"Профессиональный рост педагога дополнительного образования как фактор повышения качества образовательной деятельности"
Автор: Шелухина Екатерина Аркадьевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДОД "Исток" Населённый пункт: Владимирский область, г. Гусь-Хрустальный Наименование материала: Обобщенный опыт Тема: "Профессиональный рост педагога дополнительного образования как фактор повышения качества образовательной деятельности" Раздел: дополнительное образование
«Профессиональный рост педагога дополнительного образования как фактор повышения качества
образовательной деятельности ».
(Из опыта работы
Шелухиной Екатерины Аркадьевны,
педагога дополнительного образования МБУ ДО «ЦДОД «Исток» г. Гусь-Хрустальный, руководителя
детского объединения по изобразительному творчеству «Радуга»)
1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА
Основная цель детского объединения по изобразительному творчеству «Радуга» Центра дополнительного
образования детей «Исток» — создание условий для реализации личности ребенка, формирование
образовательной среды, которая обеспечит развитие каждого в соответствии с его интересами и
возможностями.
В объединении занимаются дети от 9 до 17 лет с разной степенью одаренности и разным уровнем
подготовки, которые в процессе освоения программы приобщаются к лучшим образцам изобразительного
искусства, формируют наилучшие качества личности: чуткость, доброту, сопереживание, целеустремленность,
трудолюбие, - постигают науку самостоятельного решения творческих задач как индивидуально, так и в
коллективе. Образовательная программа объединения рассчитана на четыре года обучения по предметам
художественно – эстетической направленности: рисунок, живопись, композиция.
По окончанию обучения предусмотрен пятый год – мастер класс, для желающих углубить свои знания,
подготовится к поступлению в ВУЗ или СУЗ по профилю, освоить технику масляной живописи.
В основе программы групповые занятия, где фронтальное обучение сочетается с индивидуальным подходом.
Помимо типовых занятий, чтобы добиться хороших результатов, в образовательном процессе используются
актуальные современные педагогические технологии, работающие на конечный результат, сообразуясь с
личным интересом и личными потребностями учащихся.
Дополнительное образование — открытое образование, что дает возможность использовать в образовательном
процессе многообразие форм учебной деятельности: конкурсы различного уровня, творческие задания,
выставки работ учащихся, фестивали детского творчества, экскурсии, посещение выставок и музеев,
посещение кинотеатров (совместный просмотр и обсуждение фильмов), посещение библиотек (работа с
книгами, журналами) и т.д.
Но все это не будет столь эффективно без личного профессионального роста педагога, своим примером
показывающего учащимся путь к самореализации. В наше время это особенно актуально, так как является
показателем успешности и перспективности.
Однако профессиональный рост педагогов имеет место быть только при наличии систематической
курсовой переподготовки и непрерывного самообразования.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА
Стратегической целью государственной политики в области образования заявлено повышение
доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития
экономики и современными потребностями общества.
Для реализации этой цели в качестве одной из приоритетных задач: предлагается
«обеспечить качество образовательных услуг и эффективности управления
образовательными организациями, включая развитие системы
дополнительного образования».
Целью современных систем образования является непрерывное общее и
профессиональное развитие педагога. Ведь только саморазвивающаяся
личность способна воспитать и только конкурентоспособный педагог
способен взрастить конкурентоспособную личность.
Немецкий педагог Дистерверг А. в своих трудах пишет:
Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и
образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».
Ему вторит основоположник научной педагогики России Ушинский К.Д.
Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно
образовать характер.»
В наших руках будущее наших учеников, их духовность, гражданская позиция, интеллектуальный
потенциал, и будущее нашего государства.
Мы должны создать условия для выбора каждым ребёнком образовательного маршрута, развить в
соответствии с его индивидуальными особенностями – стремиться достичь, новое, неопознанное, быть
новатором в своем деле, зажигая сердца детей.
