Автор: Егорова Надежда Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ СОШ №7 Населённый пункт: Киров, Калужская обл. Наименование материала: методическая разработка + презентация Тема: "Путешествие по малой родине" Раздел: начальное образование
Цели и задачи:
1. закрепить знания о карте и о том, как ее надо
читать;
2. познакомить с достопримечательностями малой
Родины – города Людинова;
3. развивать мышление, речь и кругозор;
4. воспитывать любовь к своей Родине и бережное
отношение к ней.
Ход урока:
1.Сообщение темы и целей урока.
Тема нашего урока: Путешествие по малой Родине.
Сегодня мы закрепим знания о карте и о том, как её
н а д о
ч и т а т ь ;
п о з н а к о м и м с я
с
достопримечательностями города Людинова; будем
развивать мышление, речь и кругозор; воспитывать
любовь к своей Родине и бережное отношение к
ней.
2.Проверка домашнего задания.
а) разыгрывание сценки.
Совсем недавно в нашем классе я случайно услышала
разговор трех мальчиков:
1-й: Я не боюсь отправиться в путешествие, потому
что я хорошо знаю русский язык.
2-й: А я подавно не боюсь путешествовать, так как
кроме русского я знаю еще английский язык.
3-й: А я знаю еще один язык – географический. С ним
не заблудишься. Это – язык карт.
-
Как
вы
думаете,
с
кем
из
ребят
можно
смело
путешествовать? Почему?
( С 3-м мальчиком можно смело идти путешествовать.
Если знаешь карту и можешь ориентироваться по ней,
то никогда не заблудишься.)
б) фронтальный опрос.
- Давайте вспомним: что такое карта?
КАРТА
–
уменьшенное
изображение
земной
поверхности
на
плоскости
с
помощью
условных
знаков.
Сейчас мы и проверим, как вы знаете карту.
Отправляясь в путешествие, как определить на карте
стороны горизонта?
СЕВЕР
ЮГ
в) Работа с учебником.
Откройте учебник на странице 86. Ребята, посмотрите
на карте много различных цветов? Что обозначает
каждый из них?
- Что обозначает синий цвет?
( Моря, реки и озера.)
- Давайте поиграем в такую игру: я называю объекты,
а вы их находите на карте.
озеро Байкал
( находим в учебнике, 1 ученик показывает у доски)
река Волга
- Как правильно надо показывать реку?
( От истока к устью.)
- Что обозначает коричневый цвет?
( Горы.)
Уральские горы
- Что обозначает зеленый цвет?
(Равнины.)
Восточно-Европейская равнина
- Ребята, а как обозначается город?
(Точкой. И чем точка больше, тем город крупнее.)
город Москва
- Почему на этой карте не отмечен наш город?
( Здесь обозначены только крупные города.)
Да, в Людиновском районе 48 тысяч жителей, а в
Москве много миллионов. Но есть карта, где
обозначен и наш город с прилегающими к нему
населенными пунктами.
- Ребята, а вам знакомы эти населенные пункты,
может быть у вас там кто-то живет?
г) Диктант «Условные знаки»
- А вот что обозначают другие условные знаки мы
проверим с помощью диктанта,
Возьмите листочки. У вас подписаны фамилии. Перед
вами изображены условные обозначения, вы под их
номерами подписываете только названия этих знаков,
Поставьте цифры 1,2,3,4,5
И приступайте отвечать.
(Написание диктанта.)
-Поменяйтесь листочками. Проверяем. Правильный
ответ +, неправильный -. (Проверка.)
-У кого всё правильно? Поставьте «5»
-У кого 1 ошибка? Поставьте «4». Остальных я оценю
сама. Листочки передали.
1. КАНАЛ
2. БОЛОТО
3. РЕКА
4. ОЗЕРО
5. ГОРОД
3. Изучение нового материала.
- Не зря мы последним показали город. Не выходя
из класса, мы отправляемся с вами в большое и
интересное путешествие по нашему родному краю,
самому дорогому для каждого из нас уголку земли.
Город посреди России,
Меж Болвой и озером
Город малый- город сильный,
Опаленный грозами…
Путь в три с половиной века
За спиной у города.
Сердцем как у человека.
Будет вечно молод он!
а) История названия города.
Людиново… А почему так назван город?
- Я знаю, что некоторые ребята нашли ответ на этот
вопрос.
1 версия.
Название г.Людинова произошло от двух слов
«люди новые». Поэтому и ЛЮДИ НОВО.
2 версия.
Название г.Людинова произошло от древнерусского
слова «людин».Оно и сохраняется и в слове
«простолюдин».
И не случайно от этого слова происходит название
села Людинка Брянской области и название реки
Людинка, которая протекает в селе Колчино
Людиновского района.
4. Физкультминутка.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль .
Все как один –
Плывем , как дельфин,
Вышли на берег крутой
И идем мы дальше с тобой.
2.История г. Людинова.
Наш город основан в 1626 году.
Он развивался, строился и хорошел.
Накануне ВОВ город превратился в промышленный
центр.
Но мирная жизнь города была прервана 22 июня
1941 года. Городу грозил захват. 23 месяца г.
