"Значение и роль наглядных средств обучения в начальной школе"
Автор: Малай Александра Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ школа №1 Населённый пункт: город Армянск Наименование материала: статья Тема: "Значение и роль наглядных средств обучения в начальной школе" Раздел: начальное образование
Аннотация. В статье освещаются аспекты использования наглядных
средств обучения на уроках. Их значение и влияние на учебную деятельность
младших школьников.
Постановка
проблемы. В настоящее время все большее и большее
внимание
на
начальном
этапе
обучения
отводится
использованию
наглядности.
Это
связано
с
тем,
что
методы
использования
наглядности
имеют
возможность
показать
развитие
явлений,
их
динамику,
сообщать
учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным
процессом
усвоения
знаний.
Наглядные
пособия
стимулируют
познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях
повышенное
эмоциональное
отношение
учащихся
к
учебе,
обеспечивают
разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению
знаний,
пониманию
связи
научных
знаний
с
жизнью,
экономят
время
учителей.
Цель
и
задачи. Социальная
значимость
и
недостаточное
изучение
этого
аспекта
проблемы
обусловили
выбор
направления
научного
исследования. Данная статья призвана ознакомить читателей со значением и
ролью наглядных методов обучения.
Изложение основного материала. Наглядные методы обучения – это
такие
методы,
при
которых
усвоение
учебного
материала
в
процессе
обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств.
Такие методы обучения необходимо использовать на уроках в начальной
школе. Это правило вытекает из психологических особенностей младшего
школьного
возраста.
Наглядные
методы
способствуют
развитию
памяти,
мышления,
воображения.
Однако
не
следует
отрицать
при
этом
роль
внимания. Как известно, внимание является функцией, обслуживающей все
психические процессы. Без внимания не возможно осуществлять ни одну
сознательную
деятельность.
Следовательно,
без
внимания
не
возможно
нормально
построить
процесс
обучения.
Поэтому
так
важно
научиться
управлять вниманием учеников.
Использование
наглядных
средств,
для
создания
у
школьников
образных
представлений,
для
формирования
понятий,
для
понимания
отвлечённых
связей
и
зависимостей
-
одно
из
важнейших
положений
дидактики,
основанной
на
методологии
диалектического
материализма.
Ощущение и понятие - различные ступени единого процесса познания. Еще
Я.
А.
Коменский
выдвинул
«золотое
правило»:
«всё,
что
...можно,
предоставлять
для
восприятия
чувствам...».
Требование,
чтобы
знания
черпались учениками прежде всего из собственных наблюдений, сыграло
большую
роль
в
обучением.
Однако
ограниченность
сенсуалистической
философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть
пр инцип
на гля д но с т и
о бу ч е ния
с
не о бход имо й
полното й
и
разносторонностью.
Принцип
наглядности
был
значительно
обогащен
в
трудах Г. Песталоцци. Он считал, что органы чувств сами по себе доставляют
нам
беспорядочные
сведения
об
окружающем
мире.
Обучение
должно
уничтожить
беспорядочность
в
наблюдениях,
разграничить
предметы,
а
однородные
и
близкие
снова
соединить,
т.е.
сформировать
у
учащихся
понятия.
В
педагогической
системе
К.Д.
Ушинского
использование
наглядности в обучении органически связано с преподаванием родного языка.
Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей
в процессе развития дара слова, служит наглядность. Необходимо, чтобы
предмет
непосредственно
воспринимался
ребёнком
и
чтобы
под
руководством
учителя
«...ощущения
дитяти
превращались
в
понятия,
из
понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово».
В современной дидактике понятие наглядности относится к различным
видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным). Ни один из видов
наглядных
пособий
не
обладает
абсолютными
преимуществами
перед
другим. При изучении природы наибольшее значение имеют натуральные
объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики - условные
изображения
отношений
между
словами
с
помощью
стрелок,
дуг,
посредством выделения частей слова разными цветами. Нередко возникает
необходимость
использовать
различные
виды
наглядных
средств
при
ознакомлении с одними и теми же вопросами.
