Напоминание

"Толерантен ли Я?"


Автор: Котова Виктория Викторовна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МОУ Дашковская СОШ
Населённый пункт: п.Большевик
Наименование материала: Методическая разработка классного часа
Тема: "Толерантен ли Я?"
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДАШКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА «Толерантен ли Я?» Разработчик: Котова Виктория Викторовна Учитель английского языка Серпуховский р-н 2016 г.

Аннотация
Необходимость создания данной методической разработки была обусловлена тем, что в нашей стране миграция населения влечет за собой большой приток людей разных национальностей и вероисповеданий. Поэтому очень важно ознакомить детей с культурными традициями других народов, постараться воспитать благожелательное отношение к людям других национальностей. Классный час проходит в познавательно-игровой форме. Совместная работа учащихся над заданиями – прекрасная возможность дать каждому учащемуся шанс проявить свою творческую индивидуальность, обучая его важному жизненному навыку: умение работать в команде. Работа позволяет повысить интерес учащихся к изучаемой проблеме, углублять и расширять их знания, совершенствовать навыки и умения. Она помогает учителю увидеть наиболее способных детей, а учащимся – показать свои таланты, способности. Данную разработку рекомендуется использовать в рамках воспитательной работы с обучающимися среднего звена. Учитель учитывает возрастные особенности детей. Объем содержания материала соответствует возрасту детей, их интеллектуальным способностям, особенностям восприятия. Такой классный час поможет сплотить классный коллектив; развить умения учащихся общаться, будет способствовать развитию толерантного отношения кдруг – другу.

Содержание
1. Ведение 2. Основная часть 3. Заключение 4. Список использованных источников. 5. Приложение

Введение
Методическая разработка классного часа: «Толерантен ли Я?» – мероприятие, приуроченное к Международному дню толерантности, который отмечается 16 ноября и проводится в инсценированной познавательно-игровой форме. Актуальность данной темы обусловлена многообразностью нашего мира, которую нужно молодому поколению принимать с позитивной точки зрения. В современном российском обществе идет проце сс переосмысления и систематизации основополагающих ценностей, на государственном уровне осуществляется программ воспитания молодежи на основе толерантности, поэтому проведение такого классного часа имеет целенаправленное значение в воспитательном процессе школы. Инновациянашей деятельности заключается в следующем: – использование познавательно-игровой формы в воспитательном процессе, сделав его логическим, динамичным и последовательным; – в основу классного часа положен материал, который поможет развить у учащихся представление о толерантности, будет способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Вся деятельность направлена на достижение основной цели: формирование у учащихся толерантного мышления и поведения. Основные задачи:  формирование у учащихся представления о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);  сформирование у учащихся толерантного мышления, уважения к своим правам и правам других людей;  воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;  развитие критического мышления, навыков групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;  развитие навыков толерантного общения, развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся;  формирование умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение;  повышение уровня творческой активности учащихся;  развитие у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Форма проведения: познавательно-игровая Место проведения: классная комната, Время проведения: 45 мин
В ходе мероприятия применяются активные методы обучения, т.е. система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся с использованием накопленных знаний. Применяемые методические приемы:  обозначение проблемы и нахождение путей ее решения.  организованный диалог, интеллектуальный штурм, моделирование ситуаций.  анализ, синтез, интерпретация, сопоставление, обобщение.  рефлексия. Планируемые результаты:  актуализация проблемы формирования толерантного сознания молодежи в образовательной среде;  уменьшение проявлений межличностной, этнической, религиозной, политической и т.п. нетерпимости в образовательном пространстве. Оборудование и дополнительные наглядные материалы:  компьютер;  мультимедийные слайды по теме;  атрибутика для проведения игр.

