Напоминание

"Образовательная программа дополнительного образования детей"


Автор: Винникова Анна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр "Красная Звезда"
Населённый пункт: Калуга
Наименование материала: программа
Тема: "Образовательная программа дополнительного образования детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования

детей «Красная Звезда» города Калуги

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
На методическом совете Директор МБОУ ДОД Протокол №__от_____2015 г. «ЦДОД «Красная Звезда» г.Калуги ____________К.Н.Буцева
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

«ШКАТУЛКА РУКОДЕЛЬНИЦЫ»

Возраст детей:
9-11 лет педагог дополнительного образования
Срок реализации:
1 год
Винникова Анна Александровна
г.Калуга, 2015

Паспорт программы

1.
Полное наименование программы:
«Шкатулка рукодельницы»

2.
Руководитель программы: Винникова Анна Александровна
3.
Организация – заявитель: МБОУ ДОД «ЦДОД «Красная Звезда» г.Калуги
4.
Организация – исполнитель: МБОУ ДОД «ЦДОД «Красная Звезда» г.Калуги
5.
Телефон, факс: (84248) 54-53-68
6.
Ф.И.О., должность автора (авторского коллектива): Винникова Анна Александровна, педагог дополнительного образования
7.
География программы: г.Калуга
8.
Целевые группы (количественная и качественная характеристика детей – количество, возраст и др.): всего в объединении 2 группы по 10-12 девочек. Курс рассчитан на детей 9-11 лет
9.

Цель

программы:
создание условий для приобретения и расширения знаний, а также наработки практических навыков в области скрапбукинга и изготовления изделий в данной технике. Раскрытие и развитие творческих возможностей детей при работе с различными материалами, формирование умений стилизации природных форм предметов в декоративные
10.
Направленность программы: художественно-эстетическая
11.
Срок реализации программы: 1 год
12.
Вид программы: экспериментальная
13.
Уровень реализации программы: среднее общее образование
14.
Уровень освоения программы: общекультурный
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский
Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами. Занятие любым видом рукоделия немыслимо без: 1. Творческого воображения. 2. Эстетического вкуса. 3. Умения наблюдать предметы окружающей действительности, выделять главное, наиболее характерное. 4. Интереса к искусству. 5. Трудовых умений и навыков. Актуальность Скрапбукинг (англ.scrap — вырезка, book — книга, букв, «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов. Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приемов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга — сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений. Занятия скрапбукингом тесно связаны с развитием мелкой моторики, что в свою очередь влияет на развитие устной и письменной речи ребенка. Связь эта была установлена еще во II веке до н.э. В России данную тему изучал Бехтерев
В.М. Он посвятил этому много работ, которые доказали влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы и развитие речи. Скрапбукинг влияет на развитие творческих способностей, формирует элементы технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей. Новизна Дополнительная образовательнаяпрограмма «Шкатулка рукодельницы» является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение теоретическими знаниями и практическими навыками в области скрапбукинга и изготовление изделий в данной технике. Следует заметить, что скрапбукинг не ограничивается созданиями классических альбомов — в коллекциях современных мастеров скрапбукинга встречаются альбомы в виде различных предметов (домик, чайник, фартук и т. д . ) , ко р о б оч е к / ко р з и н оч е к , а т а к же от к р ы т к и р а з н ы х ф о рм (подтехникакардмейкинг или «изготовление открыток»). Любой предмет или вещь можно просто украсить по определенному скетчу этой техники.Также данная техника позволяет в своих изделиях совмещать разнообразные материалы: картон, бумагу, ткань, нитки, природный материал, да и все, что имеется под руками. Существует и так называемый «цифровой скрапбукинг», использующий для оформления и украшения фотографий различные компьютерные приложения, что очень актуально в современном мире. Инновационность предлагаемой программы состоит в том, что при создании изделий, имея возможность пройти весь путь творческого процесса от идеи до воплощения, дети приобретают определенный опыт, способствующий возникновению стремления самостоятельно пополнять багаж знаний, умений и навыков в скрапбукинге для дальнейшего самосовершенствования и саморазвития.
Цель и задачи программы
Цель:
раскрыть перед детьми социальную роль декоративно-прикладного искусства, создать условия для приобретения и расширения знаний, а также наработки практических навыков в области скрапбукинга и изготовления изделий в данной технике. В процессе достижения поставленных целей необходимо решить следующие
задачи
: 1. Образовательные: • Познакомить с историей и развитием скрапбукинга; • Познакомить с основами цветоведения; • Научить выполнять сборку и оформление готового изделия; • Научить изготавливать открытки, упаковки для подарков, предметы из разных материалов; • Научить составлять коллажи, панно, композиции, альбомы. 2. Воспитательные: • Привить интерес к данному виду творчества; • Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, экономичное отношение к используемым материалам; • Привить основы культуры труда. 3. Развивающие: • Развивать творческие способности; • Развивать внимание; • Развивать образное мышление; • Развивать фантазию; • Развивать моторные навыки.
Реализация данной программы способствует адаптации обучающихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Программа рассчитана на 1 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа. Возраст учащихся 9-11 лет. Длительность занятия 45 минут, группы по 10-12 человек. Это позволяет уделить необходимое время каждому ребенку, учитывая их возможности. На теоретические знания отводится совсем немного времени, основное время приходится на практические работы, познавательный материал дается через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной форме. Текущие работы представляются на выставках, в конкурсах. Это воспитывает у детей ответственность за качество своей работы.
Учебно-тематический план