Один из важнейших запросов современного общества в области образования – успешность. Научить
ребенка быть успешным может только успешный и способный к развитию педагог, который не только
«учит», но и постоянно «учится» сам. От роли педагога, его личностно - профессионального развития
зависит многое. Поэтому педагог обязан быть новатором, генератором новых идей. Потому
профессиональный рост педагога, как никогда важен, а данная тема актуальна.
3. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании системы самообразования.
Необходимо
определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога,
продуктивно работать в этих направлениях на положительный результат.
Самообразование дает ряд преимуществ:
Рост профессиональной компетентности (по профилю)
Рост компетентности в смежных сферах (методической, психолого-педагогической, правовой)
Развитие эстетического вкуса
Развитие коммуникативных навыков (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и
др.)
Расширенный кругозор
Развитие креативного мышления, способности генерировать идеи (творчество).
В итоге возникают новые возможности для самореализации. Появляются возможности передать
учащимся лучшее из своего опыта. Своим примером указать детям путь к реализации их потенциала.
Способствовать формированию социально активной, творческой, обладающей лучшими качествами
(доброта, чуткость, сопереживание) личности.
4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Теоретической базой опыта являются работы основоположника научной педагогики Росси Д. Ушинского и
зарубежного (немецкого) педагога А. Дистерверга.
Утверждение К. Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных
условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему
непрерывного педагогического образования. А.Дистервег писал, имея в виду учителя: "Он
лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным
воспитанием и образованием".
Способность "творить себя" в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная
компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой
жизни, острейшей потребностью дня.
Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную
систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога
называют потребность в самосовершенствовании.
Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития. Внешние источники (требования и
ожидания общества) выступают в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого
саморазвития. Вызванная извне потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным
источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового
самолюбия и т.п.). Эта потребность стимулирует систему действий по самосовершенствованию, характер которых
во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая
деятельность приобретает в глазах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется
потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс саморазвития .
Для развертывания процессов саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки.
Психологи отмечают два приема формирования верной самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести
уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй - сопоставить их с мнениями окружающих. Если
притязания невысоки, то это может привести к формированию завышенной самооценки. Изучение характера
затруднений в деятельности педагогов показало, что только те, кто ставят перед собой высокие задачи, имеют
затруднения. Это, как правило, творчески работающие педагоги. Те же, кто не имеют высоких притязаний, обычно
удовлетворены результатами своей работы, высоко их оценивают, в то время как отзывы об их работе далеки от
желаемых. Вот почему так важно каждому человеку, избравшему педагогическую профессию, сформировать в
своем сознании идеальный образ педагога .
Если к саморазвитию относиться как к целенаправленной деятельности, то обязательным компонентом ее должен
быть самоанализ. Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к развитию познавательных
психических процессов: мышления, воображения, памяти и др. Не случайно многие психологи и педагоги в ряду
профессионально значимых свойств личности учителя называют способность к распределению внимания,
профессиональную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое воображение,
наблюдательность и т.д.
Составной частью профессионального саморазвития является самообразовательная работа педагога.
Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и
педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и
внеучебную деятельность,
чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.
В деятельности педагога, для которого характерна культура умственного труда, проявляются следующие
компоненты:
1) культура мышления как совокупность умений анализа и синтеза, сравнения и
классификации, абстрагирования и обобщения, "переноса" полученных знаний и
приемов умственной деятельности в новые условия;
2) устойчивый познавательный процесс, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умения
сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах;
3) рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение
устной и письменной речью;
4) гигиена умственного труда и его педагогически целесообразная организация, умение разумно использовать
свое время, расходовать физические и духовные силы.
Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога - его участие в творческих поисках
педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения,
авторских курсов и педагогических технологий и т.д.
Саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны - это те изменения, которые
происходят в личностном развитии и профессиональном росте, а с другой - овладение самой способностью
заниматься саморазвитием. Судить о том, овладел ли будущий педагог этой способностью, можно по тому,
научился ли он осуществлять следующие действия .
1) целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития;
2) планирование: выбирать средства и способы, действия и приемы саморазвития;
3) самоконтроль: осуществлять сопоставление хода и результатов саморазвития с тем, что намечалось;
4) коррекция: вносить необходимые поправки в результаты работы над собой.
Овладение такими действиями требует времени и определенных умений. Поэтому исследователи выделяют 3
стадии профессионального саморазвития.
На начальной стадии овладения профессиональным самовоспитанием его цели и задачи неконкретны, их
содержание недостаточно определено. Они существуют в виде неопределенного желания стать лучше.
На второй стадии овладения саморазвитием целеполагание становится более определенным и конкретным. При
этом цели и задачи, которые ставит перед собой студент, касаются конкретных качеств его личности. Многое в
процедурах саморазвития зависит от внешних обстоятельств. Однако по мере накопления опыта процедуры
реализации саморазвития сокращаются. Рассудительность, самоинструкция, самокритичность - существенные
проявления саморазвития на этой стадии.
На третьей стадии саморазвития педагог самостоятельно и обоснованно формулирует его цели и задачи. При этом
содержание саморазвития поднимается от частных качеств до глобальных или общих профессионально значимых
свойств личности. Планирование работы над собой, отбор средств самовоздействий осуществляются легко. Все
основные действия саморазвития - целеполагание, планирование, самоконтроль, самокоррекция - осуществляются
автоматически, непринужденно.
Развитие творческой индивидуальности педагога, влияющей на профессиональный рост
В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой,
стало общепринятым. Уровень творчества показывает меру реализации учителем своих
возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обусловливающей
авторский педагогический стиль.
Творческую индивидуальность учителя характеризует прежде всего потребность в
самореализации, т.е. стремление к возможно более полной реализации своих потенций в
профессиональной деятельности. Потребность в самореализации характерна для человека с достаточно развитым
самосознанием, способного к выбору.
Теоретическое и практическое значение в этой связи приобретает идея единства потенциального и актуального в
развитии личности педагога. Согласно этой идее необходимо учитывать не только уже проявившиеся,
существующие, но и потенциальные характеристики личности, те природные особенности, которые еще не
проявились. Формой потенциального выступают цели, стремления, идеалы личности, а также объективные
перспективы и возможности ее развития.
С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что человека как личность характеризует не только то, что есть, но и то, чем он хочет
стать, к чему он активно стремится, т.е. его характеризует не
только то, что уже сложилось и составляет содержание
его внутреннего мира и деятельности, но и то, что является сферой возможного развития.
Деятельность учителей-новаторов, мастеров педагогического труда доказывает, что чем ярче индивидуальность
педагога, тем гармоничнее сочетаются в нем профессионализм и духовная культура, тем своеобразнее он
воспринимает, оценивает и преобразует окружающую действительность, а потому он более интересен учащимся,
обладает большими возможностями влияния на развитие их личности.
Творческая индивидуальность проявляется не только в освоении накопленной человечеством культуры и развитии
на этой основе индивидуальной духовной культуры. Она прежде всего выражается в активной преобразовательной
деятельности, в процессах личностного выбора и личностного вклада, полной отдачи себя.
В отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью
создание
социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности.
Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую технологию,
но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Творческий потенциал педагога формируется на основе двух компонентов: педагогического профессионального и
социального опыта.
Без специальной подготовки и знаний успешное педагогическое творчество невозможно. Только эрудированный и
имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания
сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые
оригинальные пути и способы ее решения.
Педагогу приходится часто решать множество типовых и нестандартных педагогических задач в меняющихся
обстоятельствах. Решая эти задачи, педагог, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с
общими правилами эвристического поиска: анализирует педагогическую ситуацию; проектирует результат в
соответствии с исходными данными; анализирует имеющиеся средства, необходимые для проверки
предположения и достижения искомого результата; оценивает полученные данные; формулирует новые задачи.
