Напоминание

"Я - юный патриот России!" Духовно-нравственное направление


Автор: Карташева Валентина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ с УИОП пгт САНЧУРСК Кировской области
Населённый пункт: пгт. Сачурск Кировской области
Наименование материала: Программа по внеурочной деятельности в 4 классе
Тема: "Я - юный патриот России!" Духовно-нравственное направление
Раздел: начальное образование





Назад





Содержание
1. Пояснительная записка. 2. Цель программы. 3. Задачи программы 4. Содержательные линии программы. 5. . Воспитательные цели. 6. Формируемые УУД. 7. Сроки треализации программы. 8. Технологии. 9. Формы работы. 10. Объект деятельности. 11. Ожидаемые результаты реализации программы по классам: - знаю - умею - действую 12. Учебно-тематический план. 13. Содержание программного материала. 14. Ресурсное обеспечение. 15. Список литературы.
Пояснительная записка
В новом ФГОС НОО воспитание рассматривается как миссия образования, как целостно – ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности – учебную и воспитательную. На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах.
Сегодня
патриотизм
идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной. На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения. И задача
духовно- нравственного воспитания
заключается в формировании именно такой личности. Настоящая программа составлена на основе образовательной программы начального общего образования муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов пгт. Санчурск Кировской области на 2015-2016 уч. год. А именно программы
духовно-нравственного развития
и воспитания уч-ся на ступени начального общего образования, на основании
Концепции духовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина России.-

М.,Просвещение, 2011
- (
серия «Стандарты второго поколения
»)
Основные задачи:
 воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями;  воспитание любви к школе, городу, краю, Отечеству;  воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям своего народа;  привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской федерации, исторических святынь Отечества;  изучение исторического прошлого родного края;  формирование у учащихся сознательного отношения к здоровому образу жизни;  формирование культуры межнационального общения;  формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники и культуры;  формирование традиций в коллективе;  создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.

Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей села, стремишься быть похожим на них. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был
патриотизм
– любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию
патриотических

качеств личности
. Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Цель программы:
Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи). Программа призвана помочь взрослым и детям: заглянуть в «Зеркало истории» русской семьи и семей других народов, проживающих на территории России; отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны; осмыслить связь времен, попытавшись не только найти, но и закрепить живую Нить Памяти семьи с ее старшим поколением, с предками, со своим родом.
Содержательные линии программы
Образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности каждой семьи. Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной культуры, на её изучение, сохранение. Деятельная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей семьи, в единстве разнообразных видов деятельности. Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Воспитательные цели:
 пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;
 формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине;  приобщение юного поколения россиян к богатствам традиционной отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской классической и мировой культуры.
Средства реализации проблемы:
общение (просвещение)
Отношения, формируемые в результате общения и деятельности:
Доброта, забота, милосердие; любовь и уважение к матери и отцу, старшему поколению в семье, детям, другим людям; благодарность; долг, долженствование; мудрость отношений мужчины и женщины, мужа и жены; благородство, достоинство. Осознать, что мы не безродные, не Иваны родства своего не помнящие; Понять свою ответственность за настоящее и будущее сегодняшней (родительской) и будущей своей семьи, старшее поколение в семье (прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, отцов и матерей).
Сроки реализации программы
4 класс (учебный год
) «Моя семья – моя Россия».

Технологии:
Знакомство с историческим прошлым своей малой родины, семьи, страны.; Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором; Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории своей семьи, знание истории; Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории своей семьи, края, села; Проектная деятельность
Формы работы:
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; Деловые игры; Классные часы; Беседы, диспуты, викторины; Исследовательская деятельность; Коллективные творческие дела; Смотры-конкурсы, выставки; Соревнования; Экскурсии, поездки, походы; Трудовые дела;
Объект

деятельности:
программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Реализация данной программы предполагает: систему краеведческих знаний, устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России, уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры; любовь и бережное отношение к родной природе;
посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.


МОЯ СЕМЬЯ - МОЯ РОССИЯ

Учебно – тематический план



Тема (название мероприятия)

