"Русская духовная музыка в репертуаре детского хора"
Автор: Крон Татьяна Ивановна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБОУДО ДШИ г. Бологое Населённый пункт: г. Бологое Наименование материала: методическая разработка Тема: "Русская духовная музыка в репертуаре детского хора" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования «Детская школа искусств» муниципального образования
«Бологовский район»
Русская духовная музыка в репертуаре детского хора.
Преподаватель высшей квалификационной категории
Крон Татьяна Ивановна
Бологое 2016г.
Русская
духовная
музыка в репертуаре детского хора.
Духовная музыка вместе с народной является древним пластом русской
певческой культуры и насчитывает тысячелетний период своего развития с
момента
принятия
Христианства.
Русская
духовная
музыка
-
уникальная
школа хорового пения a сapella,базирующаяся на культуре и истории России,
естественности
звукообразования,
вокальном
удобстве,
плавности
и
певучести звучания.
Русская музыкальная культура неотделима от многовековой певческой
традиции
Православной
церкви.
Это
песнопения
с
несимметричными
ритмами
древних
напевов,
подголосочной
полифонией,
неповторимой
гармонией. Церковное пение всегда было любимым искусством Руси. Само
понятие
“музыка”
на
протяжении
многих
веков
ассоциировалось
с
исполнением церковных молитв. Многие русские композиторы-классики (М.
Глинка,
М.Ипполитов-Иванов,
П.Чайковский,
С.Рахманинов
и
др.)
обращались к созданию церковной музыки, рассматривая ее как музыкально-
художественное явление отечественной культуры.
Исполнение духовной музыки - особая область хорового пения. Она
связана с каноническими текстами и всем тем, что стоит за ними. Факторами,
формирующими
церковное
пение
является
богослужебный
текст,
богослужебный чин и музыкальный материал. “Слово и музыка должны быть
слиты
воедино,
что
бы
можно
было
сказать,
что
слово
поет,
а
музыка
возвещает.
“(Н.В.Лосский.
Богословские
основы
церковного
пения./Как
научиться петь).
Музыкальная
ткань,
отделенная
от
своего
внутреннего
смыслового
наполнения, теряет свой облик свою значимость, особенно явно в духовных
произведениях.
Глубина
исполнения,
стилевая
точность
церковных
произведений
во
многом
зависит
от
глубины
осмысления,
содержания
словесного
текста.
Пойте
разумно
-
одно
из
главных
требований
богослужебного пения. Тогда на смену внешним поверхностным приемам
выразительности,
фразировки,
резким
перепадам
нюансов,
штриховой
и
агогиче ской
нарочито сти
приходят
про стота,
е с т е с т в е н н о с т ь ,
возвышенность,
чистота,
искренность
-
то,
что
изначально
заложено
в
духовных творениях. Один из первых церковных теоретиков в области пения
был
Святой
Климент
Александрийский,
который
писал,
что
“к
музыке
должно
прибегать
для
украшения
и
образования
нравов.
Должна
быть
отвергнута
музыка
чрезмерная,
надламливающая
душу,
вдающаяся
в
разнообразие, то плачущая, то неудержимая и страстная, то неистовая и
безумная…”. Это концепция нашла каноническое закрепление в правилах
VI Вселенского Собора (680-681):”Желаем, чтобы приходящие в церковь для
пения
не
употребляли
бесчинных
воплей
не
вынуждали
из
себя
неестественного крика…но с великим вниманием и умилением приносили
псалмопения Богу”.
Проникновение в содержание духовной музыки осложняется тем, что она
написана
на
церковно-славянском
языке
и
этот
язык
требует
такой
же
тщательной расшифровки, как и любой иностранный текст. По церковно -
славянски слово произносится так, как пишется.
Например:
убоятся,
а
не
убояца;
святаго
а
не
святово;
припадем,а
не
припадём и т.п.
В
пении
духовных
песнопений,
особенного
в
более
древней
традиции,
редукция звуков (т.е. ослабление звучания гласных в безударном положении,
свойственное разговорной речи) отсутствует, ибо все они протягиваются, а
тем самым и проясняются. Верное воспроизводство церковно-славянского
текста, понимание его смысловой нагрузки и фразировки, донесение красоты
каждого слова и точное его артикулирование являться важным моментом в
исполнении православной музыки, так как сама это музыка возникла из слова
как усиление его воздействия.
