Напоминание

"Психолого – педагогическая диагностика и коррекция детей и подростков средствами дополнительного образования"


Автор: Гребенюк Ирина Исхаковна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ ДОД ДДЮТ
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Пушкинский р-н
Наименование материала: Конспект
Тема: "Психолого – педагогическая диагностика и коррекция детей и подростков средствами дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Введение Целью развития человека в каждом возрасте является гармоничное развитие. В детском возрасте одним из факторов гармоничного развития является творческая деятельность. Существует много видов деятельности ребенка, но есть одна, которая не оставляет равнодушным никого, которая неизменно вызывает много эмоций - это рисование. Рисование развивает, учит, открывает новый мир цвета, красок, форм и ощущений. Умение созерцать красоту окружающего материального мира и красоту проявления чувств делает ребенка открытым к общению. Но, одни только умения сами по себе, не обеспечивают успешность обучения, нормальное поведение и в целом адаптацию детей к различным условиям социума. Детский возраст характеризуется развитием действенных и образных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Средствами их развития являются практические действия, чувства и переживания ребенка; его сенсорно- чувственный опыт. Лишь собственные переживания в различных ситуациях дают ребенку возможность ощутить радость восприятия мира во всем его чувственном многообразии, проявить непосредственность реакции, быть эмоционально открытым и доброжелательным ,а главное ,быть активным деятелем и творцом. Когда ребенок берет в руку кисть или карандаш, включаются его зрительные, двигательные и осязательные анализаторы. Кроме того ,включается воображение и задействуются те отделы мозга, которые отвечают за возможность человека принимать те или иные решения. Рисование развивает память, внимание, мелкую моторику; учит ребенка думать, анализировать, соизмерять, сравнивать, воображать и осуществлять конструктивный выбор. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, т.к. требует согласованного участия многих психических функций. Все выше сказанное однозначно имеет положительное воздействие на психо -эмоциональное состояние ребенка. Систематическое и целенаправленное воздействие через способы изо-деятельности на чувства ребенка являются эффективной формой устранения и коррекции отрицательных психо- эмоцианальных зависимостей детей. 3
Теоретическая часть Многолетние наблюдения за поведенческими особенностями детей в процессе обучения и сравнение их с другим исследовательским опытом в этой области показали эффективность изо-терапии,как одного из методов коррекции проблем личностного развития ребенка.Организация и проведение коррекционной работы через предмет рисования направлены на преодоление негативного поведения ребенка и коррекцию его психических состояний и эмоций. Среди контингента детей с нарушениями психосоциального развития выделяют пять основных групп обучающихся,которыесоставляют зону риска и нуждаются в обеспечении определенных адекватных условий развития и психолого- педагогического сопровождения. Зону риска составляют: - одаренные дети - слабообучаемые дети(дети с задержкой психического развития и трудностями обучения) - дети с проблемами социального и эмоционального интеллекта(гиперактивные, тревожные, агрессивные, леворукие, со страхами, с нарушениями речи,общения и поведения) -дети с ослабленным здоровьем -педагогически запущенные дети Психологические особенности этих детей побуждают к созданию определенных условий социального взаимодействия, которые будут способствовать развитию позитивных личностных качеств и преодолению негативных. Одним из таких условий персонального подхода является изо-терапия или, другим словом, терапия изобразительным творчеством, в первую очередь - рисованием. Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя; выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой; освободиться от негативных переживаний прошлого. Психо-коррекционные занятия с применением изо-терапии способствуют изучению чувств, идей и событий; развитию межличностных навыков и отношений; укреплению самооценки и уверенности в себе. 4
