Автор: Бальчинова Баира Баторовна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ "Дульдургинская СОШ" Населённый пункт: с. Дульдурга Наименование материала: статья Тема: "Из опыта работы по УМК "Английский в фокусе" Раздел: начальное образование
Статья: «Из опыта работы по УМК «Английский в фокусе» для 2-4
классов.
Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий
как
средство
развития личностных качеств и способностей ребенка.
Как сделать уроки английского языка по-настоящему интересными?
Почему не все занятия по английскому языку одинаково полезны? И что
мешает детям использовать полученные знания на практике? Установлено,
что учащиеся, которые заинтересованы в теме урока, активно вовлечены в
обучение получают удовольствие от происходящего, добиваются больших
успехов и за более короткий период, чем те, которые учатся «из-под палки».
Известный британский методист, Джереми Хармер считает, что есть три
слагаемых успешного урока английского языка, и они звучат так: Engage
Study Activate.
Первый элемент Engage можно перевести как «вовлекай». Смысл
этого элемента в том, что учащийся должен быть активно вовлечен в процесс
и ему этот процесс должен нравиться.
Второй элемент Study говорит о том, что развлечения развлечениями,
но на занятии английскому языку должно быть место обучению, где в
конечном итоге учащиеся должны знать и уметь что – то, чего не знали и не
умели до его начала.
Третий элемент Activate предполагает использование изученного
материала в упражнениях, которые воссоздают реальные жизненные
ситуации на английском языке. В конечном итоге всем хочется уметь его
применить, причем применить не только то, что изучено здесь и сейчас, а
весь материал который изучен к настоящему моменту. На этой стадии
учитель может провести анализ, насколько хорошо прогрессирует группа и
скорректировать последующие занятия с учетом результатов этого анализа.
Присутствие всех трех элементов на занятиях делает его наиболее
эффективным и создает ситуацию успеха, что мотивирует учащихся к
дальнейшему обучению.
Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование совокупности универсальных учебных действий,
обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение
обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках
отдельных дисциплин.
Ничто так сильно не влияет на содержание и характер обучения, как
учебник. Сейчас, когда право окончательного выбора учебника
предоставлено учебному заведению, а значит, и учителю, умение выбрать и
оценить учебник становится обязательным.
Я считаю, что учебно-методический комплект «Английский в фокусе 2» —
это средство повышения эффективного обучения английскому языку в
начальной школе.
Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения
иностранному языку:
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в
совокупности ее составляющих: речевая, языковая,
социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно –
познавательная компетенции.
Развитие личности учащихся.
Формирование и развитие универсальных учебных действий
(УУД)
Я работаю по УМК Быковой Н.И., Дули Д., Поспеловой М.Д., Эванс В.
«Английский в фокусе» для начальной школы с 2014-2016 уч.гг.
Формирование УУД в УМК Быковой Н.И. предлагает широкий спектр
увлекательных заданий, позволяющих расширить и углубить изучаемый
материал.
Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию
личностных качеств и способностей ребенка. Формирование личностных
УУД: рассказ о себе, о своей семье, о свое игрушке, и др.
Личностные УУД делают обучение осмысленным, обеспечивает
значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными
целями и ситуациями. Личностные УУД выражаются формулами: «Я и моя
семья», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и школа», «Я и познание»,
«Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли (сын,
дочь, школьник, ученик, одноклассник, гражданин, и др.)
Ситуации общения в УМК приближены к жизни и соответствуют
образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным
особенностям младших школьников, что повышает их мотивацию. Во втором
классе все модули начинаются со слова “My”: «Моя семья», «Мой дом»,
«Мои игрушки» и т. д. В третьем и четвертом классах тематика также
охватывает ближайшее окружение ученика, и дети рассказывают, читают,
пишут о своей любимой еде, праздниках, школе, друзьях и т. д.
Примеры заданий:
Диалог со сверстниками и учителем. (Действия самоопределения)
Использование групповой формы работы. (Действия самоопределения
— ученик задает вопросы одноклассникам)
Знакомство с традициями и обычаями родной страны и страны
изучаемого языка. (Действия смыслообразования). Учащиеся учатся
объяснять, для чего они изучают английский язык, в какой ситуации им
пригодятся знания, полученные сегодня на уроке.
Формирование личностных УУД эффективно осуществляется с
помощью раздела УМК «Портфолио», в котором учащимся
предлагается выполнить проект или творческое задание. (Действия
нравственно-этического и нравственно-эстетического оценивания
материала).
Для формирования личностных УУД с вышеуказанной целью я
обращаюсь к разделу “ Spotlight on Russia ”, в котором предлагаются тексты о
России по различной тематике. Задания этого раздела не только позволяют
сформировать у учащихся способность в элементарной форме представлять
родную культуру на английском языке, но также формируют личное,
эмоциональное позитивное отношение к себе и окружающему миру.
Выработать жизненную позицию в отношении мира помогают задания в
разделе “ Spotlight on English-speaking Countries ”. Знакомство с различными
аспектами жизни англоговорящих стран помогает воспитать у учащихся
толерантность, уважение к другим народам, принятие их ценностей, обычаев
и традиций. Разделы “ Spotlight on Russia ” и “ Spotlight on English-speaking
Countries ” изучаются параллельно, что помогает формировать у учащихся
целостную картину мира.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают
организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности и
формируются при помощи:
Игры в процессе обучения.