Форма

Срок

1
Страницы моей истории »Откуда начинается мой посёлок» Экскурсия в школьный музей. Сентябрь
2
«Осень золотая!» экскурсия по набережной реки Кокшаги Экскурсия Сентябрь
3
Красота родной природы (оформление стенда) Фотовыставка, рисунки Сентябрь
4
Кл. час «Законы коллектива» оформление стенда «Права и обязанности школьников» Классный час Сентябрь,
5
«Мы идём в гости» Игра- практикум по этикету Праздник Октябрь
6
Кл. час «Готов к труду и обороне!» Классный час Октябрь
7
День матери Праздник Ноябрь
8
Спортивный праздник. Безопасное колесо Праздник Октябрь
9
Государственные символы России. Презентация. Классный час Октябрь
10
Рисуем милой мамочки портрет. Выставка рисунков Классный час Ноябрь
11
Как украсить дом к Новому году. Мастер-класс. Урок творчества Ноябрь
12
Конституция-основной закон страны Классный час Ноябрь
13
Выезд в театр с родителями уч-ся. Поездка Декабрь
14
«Я люблю тебя, Россия!» Презентация Классный час Декабрь
15
«Дети Беслана» Презентация Классный час Декабрь
16
«Добрым жить на свете веселей!» О братьях наших меньших Устный журнал Декабрь
17
День Защитника Отечества. Игра «Зарница» Праздник, конкурс для мальчиков Январь

18
Разучивание «Гимна Санчурску» Встреча с автором В.Д. Шороховым. Январь
19
Просмотр фильмов военно- патриотической тематики Конкурс рисунков Январь
20
Посещение планетария «Подводные динозавры» Классный час. Январь
21
День Космонавтики. Презентация Игровая программа. Февраль
22
Папа, мама, я – спортивная семья. Спортивный праздник. Февраль
23
Беседа об экстремизме и терроризме. Инструктаж с приглашением работников полиции Февраль
24
«Аты, баты, шли солдаты!» Фотовыставка. Праздник Февраль
25
Конкурс рисунков «Мой любимый уголок природы» Выставка рисунков Смотр конкурс Март
26
Конкурс на лучшего чтеца стихов о войне Смотр-конкурс Март
27
Встреча с родителями разных профессий. Презентации. Встречи с интересными людьми Март
28
Сочинение на тему »Моя семья». Оформление выставки. Классное сочинение Март
29
Какие растения весной расти торопятся? Презентация Экологическая викторина Апрель
30.
Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём!» Презентация Классный час Апрель
31.
Чтим Великий День Победы Презентация КТД Май
32.
Смотр строя и песни смотр Май
33.
День защиты детей. Возложение цветов к памятнику Героя ВО войны: К.Я. Карташеву Праздник Май
34.
Семейные походы по родному краю Костёр дружбы. Поход Май
Содержание программного материала

«Моя семья – моя Россия»


Задачи:
1. Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, Кировской области, традициям и обычаям народов России. 2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений. 3. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать. 4. Привитие молодому поколению нравственного иммунитета против низкопробной культуры, захлестнувшей нашу страну. 5. Обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий время с использованием традиций народной культуры. Содержание программного материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.
Ресурсное обеспечение реализации программы

Кадровое:
Кружок проводит учитель начальных классов Карташева В.Г.
Материально – техническое обеспечение:
Компьютер; музыкальный центр; компакт диски; кассеты и др.
Информационно – методическое обеспечение:
- пособия; - методическая литература; - интернет ресурсы.


Планируемые результаты:

Знаю:
-историю России; историю Малой Родины и родного края; -историю государственных символов России; -что входит в понятие «русская душа», «менталитет народа»; -духовные и нравственные основы россиян; - свой родной язык; -родную литературу; -культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный
Умею:
-рассказать об истории своего Отечества; -рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах; -рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях); -рассказывать народные сказки, предания и сказания; -исполнять традиционные народные танцы, пляски;
-готовить и проводить народные праздники; -играть в народные игры, водить хороводы; - ценить красоту родной природы; - ц е н и т ь к р а с о т у р о д н о й п р и р о д ы ; -бережно и с любовью относиться к животному миру -умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины; -умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране.
Действую:
-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края; -овладеваю богатствами духовного наследия России; -с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов, знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов; -читаю книги и смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни замечательных людей; -беру пример с достойных граждан своего Отечества, изучаю их жизнь и их деяния; -развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению; -участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям; -готовлю и провожу дома и в школе народные праздники; -участвую в сохранении и возрождении памятников истории и культуры; -хожу в походы по родному краю; -берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим меньшим; -учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы; -вношу свой посильный вклад в решение проблем страны.




Список литературы
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. - М.,Просвещение, 2011- (серия «Стандарты второго поколения»)
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.,Просвещение, 2011- (серия «Стандарты второго поколения») 3. Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. Начальная школа. - М.,Просвещение, 2011- (серия «Стандарты второго поколения»)») 4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Просвещение, 2011- (серия «Стандарты второго поколения») 5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». – М.: Росвоенцентр, 2005. – 61 с. 6. Суколенов И.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях. – Курган: КУ, 2006. – 177 с. 7. В.А. Сухомлинский. Мудрость родительской любви. – Москва, 1985год. .


В раздел образования