В
практике
обучения
применение
наглядных
средств
сочетается
со
словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности при всём их
многообразии
составляют
несколько
основных
форм.
Одна
из
них
характеризуется тем, что слова учителя руководят наблюдением, которое
ведется учащимися, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о
протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов.
При
другой
форме
сочетания,
резко
отличающейся
от
только
что
описанной,
сведения
о
предметах
и
процессах
учащиеся
получают
из
словесных
сообщений
учителя,
а
наглядные
средства
служат
для
подтверждения или конкретизации словесных сообщений. В этом случае, на
уроке, посвященном той же теме, учитель сам рассказывает о свойствах
наблюдаемого предмета и показывает их.
За последние годы вновь становится актуальной проблема наглядности
при
обучении.
Это
объясняет
многими
причинами.
Существенно
расширилась
область
наглядности
и
усложнился
её
инвентарь.
Когда-то
наглядность в обучении носила почти исключительно предметный характер,
например, вводя новое слово, показывали обозначаемый им предмет или его
изображение. Условия применения наглядности в обучении противоречивы.
Основная задача наглядности – базировать развитие мышления учащихся на
чувственно-наглядных впечатлениях, связать школу с жизнью. И в то же
время
обучение
происходит
не
в
реальной
жизни,
а
в
школе.
Область
применения наглядности при обучении никем еще точно не определена.
Практика показывает, что наглядность используется как при комплексном,
так и при аспектном обучении, все время расширяясь и углубляясь. Учителю
надо не только хорошо знать свой предмет, но и уметь сделать его достоянием
своих учеников. «Иные люди много знают, - говорил М. И. Калинин. – Я знаю
много людей, которые великолепно владеют предметом, а если назначит
такого человека учителем, он не сумеет хорошо свой предмет изложить. Надо
не только знать свой предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо
воспринялся слушателями».
Умение
хорошо
излагать
свой
предмет,
педагогическое
мастерство
учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с его
закономерностями,
с
основными
дидактическими
принципами.
Одним
из
таких принципов является принцип наглядности. Между тем, как показывают
массовые исследования, некоторые учителя не имеют ясного представления о
том, когда и как надо использовать наглядность, в каких случаях применение
наглядных пособий необходимо и полезно, а в каких ненужно и даже вредно.
Каждый учитель не раз слышал настойчивые советы, а порой и требования
более широко опираться при обучении на наглядность, больше использовать
на
уроках
наглядные
пособия,
применять
наглядные
средства
обучения.
Каждый учитель тратит много сил и времени на подбор и изготовление
наглядных
пособий.
Для
усиления
наглядности
учителя
стараются
использовать
техниче ские
средства
обучения:
м а г н и то ф о н ы ,
видеомагнитофоны, телевизоры и другие аппараты и приборы. В то же время
учителя
иногда
слышат
и
предостерегающие
голоса:
нельзя
увлекаться
наглядностью, надо быть осмотрительным в применении наглядных пособий.
Вопросы наглядности всегда решались в зависимости от общедидактических
концепций, от целей и задач обучения. В период господства в методике
преподавания сравнительно-грамматического метода из средств наглядности
наибольшее
распространение
получили
грамматические
таблицы.
Спустя
некоторое время изменились методы преподавания и взгляды на роль и место
наглядности в обучении. Принцип наглядности стал рассматриваться не как
вспомогательный,
а
как
один
из
основных
принципов
в
обучения.
Наглядность
увеличивает
эффективность
обучения,
помогает
ученику
усваивать материал более осмысленно и с большим интересом. Значение
наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность
учащихся,
расширяет
объём
усвояемого
материала,
снижает
утомление,
тренирует творческое воображение, облегчает весь процесс обучения.
В начальных классах формируются не только представления учащихся
об изучаемых объектах, но и понятия. Достижению каждой из этих задач
способствует использование различных видов наглядности. Это требование
комплексного
подхода
к
использованию
средств
обучения
связано
со
спецификой их функций. При формировании представлений основное место
отводится образной наглядности. Наиболее простой, распространенный и
традиционный ее вид - печатные картины и иллюстративные таблицы, как
демонстрационные, так и раздаточные.
Картина
как
средство
обучения
известна
с
XIX
века.