Количество часов




Название темы

Теория

Практика

1.
История скрапбукинга 1
2.
Материалы и инструменты 1
3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

.

11.

Базовые стили скрапбукинга:
Freestyle (свободный стиль) Shabbychic (потертый шик) CleanandSimple (чистоипросто) European (европейский стиль) American (американский стиль) Vintage (ложностаринный стиль) Heritage (наследие) Mixedmedia (смешение стилей) Stimpank (стимпанк) 1 1 1 1 1 1 1 1 1
12

.
Основы цвета. Значение колористики в скрапбукинге 1
13

.
Композиция и скетчи. Занятия индивидуальным творчеством 1 18
14

.

15

.

16

.

17

.

Дополнительные техники,

используемые в скрапбукинге:
Техника Изонить в скрапбукинге Техника Вытынанка в скрапбукинге Техника Квиллинг в скрапбукинге Техника Декупаж в скрапбукинге 1 2 1 2 1 2 1 2
Прикладной скрапбукинг:


18

.

19

.

20

.

21

.

22

.

23

.

24

.

25

.

26

.
Конверт 3-D открытка Скрап-коробочка Папка для CD-дисков Фоторамка Блокнот Шкатулка Календарь Скрап-панно 1 2 1 2 1 4 1 3 1 4 1 5 1 5 1 4 1 5
27

.

28

.

29

.

30

Технология создания скрап-

альбома:
Скрап-альбом. Виды альбомов, их достоинства и недостатки Этапы создания скрап-альбома Мини-альбомы Тематические скрап-альбомы 1 1 1 5 1 15

.