Для изо-терапии подходят все виды художественных материалов и способов(техник) изображения. Изо-терапия является очень результативным и приятным(не травматичным) методом коррекции детских страхов.Данный метод особенно интересен,когда проводится вместе с родителями.Универсальность этой технологии проявляется в том,что ее можно использовать как для отдельной работы с проблемными детьми,так и для совместного детского или семейного творчества. Основное содержание Основными целями психолого-педагогического коррекционного развивающего воздействия являются: -развитие психомоторных функций -коррекция нарушений в эмоциональном развитии детей категорий риска -совершенствование моделей взаимодействия детей с родителями, со сверстниками и другими возрастными категориями обучающихся -формирование познавательных процессов В процессе психолого-педагогического сопровождения детей решаются следующие задачи: -преодоление трудностей в развитии форм взаимодействия детей с окружающим миром -формирование целенаправленного обученческого поведения -стимуляция психической активности (через выполнение определенного позитивного задания),направленной на успешное взаимодействие со взрослыми и другими детьми -смягчение или устранение сенсорного и эмоционального дискомфорта, чувства тревоги и страха Результаты изо-терапии. Сам процесс рисования(игра формой, линией, цветом, пространством) оказывает на ребенка не просто развивающий и обучающий эффект, но и, что более важно, положительное психолого-терапевтическое воздействие. 5
Помогает избавиться от боязней, страхов, нервных потрясений, замкнутости, проявления агрессии; сформировать позитивную самооценку, уверенность в своих действиях; ощутить удовлетворение и радость от творческого процесса и его результата. К рассмотрению предлагается один из возможных вариантов занятий для решения практических задач. План-конспект занятия "Коррекция детских страхов с использованием метода изо-терапии" Цель: коррекция детских страхов отрицательного воздействия. Задачи: -возможность "материализовать" страх в рисунке через цвет,линию,форму(дать "выход" страху на пространственное поле) -снизить ситуативную тревожность -повысить самооценку в возможности справиться с негативной ситуацией Организация занятия: проходит в два этапа - "полезный" и "вредный" страх. 1 этап "Полезный страх" а) беседа-разбор на тему "Страх, который полезен"(помогает избежать опасности, защищает, направляет; такой страх необходимо развивать) б) выполнение детьми рисунков на тему "Страх, который полезен" в) рассматривание работ, обсуждение, обмен впечатлениями 2 этап "Вредный страх" а) беседа-разбор на тему "Вредный страх - что это?"(беспричинный страх; примеры таких страхов и условия их возникновения; чем вреден такой страх и как ему не поддаваться) б) выполнение рисунков на тему "Вредный страх - что это?" и "Чего не надо бояться". в) рассматривание работ, обсуждение, обмен впечатлениями, эмоциями, мнениями, ощущениями; далее работы-"страхи" навсегда запираются в символическом ящике с замком.
6 Заключение На основании выше изложенного делается вывод в том, что изо-терапия с одной стороны - метод художественной рефлексии, с другой стороны - технология, раскрывающая и развивающая художественные способности ребенка, с третьей стороны - метод психо-коррекциии с помощью которого можно корректировать эмоциональное состояние ребенка и помогать ему самому решать свои внутренние психические проблемы.
7
8
9 Список литературы: - Выготский Л.С. собр. соч.М.1984(т.4) - Гарбузов В. И."Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность, истинное достоинство и здоровье"СПб 1994) - Заседателева Э. Б."Основы коррекционной педагогики"Омск1999 - Карелина И.О."Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция"М.2007 - Прихожан А.М."Тревожность у детей и подростков:психологическая тревога и возрастная динамика"М.2000 - Кошелева А.Д."Проблема эмоционального мироощущения ребенка"("Психолог в детском саду"2000,№2 и №3) - Савенков А.И."Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников"М.2004 - Сысоева Л. ,Алексеенко Е.В."Значение уроков ИЗО в обеспечении коррекции отклонений в развитии младших школьников" - Грабенко Т.М. ,Михаленкова И.А."Эмоциональное развитие слабослышащих школьников(диагностика и коррекция)"
10 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» Городской центр развития дополнительного образования Курсы повышения квалификации «Психолого – педагогическая диагностика и коррекция детей и подростков средствами дополнительного образования» Аттестационная работа «ИЗО–терапия как метод коррекции отрицательных психо- эмоциональных зависимостей детей в современном социуме» Автор: Гребенюк И. И. Педагог дополнительного образования, ГБОУ ДОД ДДЮТ Пушкинского р-на СПб Куратор: Криван Ирина Валентиновна Санкт-Петербург 2014 год
Оглавление: 1.Введение стр.3 2.Теоретическая часть стр.4,5 3.Основное содержание: цели, задачи, результативность, план-конспект стр.5, 6 4. Заключение стр.7 5. Список литературы стр. 10
2


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники