Напоминание

"Русская духовная музыка в репертуаре детского хора"


Автор: Крон Татьяна Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУДО ДШИ г. Бологое
Населённый пункт: г. Бологое
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Русская духовная музыка в репертуаре детского хора"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» муниципального образования «Бологовский район»
Русская духовная музыка в репертуаре детского хора.
Преподаватель высшей квалификационной категории Крон Татьяна Ивановна Бологое 2016г.
Русская духовная музыка в репертуаре детского хора. Духовная музыка вместе с народной является древним пластом русской певческой культуры и насчитывает тысячелетний период своего развития с момента принятия Христианства. Русская духовная музыка - уникальная школа хорового пения a сapella,базирующаяся на культуре и истории России, естественности звукообразования, вокальном удобстве, плавности и певучести звучания. Русская музыкальная культура неотделима от многовековой певческой традиции Православной церкви. Это песнопения с несимметричными ритмами древних напевов, подголосочной полифонией, неповторимой гармонией. Церковное пение всегда было любимым искусством Руси. Само понятие “музыка” на протяжении многих веков ассоциировалось с исполнением церковных молитв. Многие русские композиторы-классики (М. Глинка, М.Ипполитов-Иванов, П.Чайковский, С.Рахманинов и др.) обращались к созданию церковной музыки, рассматривая ее как музыкально- художественное явление отечественной культуры. Исполнение духовной музыки - особая область хорового пения. Она связана с каноническими текстами и всем тем, что стоит за ними. Факторами, формирующими церковное пение является богослужебный текст, богослужебный чин и музыкальный материал. “Слово и музыка должны быть слиты воедино, что бы можно было сказать, что слово поет, а музыка возвещает. “(Н.В.Лосский. Богословские основы церковного пения./Как научиться петь). Музыкальная ткань, отделенная от своего внутреннего смыслового наполнения, теряет свой облик свою значимость, особенно явно в духовных произведениях. Глубина исполнения, стилевая точность церковных произведений во многом зависит от глубины осмысления, содержания словесного текста. Пойте разумно - одно из главных требований богослужебного пения. Тогда на смену внешним поверхностным приемам выразительности, фразировки, резким перепадам нюансов, штриховой и агогиче ской нарочито сти приходят про стота, е с т е с т в е н н о с т ь , возвышенность, чистота, искренность - то, что изначально заложено в духовных творениях. Один из первых церковных теоретиков в области пения был Святой Климент Александрийский, который писал, что “к музыке должно прибегать для украшения и образования нравов. Должна быть отвергнута музыка чрезмерная, надламливающая душу, вдающаяся в разнообразие, то плачущая, то неудержимая и страстная, то неистовая и безумная…”. Это концепция нашла каноническое закрепление в правилах VI Вселенского Собора (680-681):”Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли бесчинных воплей не вынуждали из себя неестественного крика…но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу”.
Проникновение в содержание духовной музыки осложняется тем, что она написана на церковно-славянском языке и этот язык требует такой же тщательной расшифровки, как и любой иностранный текст. По церковно - славянски слово произносится так, как пишется. Например: убоятся, а не убояца; святаго а не святово; припадем,а не припадём и т.п. В пении духовных песнопений, особенного в более древней традиции, редукция звуков (т.е. ослабление звучания гласных в безударном положении, свойственное разговорной речи) отсутствует, ибо все они протягиваются, а тем самым и проясняются. Верное воспроизводство церковно-славянского текста, понимание его смысловой нагрузки и фразировки, донесение красоты каждого слова и точное его артикулирование являться важным моментом в исполнении православной музыки, так как сама это музыка возникла из слова как усиление его воздействия. Следующий немаловажный вопрос-это форма образования. Так как церковное пение связанно со словом, оно отличается от светской музыки своими формами, а следовательно, и художественными законами. Не все о б щ е п р и н я т ы е з а ко н ы м у з ы к и п р и м е н и м ы к ц е р к о в н о м у пению.Например,закон симметричного ритма в большинстве случаев неприменим в духовной музыке. Это обусловлено свободным текстовым ритмом, где нет равномерного чередования ударных и безударных слогов и где песнопения не связаны с ритмическим движением. Особенности литургического текста часто не дают возможность заключить его в симметричные рамки тактов, группировать музыкальные фразы в периоды и т.д. Но не только текст, но и само богослужебное действо является определяющим в формировании музыкального целого, влияет на структуру и форму как отдельных песнопений,так и литургического цикла. Вопросы формы тесно связаны с темпом исполнения духовной музыки. Как найти правильный темп? Где мера “покойности” и “сдержанности” большинства духовных хоров? Как избежать маршеобразности и легковесности в быстрых темпах? Темп поставленный композитором ,дает лишь ориентиры для исполнителей, а нередко указание темпа вообще отсуствуют. В этом поможет изучение традиций исполнения песнопений, раскрытие внутреннего содержания, образный строй. Важным моментом в исполнительстве является звук. Простота, одухотворенность, полетность, нежность звука - вот основа для исполнения церковных сочинений. Зарождения профессионального хорового пения связано с приятием на Руси христианства (988г.). Хоровое пение было одноголосным и основой его является знаменный распев. Название “знаменный распев“ происходит от слова «знамя», что по-славянски означает “знак”. Знаменное пение определялась осмогласием, то есть состояла из 8 гласов (иначе- самостоятельных частей, каждый из которых являл собой сумму характеризующих его мелодических напевов или оборотов. Мелодия
знаменного распева отличается не только глубиной и одухотворенностью, а так же рисовала определенные образы и картины. Это выявлено особенно в догматиках, текст которых составлен выдающимся христианским песнотворцем св. Иоанном Дамаскиным. Исполнение разучивания подобных монодийных песнопений довольно трудный процесс, так как язык их необычен. Определенную сложность составляет и графическое оформление нотных партий, ибо в них отсуствуют повторы, тактовые деления, стандартные певческие обороты. Особенную трудность представляет текст древнерусских песнопений. Он требует подробной расшифровки и перевода. Поэтому текст необходимо многократно, выразительно и осмысленно читать хором. А при пении стремиться подавать его выпукло, с четким произношением на отдельных слогов, слов, складывающихся во фразы. Большое значение имеет темп: он не должен быть слишком затянутым, но и в то же время и суетливым. Чаще всего темп близок к “умеренно быстро”(при счете половинных длительностей),в котором равномерное и плавное течении мелодии сочетается с логическими закруглениями, завершениями и даже остановками в полном соответствии со словесным текстом. Стиль монодийного пения предъявляет особые, высокие требования к исполнителям, но вокальное удобство, естественность и художественная ценность этих древнерусских песнопений станет хорошей школой хорового мастерства. Вторая половина ХVII в. - эпоха бурного развития многоголосия в русской профессиональной хоровой музыке. Под влиянием южнорусской культуры в России началось распространяться партесное многоголосие, которое вытеснило знаменное пение. Новому стилевому направлению (русское барокко) соответствовали новые жанры церковной музыки: партесные концерты партесные обработки знаменного распева в хоральной фактуре, а позднее классический духовный концерт. В этот же период в России распространился новый вид хоровой музыки – кант. Первоначально канты создавались на религиозные