В
учебно-
воспитательном процессе применяется в виде настенных демонстрационных
картин
большого
формата;
в
виде
иллюстративного
материала
индивидуального и группового пользования в альбомах сюжетных картинок;
в виде рисунков в учебниках. Картины могут быть специально созданы к
отдельным темам учебной программы, репродукции художественных полотен
известных мастеров также могут служить полезным учебным пособием.
Картины
обладают
одной
особенностью,
которая
объясняет
их
систематическое
применение
в
школе:
художник
изображает
основные
признаки предметов и явлений в более концентрированном виде, чем это
встречается в жизни. Вынесение основного на передний план обеспечивает
возможность
четкого
отделения
главного
от
второ степ енного.
Изобразительные
средства
способствуют
яркому,
образному,
полному
восприятию картины, стимулируют речь ученика.
На уроках картины используются для решения различных учебных
задач: они могут быть источником новых знаний, материалом для обобщения,
иллюстрацией
рассказа
учителя
или
ученика,
средством
мотивации.
Достоинства
учебных
картин
–
их
большая
информационная
емкость,
достигаемая
художественностью
изображения
изучаемого
объекта,
отсутствие
несущественных
деталей,
могущих
отвлечь
внимание
детей,
статичность.
Крупное
изображение
позволяет
длительно
фиксировать
внимание учащихся на изучаемом явлении, направлять его на существенное,
главное. Используя учебные картины, учитель знакомит школьников также и
с
приемами
работы,
которые
потом
найдут
место
при
самостоятельной
деятельности учеников с раздаточным материалом не только печатного, но и
предметного характера, то есть с помощью картин формирует общеучебные
умения.
В
педагогическом
плане
существенно
и
то,
что
картины
как
своеобразные художественные произведения оказывают на учащихся сильное
эмоциональное
воздействие,
тем
самым
усиливая
восприятие
учебного
материала. В то же время работа с картинами является своеобразной базой
для
понимания
живописи,
что
важно
в
воспитательном
и
развивающем
планах.
Другие таблицы представляют собой сочетание цифрового, текстового
или графического материала с одним либо несколькими рисунками или без
них. К ним относятся таблицы по обучению грамоте, по русскому языку, для
составления и решения задач, к урокам внеклассного чтения. Одни таблицы
используются в качестве иллюстраций при объяснении нового материала,
другие
-
как
источник
дополнительной
информации
для
уточнения,
расширения знаний учащихся, как материал для организации тренировочных
упражнений.
Особое
место
занимают
справочные
и
инструктивные
таблицы:
«Правильно черти и измеряй», «Правильно сиди при письме», «Правила
дорожного движения». Они предназначены для длительного пользования.
К статичной иллюстративной наглядности относятся иллюстрации учебника.
Сейчас при цветном исполнении учебников, при наличии в них фотографий
многие
иллюстрации
могут
выполнять
не
менее
важные
обучающие
функции, чем наглядные демонстрационные пособия.
Выводы. В данной статье мы раскрыли значение наглядности при
обучении младших школьников. Использование наглядных средств обучения
позволяет расширить любознательность, вызвать интерес, связать обучение в
школе с реальной жизнью.
Литература:
1.
Артемов
В.А.
Психология
наглядности
при
обучении.
–
М.:
Просвещение, 2004. – 345 с.
2.
Бабанский
Методические
основы
оптимизации
учебно-
воспитательного процесса 2008. – 298 с.
3. Давыдов В.В «Проблемы развивающегося обучения», 2003. – 420 с.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 2001.- 286 с.
5. Елухина Н.В. Устное обучение на уроке, средства и приемы его
организации. М.: Веконт, 1999.- 96 с.
6. Орлова О.Е. Справочник младшего школьника/ О.Е. Орлова. – М.:
«Мартин», 2007. – 831с.
7. Шалаева Г. Всё обо всём: энциклопедия для детей / Г. Шалаева, Л.
Кашинская, А. Саакян; под ред. В. Славкина – М.: Филологическое общество
«СЛОВО», 1994. – 479 с.
8. Шукаров О.Х. Творческий рост педагога. – М., 2004.