31

.
Итоговое занятие 1
32

.
Работы для выставок, конкурсов 33 31 113
Всего:
144
Содержание программы
1. История скрапбукинга. Введение в программу. Понятие скрапбукинг. Роль скрапбукинга в современном творчестве. История развития скрапбукинга на Западе. История развития скрапбукинга в России. 2. Материалы и инструменты. Бумага: бумага для скрапбукинга (дизайнерская), калька (веллум), картон, крафт-бумага, кардсток, пастель. Свойства бумаги. Элементы декора.Клей и клеящие средства. Ножницы и резаки. Фигурные компостеры (дыроколы, бигшот). Карандаши. Маркеры. Люверсы и кроподайл (установщик люверсов). Штампы. Триммер для бумаги. Палочки для теснения. Замена материалов. 3. Freestyle (свободный стиль).
Понятиефристайл (freestyle) в скрапбукинге. Признаки, по которым можно определить работу в стиле фристайл. Примеры работ в стиле фристайл. Цветовая гамма. Материалы для скрапбукинга в стиле фристайл. 4. Shabbychic (потертый шик). Стиль шебби шик в скрапбукинге. Отличительные черты стиля шебби шик. Приемы состаривания. Примеры работ в стиле шебби шик. 5. Clean and Simple (чистоипросто). Говорящее название Clean and Simple (Чисто и Просто). Основные характеристики стиля Clean and Simple. Примеры работ в стиле Clean and Simple. Материалы для скрапбукинга в стиле Clean and Simple. 6. European (европейский стиль). Европейский стиль как одно из главных направлений в скрапбукинге. Отличительные черты европейского стиля в скрапбукинге. Примеры работ в европейском стиле. 7. American (американский стиль). Основные характеристики американского стиля. Примеры работ в американском стиле. Материалы для скрапбукинга в американском стиле. 8. Vintage (ложностаринный стиль). «Винтаж» как термин. Характерные черты стиля винтаж в скрапбукинге. Примеры работ в стиле винтаж. Материалы для скрапбукинга в винтажном стиле. 9. Heritage (наследие). Характеристика стиля эритаж в скрапбукинге. Примеры работ в стиле эритаж.
10. Mixedmedia (смешение стилей). Микс как один из самых сложных стилей, выходящих за рамки скрапбукинга и становящийся на грани хобби и искусства. Примеры работ в стиле микс. 11. Stimpank (стимпанк). Характеристика стиля стимпанк. Декор и тематика работ в стиле стимпанк. Примеры работ в стиле стимпанк. 12. Основы цвета. Значение колористики в скрапбукинге. Правильный подбор цветовой гаммы для скрап-работ. Принципы сочетания цветов. Изучение цветового спектра, цветовой круг. 13. Композиция и скетчи. Занятия индивидуальным творчеством. Декорирование страницы. Понятие «скетч» и работа по скетчу, правильный выбор и применение украшений в скрапбукинге. Индивидуальные работы в основных стилях скрапбукинга. 14. Техника Изонить в скрапбукинге. Применение идей изонити в скрапбукинге. Создание отдельных украшений для работ в технике изонить. 15. Техника Вытынанка в скрапбукинге. Техника вытынанка и способы применения ажурных элементов в скрапбукинге. Изготовление открытки в данной технике. 16. Техника Квиллинг в скрапбукинге. Понятие квиллинг. Применение техники квиллинг для оформления скраповых работ. Создание различных элементов в технике квиллинг.
17. Техника Декупаж в скрапбукинге. Понятие декупаж. Техника декупаж применительно в создании скрапностей. Декупажные карты. 18. Конверт. Шаблоны конвертов. Плоские, объемные конструкции. Принципы складывания и декорирования края. Создание конверта по сделанному шаблону. 19. 3-D открытка. Шаблон открытки. Объемные конструкции. Создание открытки по шаблону. 20. Скрап-коробочка. Принципы складывания. Коробочки для денег, для рукоделия, коробочки- сюрпризы. Подарочные коробочки. Создание коробочки в свободном стиле. 21. Папка для CD-дисков. Создание папки для CD-дисков с использованием техники декупаж и элементами квиллинга. 22. Фоторамка. Создание шаблона для фоторамки. Изготовление работы по шаблону, декор элементами ручной работы. 23. Блокнот. Создание обложки для блокнота. Создание переплета и страниц. Соединение страниц и обложки. Создание блокнота в европейском стиле. 24. Шкатулка.
Объемные конструкции. Создание шаблона шкатулки. Декорирование шкатулки в стиле Винтаж. 25. Календарь. Настольный календарь, настенный календарь. Создание календаря в американском стиле. 26. Скрап-панно. Создание декоративного панно из фото в стиле по желанию. 27. Скрап-альбом. Виды альбомов, их достоинства и недостатки. Понятие «миник». Требования к скрапбукинг альбому. Достоинства и недостатки скрапбукинг альбомов. Альбом «на винтах», его достоинства и недостатки. Альбом-папка на кольцах, его достоинства и недостатки. Альбом- книжка, его достоинства и недостатки. Альбом на спирали, его достоинства и недостатки. Альбом на скрепках, его достоинства и недостатки. 28. Этапы создания скрап-альбома. Выбор тематики альбома. Выбор фотографий и порядка их размещения. Выбор формата скрап-альбома. Выбор цветовой гаммы. Продумывание заголовки и памятных заметок. Составление композиции. Склеивание всех элементов скрап- альбома. 29. Мини-альбомы. Альбомы с секретами, альбомы-ширмы, альбомы-брелки, альбомы сложной формы. Создание мини-альбома из подручных материалов. 30. Тематические скрап-альбомы.