Следовательно, творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов: возникновение
замысла, его проработка и преобразование в идею - гипотезу, поиск способа воплощения замысла и идеи. Опыт
творчества приобретается педагогом при условии систематических упражнений в решении специально
подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной
профессионально-ориентированной деятельности будущих педагогов.
Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному
решению педагогических задач. Между тем творчество педагога проявляется и при решении коммуникативных
задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности
В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя
творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и
построение программы самосовершенствования .
Педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено
(адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), переходящий к преобразованию существующего
опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования, что и составляет суть
динамики творчества учителя.
Часто творчество связывают только с передовым педагогическим опытом. Однако это не совсем верно. Под
передовым опытом понимают высокое мастерство педагога. Его опыт может и не содержать в себе чего-либо
нового, оригинального, но служить образцом для учителей, которые еще не овладели педагогическим
мастерством. В этом смысле достигнутое педагогом-мастером представляет собой передовой опыт, достойный
распространения. Это характерно для первого и второго уровней педагогического творчества.
Третий и четвертый уровни педагогического творчества содержат в себе элементы творческого поиска, новизны,
оригинальности и обычно приводят к новаторству. Оно открывает новые пути в образовательной практике и
педагогической науке. Следствием могут быть как частичные изменения в содержании образования и
педагогических технологиях, так и глобальные преобразования в сфере образования. Поэтому именно новаторский
опыт подлежит анализу, обобщению и распространению в первую очередь.
Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности,
которые называют признаками творческой личности. Существуют различные перечни таких признаков. Одни
авторы выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый
взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться
от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации
на авторитеты; умение увидеть
знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических
суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради
неопределенности и поиска.
Другие относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному
переключению мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации);
способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее
проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом
систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению и
отбрасыванию несущественного.
Третьи авторы считают личность творческой, если в ее характеристике присутствует креативность, т.е. способность
превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.
Условия развития творческой индивидуальности педагога. Рядом исследований установлена совокупность условий,
необходимых для формирования профессионального самосознания будущего педагога. Они способствуют
возникновению у педагога потребности в творческой профессиональной деятельности. Среди условий можно
выделить следующие:
1) обращенность сознания на себя как на субъект педагогической деятельности;
2) переживание конфликтов;
3) способность к рефлексии;
4) организация самопознания профессионально-личностных качеств;
5) использование совместных форм деятельности;
6) широкое вовлечение будущего учителя в различные виды профессионально-нормативных отношений;
7) предоставление возможности для наиболее полного сравнения и оценивания профессионально важных
качеств, умений и навыков; формирование правильного оценочного отношения к себе и к другим и др.
Каждый педагог, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно
борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.
6.НОВИЗНА ОПЫТА
Новизну опыта составляет выстроенная система самообразования, следуя которой легче
систематизировать получаемые результаты, оценивать рост творческой активности педагога и
обучающихся.
Практическая значимость опыта определяется тем, что в процессе работы по предложенным
направлениям формируется устойчивый интерес к изучаемому материалу, появляется потребность более
глубокого познания в исследуемых областях, стимулируется желание применять навыки изо - мастерства
и изучать новые технологии.
В связи с чем процесс передачи знаний детям становится более продуктивным, что помогает им
развиваться и образовываться. Обучающиеся выходят на собственные идеи и, применяя полученный
опыт, через активные формы и методы обучения, воплощают их в жизнь.
Результативность в обучении учащихся повышается с ростом компетентности педагога .
7. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Профессиональный рост педагогов имеет место быть только при наличии систематической
курсовой переподготовки и непрерывного самообразования.
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для
приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
Ожигов дает такое определение: «самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий
без помощи преподавателя».
Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания,
осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Педагог,
владеющий
навыками
самостоятельной
работы,
имеет
возможность
подготовиться
и
перейти
к
целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком
профессиональном,
образовательном
уровне,
а
это,
в
свою
очередь,
влияет
на
качество
воспитательно-
образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.
Культура профессионального
самообразования педагога - один из
элементов организации
всего
учебно-
воспитательного
процесса
предусматривает
многокомпонентную
деятельность
учителя, включающую в
себя
общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.
1. Общеобразовательное самообразование включает в себя
- общеобразовательную информацию;
- информацию, умения и навыки, имеющие общепедагогическую ценность;
- знания, умения и навыки, имеющие значение для повышения предметной квалификации.
2. Предметное самообразование включает в себя:
- чтение специальной литературы по предметам;
- посещение специальных занятий, курсов, семинаров и т.д.
3. Психолого-педагогическое самообразование включает:
- углубленное изучение педагогической и психологической литературы, т.к. наибольшие затруднения учитель
испытывает в сфере психологической компетентности и выборе средств воздействия на своих воспитанников и
организации взаимодействия с ними.
4. Методическое самообразование включает в себя - шлифовку методики преподавания через:
- чтение специальной литературы;
- изучение педагогического опыта;
- анализ собственной деятельности.
- ознакомление с новыми нормативными документами.
- изучение новых программ и педагогических технологий;
5.
Общекультурное самообразование (походы в театры, кино, экскурсионные поездки)
Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной
компетентности педагога:
1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
2. Исследовательская деятельность;
3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
4. Различные формы педагогической поддержки;
5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
6. Трансляция собственного педагогического опыта и др.
Источником знаний для самообразования служат:
• Телевидение
• Газеты, журналы (такие как внешкольник, педагогическое образование и наука)
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
Результатом самообразования будет:
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться
эффективность и качество )
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии,
исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
• создание комплектов педагогических разработок
• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение
опыта по исследуемой проблеме (теме) Инновационная деятельность, освоение
новых педагогических технологий.
Саморазвитие признак профессионала. Курсы повышения квалификации,
изучение трудов основоположников педагогики и профессионалов по своему
профилю.
Личное участие в конкурсах, фестивалях, выставках, концертах, семинарах,
круглых столах.
Организация мероприятий, мастер классов, открытых занятий.
Проектная деятельность, реализация креативных идей.
Все это дает педагогу возможности к личностному росту и как итог собственным примером указывает
учащимся путь к самореализации и образованности.
8. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Согласно представленным критериям самообразование педагога значительно повышает качество
образовательного процесса и дает динамику результативности и уровня творческой активности.
Инновационная деятельность (проектирование и ИКТ технологии).
Активно использую в своей практике метод проектов.
На областном конкурсе «Учитель года» в 2012 году я защитила Обобщенный опыт на тему: «Проектирование
как средство формирования продуктивной образовательной деятельности в условиях творческого объединения
дополнительного образования детей ».
Данный метод мы продолжаем активно использовать. Выполняем как краткосрочные, так и долгосрочные
проекты.
В 2012 году Учебный проект книга «Мир глазами детей» стал победителем Всероссийского конкурса авторских
программ и учебно-методических материалов в Федеральном институте развития образования.
В конце 2013 года у нас вышла новая книга, посвященная нашему городу «Мой любимый город». В которой
стихи и иллюстрации к ним так же заслуга учащихся объединения «Радуга».
Исследования показателей, которые я проводила, позволяют говорить о росте творческой активности среди
учащихся объединения, благодаря реализации данного метода.
Активно используем ИКТ технологии, что значительно помогает улучшить качество учебного процесса.
ИКТ восполняет недостаток иллюстративного материала, позволяет визуализировать и как следствие углубить
знания.
Просмотр видеоуроков, проведение небольших исследовательских работ — во всем этом нам помогают ИКТ
технологии.
Последние исследовательские работы проводились на тему «Художники импрессионисты» и «Художники
России 19 века». Каждый из юных исследователей представлял реферат о художнике, которого выбрал для
изучения.