Следующий немаловажный вопрос-это форма образования. Так как
церковное пение связанно со словом, оно отличается от светской музыки
своими формами, а следовательно, и художественными законами. Не все
о б щ е п р и н я т ы е
з а ко н ы
м у з ы к и
п р и м е н и м ы
к
ц е р к о в н о м у
пению.Например,закон
симметричного
ритма
в
большинстве
случаев
неприменим
в
духовной
музыке.
Это
обусловлено
свободным
текстовым
ритмом, где нет равномерного чередования ударных и безударных слогов и
где песнопения не связаны с ритмическим движением.
Особенности литургического текста часто не дают возможность заключить
его
в
симметричные
рамки
тактов,
группировать
музыкальные
фразы
в
периоды и т.д. Но не только текст, но и само богослужебное действо является
определяющим в формировании музыкального целого, влияет на структуру и
форму как отдельных песнопений,так и литургического цикла.
Вопросы формы тесно связаны с темпом исполнения духовной музыки. Как
найти
правильный
темп?
Где
мера
“покойности”
и
“сдержанности”
большинства
духовных
хоров?
Как
избежать
маршеобразности
и
легковесности в быстрых темпах?
Темп поставленный композитором ,дает лишь ориентиры для исполнителей,
а нередко указание темпа вообще отсуствуют. В этом поможет изучение
традиций
исполнения
песнопений,
раскрытие
внутреннего
содержания,
образный строй.
Важным
моментом
в
исполнительстве
является
звук.
Простота,
одухотворенность, полетность, нежность звука - вот основа для исполнения
церковных сочинений.
Зарождения профессионального хорового пения связано с приятием на
Руси христианства (988г.). Хоровое пение было одноголосным и основой его
является знаменный распев. Название “знаменный распев“ происходит от
слова
«знамя»,
что
по-славянски
означает
“знак”.
Знаменное
пение
определялась осмогласием,
то
есть
состояла
из
8
гласов
(иначе-
самостоятельных
частей,
каждый
из
которых
являл
собой
сумму
характеризующих
его
мелодических
напевов
или
оборотов.
Мелодия
знаменного распева отличается не только глубиной и одухотворенностью, а
так же рисовала определенные образы и картины. Это выявлено особенно в
догматиках,
текст
которых
составлен
выдающимся
христианским
песнотворцем св. Иоанном Дамаскиным. Исполнение разучивания подобных
монодийных
песнопений
довольно
трудный
процесс,
так
как
язык
их
необычен. Определенную сложность составляет и графическое оформление
нотных
партий,
ибо
в
них
отсуствуют
повторы,
тактовые
деления,
стандартные певческие обороты. Особенную трудность представляет текст
древнерусских песнопений. Он требует подробной расшифровки и перевода.
Поэтому текст необходимо многократно, выразительно и осмысленно читать
хором.
А
при
пении
стремиться
подавать
его
выпукло,
с
четким
произношением на отдельных слогов, слов, складывающихся во фразы.
Большое значение имеет темп: он не должен быть слишком затянутым, но и
в то же время и суетливым. Чаще всего темп близок к “умеренно быстро”(при
счете половинных длительностей),в котором равномерное и плавное течении
мелодии сочетается с логическими закруглениями, завершениями и даже
остановками
в
полном
соответствии
со
словесным
текстом.
Стиль
монодийного
пения
предъявляет
особые,
высокие
требования
к
исполнителям,
но
вокальное
удобство,
естественность
и
художественная
ценность этих древнерусских песнопений станет хорошей школой хорового
мастерства.
Вторая половина ХVII в. - эпоха бурного развития многоголосия в русской
профессиональной хоровой музыке. Под влиянием южнорусской культуры в
России
началось
распространяться партесное
многоголосие,
которое
вытеснило
знаменное
пение.
Новому
стилевому
направлению
(русское
барокко)
соответствовали
новые
жанры
церковной
музыки:
партесные
концерты партесные обработки знаменного распева в хоральной фактуре, а
позднее классический духовный концерт.
В этот же период в России распространился новый вид хоровой музыки –
кант. Первоначально канты создавались на религиозные тексты, но в XVII в.
их
тематика
и
жанровая
направленность
расширяются
:
появляются
исторические, элегические ,пасторальные,сатирические,шуточные и другие
канты, сохранившие популярность до нач.XIX в. Все канты – трехголосного
изложения с параллельным движением двух верхних голосов и создающим
гармоническую опору нижним голосом. Большинству из них присущ четкий,
подвижный ритм, часто с элементами танцевальности и маршевости.