Людиново находился в военной полосе. Здесь были
кровопролитные бои. А теперь посмотрите, как
выглядели улицы, плотина, людиновский завод
после ВОВ.
В городе врагу сопротивление оказывала
подпольная комсомольско-молодежная группа.
-Ребята, а вы не знаете, кто в неё входил?
Возглавлял её Алексей Шумавцов. Посмертно ему
присвоено звание Героя Советского Союза. Ему
воздвигнут памятник.
А также в группу входили: Александр Лясоцкий,
Анатолий Апатьев, сестры Антонина и Александра
Хотеевы.
В конце октября 1942 года орлята погибли. Им
воздвигнут памятник.
-Вы видели этот памятник? Где он находится?
Он находится в городском парке.
Многие людиновцы получили звание Героя
Советского Союза. Это и Лактионов Афанасий
Иванович, Волков Семен Михайлович, Игнаткин
Фёдор Семёнович, Висящев Александр Иванович и
многие другие.О всех героях вы можете узнать,
пройдя по Аллее.
Жители г. Людинова бережно хранят память о своих
героях: при въезде в город находится танк – дань
памяти освободителям города Людинова, на
площади Победы никогда не угасает Вечный огонь.
Он взывает к живым, к будущим поколениям,
утверждая: «Никто не забыт, ничто не забыто!»
3. Эмблема города.
Все города нашей страны имеют свои гербы, но
каждый из них неповторим.
Так и наш город имеет свой герб.
-Ребята, а что такое герб?
Герб – это отличительный знак государства или
города. О гербе ребята расскажут нам
стихотворение.
Взгляни, мой друг, на герб одно мгновенье,
ОН символ всех побед и торжества,
Надежды, веры, символ дерзновенья,
К вершинам увлекающий сердца.
Червонный цвет –сплоченность и отвага,
В нем храбрость беззаветная жива,
Сынов неустрашимость, сила благо,
Защита от нашествия врага.
Ковш золотой как символ изобилья
И радость дерзновенного труда,
Богатство, справедливость и стабильность,
Деянье рук на многие века.
Поток струи горячего металла
Пульсирует в артерии страны
Жизнь хороша, когда в большом и в малом
Сердца людей энергии полны.
Зеленый цвет дарует нам здоровье, Цвет жизни
это, что несет весна.
Щебечет говорливое подворье,
Атласный шелк накинули леса.
Здесь цвет лазури – символ совершенства,
Стремленье к миру, мыслей чистота.
Духовность, целомудрие, блаженство
И вера во Всевышнего творца.
Стропилы белых линий смотрят в небо,
Черемуха и яблоня в цвету
Невинность, благородство , яркость цвета,
Земли родной я вижу красоту.
Взгляни, мой друг, на герб ты вдохновенно,
Он символ всех побед и торжества.
Сегодня молодое поколенье
Берётся за бессмертные дела.
4 Достопримечательности города Людинова.
-Да, молодое поколенье берется за дела, и поэтому у
нас есть чем гордиться. В нашем городе много
предприятий, но мы назовем некоторые. Ребята,
помогите мне их назвать. Я знаю, что у многих из
вас на заводах работают родители и родственники.
1. ОАО «Людиновский тепловозостроительный
завод» (там изготавливают тепловозы)
2. ЗАО «Кронтиф-центр» (здесь отливают
канализационные трубы и люки)
3. ОАО «Агрегатный завод» (там изготавливают
гидроцилиндры)
-Ребята, а что вы видите при входе в школу?(на
двери)
ОАО «Агрегатный завод» является базовым
предприятием нашей школы.( 11-ки проходят
практику на агрегатном заводе). Будете сегодня
выходить, обратите, пожалуйста, внимание.
4.ОАО калужский завод «Ремпутьмаш» (здесь
производятся различные машины)
5.ЗАО «Завод Людиновокабель» (изготовление
электрических проводов)
-Жители г. Людинова не только работают, но и
отдыхают.
На главной площади города, которая названа в честь
победы в ВОВ, проходят различные праздники и
торжества.
-Кто из вас там был?
У фонтанной площади расположен городской парк,
здесь же располагаются аттракционы. Можно
прогуляться на набережной, совершить водное
путешествие на теплоходе «Садко».
Людиново, Людиново – озерные глаза… Каждый
уголок по-своему поэтичен. Озеро Ломпадь - самое
большое в Калужской области.
5.Закрепление изученного материала.
а) чтение материала
-А подробнее про озеро Ломпадь мы прочитаем
информацию, которая дана у вас на листочках.
б) беседа по содержанию.
Мы сейчас прочитали. Что вы узнали еще
дополнительно о нашем городе?
- За что мы любим свой город? Прочитайте.
- Где располагается наш город?
- Почему Ломпадь притягивает горожан? Прочитайте.
Да, летом на озере-раздолье детям, над озером парят
паруса.
- А вы отдыхали на озере Ломпадь?
- Что вы узнали об этом озере? Зачитайте.
- Назовите любимое место отдыха горожан.(п-ов
Никольский)
- Что вы узнали о нем? Прочитайте.
