Автор: Корнишина Светлана Олеговна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ города Ульяновска "СШ №61" Населённый пункт: город Ульяновск Наименование материала: конспект Тема: Урок математики 1 класс по программе "Школа 2100" Раздел: начальное образование
Фамилия ( автора работы)
Корнишина
Имя
Светлана
Отчество
Олеговна
Должность
Учитель начальных классов
Общеобразовательная организация
МБОУ СОШ № 61
Город
Ульяновск
Район города
Засвияжский район
Контактный телефон
89372788119
e- mail
swetlanaulyanovich@mail
Образовательная область
Начальные классы . УМК « Школа 2100»
Учебный предмет
математика
Тема урока
« Целое и части»
Конспект урока математики. 1 класс. УМК « Школа 2100».
Учебный предмет: математика
Класс: 1
Тип урока : изучение нового материала
Тема урока: Целое и части.
Цели урока :
1. Ввести понятия: целое и части (основу понятий сложения и вычитания)
2. Помочь детям уяснить, что:
целое состоит из частей;
если объединить части – получим целое;
если из целого убрать одну часть – останется другая часть.
(На основе представления о соотношении целого и его частей будут решаться в дальнейшем текстовые задачи на
сложение и вычитание, числовые выражения и уравнения.)
Задачи урока.
Образовательные:
установить соотношение между целым и частями (целое состоит из частей; если убрать часть из целого, останется
другая часть).
формировать у учащихся представление о взаимосвязи сложения и вычитания.
Развивающие:
развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию;
совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со сверстниками;
Воспитательные:
воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе на
уроке.
Формирование универсальных учебных действий.
1. Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
умение высказывать своё предположение при работе с материалом учебника;
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
умение определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания.
2. Познавательные УУД:
умение наблюдать и делать выводы;
ориентироваться в системе собственных знаний (определять границы знания-незнания);
находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную в результате практической работы.
3. Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать речь своих товарищей;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
умение работать в парах;
умение вести диалог.
4. Личностные УУД:
формирование
положительной
учебной
мотивации,
навыков
самооценки,
понимание
смысла
учебной
деятельности.
Педагогические технологии:
Технология проблемного диалога.
Оборудование: компьютер, проектор, тетрадь, линейка, учебник, карандаши.
Ожидаемый результат:
формирование понятий «целое» и «части»;
повышение активности учащихся на уроках;
улучшение результатов обучения;
использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
обогащение словарного запаса учащихся.
Ход урока:
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
I. Самоопределение к
деятельности
Ребята, у вас на партах лежат карточки с написанными
на них словами и знаками, а также стоят стаканчики с
надписями «Знаю» (жёлтая маркировка) и «Не знаю»
(красная
маркировка).
Разложите
карточки
по
Дети работают в парах:
определяют, что они уже
знают и с чем ещё не
знакомы;
стаканчикам.
Что вы положили в стаканчик «Знаю»?
(на экране появляются карточки с терминами, которые
выбрали дети)
Что положили в стаканчик «Не знаю»?
(карточки со словами «целое», «часть»)
На доске появляется запись
Знаю Не знаю
Равенство Целое
Неравенство Часть
˃
˂
1
2
3
Учащиеся сравнивают
выполненную в парах работу
с записью на доске,
объясняют свой выбор.
II. Постановка учебной
задачи.
Давайте попробуем определить, что мы сегодня узнаем,
о чём будем говорить на уроке. Определите тему
нашего урока.
Определяют тему урока
«Целое и части».
Формулируют
познавательную задачу
урока.
III. Построение проекта
выхода из затруднений.
А, может быть, кто-то сможет рассказать нам, что такое
ЧАСТЬ, ЦЕЛОЕ?
Приведите примеры.
А как вы думаете, что больше: часть или целое?
На доске появляется схема:
Приводят примеры на
основе жизненного опыта.
Определяют, что больше:
целое или часть.
Учатся составлять и читать
Часть
˂
Целое
Давайте проверим.
У каждого на парте лежит круг. Он целый?
С одной стороны круг разделён двумя линиями на
четыре равные части. Отрежьте одну часть круга.
Заштрихуйте ту часть, которую отрезали.
Сравните, что больше: часть круга или целый круг?
Что меньше?
Как получили часть?
А как получить целое?
схемы.
Практическая работа с
геометрическим материалом.
Учащиеся отрезают одну
часть, штрихуют её.
Делают выводы, как
получить часть от целого, как
получить целое из частей.
IV. Первичное
закрепление знаний во
внешней речи.
Кто сформулирует правило: как получить часть? Как
получить целое?
Откройте учебник и прочитайте правило.
Формулируют правило, как
получить часть, как получить
целое.
Работа с учебником: чтение
правила.
V. Физминутка
Организация отдыха, смена вида деятельности
Дети выполняют упражнения
для снятия напряжения по
образцу.
VI. Самостоятельная
работа в группах с
обсуждением итогов
Объединитесь в группы по четыре человека и составьте
из заштрихованных вами частей узор.
Давайте сделаем вывод: Что можно получить из частей?
(целое)
Дети работают в группах.
Консультант проверяет
результаты.
VII. Включение в
систему знаний и
повторение.
А теперь, ребята, давайте перейдем на «язык чисел».
Покажите целый круг. Сколько одинаковых частей в
нём было? (4 части).
Работа с интерактивной
доской
Каким числом обозначим количество частей в круге?
(4)
Уберите заштрихованную часть. Сколько частей
убрали? Каким числом обозначим? (1)
Сколько частей осталось? Каким числом обозначим?
(3)
Какое числовое выражение можем записать? (4-1=3)
Что мы обозначили числом 4? (целое)
Числом 1? (часть)
Числом 3? (часть)
Как получили часть? (из целого взяли часть, осталась
другая часть)
Соедините части. Что получили? (целое)
Запишите числовое выражение (1+3=4)
Кто понял, как получить часть целого и целое из
частей, переложите карточки с данными словами из
стаканчика с надписью «Не знаю», в стаканчик с
надписью «Знаю».
Дети выполняют задания,
устанавливая связь между
целым и частями, делают
выводы.
VIII. Подведение итогов
урока и рефлексия
Урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги.
Что, на ваш взгляд, нам удалось?
Что не удалось?
Кого из одноклассников вам хочется похвалить? За что?
За что можете похвалить себя?
Соотносят цель и результаты
действия.
Проговаривают способы
«открытия» нового знания.
Анализируют и оценивают
деятельность всего класса и
свою деятельность
Список литературы : С.А. Козлова, А.Г. Рубин « Математика 1класс» Методические рекомендации для учителя по
курсу « Математика». Издательство : Москва. БАЛАСС 2012г.