Ход занятия

Основная часть
1 этап -Погружение в игровую ситуацию. Задача: подготовка детей к работе. Содержание этапа: создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. На экране проецируется презентация по теме толерантности, звучит тихая и спокойная мелодия, которая будет звучать при вступительном слове классного руководителя. С начала времен человечество было едино. Это была общность, к которой каждый понимал каждого, потому что все говорили на одном языке. Это была общность, противостоящая «чужим» — враждебным, злобным, непонятным силам природы. «Они», эти силы, были против людей и против Бога. И у человечества появилось чувство «мы». «Они» и «мы» противостояли. Но человечество было еще очень юным. Люди переоценили себя. Они решили, что равны по силе Богу. И начали строить в городе Вавилоне огромную башню, чтобы достигнуть неба и доказать свое равенство с Богом. Человечество было еще очень наивным... Бог наказал человечество: Он сменил языки людей, строящих Вавилонскую башню. И люди перестали понимать друг друга. Они перестали быть единой общностью. И не смогли достроить башню. Разбрелись люди по свету, построили новые города, объединившись по сходству языка и внешности. И решили, что «мы» — мы те, кто рядом. А другие люди, не похожие на нас, говорящие на иных языках, — это «они». Так люди стали делить друг друга на своих и чужих. Своих любили, защищали, считали лучшими на свете и достойными лучшей жизни. Чужим не доверяли, а порой их откровенно боялись или унижали — в зависимости от того, кто был сильнее: «мы» или «они». Шли века. Менялись одежды, вкусы и представления о мире. Но люди по-прежнему делили всех на своих и чужих. А однажды человечество шагнуло в космос. Шагнуло навстречу иным мирам, еще не зная, кого оно там встретит: своих, чужих или... или ему вообще придется отказаться от этих понятий? Как вы думаете о чем будет наш сегодняшний классный час?...... а что такое «Толерантность»?.... Давайте вспомним, что же такое «толерантность»: Толерантность – способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения. Толерантность – умение уважительно воспринимать другую личность, народ и его культуру.
2 этап –Работа над темой занятия. Задача: способствовать развитию воображения, мышления, умению высказывать свою точку зрения. Содержание: проведение игровых упражнений на сплочение коллектива, дать возможность учащимся самим сделать вывод, какими качествами должна обладать толерантная личность Сегодня мы с вами одна команда космического корабля, который отправляется навстречу неизведанным чужим планетам. Давайте выберем девиз для нашего корабля: 1) «Мы разные, но мы вместе!». 2) «Один за всех и все за одного!» 3) « Я, ТЫ, ОН, ОНА – вместе дружная семья» И прежде чем взлетать, нам нужно пройти подготовку и выполнить несколько упражнений. Упражнение «Общий ритм». Цели: повышение сплоченности коллектива. Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним — следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. Это упражнение редко удается с первого раза. После нескольких пробных кругов из игры постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм. Упражнение «Чем мы похожи». Цель: развитие воображения. Процедура проведения: члены группы сидят в кругу.Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу. Упражнение «Комплименты». Цель: сплочение коллектива. Процедура проведения: Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч
бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику. Упражнение «Лукошко». Цель: работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда; развитие фантазии, творческого мышления. Материалы: мешок с мелкими предметами (игрушками из «киндер- сюрпризов», значками п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.Ведущий проходит по кругу с мешком в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в него, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятие - толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру». Упражнение «Черты толерантной личности»(составить эмблему– цветок на доске). Цель: дать возможность учащимся самим сделать вывод, какими качествами должна обладать толерантная личность. Девиз у нашего корабля есть, а теперь предлагаю Вам составить эмблему- цветок и определить какими качествами, по вашему мнению, должна обладать толерантная личность? И объясните свой выбор. Терпимость к различиям Любознательность Сострадание Чуткость Уважение прав других Умение владеть собой Доброжелательность Умение слушать Милосердие Доверие Чувство юмора Снисходительность Думаю, мы с вами уже готовыотправимся в путешествие по планетам. 3 этап - тест Бойко(приложение 1). Цель: дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности Инструкция: вам предстоит ответить на 27 вопросов, поделенных на 9 блоков, каждый из которых отражает особенности вашего поведения в определенных условиях общения. Воспользуйтесь оценками от 0 до 3
баллов, чтобы выразить, насколько верны ниже приведенные суждения по отношению к вам. Будьте искренни, вы отвечаете для себя. 4 этап – рефлексия В заключение мне хотелось бы придать цвет нашему кораблю в соответствие с выбранным вами цветом. У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, синий. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков. Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях? • «Да» – зеленый • «Нет» – красный • «Сомневаюсь» – синий квадратик Приклейте, пожалуйста, ваши квадратики на рисунок нашего корабля. По преобладающему цвету квадратиков определяется отношение учащихся к данной теме. Преобладает …цвет. Конечно же, сегодняшний классный час прошел не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно. Я пришел в этот мир не для того, чтобы оправдывать твои надежды, не для того, чтобы отвечать твоим интересам, не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты пришел в это мир не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, не для того, чтобы отвечать моим интересам, не для того, чтобы оправдывать мои надежды. Потому что я - это я, а ты - это ты. Вывод: если человек, находящийся рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, со слабыми и сильными сторонами. Итогом нашего сегодняшнего разговора послужит«Памятка» (вручается каждому участнику беседы). Она поможет нам вести разговор на последующих классных часах, а, возможно, кому–то пригодится и в жизни (приложение 2). Для того чтобы наше обсуждение не было теоретическим, а имело бы практическую направленность, к следующему классному часу продумайте возможные конфликтные ситуации в нашем коллективе и пути их решения. Мы продолжим обсуждение в следующий раз. Спасибо. До свидания.
Заключение

В современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого всеобъемлюща и многообразна, круг обязанностей очень широк, а огорчения и неудачи случаются чаще, чем радости и победы. И вместе с тем, нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем целенаправленное управление процессом развития личности ребенка, создание условий для проявления его внутренних сил, интересов, способностей, творчества, вовлечение воспитанников в общественно-ценностные отношения. Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера, – это, значит, найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия. Особое значение для подростка в возрасте 12-15 лет имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог, принимать самостоятельные решения. Организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс». Конечно, хорошим классным руководителем стать нелегко. Но им может стать каждый учитель при условии упорной работы над собой и добросовестного, любовного отношения к порученному делу, при наличии высоких моральных качеств.
Список использованных источников

1. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4. 2. Герасимова В.А. Классный час играючи. – М.: ТЦ «Сфера». – 2003. 3. Гудошникова Н. Не воздавать злом на зло: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2009. – № 44. 4. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7. 5. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.


В раздел образования