"Психолого – педагогическая диагностика и коррекция детей и подростков средствами дополнительного образования"
Автор: Гребенюк Ирина Исхаковна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: ГБОУ ДОД ДДЮТ Населённый пункт: Санкт-Петербург, Пушкинский р-н Наименование материала: Конспект Тема: "Психолого – педагогическая диагностика и коррекция детей и подростков средствами дополнительного образования" Раздел: дополнительное образование
Введение
Целью развития человека в каждом возрасте является гармоничное развитие. В
детском возрасте одним из факторов гармоничного развития является
творческая деятельность.
Существует много видов деятельности ребенка, но есть одна, которая не
оставляет равнодушным никого, которая неизменно вызывает много эмоций -
это рисование. Рисование развивает, учит, открывает новый мир цвета, красок,
форм и ощущений. Умение созерцать красоту окружающего материального
мира и красоту проявления чувств делает ребенка открытым к общению.
Но, одни только умения сами по себе, не обеспечивают успешность обучения,
нормальное поведение и в целом адаптацию детей к различным условиям
социума. Детский возраст характеризуется развитием действенных и образных
процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Средствами их развития
являются практические действия, чувства и переживания ребенка; его сенсорно-
чувственный опыт. Лишь собственные переживания в различных ситуациях
дают ребенку возможность ощутить радость восприятия мира во всем его
чувственном многообразии, проявить непосредственность реакции, быть
эмоционально открытым и доброжелательным ,а главное ,быть активным
деятелем и творцом.
Когда ребенок берет в руку кисть или карандаш, включаются его зрительные,
двигательные и осязательные анализаторы. Кроме того ,включается
воображение и задействуются те отделы мозга, которые отвечают за
возможность человека принимать те или иные решения. Рисование развивает
память, внимание, мелкую моторику; учит ребенка думать, анализировать,
соизмерять, сравнивать, воображать и осуществлять конструктивный выбор.
Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, т.к. требует
согласованного участия многих психических функций.
Все выше сказанное однозначно имеет положительное воздействие на психо
-эмоциональное состояние ребенка. Систематическое и целенаправленное
воздействие через способы изо-деятельности на чувства ребенка являются
эффективной формой устранения и коррекции отрицательных психо-
эмоцианальных зависимостей детей.
3
Теоретическая часть
Многолетние наблюдения за поведенческими особенностями детей в процессе
обучения и сравнение их с другим исследовательским опытом в этой области
показали эффективность изо-терапии,как одного из методов коррекции проблем
личностного развития ребенка.Организация и проведение коррекционной
работы через предмет рисования направлены на преодоление негативного
поведения ребенка и коррекцию его психических состояний и эмоций.
Среди контингента детей с нарушениями психосоциального развития выделяют
пять основных групп обучающихся,которыесоставляют зону риска и нуждаются
в обеспечении определенных адекватных условий развития и психолого-
педагогического сопровождения.
Зону риска составляют:
- одаренные дети
- слабообучаемые дети(дети с задержкой психического развития и трудностями
обучения)
- дети с проблемами социального и эмоционального интеллекта(гиперактивные,
тревожные, агрессивные, леворукие, со страхами, с нарушениями речи,общения
и поведения)
-дети с ослабленным здоровьем
-педагогически запущенные дети
Психологические особенности этих детей побуждают к созданию определенных
условий социального взаимодействия, которые будут способствовать развитию
позитивных личностных качеств и преодолению негативных.
Одним из таких условий персонального подхода является изо-терапия или,
другим словом, терапия изобразительным творчеством, в первую очередь -
рисованием.
Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя;
выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой;
освободиться от негативных переживаний прошлого. Психо-коррекционные
занятия с применением изо-терапии способствуют изучению чувств, идей и
событий; развитию межличностных навыков и отношений; укреплению
самооценки и уверенности в себе.
4
Для изо-терапии подходят все виды художественных материалов и
способов(техник) изображения. Изо-терапия является очень результативным и
приятным(не травматичным) методом коррекции детских страхов.Данный метод
особенно интересен,когда проводится вместе с родителями.Универсальность
этой технологии проявляется в том,что ее можно использовать как для
отдельной работы с проблемными детьми,так и для совместного детского или
семейного творчества.