Следующее направление в самообразовании – это формы педагогической поддержки:
К формам педагогической поддержки относятся: методические и педагогические Советы, участие в
деятельности Совета учащихся, диагностическая работа, составление и реализация индивидуального учебного
плана, родительские собрания.
Все это осуществляется в объединении.
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях.
Кроме Всероссийского конкурса авторских программ и методических материалов, где мы стали победителями.
Я стала лауреатом Международной педагогической творческой олимпиады, в номинации «Рисунок, живопись».
Неделю
назад
отправила
материалы
на
Всероссийский
дистанционный
конкурс
«Олимп»,
номинация
«Методика
преподавания».
Организатор МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ
И
НАУКИ
САМАРСКОЙ
ОБЛАСТИ Центр повышения квалификации.
Это очень интересный ресурсный центр, богатая копилка передового опыта.
Ну и конечно нет профессионального роста без курсов повышения квалификации, без участия в семинарах и
мастер классах, конференциях.
За период с момента моей последней аттестации я прошла Краткосрочные курсы повышения квалификации
ВИПКРО по теме «Дополнительное образование в условиях реализации ФГОС»
Стала
участником
Всероссийской
конференции
с
международным
участием
«Психологопедагогическое
сопровождение детской одаренности» Где представила доклад «Развитие творческих способностей в условиях
учебного проектирования».
Приняла участие в семинаре на тему «Особенности организации работы по подготовке и участию в фестивалях
и конкурсах детского художественного творчества». Организаторы Творческое объединение «Салют талантов».
Прослушала мастер класс по подготовке проектов для получения грантового финансирования ВПОО
«Милосердие порядок».
Подготовила и провела мастер - классы на праздник День города 2013 и в рамках городского праздника «День
Никиты Гусятника».
Регулярная организация мастер – классов для учащихся школ города стала традиционной.
Посещение музеев, выставок, благотворительных фестивалей, концертов, кинотеатров; выездные экскурсии -
все это также является, как мы знаем источником знаний и составляющей образовательного процесса.
Регулярно с учащимися объединения посещаем выставки в историко-художественном музее, музее Хрусталя и
т.д. Посещаем кинотеатр, ГЦКД, где регулярно проходят концертные программы (в том числе и с участием
учащихся «Истока»), библиотечный центр (ГБИЦ), с которым у нас плотное взаимодействие и регулярно
проходят мероприятия.
В сентябре 2014 мы с группой детей стали участниками двухдневного благотворительного фестиваля «Мир
твоих возможностей» в г. Суздаль. Где смогли поучаствовать в мастер- классах, посмотреть спектакль,
концертную и игровую программы, с экскурсией посетить Суздальский Кремль, Спасо-Ефимовский монастырь
и др. достопримечательности Суздаля.
Кроме того, что мы посещаем выставки. Мы их сами организуем.
Несколько выставок детских работ у нас состоялось в ТЦ «Радуга», в 2013 году состоялась выставка
«Вдохновение» в библиотечном центре, в 2014 «Мои любимые пейзажи» в здании ООО «Стеклострой».
Регулярно устраиваем выставки на городских мероприятиях (таких как день города) и непосредственно в
самом здании « Истока».
В феврале 2015 состоялись сразу две большие городские выставки в историко-художественном музее города,
совместно с объединениями «Вернисаж» и «Юный художник» и в « Стеклострое» («Мир глазами детей»).
Результатом профессионального роста, как говорилось ранее, являются методические
разработки, статьи, доклады, программы и т.д.
Помимо обязательных материалов (образовательной программы и заметок, освещающих деятельность
объединения в СМИ) в 2013 я разместила статью «Мое педагогическое кредо» в электронном периодическом
издании «Педагогическая газета». Для размещения статьи или методической разработки на данном ресурсе,
работа должна соответствовать требованиям в оформлении и пройти конкурсный отбор.