тексты, но в XVII в. их тематика и жанровая направленность расширяются : появляются исторические, элегические ,пасторальные,сатирические,шуточные и другие канты, сохранившие популярность до нач.XIX в. Все канты – трехголосного изложения с параллельным движением двух верхних голосов и создающим гармоническую опору нижним голосом. Большинству из них присущ четкий, подвижный ритм, часто с элементами танцевальности и маршевости. Музыкальная строфа представляет собой период, охватывающий две или четыре строки текста. В XVII в. распространился на Руси близкий к канту жанр духовного стиха. Это так же внеритуальная песня, но основывающая только на образно- поэтических представлениях христианства. Эти песнопения более лирические, самоуглубленные, проникнутые молитвенным настроением. Мелодия их обычно близка знаменному распеву благодаря мягкому ритму и широте, протяжности напева. Как и в древнерусских песнопениях, в духовных стихах отсутствует размер и привычное деление на такты. Поэтому
дирижирование и исполнение должны ориентироваться на ударение в словах, на выразительность каждой фразы при общей неторопливой пульсации половинными длительностями. При этом вполне уместны небольшие агогические изменения, остановки, цезуры. XIX-XX в. - важная веха в истории русской культуры. Композиторы “московской школы” (А Гречанинов, М.И-Иванов, В.Калинников, А. Кастальский, П.Чесноков и др.) стремились обновить хоровой жанр традициями прошлого посредством углубления и усиления фольклорного начала, создают превосходные сочинения церковной музыки. Существуют проблемы в работе над духовными произведениями в детском хоре. Первый момент - незнание традиционного стиля церковной музыки, ее жанров и особенностей (фонетика церковного языка, темп, динамика, агогика и др.). Все это отражается на качестве звучания духовных произведений. Появляется излишняя страстность, эмоциональность, чрезмерная экспрессия, а это недопустимо. Следует помнить, что ее отличительной особенностью является - открытость, чистота и собранность, то есть особый внутренний строй. Второй момент - это незнание и недопонимание текстов песнопений. Каждое песнопение - это распетая молитва, в которой каноническое слово является первоосновой. А музыка выполняет лишь вспомогательную функцию. Непонимание песнопения ведет к неполноценному восприятию и исполнению церковной музыки, потому что стилевая точность церковного произведения во многом зависит от осмысления содержания текста. Помощником хормейстеру должны стать теоретические сведения, литература о литургическом Богослужении, церковных праздников, святых угодниках, иконах, записи концертных выступлений на СD и DVD. Третий момент - должно быть ясное представление характера, так как духовная музыка функционально делится на Богослужебную и внебогослужебную. Богослужебная духовная музыка (обиходная) связана с таинством богослужения. Песнопения всегда неизменны и постоянны. Именно структура богослужения определяет различные приемы исполнения произведений (силу звука, темп). Как правило, они с несложным ритмом и мелодическим рисунком. В них главное - канонический текст, а музыка призвана только распеть слово. Внелитургическая музыка не связана с богослужебным циклом и не имеет строгих канонов исполнения, поэтому исполняется в более свободной трактовке автора. Написанная на церковные тексты она предназначена для концертного исполнения и праздничных служб. В этих песнопениях мелодия, ритм, гармония, фактура сложнее и богаче. К этому виду духовной музыки относятся: духовные стихи, псалмы, хоровые концерты и т. д. Концерт ,включающий произведения духовной музыки требует от певцов определенного настроя, определенного состояния души дирижера и певцов, которые должны погрузиться в особый мир образов. Петь такие сочинения
лучше всего в зале с хорошей акустикой в идеале - в храме, где человеческий голос становится “неземным», подчёркивается вокальная красота песнопений, создается высокая духовная атмосфера. Мы сейчас заново открываем для себя огромный пласт русской певческой культуры – церковно-духовную музыку, которая вынужденно была предана забвению. Это не только достояние верующих людей, для которых она наполнена особым смыслом,--это общечеловеческая ценность, всенародное достояние. Сегодня это музыка находит отклик в душах многих людей разных профессий и возрастов. Приобщение детей к православной духовной музыке дает им знания истоков культуры своего Отечества и истории. Как синтез религии и искусства, эта музыка является средством нравственного и эстетического воспитания, которое развивает такие чувства и качество личности как сострадание и любовь, милосердие и совесть, бережное отношение к природе. Способствует воспитанию чувства красоты и гармонии.


В раздел образования