"Использование современных продуктивных технологий при изучении программного содержания по английскому языку в рамках преемственности"
Автор: Ворончева Юлия Геннадьевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ " ЦО" №40 Населённый пункт: г.Тула Наименование материала: статья Тема: "Использование современных продуктивных технологий при изучении программного содержания по английскому языку в рамках преемственности" Раздел: начальное образование
Использование современных продуктивных технологий при изучении
программного содержания по английскому языку в рамках
преемственности.
Введение
В современном обществе все больше возрастает роль иностранных языков.
С 2010 г. внесены существенные изменения в порядок организации изучения
иностранного языка во всех типах общеобразовательных учреждений с целью
создания благоприятных условий для овладения школьниками устной речью
и подготовке их к использованию иностранного языка как средства общения.
В связи с этим проблема обеспечения преемственности в обучении
иностранным языкам является актуальной.
В настоящее время учреждения образования используют коммуникативный
метод обучения иностранным языкам, и главной задачей учителя стало
обучение общению на иностранном языке. Научить ребёнка свободно владеть
иностранным языком к окончанию школы – задача непростая, но
осуществимая. Одним из факторов её успешного выполнения является
соблюдение преемственности в обучении иностранным языкам.
В обучении под преемственностью понимается последовательность и
системность в расположении учебного материала, связь и согласованность
ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, осуществляемой от одного
занятия к следующему, от одного года обучения к другому. Преемственность
характеризуется осмысливанием пройденного материала на новом более
высоком уровне, подкреплением имеющихся знаний новыми, раскрытием
новых связей, благодаря чему качество знаний, умений и навыков
повышается. Знания делаются более сознательными, дифференцированными
и обобщенными, а круг их применения значительно расширяется. Таким
образом, преемственность означает процесс развития учащихся путем
осмысливания и взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового
опыта. В дальнейшем эти знания дают возможность приобщиться к мировой
культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов
глобальной сети Интернет, а также работать с информационными и
коммуникационными технологиями и мультимедийными средствами
обучения.
Участие в разнообразных международных программах, а также возможность
учиться за границей в дальнейшем предполагают не только высокий уровень
владения иностранным языком, но и определенные особенности личности:
коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм
международного этикета, широкий кругозор, умение что называется “
подать” себя. Как правило, при выполнении различных тестов при
поступлении в высшее учебное заведение или участии в конкурсах и
олимпиадах, на ЕГЭ устанавливается строгий лимит времени выполнения
каждого задания, что требует особый вид подготовки, который может
начинаться уже с дошкольного возраста. Для достижения всех перечисленных
целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование
компьютерных технологий и ресурсов Интернет в обучении английскому.
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность
учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи
учителя - активизировать деятельность каждого учащегося в процессе
обучения, создать ситуации для их творческой активности. Основной целью
обучения иностранному языку учащихся, начиная с дошкольного возраста,
является воспитание личности, желающей и способной к общению, людей,
желающих и способных получать самообразование.
Преемственность
целей предусматривает раннее обучение иностранным
языкам в системе непрерывного образования, что способствует развитию
личности ребенка, его общих и языковых способностей, позволяет заложить
более прочную основу для успешного изучения иностранного языка в
средней общеобразовательной школе и позволяет овладеть иностранным
языком как средством общения.
Для успешного достижения поставленной цели необходимо решение
комплекса задач:
Организовать общение на иностранном языке в рамках опорно-
коммуникативного минимума, отражающего мир детства ребенка, в
котором живет он сам и его сверстники в стране изучаемого языка.
Обеспечить возможность общения, понимание собеседника и воздействие
на него своей речью;
Увлечь детей предметом «иностранный язык» и сохранить
увлеченность на протяжении всего курса обучения иностранному языку,
используя игру в процессе обучения;
Использовать процесс обучения иностранному языку для актуализации
положительных черт характера ребенка и изначально-личностных
образований путем включения его в действие, в коллективную игру, и
направленное на получение результата, связанного с проявлением
душевной доброты, доброжелательности, милосердия и других
нравственных категорий.
Основными методами педагогической деятельности в осуществлении
преемственности непрерывного обучения являются:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
частично-поисковый;
проблемно-поисковый;
исследовательско-творческий.
