Автор: Берина Инесса Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 97" Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Жизнь птиц" Раздел: начальное образование
Урок
по окружающему миру
в 1 классе
Берина Инесса Анатольевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 97»
г.Новокузнецк
Тема: Жизнь птиц.
Цель:
- обогатить знания учащихся о зимующих птицах;
- дать понятие о важности клюва в жизни птиц;
-познакомить со способами питания птиц (насекомоядными, растительноядными,
хищными);
- вызвать желание помогать птицам в зимнее время
Метапредметные УУД
Личностные:
Формировать познавательный интерес к новому учебному материалу.
Воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи детей
птицам зимой.
Регулятивные:
Формировать умение определять цель деятельности на уроке.
Формировать умение ставить и решать учебные задачи на материале темы урока.
Познавательные:
Формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций.
Формировать осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные:
Формирование умений строить речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами; оформлять свои мысли в устной форме.
Оборудование:
- презентация «Январь»
- презентация «Птицы зимой»
- учебник Окружающий мир 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений/ автор-составитель Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф,2015.
1
Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных
учреждений Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф,2015.
Ход:
I. Приветствие.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Будем мы сейчас трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
II. Месяцеслов.
-О каком месяце загадка?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду-упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
-Как догадались? (январь)
- Ребята, давайте посмотрим презентацию, обратите внимание на цветовую окраску января
( синие тона)
- Какого цвета небо? (от голубого до синего)
- Не случайно январь в народном календаре называют
- Январь – просинец, перелом зимы.
-Почему? ( Ещё больше синих тонов в эту пору. Синее день ото дня.)
-Ещё его называли « сечень».
- Почему? ( Январь сечёт, рубит зиму напополам)
В народе говорят: «Январю - батюшке морозы, февралю – метели»
- Почему так говорят.
-Ребята, а какие пословицы вы знаете ?
-Январь тулуп до пят надевает.
Тулуп – длинная меховая шуба, покрытая тканью.
-Почему так говорят? (Январь самый холодный месяц)
2
Учитель:
- Ребята, какой праздник праздновали 19 января православные крестьяне? (Крещение
Господне). Праздником Крещение заканчивались Рождественские Святки, которые
начались 7 января. Праздник установлен в память Крещения Господа Иисуса Христа в
реке Иордан, когда ему было 30 лет. Крещенская вода обладает чудодейственной силой,
является исцеляющей. Воду хранят в течение всего года, принимают в случае болезни,
недомогания.
- Какие приметы, связанные с Крещением вы знаете?
На Крещенье снег хлопьями – к хорошему урожаю.
-Какие изменения в неживой природе заметили?
Ответы детей:
Учитель:
День стал намного длиннее. С каждым днём будет раньше рассветать, позже смеркаться.
Солнце поднимается всё выше и выше над горизонтом, светит ярче.
- Какие изменения происходят в живой природе?
В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав;
цветущих ранней весной растений. Зимой на растениях происходит дозревание почек.
Скоро запоёт большая синица. Как только запоёт большая синица – знай, наступает
последний этап – перелом зимы. Большая синица поёт свою песню в конце января, начале
февраля.
III. Работа над темой урока.
- Слушание записи голосов птиц.
- Что вы услышали? (голоса птиц)
- Определите, о ком будем говорить на уроке? (о птицах)
-Откройте стр.9.
- Найдите и прочитайте тему урока.
- Жизнь птиц.
-Посмотрите на иллюстрации и определите цель нашего урока. (Расширить знания о
данной группе животных).
-Ребята, давайте вспомним, кто такие птицы.
Птицы – одни из самых распространённых животных на Земле. Они обитают и в воздухе,
и на суше, в горах и даже в ледяных просторах.
- Посмотрим на слайд и прочитаем из чего состоит тело птиц.
- Слайд.
3
Все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твёрдая оболочка. Родители
согревают и насиживают яйца в гнезде
-Молодцы!
- Найдите рубрику «Наблюдаем»
-Прочитайте вопрос рубрики.
- Давайте понаблюдаем.
- Из ваших наблюдений, скажите, каких птиц можно встретить зимой?
- Зимой можно встретить снегирей, дятлов, синичек, поползней, клестов, соек, галок,
воробьёв.
- Есть ли среди них ласточки, лебеди?
- Почему их нельзя встретить зимой? (Это перелётные птицы, осенью они улетают с мест
гнездования к местам зимовок. Основные причины, по которым птицы улетают зимой на
юг— отсутствие еды и холод. (ласточки – это насекомоядные птицы, лебедь
водоплавающая птица – для них нет корма).
- Послушайте стихотворение про эту группу птиц.
Птицы бывают разными
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
- Слайд (перелётные птицы)
- По характеру сезонных перелётов птицы делятся на группы.
- О какой группе птиц мы сейчас говорили? (перелётные)
- Каких перелётных птиц вы ещё знаете? (иволга, трясогузка, жаворонок, зяблик, дрозд,
скворец, кукушка, ласточка, соловей, грач и др.)
- Найдите рубрику «Для тех, кто хорошо читает.
-Прочитайте заголовок текста. («Песни снегиря и синичек»)
Как вы думаете, о чем будет текст? ( О том, как поют эти птицы)
- Прочитайте текст и расскажите, что нового узнали?
Ответы детей:
Я узнал, что снегири поют так: «Цифи-цифи».
А я узнала, что снегирей называют «тихопевами».
- Придумайте другое название тексту.
«Тихопевы».
«Снегири и синички».
- А теперь обсудите в парах, почему снегирей называют «тихопевами»?
4
-Покажите домик, кто уже готов. (Их так называют, потому что их пение - нежное, тихое).
-Хотите послушать пение снегиря?
