"Очень нелегки первые шаги... (или как помочь первокласснику адаптироваться к школе)"
Автор: Уголькова Надежда Юрьевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБУ "Центр "Гармония" Населённый пункт: г.Шатура, Московской области Наименование материала: памятка для родителей Тема: "Очень нелегки первые шаги... (или как помочь первокласснику адаптироваться к школе)" Раздел: дополнительное образование
(или как помочь первокласснику адаптироваться к школе)
Адаптация к школе - один из самых сложных и ответственных этапов в жизни ребенка.
Приходя в школу, ребенок испытывает три вида стресса:
социальный – построение взаимоотношений с новыми детьми, с учителем, принятие
новых правил;
интеллектуальный
–
существенная
интеллектуальная
нагрузка,
приобретение
новых
знаний;
иммунологический –
в
возрасте
7-9
лет
(очередной
возрастной
кризис)
происходят
существенные изменения в организме ребенка: быстрая прибавка в росте, изменения в
работе
сердечно-сосудистой,
нервной,
дыхательной
и
других
систем.
Это
приводит
к
появлению
необычных
внутренних
ощущений:
повышенная
утомляемо сть,
раздражительность, перепады настроения. При этом даже практически здоровые дети
начинают болеть, проявляют излишнюю ранимость. К этому прибавляется естественный
обмен бактериями между детьми.
Первоклассник
еще
слишком
мал,
ч то б ы
преодолевать школьные трудности в одиночку. Поэтому
очень
многое
в
этот
период
зависит
от
значимых
взрослых: мудрого участия первого учителя и внимания
родителей.
Простые, но эффективные рекомендации родителям
для успешной адаптации ребёнка к школе
•
Важно
помочь
ребенку
правильно
организовать
его режим
дня.
При
этом
нужно
принимать во внимание следующие моменты:
√ Сон: детям 7 лет необходимо спать 10-11 часов в сутки, рекомендован дневной сон.
√ Четко планируйте время: если Вы знаете, что ваше чадо медлительное – выделяйте
больше минут на сборы, лучше Вы встанете на 15 минут раньше, но уж точно не будете
торопиться, как на пожар, и не будете бояться опоздать.
√ Обязательно перед школой кормите ребёнка завтраком.
√ Физическая активность и прогулки: с приходом в школу у детей в два раза сокращается
двигательная активность. Утренняя зарядка, подвижные игры, активный отдых на свежем
воздухе крайне необходимы ребёнку, т.к. первокласснику рекомендованы прогулки не
менее 3-х часов в день.
√ После школы не торопите ребенка, пусть он отдохнет хотя бы час-полтора, а уж только
потом садится за уроки.
√ Приготовление уроков следует организовать в середине дня (пик мозговой активности
приходится на периоды 9-12 часов и 16-18 часов), после 30 минут занятий необходимо
делать хотя бы 10-минутные подвижные перерывы.
•
Не предлагайте сразу свою помощь , наберитесь терпения. Если первоклассник с чем-то
не справляется, предложите подумать над задачей вместе.
•
Наладьте контакт с классным руководителем, школьным психологом; запишите их
телефоны, чтобы в случае необходимости можно было расспросить или посоветоваться с
опытными людьми.
•
Не
высказывайтесь
негативно
о
методиках
школы,
учителях,
одноклассниках
в
присутствии ребёнка, даже если Вам кажется, что повод весомый. Учитель должен стать
Вашим
другом,
союзником;
построив
взаимоотношения
таким
образом,
возможные
проблемные ситуации разрешатся быстрее и проще. Расскажите ему об особенностях
Вашего
ребенка,
тогда
учитель
с
первого
дня
сможет
учитывать
их
при
построении
взаимоотношений.
Помните , что первый учитель – самый важный человек в жизни Вашего ребёнка на
ближайшие несколько лет! Поэтому постарайтесь как можно быстрее установить тесный
контакт с учителем, прислушивайтесь к его советам, предлагайте помощь в организации
праздников и общих дел.
• Принимайте ребенка таким, какой он есть . Не сравнивайте его с одноклассниками,
только с самим собой!!!
Если Ваш ребенок медленно считает или неаккуратно пишет – не критикуйте его, лучше
помогите ему потренироваться.
Критика – страшное оружие для маленьких детей, особенно, если их ругают прилюдно.
• Поощряйте ребенка за успехи, стимулируйте к совершенствованию.
• Не сводите беседы о школе только на темы получения отметок ; спросите своего
ребенка о том, что нового и интересного он сегодня узнал, с кем и во что играл на
перемене.
• Помогите ребенку социализироваться : когда у него появятся первые товарищи и друзья,
пригласите их в дом, приготовьте угощение. Дома для ребенка очень важна атмосфера
эмоционального комфорта, он должен знать, что здесь его очень любят и ценят.
• Проявляйте интерес к своему ребенку . Если он чем-то недоволен или расстроен, просто
выслушайте его. Не думайте, что детские проблемы менее важны, чем проблемы взрослых
•
Будьте внимательны к жалобам и поведению ребенка : головные боли, усталость,
сонливость,
агрессия
или
упрямство,
невозможность
сосредоточиться,
чрезмерная
подвижность, немотивированные капризы – это объективные признаки того, что адаптация проходит
тяжело, в Ваших силах облегчить ее (см. вышеперечисленные рекомендации).
А главное – помните:
невозможно стать примерным учеником за один день.
Для этого нужно время, много терпения, поддержки и