Основное содержание
Основными целями психолого-педагогического коррекционного развивающего
воздействия являются:
-развитие психомоторных функций
-коррекция нарушений в эмоциональном развитии детей категорий риска
-совершенствование моделей взаимодействия детей с родителями, со
сверстниками и другими возрастными категориями обучающихся
-формирование познавательных процессов
В процессе психолого-педагогического сопровождения детей решаются
следующие задачи:
-преодоление трудностей в развитии форм взаимодействия детей с окружающим
миром
-формирование целенаправленного обученческого поведения
-стимуляция психической активности (через выполнение определенного
позитивного задания),направленной на успешное взаимодействие со взрослыми
и другими детьми
-смягчение или устранение сенсорного и эмоционального дискомфорта, чувства
тревоги и страха
Результаты изо-терапии. Сам процесс рисования(игра формой, линией, цветом,
пространством) оказывает на ребенка не просто развивающий и обучающий
эффект, но и, что более важно, положительное психолого-терапевтическое
воздействие.
5
Помогает избавиться от
боязней, страхов, нервных потрясений, замкнутости,
проявления агрессии; сформировать позитивную самооценку, уверенность в
своих действиях; ощутить удовлетворение и радость от творческого процесса и
его результата.
К рассмотрению предлагается один из возможных вариантов занятий для
решения практических задач.
План-конспект занятия "Коррекция детских страхов с
использованием метода изо-терапии"
Цель: коррекция детских страхов отрицательного воздействия.
Задачи:
-возможность "материализовать" страх в рисунке через цвет,линию,форму(дать
"выход" страху на пространственное поле)
-снизить ситуативную тревожность
-повысить самооценку в возможности справиться с негативной ситуацией
Организация занятия: проходит в два этапа - "полезный" и "вредный" страх.
1 этап "Полезный страх"
а) беседа-разбор на тему "Страх, который полезен"(помогает избежать
опасности, защищает, направляет; такой страх необходимо развивать)
б) выполнение детьми рисунков на тему "Страх, который полезен"
в) рассматривание работ, обсуждение, обмен впечатлениями
2 этап "Вредный страх"
а) беседа-разбор на тему "Вредный страх - что это?"(беспричинный страх;
примеры таких страхов и условия их возникновения; чем вреден такой страх и
как ему не поддаваться)
б) выполнение рисунков на тему "Вредный страх - что это?" и "Чего не надо
бояться".
в) рассматривание работ, обсуждение, обмен впечатлениями, эмоциями,
мнениями, ощущениями; далее работы-"страхи" навсегда запираются в
символическом ящике с замком.
6
Заключение
На основании выше изложенного делается вывод в том, что изо-терапия с одной
стороны - метод художественной рефлексии, с другой стороны - технология,
раскрывающая и развивающая художественные способности ребенка, с третьей
стороны - метод психо-коррекциии с помощью которого можно корректировать
эмоциональное состояние ребенка и помогать ему самому решать свои
внутренние психические проблемы.
7
8
9
Список литературы:
- Выготский Л.С. собр. соч.М.1984(т.4)
- Гарбузов В. И."Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и
подростку уверенность, истинное достоинство и здоровье"СПб 1994)
- Заседателева Э. Б."Основы коррекционной педагогики"Омск1999
- Карелина И.О."Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их
коррекция"М.2007
- Прихожан А.М."Тревожность у детей и подростков:психологическая тревога и
возрастная динамика"М.2000
- Кошелева А.Д."Проблема эмоционального мироощущения ребенка"("Психолог
в детском саду"2000,№2 и №3)
- Савенков А.И."Путь к одаренности. Исследовательское поведение
дошкольников"М.2004
- Сысоева Л. ,Алексеенко Е.В."Значение уроков ИЗО в обеспечении коррекции
отклонений в развитии младших школьников"
- Грабенко Т.М. ,Михаленкова И.А."Эмоциональное развитие слабослышащих
школьников(диагностика и коррекция)"
10
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Центр образования
«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»
Городской центр развития дополнительного образования
Курсы повышения квалификации
«Психолого – педагогическая диагностика и коррекция детей и подростков
средствами дополнительного образования»
Аттестационная работа
«ИЗО–терапия как метод коррекции отрицательных психо-
эмоциональных зависимостей детей в современном социуме»
Автор:
Гребенюк И. И.
Педагог дополнительного образования,
ГБОУ ДОД ДДЮТ
Пушкинского р-на СПб
Куратор:
Криван Ирина Валентиновна
Санкт-Петербург
2014 год
Оглавление:
1.Введение стр.3
2.Теоретическая часть стр.4,5
3.Основное содержание: цели, задачи, результативность, план-конспект стр.5, 6
4. Заключение стр.7
5. Список литературы стр. 10
2