Педагогическая газета, также очень интересный познавательный ресурс, где можно познакомится с
новейшими разработками коллег.
Моя методическая разработка «Развитие творческих способностей в условиях учебного проектирования»
вошла в сборник материалов «Развитие детской одаренности в образовательной среде» выпущенный ВИПКРО.
Ну и конечно результатом профессионального роста являются достижения детей обучающихся у
педагога.
П
еречислю только значимые победы областного, всероссийского и международного уровня, за последние 2.5
года.
Дипломанты международного детского творческого фестиваля «Апельсин» Шелухин Владислав, Зорин
Никита.
Дипломанты детского творческого фестиваля «Южный полюс» Николаев Семен и Лагода Екатерина.
Призер Международного фестиваля культуры и искусства Кленова Ксения 2 место Призер
дистанционного
конкурса детского творчества «Снежная королева»
Николаев Семен 2 место.
Победитель Всероссийского конкурса «По - осеннему шепчут листья» (организатор Центр современных
дистанционных технологий) Львицина Юлия.
Городской, но значимый конкурс, с правом для победителей размещения работ
в альманахе «Путешествие по России» «Гусь-Хрустальный помнит
Солженицына» 1 место Кленова Ксения, Скворцова Алина 3 место.
1 место на 2 этапе 10 Всероссийского детско-юношеского творческого
конкурса по Пожарной безопасности Львицына Юлия.
Победитель Всероссийского конкурса детского рисунка «Мои зимние
каникулы». Учредители и организаторы конкурса: Региональное отделение Общероссийского общественного
движения творческих педагогов "Исследователь» Центр Дополнительного образования Суздальского района. 1
место Козлова Анна.
Победители Областного конкурса на военно-патриотическую тематику.1место Савельева Александра, 2 место
Козлова Анна.
Результатом является и уровень работ обучающихся. Поступление их в Вузы и Сузы по профилю,
профессиональная ориентированность. И дальше количество таких детей будет только расти. За последние 3
года выпустились 3 группы по 12-13 человек из них 3 детей выпускного класса (17 лет). 2 девушки из 3
выбрали Вуз по профилю и поступили.
Макарычева Ольга (СПбГУКиТ 2013 факультет экранных искусств)
Шустрова Анна (СПбГУКИ факультет реставрации живописи)
Кроме того педагогические наблюдения показывают духовно-нравственное развитие воспитанников: растет
интерес к творческой деятельности, появляются новые увлечения и взаимоотношения, развиваются такие
качества как доброта, взаимоуважение, честность, искренность, понимание и желание создавать прекрасное,
оптимизм и позитивное отношение к жизни. Формируется цепочка зависимости: образование, развитие,
самореализация учащихся от повышения профессионализма педагога.
9. АДРЕСНОСТЬ ОПЫТА
Данный опыт может быть полезен педагогам дополнительного образования, в частности, работающим, в сфере
художественно – эстетического направления, учителям ИЗО общеобразовательных и художественных школ.
10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст]/Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. –
560 с.
2.
Белогурова, В.А. Научная организация учебного процесса: учебное пособие [Текст] /В.А. Белогурова.
– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 511 с.
3.
Поташник, М.М. Профессиональные объединения педагогов [Текст] / М.М. Поташник. – М.: Новая
школа, 1997. – 118 с.
4.
Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетенции учащихся (опыт проектирования
внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения). - М.,2010
5.
Едуш И.Д. Молодцова Т.Д. Педагогическая поддержка профессионального роста
учителя // Современные исследования социальных проблем. - 2012, № 2.
6.
О.Б.Даутова, С.В.Христофоров. Инновации и образование, СПб, 2003
9. Современная иллюстрированная энциклопедия, ред. Горкин А. П., Росмэн, 2007.
10. Популярная художественная энциклопедия, ред. Полевой В. М.,М, Изд. « Советская энциклопедия»,
1986.
11. Интернет-ресурсы.