Выбор тематики альбома. Отбор фотографий для скрап-альбома и выбор бумаги для скрапбукинга. Изготовление обложки и скрап-страничек. Декорирование альбома. Создание скрап-альбома по выбранной теме. 31. Итоговое занятие. Выставка лучших работ. Обсуждение и рецензии на работы.
Методическое обеспечение программы
Форма реализации программы – очная. В процессе реализации программы планируется проводить занятия в виде лекций, бесед и практических занятий по каждой теме. Кроме того, будут проводиться различные конкурсы вне занятий для обучающихся, с целью их саморазвития, а также развития у них творческих качеств и учебной мотивации. Планируется использовать как индивидуальные, так и групповые формы работы. Такой выбор способов и форм работы обусловлен тем, что обучающиеся в процессе освоения программы должны получить теоретические знания по курсу скрапбукинга и развить практические умения и навыки по созданию работ в этом стиле. Дидактические материалы 1. Презентации Microsoft Power Point:
 «История скрапбукинга»  «Базовые стили скрапбукинга»  «Прикладной скрапбукинг» 2. Копилка мастер-классов:  МК «Изготовление скрап-открытки»  МК «Цветы для скрапбукинга. От простого к сложному»  МК «Создаем переплет альбомов»  МК «Коробочка-сюрприз»  МК «Шкатулка для приятных мелочей»  МК «Шоколадница»  МК «Настольный календарь»  МК «Скрап-панно»  МК «Объемная рамочка для фото» Программа имеет необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение. Руководит реализацией программы руководитель кружка, изучившая теоретический материал по скрапбукингу и посетившая ряд мастер- классов. Имеется в наличии отдельный кабинет, где проводятся занятия. Материалы, необходимые для работы, приобретаются обучающимися. В результате обучения по данной программе ученик должен обладать:  знаниями об основах цветоведения, композиции;  знаниями об истории скрапбукинга, с материалами и инструментами, используемыми в нем;  базовыми техниками и стилями в скрапбукинге;  различными техниками и приемами работы с бумагой;  умениями создавать альбомы (скрапбукинг), открытки (кардмэйкинг), календари, коробочки, конверты и визитки (прикладной скрапбукинг). В результате занятий дети должны развить аккуратность, творческие способности, способность к саморазвитию, сформироватьхудожественный и эстетический вкус.
Результаты обучения по данной программе отслеживаются и оцениваются с помощью наблюдений, бесед (теория), выставок, конкурсов (практика).
Список литературы
1. Бабочки: Энциклопедия технологий прикладного творчества. Проснякова Т.Н. 48 стр. Федоров, 2006 г. 2. Бумажная мозаика. Ханна Линд. 32 стр. Айрис, 2007 г. 3. Гармония цвета. Полное руководство по созданию цветовых комбинаций. Тина Саттон, Брайз Вилен. 215 стр. ROCKPORT , 2004 г. 4. Журнал "Скрап-Инфо". Интернет портал "Скрап-Инфо". 78 стр. 5. Журнал "Скрапбукинг. Творческий стиль жизни" + приложение. 64 стр. Хобби и Ты. 6. История искусства в образах. Плаци. 192 стр. Арт-Родник, 2003 г. 7. Искусство и красота. Ванслов В. 288 стр. Знание, 2006 г. 8. История стилей в искусстве: Учебное пособие. Сокольникова Н. 395 стр. Гардарики, 2000 г. 9. Книга идей по скрапбукингу "Создание семейных альбомов и др." Plaid, 36 стр. 10. Книгаидей "Цветныевоспоминания" (FolkArt ® Books - The Color of Memories.) 36 стр. Plaid 11. Макетирование из бумаги и картона. Н.В. Калмыкова, И.А Максимова. 80 стр. КДУ, 2010 г. 12. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества. Астраханцева С.В. 347 стр. Феникс, 2006 г.
13. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика: уч. пособие. Вакуленко Е.Г. 380 стр. Феникс, 2007 г. 14. Основы композиции. Голубева О.Л. 120 стр. Издательский дом «Искусство», 2004 г. 15. Открытки с улыбкой. Г.В. Иванова. 26 стр. Тригон, 2010 г. 16. Современное искусство. Бохм-Дюшен 64 стр. Премьера, 2001 г. 17. Узоры из бумажных лент. Крис Даун. 128 стр. Ниола 21 век, 2004 г. 18. Цветы из бумажных лент. Практическое руководство. Хелен Уолтер. 32 стр. Ниола-Пресс , 2008 г.


В раздел образования