Разыгрывания диалогов.
Составления рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам.
Тестовых заданий для самоконтроля.
Пример «Введение в тему урока» с помощью разгадывания ребуса.
Действия целеполагания. Ученики определяют цель урока с опорой на
наглядность и решая ребус. Ребята называют тему урока и задачи.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ
Игра «Детективы»
Групповая работа (3 группы)
Каждая группа получает описание портрета человека и разрезанные части
портрета. Ребята в группах читают описание портрета человека, переводят и
из разрезанных частей составляют портреты. У каждой группы разные
описания и портреты. (2–3 мин). Каждая группа представляет свой портрет и
описывает его. Ученики сопоставляют свои портреты с правильными на
слайде.
Игра «Художники»
Групповая работа (3 группы)
Ученики рисуют (обводят по кальке) картинку-игрушку и описывают её.
Регулятивные УУД помогают учащимся обеспечить организацию своей
учебной деятельности. Они включают в себя целеполагание, планирование,
прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, самооценку и
саморегуляцию. Пусть эти научные слова вас не пугают. С целеполаганием,
планированием и прогнозированием учащимся поможет справиться
модульная страница, на которой написано, что узнают учащиеся в этом
модуле, что они научатся делать. Детям предлагается пролистать страницы
модуля; спросить их: «Как вы думаете, какой текст познакомит нас с …?
Какое задание вам нравится больше всего? Как вы думаете, что мы научимся
делать, работая с … параграфом?» и т. д. Модульную страницу можно
обсудить на русском языке, и в начальной школе на уроках английского языка
при двух часах в неделю совершенно очевидно, что планировать и ставить
цели учащиеся могут только в сотрудничестве с учителем.
Для формирования навыков самоконтроля и коррекции в УМК
предлагаются разделы “ I love English ” и “ Now I know ”. С первым учащиеся
работают дома, сверяются с учебником, а затем задание проверяется в классе.
Второй раздел предназначен для самостоятельной работы в классе: выполняя
задания, дети сверяют ответы с правильным вариантом, который учитель
пишет на доске, и подсчитывают количество правильно выполненных
заданий. Они видят, какие понятия еще нуждаются в доработке и с помощью
учителя планируют действия для достижения более высокого результата.
(Действия прогнозирования — предположить, какими знаниями и умениями
ты будешь владеть после изучения этой темы. Действия контроля —
самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы. Действия
коррекции — выполнить работу над ошибками).
Выполнение теста (Действия контроля и самоконтроля —
самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы по
предложенной шкале.)
Индивидуальные карточки (дифференцированные задания) для создания
ситуации успеха для каждого ученика. (Действия контроля, самоконтроля и
взаимоконтроля.)
Разыгрывание диалогов. Парная работа. Опираясь на образец, ученики
составляют мини-диалоги. (Целеполагание. Планирование действия).
Познавательные универсальные учебные действия :
1) общеучебные;
2) логические;
3) действия постановки и решения проблем.
Примеры:
1) общеучебные
Работа с текстами: обучение чтению.
Умение выделять главное;
Умение строить высказывания с опорой на картинки;
Понимание содержания текста;
Составление собственного оригинального текста на основе текста-
образца.
Работа с текстами — обучение аудированию.
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Прослушав
текст или слушая его, учащиеся овладевают следующими общеучебными УД:
соотнести картинки с именами и вписать соответствующую букву, сделать
альтернативный выбор, закончив предложение, пометить ответ в таблицу.
2) логические
Работа с грамматическим и лексическим материалом.
Умение анализировать.
Постановка и решение проблем осуществляется при проектной
деятельности
Коммуникативные УУД
Формируются во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении,
чтении, письме.
Это умение слушать и вступать в диалог со сверстниками и взрослыми в
пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника.
Совершенствуются общеречевые коммуникативные умения, например,
умение начинать и завершать разговор, используя речевые клише.
1.
Умение слушать и вести диалог. В начальной школе это три типа
диалогов: элементарный этикетный диалог в ограниченном круге
типичных ситуаций общения, диалог-расспрос и диалог-побуждение к
действию. Формируются следующие УУД: умение слушать
собеседника и вести диалог, поддерживать беседу, задавая вопросы и
переспрашивая; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться,
прощаться, благодарить.
2.
Умение работать в паре. Формируется умение взаимодействовать с
окружающими, выполняя разные социальные роли, а также умение
планировать свое речевое и неречевое поведение.
3.
Умение работать в группе. Коммуникативные действия обеспечивают
возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать
партнера, планировать и согласованно выполнять совместную
деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия
друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли,
уважать партнера и самого себя.
Мои выводы:
Детям должно быть интересно учиться, важно, чтобы они с большим
желанием шли на занятия.
Родители должны видеть положительные результаты работы детей.
Преподаватель должен получать удовольствие от каждого занятия с
детьми.
Я считаю, что программа формирования УУД актуальна, и каждый
учитель, внимательно прочитав ее, сможет увидеть урок через призму УУД и
будет учить детей учиться. Хочется закончить свои мысли цитатой немецкого
философа и социолога XIX века Георга Зиммеля: «Человек образованный —
тот, кто знает, где найти то, чего он не знает».