Музыкальная строфа представляет собой период, охватывающий две или
четыре строки текста.
В XVII в. распространился на Руси близкий к канту жанр духовного стиха.
Это
так
же
внеритуальная
песня,
но
основывающая
только
на
образно-
поэтических
представлениях
христианства.
Эти
песнопения
более
лирические,
самоуглубленные,
проникнутые
молитвенным
настроением.
Мелодия их обычно близка знаменному распеву благодаря мягкому ритму и
широте,
протяжности
напева.
Как
и
в
древнерусских
песнопениях,
в
духовных стихах отсутствует размер и привычное деление на такты. Поэтому
дирижирование и исполнение должны ориентироваться на ударение в словах,
на
выразительность
каждой
фразы
при
общей
неторопливой
пульсации
половинными
длительностями.
При
этом
вполне
уместны
небольшие
агогические изменения, остановки, цезуры.
XIX-XX в. - важная веха в истории русской культуры.
Композиторы
“московской
школы”
(А
Гречанинов,
М.И-Иванов,
В.Калинников,
А.
Кастальский,
П.Чесноков
и
др.)
стремились
обновить
хоровой жанр традициями прошлого посредством углубления и усиления
фольклорного начала, создают превосходные сочинения церковной музыки.
Существуют проблемы в работе над духовными произведениями в
детском хоре.
Первый момент - незнание традиционного стиля церковной музыки, ее
жанров и особенностей (фонетика церковного языка, темп, динамика, агогика
и др.). Все это отражается на качестве звучания духовных произведений.
Появляется излишняя страстность, эмоциональность, чрезмерная экспрессия,
а это недопустимо. Следует помнить, что ее отличительной особенностью
является - открытость, чистота и собранность, то есть особый внутренний
строй.
Второй момент - это незнание и недопонимание текстов песнопений.
Каждое песнопение - это распетая молитва, в которой каноническое слово
является
первоосновой.
А
музыка
выполняет
лишь
вспомогательную
функцию. Непонимание песнопения ведет к неполноценному восприятию и
исполнению церковной музыки, потому что стилевая точность церковного
произведения
во
многом
зависит
от
осмысления
содержания
текста.
Помощником хормейстеру должны стать теоретические сведения, литература
о литургическом Богослужении, церковных праздников, святых угодниках,
иконах, записи концертных выступлений на СD и DVD.
Третий момент - должно быть ясное представление характера, так как
духовная
музыка
функционально
делится
на
Богослужебную
и
внебогослужебную.
Богослужебная
духовная
музыка
(обиходная)
связана
с
таинством
богослужения.
Песнопения
всегда
неизменны
и
постоянны.
Именно
структура
богослужения
определяет
различные
приемы
исполнения
произведений (силу звука, темп). Как правило, они с несложным ритмом и
мелодическим рисунком. В них главное - канонический текст, а музыка
призвана только распеть слово.
Внелитургическая музыка не связана с богослужебным циклом и не имеет
строгих
канонов
исполнения,
поэтому
исполняется
в
более
свободной
трактовке автора. Написанная на церковные тексты она предназначена для
концертного исполнения и праздничных служб. В этих песнопениях мелодия,
ритм, гармония, фактура сложнее и богаче. К этому виду духовной музыки
относятся: духовные стихи, псалмы, хоровые концерты и т. д.
Концерт ,включающий произведения духовной музыки требует от певцов
определенного настроя, определенного состояния души дирижера и певцов,
которые должны погрузиться в особый мир образов. Петь такие сочинения
лучше всего в зале с хорошей акустикой в идеале - в храме, где человеческий
голос
становится
“неземным»,
подчёркивается
вокальная
красота
песнопений, создается высокая духовная атмосфера.
Мы сейчас заново открываем для себя огромный пласт русской
певческой культуры – церковно-духовную музыку, которая вынужденно была
предана забвению. Это не только достояние верующих людей, для которых
она
наполнена
особым
смыслом,--это
общечеловеческая
ценность,
всенародное достояние. Сегодня это музыка находит отклик в душах многих
людей разных профессий и возрастов.
Приобщение детей к православной духовной музыке дает им знания
истоков
культуры
своего
Отечества
и
истории.
Как
синтез
религии
и
искусства, эта музыка является средством нравственного и эстетического
воспитания,
которое
развивает
такие
чувства
и
качество
личности
как
сострадание
и
любовь,
милосердие
и
совесть,
бережное
отношение
к
природе. Способствует воспитанию чувства красоты и гармонии.