Методические
приемы:
работа с игрушкой, картинкой;
прослушивание магнитофонной записи, просмотр видеофильмов;
слушание с опорой на наглядность и без нее;
чтение произведений на иностранном языке;
беседы о стране изучаемого языка, встреча с его исконными
носителями или инсценировки встреч с куклами, одетыми в национальные
костюмы;
«живые картинки», пантомима;
составление диаграмм, ситуативных диалогов;
коллаж;
фонетические зарядки;
физкультминутки.
Для выполнения дидактических функций используются средства обучения :
учебная литература;
методическая литература;
дидактический материал: карточки, схемы, грамматические таблицы,
тесты, игры;
иллюстративный материал: карты, иллюстрации, фотографии;
театральный реквизит: костюмы, декорации;
ИКТ.
В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии
мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет
влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в
содержании и методах обучения иностранным языкам. Перед современным
учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента.
Учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся
информационными технологиями, можно использовать эту возможность в
качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского
языка.
Компьютер позволяет качественно изменить контроль над деятельностью
учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом на
всех ступенях обучения. Роль преподавателя здесь не менее важна. Он
подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и
индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает
их знание и развитие. Применение компьютерной техники делает и позволяет
осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения уже с
дошкольного возраста.
Специфика предмета иностранного языка обуславливает активное и уместное
применение компьютера на уроках. Ведущим компонентом содержания
обучения иностранного языка является обучение различным видам речевой
деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучающая
компьютерная программа является тренажером, который организует
самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создает условия, при
которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что и особо
ценно, ибо знания, полученные в готовом виде, очень часто проходят мимо их
сознания и не остаются в памяти. Использование компьютеров на уроках
английского языка - потребность времени.
Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных
презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся
углубить знания, полученные ранее. Как говорится в английской пословице:
«Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». Применение современных
технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования
личности учащихся и отвечает запросам современного общества.
Уже сегодня учащиеся начальной школы широко применяют в своей работе
на различных уроках портативные детские ноутбуки, осваивают новые
информационные горизонты цифрового пространства. Активное
использование этих ноутбуков становится неотъемлемым условием для
продолжения работы на пути освоения информационных технологий и в
старшей школе. Это важное направление реализации процесса
преемственности при переходе детей из детского сада в начальную школу,
далее - в среднее звено, позволяющее не только сохранять, но и преумножать
навыки работы с современными информационными средствами, а также
применять их в дальнейшем в широких сферах, при работе на различных
учебных предметах.
В плане методической преемственности желательно обеспечить плавный
переход детей с одной ступени обучения на другую, избегая потерь
сформированных умений и как можно меньше травмируя детей. Легче всего
это достичь, если на протяжении всего курса обучения иностранному языку
придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей четкое
формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при
взаимодействии между ними. Подобное взаимодействие достигается через
сквозные программы и через использование пособий, которые
последовательно ведут ребенка от дошкольного этапа к начальной школе и от
начальной школы к средней. В этом контексте более перспективными следует
признать учебные пособия, которые построены на единой авторской
концепции. Учителям известно, как трудно и им и детям переходить от
одного УМК к другому. Нередки также случаи, когда вместо тех, УМК,
которые специально написаны для данных условий обучения, учитель
выбирает более привычные пособия. Например, в общеобразовательных
школах часто используются учебники для школ с углубленным изучением
языка и наоборот.
Необходимым условием в обеспечении преемственности в обучении и
развитии является учет психологических особенностей дошкольников,
младших школьников и подростков.
Процесс воспитания сложен и многообразен, а каждая воспитательная
ситуация в одном и том же варианте неповторима. Поэтому педагогу важно
проявлять творчество, принимать нестандартные решения, импровизировать,
быть гибким в конструировании педагогического процесса, учитывать
личностное своеобразие и особенности воспитанников.
Список использованной литературы:
1.
Добрикова О.С. О преемственности в работе начальной и средней школы// Начальная
школа.2002. №12. С 21-24.
2.
Князева Т.Н К проблеме преемственности обучения в начальной и средней школе.
Начальная школа. 20014.№2 с. 29-31
3.
Просвиркин В.Н. Преемственность в системе непрерывного образования. Педагогика.-
2005г. №2. С.41-46