- Какие группы птиц вы ещё знаете? (кочующие и оседлые)
- А снегиря к какой группе птиц отнесём? (кочующие птицы)
Учитель:
- Послушайте стихотворение и скажите про какую группу птиц мы будем говорить сейчас.
Прилетели на зимовку
Яркие к нам птички.
Среди них узнали мы:
Свиристель, снегиря, синичку.
(кочующие)
Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с
места на место. Это кочующие птицы. (Снегири, синички, поползни, клесты, сойки,
свиристели – это кочующие птицы ) Они прилетают к нам на зимовку из северных
районов.
Слайды.
Учитель:
-Послушайте стихотворение и назовите следующую группу птиц.
Эти птицы – народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для низ разлука с родиной,
Страшнее лютой стужи.
- Что это за группа птиц? (оседлые)
Словарная работа
«Оседлые» - постоянно живут у нас, «осели» в определённом месте.
Этим птицам холод нипочем. Они круглый год находят на родине подходящие условия для
существования и не совершают перелетов. Таких птиц называют оседлыми . (дятел, сова,
голубь, воробей, сороки, рябчики, тетерева, голуби, галки)
Физминутка
-Обезьянка Лимпопо
-« Всякая птица своим клювом сыта » - утверждает народная мудрость. Каков смысл этой
пословицы?
-Что умеет делать клюв?
- Предположение детей.
(- Я считаю, что птицы с помощью клюва добывают себе еду.)
5
(- Я думаю, что с помощью клюва птицы достают мелких насекомых, семечки из шишек.)
- Давайте сравним ваши предположения с учебником.
- Откройте учебник на стр.10.
-Прочитайте текст «Что умеет делать клюв?»
-Приготовьтесь ответить на вопросы.
- Прочитайте, одинаковы ли клювы у птиц?
Ответ детей (У разных птиц разные клювы).
- От чего зависит строение клюва?
Ответ детей (Строение клюва зависит от того, чем питается птица и где живет).
- Найдите рубрику «Соображалки».
Это задание вы будете выполнять парами. Сначала попробуйте узнать птицу.
- Проверяем.
Это клест. Таким клювом он шелушит шишки.
Это дятел. Таким клювом ему удобно долбить кору деревьев.
- А теперь прочитайте вывод на стр.10-11 и скажите, на какие группы по характеру
питания еще можно разделить птиц?
Птицы бывают насекомоядные, хищные и растительноядные.
- Прочитайте, каких птиц называют насекомоядными?
Птиц, которые питаются насекомыми, называют насекомоядными.
- Каких птиц называют хищными?
Хищные птицы питаются мелкими животными, рыбой, лягушками, мышами.
- Прочитайте про растительноядных птиц.
Птицы, которые питаются семенами и плодами растений, относятся к
растительноядным.
- А теперь рассмотрите птиц на стр.11 и выполните еще одно задание рубрики
«Соображалки».
- Прочитайте задание
К хищным птицам относятся сова, чайка, цапля, потому что они питаются мелкими
животными.
К растительноядным относятся волнистый попугай, дрозд-рябинник, клест, так как они
питаются семенами и плодами растений.
Видеофрагмент о дрозде-рябиннике.
IV.Закрепление материала. Работа в рабочих тетрадях.
1)- А сейчас я хочу предложить вам разгадать кроссворд, который находиться в рабочей
тетради. Открываем ее на стр. 44. Прочитайте задание. Кому не понятно? Выполняем.
6
- Проверяем. Обменяйтесь тетрадями.
(На слайде кроссворд)
- Кто не нашел ошибок у своего товарища? Поставьте ему «+» около кроссворда.
2)- Работа в парах.
-Прочитайте задание на странице 45.
1. Читаем первый вопрос плана и отвечаем на него.
- Это клесты.
2. Читаем второй вопрос.
- У них красно-коричневое оперение, цепкие лапки и крестообразный клюв.
3.Читаем 3 вопрос.
- Они не улетают на юг, потому что питаются семенами шишек.
4. Читаем 4 вопрос.
- Клесты - единственные птицы, которые выводят птенцов зимой.
- Ребята, ответьте на вопрос
- Как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее - холод или голод?
Ответы детей (Я думаю, что голод, так как от холода их спасает оперение. Я тоже так
считаю, потому от холода птицы могут спрятаться. )
Учитель:
- Действительно, для птиц страшнее голод. За кроткий зимний день птицы едва успевают
утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьях и на снегу
затрудняют птицам добывание корма. Поэтому мы должны помочь им пережить зиму.
- Послушайте стихотворение Я. Яшина «Покормите птиц».
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
7
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
- Ребята! Чем же мы можем помочь птицам зимой?
Ответы детей (Делать кормушки, насыпать туда зерно, семечки, можно от дыни, арбуза
собирать летом, а зимой давать пернатым. Подвешивать сало для синичек.
- Ребята, а какую пользу приносят птицы?
Учитель:
Птицы создают красоту нашей природе. Птицы приносят огромную пользу. Они являются
санитарами леса. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Сова за
лето съедает около тысячи серых мышей полёвок, сохраняет почти тонну хлеба!
- Очень важно, чтобы птицы, эти прекрасные создания, неустанные труженики, жили
счастливо на нашей земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам
самим. И спасая их, мы спасаем самих себя.
Слово учителя о пользе птиц.
V. Рефлексия .
- Ребята, выскажите своё мнение об уроке одним предложением, выбирая начало фразы из
слайда.
Ответы детей
- Я на уроке узнал, что птицы бывают насекомоядные, хищные и растительноядные.
- А я запомнила, что у клестов птенцы появляются зимой.
- Мне понравилось работать в парах.
- Учитель
- Спасибо за урок. Молодцы!
8