Да, очень много отдыхающих бывает на п-ове
Никольском.
- Кто приезжают на п-ов? Зачем?
- Чем готовы поделиться лес и озеро?
- Какими богатствами?
6.Итог урока.
- Ребята, а что мы должны делать, чтобы эти богатства
и красота нашей Земли продолжали радовать нас?
(беречь и охранять нашу Землю)
- А вы знаете, что по Экологическому календарю
сегодня, 22 апреля, - ДЕНЬ ЗЕМЛИ. И поэтому, вы
правильно сказали, мы должны беречь и охранять
нашу Землю, нашу малую Родину.
7.Домашнее задание.
Я предлагаю материал о нашей Родине ещё раз дома
прочитать, чтобы на следующем уроке пересказать.
8.Рефлексия.
А сейчас подведем итог
Вспомним, что прошли за урок.
С латинского, возвращение назад – рефлексия.
Давайте беречь Землю, чтоб было красиво.
Если потрудились мы на «5»,
То красный цветок предлагаю я взять.
А если «4» или «3»,
То эти цвета выбери ты.
С глобусом к каждому я подойду
И ваши цветы все соберу.
Посмотрите на глобус, каким он стал красивым
Я всем вам говорю СПАСИБО!
(дополнительно)
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
На могиле тень от баобаба.
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю! Берегите!
САМОАНАЛИЗ УРОКА.
Урок окружающего мира проведен на основе курса
«Мир вокруг нас» под редакцией А.А.Плешакова.
На остальных уроках применяю рабочую тетрадь и
тетрадь «Проверь себя» под его редакцией. При
подготовке к урокам использую материал из
поурочных разработок О.В.Казаковой.
Я выбрала комбинированный тип урока, так как
считаю, что следовало повторить уже пройденный
материал, а потом только переходить к изучению
нового.
Перед собой я поставила следующие цели и
задачи:
1.закрепить знания о карте и о том, как её надо
читать.
2.познакомить с достопримечательностями малой
Родины- г. Людинова.
3. развивать мышление, речь и кругозор.
4.воспитывать любовь к своей Родине и бережное
отношение к ней.
Выбранная структура урока рациональна для
достижения этих целей.
При проверке домашнего задания, я
использовала сценку, создав проблемную ситуацию
для учащихся.
При проверке домашнего задания использовался
фронтальный опрос: вспомнили определение карты,
стороны горизонта.
Далее использовала работу с учебником:
вспомнили, что обозначает каждый из цветов карты,
применяя игру (игра для ребят не новая):я называю
объект, а они находят его на карте в учебнике, затем
у доски. Игра ребятам нравиться. На каждом уроке
они узнают о существовании неизвестных им
городов, рек ,гор и т.д.
Что обозначают другие условные знаки, мы
проверили с помощью диктанта. Он оказался для
них несложным, так как учащиеся хорошо усвоили
эти знаки. Применила взаимопроверку, экономя
время. Все ребята получили хорошие оценки.
Уже на этом этапе мы подходили к новой теме.
Главный акцент делался на изучении нового
материала. В течение урока ребята должны были
познакомиться с достопримечательностями города
Людинова. В объяснении нового материла мне
помогали ребята, так как они заранее находили
материал, касающийся новой темы. ( версии о
названии города, информация о заводах, на которых
работают их родители. В целях предупреждения
перегрузки детей была проведена физкультминутка,
которая тесно связана с темой урока.
Для раскрытия нового материала были выбраны
следующие методы: беседа и рассказ.
О гербе г. Людинова ребята сами нашли
стихотворение, которое способствовало лучшему
запоминанию и предложили его рассказать.
Хорошая психологическая атмосфера
поддерживалась за счет тесного общения детей с
учителем.
Для закрепления изученного материала было
выбрано следующее сочетание методов: чтение
материала и беседа по содержанию. Ребята активно
отвечали на вопросы, что подтверждает усвоение
материала.
Итог урока показал, что цели достигнуты.
Рефлексия позволила детям выполнить
самоанализ. Домашнее задание было предложено –
приготовить рассказ о нашем городе.
Урок был плотный, время распределено
рационально на всех этапах урока. Учащиеся на
данном уроке показали свои знания по
предыдущему материалу, умение выражать свои
мысли как устно, так и письменно ( в виде
диктанта ). Высокая работоспособность школьников
в течение всего урока обеспечивалась за счет
хорошей подготовки учеников, взаимопонимания и
непринужденного общения с детьми. Я общалась с
ребятами легко и с удовольствием, что
способствовало поддержанию хорошей
психологической атмосферы.
Говоря об общих результатах урока, думаю, что
поставленные цели и задачи решить удалось.
Учащиеся были дисциплинированы и организованы
на работу. Класс активно участвовал в изучении
нового материала. Мне удалось заинтересовать
ребят этой темой. Методы и приемы, применяемые
на данном уроке, соответствовали возрасту и
уровню развития детей. При опросе и изучении
новой темы вовлекала всех учеников. От урока я
получила удовлетворение и детям было очень
интересно на этом уроке.