Напоминание

"Использование метода групповой работы на уроках иностранного языка"


Автор: Вуколова Алена Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 4"
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование метода групповой работы на уроках иностранного языка"
Раздел: начальное образование





Назад





Использование метода групповой работы на уроках иностранного языка.

Вуколова Алена Владимировна

учитель английского языка

г. Стерлитамак МАОУ СОШ № 4

missis.alyona1985@yandex
Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС НОО. В основу ФГОС НОО положен системно - деятельностный подход. В основу методики обучения иностранному языку положен деятельностный подход. Деятельностный подход ориентирован не столько на усвоение знаний, сколько на формирование навыков и умений, развитие творческой деятельности. Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно- познавательной деятельности учащихся, при котором они являются не пассивными «приемниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Необходимо, чтобы учащийся сам активно учился. Задача учителя – подобрать необходимую технологию обучения, руководствуясь при этом поставленными целями. Деятельность учителя при этом меняется: он является не «транслятором» знаний, а организует деятельность совместно с учащимся. Деятельностный подход отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели:  обеспечивает включение детей в деятельность;  создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода;  обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.  создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями,  учение выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем, в связи с этим меняются задачи педагогической деятельности учителя. Ставя перед учителем новые задачи, деятельностный подход дает большой стимул для развития творческого потенциала в разных сферах деятельности учителя: будь то форма урока или мероприятия, будь то планирование всего учебного материала или конкретных этапов урока, применение новых методик и технологий в учебном и воспитательном процессе или переосмысливание старых классических методик. В особой степени реализации этого подхода способствует использование групповых технологий. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:  взаимное обогащение учащихся в группе  организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов  распределение начальных действий и операций  коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задачи условия деятельности и выбор соответствующих способов действия 1
 обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения проблемы  взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность  рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия. Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются: - класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; - каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; - задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; - состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. В своей работе я использую, однородную групповую работу, которая предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
На

уроках

метод

групповой

работы

складывается

из

следующих

компонентов:
1. Подготовка к выполнению группового задания. Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации). Инструктаж о последовательности работы. Раздача дидактического материала по группам. 2.Собственно групповая работа. Знакомство с материалом, планирование работы в группе. Распределение заданий в группе. Индивидуальное выполнение задание. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения) Подведение итогов групповой работы в классе. 3.Заключительная часть. Сообщение о результатах работы в группах. Анализ познавательной задачи, рефлексия. Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Выделяю следующие правила работы в группах
– взаимодействовать с любым партнером или партнерами; – вежливо и доброжелательно общаться с партнерами; – помнить об ответственности не только перед собой, но и перед своими партнерами; – помнить, что, помогая другим, мы учимся сами. 2

Принципы формирования групп, распределение ролей
До урока разбиваю группу на подгруппы по пять-шесть человека. В каждой подгруппе должны быть мальчики и девочки, а также слабые, средние и сильные учащиеся. Такое деление является условным. Состав подгрупп стоит менять, чтобы каждый учащийся мог поработать в различных подгруппах со всеми членами группы. Обозначаю, цели и задачи урока, определяю, какие роли придется взять на себя учащимся для выполнения задания. Эти роли обсуждаю с учащимися, и они сами распределяют их между собой. Роли могут быть разными в зависимости от задач урока. В своей работе я стремлюсь сделать процесс обучения максимально познавательным и увлекательным для ученика, поэтому постоянно нахожусь в процессе поиска. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них познавательной активности во время учебного процесса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Свою задачу как учителя я вижу в том, чтобы в процессе обучения добиваться постоянства и устойчивости познавательной активности обучающихся. В ходе работы я определяю в учебнике М.З. Биболетовой, по которому работаю, материалы для совместного обучения, для самостоятельной работы учащихся и для индивидуальной работы ученика. Проанализировав возможности учебного пособия и учитывая индивидуальные особенности обучаемой программы, выявляю резервы времени, которое я могу использовать на групповую работу. Первое время я опасалась, что учащиеся будут обращать больше внимания на сам процесс работы в ущерб содержанию, таким образом, тратить больше времени на выполнение того или иного задания по сравнению с традиционным уроком. Однако результаты работы доказывают обратное. Например, используя работу в группах на уроке английского языка с целью развития навыков устной речи, я предоставляю возможность каждому ученику говорить в течение 5—10 минут на одном уроке, в то время как при традиционном обучении потребуется 3-4 урока на то, чтобы опросить каждого из 15-20 учеников. Возникает вопрос: что будут делать остальные ученики, пока учитель будет работать с одним? Ответ очевиден. Используя групповую работу, я могу обеспечить учеников с разным потенциалом и способностями разноуровневыми заданиями. При этом ученик, считавшийся самым “слабым”, почувствует себя способным выполнить данное ему задание, что в конечном итоге повысит его мотивацию к изучению данного предмета. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что технология группового обучения вобрала в себя достаточно много преимуществ, что позволяет использовать ее наряду с традиционными методами преподавания в школе. В процессе обучения я использую приемы, которые обеспечивают реальное общение в учебной обстановке: решение проблемных заданий, дискуссии, составление рассказов, загадок, ролевые игры, работа над проектом., конкурс рисунков, выставки и т.д. Метод групповой работы обучения помогает приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Обучение в коллективе можно назвать обучением на своем опыте или приобретением опыта. Все виды групповой деятельности дают возможность, используя подходящий момент, раскрыть в ребенке скрытые ценности, возможности, способности, творческую личность. 3
4


В раздел образования