоровод»
Знать
основные
понятия по
теме:
терпимость,
дружелюбие;
ценности
человеческой
жизни.
Уметь
проявлять
терпимость к
людям разных
национальност
Личностные:
формирование
уважительного
отношения к людям
разных
национальностей
Регулятивные:
формирование умения
планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями её
реализации
следующее
правило
ей
9.
Самостоятел
ьная работа с
самопроверкой по
эталону.
Делятся на
группы,
Вставляют
пропущенные
слова, опираясь
на правила
сформулированн
ые на уроке,
Проверяют
работу по
эталону
Раздаёт листки с
отрывками из
произведения,
где необходимо
вставить
пропущенные
слова.
Работа в группах
«Хорошо-плохо»
(Вставь нужные
слова)
( Отрывки взяты
из произведения
В.В.
Маяковского
«Что такое
хорошо и что
такое плохо?»)
Знать
моральное
значение
нравственного
выбора;
основной
ориентир в
выборе
действий
Уметь
действовать
согласно своей
совести;
делать
нравственный
выбор в разных
ситуациях
Личностные:
сопоставление
положительных и
отрицательных
поступков людей
Коммуникативные:
формирование
умения
д о г о в а р и в а т ь с я
о
распределении
функций
и
ролей
в
совместной
деятельности,
осуществлять
взаимный
контроль
в
совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное
поведение и поведение
окружающих.
Регулятивные:
внесение
соответствующих
корректив
с
учётом
характера ошибок
Включение в
систему знаний и
повторения.
Работают в парах
собирают из
частей
пословицу,
объясняют её
смысл, ищут
другую пару, у
которых такая же
пословица,
оценивают
работу
Раздаёт
пословицы
Какую
взаимосвязь вы
видите между
определившими
ся простыми
правилами
этики?
- Следующее
яблоко не
«Дереве
мудрости» будет
напоминать нам
о нашем уроке
сегодняшнем
уроке и на нём
мы напишем:
«Собери
пословицу»
(работа в парах)
Знать
моральное
значение
нравственного
выбора
Личностные:
Р а з в и т и е
н а в ы к а
р а б о т ы
в
г р у п п е ,
умение
определять
г л а в н у ю
м ы с л ь
Познавательные:
умение осознанно и
произвольно строить
речевое высказывание
в устной или
письменной форме.
«Этика
поступка»
Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке.
Поводят итоги
своей работы на
уроке,
зачитывают
правила, которые
вывели на уроке,
заполняют
страничку
дневника
( оценивают
работу на уроке,
свои ощущения,
эмоции)
Пусть эти
простые, но
очень важные
правила будут
постоянными
ориентирами в
вашей жизни.
Они подсказаны
вековым опытом
жизни людей
- Вспомните ещё
раз урок, себя,
свои эмоции и
ощущения. Что
вас удивило?
Что заставило
задуматься? А
может, вы с чем-
то не согласны?
А может, вы в
чём-то
отличилась?
АМО «Дневник»
Задание:
необходимо
заполнить
страничку
дневника
Личностные:
с п о с о б н о с т ь
к
самооценке на основе
критерия
успешности
учебной деятельности.
Познавательные:
умение
структурировать
знания.
Регулятивные:
в ы д е л е н и е
и
осознание
учащимися
того, что уже усвоено.
Коммуникативные:
умение
о ф о рм л я т ь
свои
мысли
в
устной
форме.
Благодарит
учащихся за
работу на уроке.
Фраза из
мультфильма
«Кот Леопольд»
(Ребята, давайте
жить дружно!»
Приложение 1.
Вопросы для игры «Лови мяч»
Заходя утром в класс, я непременно… (здороваюсь со всеми).
Учитель, неся стопку тетрадей, случайно уронил часть из них, и я… (со словами «я помогу вам» стал быстро их под-
нимать).
Встав утром после завтрака из-за стола, я… (благодарю за завтрак и целую маму (бабушку).
Если мама или бабушка идёт в магазин или затевают уборку квартиры, я… (предлагаю свою помощь).
Прибежав к остановке автобуса, я… (не стараюсь протиснуться вперёд).
Если кто-то в классе расстроился, я… (стараюсь ободрить, как-то помочь).
Когда при мне дерутся, я… (стараюсь этому помешать).
Когда меня дразнят, я… (не реагирую).
Когда дразнят кого-то другого, я… (стараюсь это прекратить).
Если мне про кого-то сплетничают, я… (прошу этого не делать).
Приложение 2
«Хорошо - плохо?»
1 группа
2 группа
Если
сын
черне́
е ночи,
грязь лежит
на рожице, —
ясно,
это
Если
мальчик
любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
очень милый,
поступает _____________.
_____________ очень
для ребячьей кожицы.
Если мальчик
любит труд,
тычет
в книжку
пальчик,
про такого
пишут тут:
он
________________ мальчик.
От вороны
карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот
просто трус.
Это
очень ______________,
Этот
в грязь полез
и рад,
что грязна рубаха.
Про такого
говорят:
он _______________,
неряха.
Этот
чистит валенки,
моет
сам
галоши.
Он
хотя и маленький,
но вполне ____________________.
Мальчик
радостный пошёл,
и решила кроха:
«Буду
делать ___________________,
и не буду —
_____________________».
Мальчик
радостный пошёл,
и решила кроха:
«Буду
делать ___________________,
и не буду —
_____________________».
Приложение 3
АМО «Дневник» (предназначено для рефлексии учебной деятельности на уроке)
задание: необходимо заполнить страничку дневника
№
Уроки