Автор: Марыгина Елена Николаевна Должность: учитель Учебное заведение: МКОУ "Среднеикорецкая СОШ" Населённый пункт: село Средний Икорец Наименование материала: технологическая карта урока окружающий мир Тема: "Природные зоны России. Пустыня" Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЕИКОРЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Природные зоны России.
Пустыня.
( открытый урок)
Провела
учитель начальных классов
Марыгина Е.Н.
Тема учебного занятия :
Природные зоны России. Пустыня.
Место урока в теме :
Данный урок изучается в разделе «Природа России», в подразделе «Природные зоны
России», 6-й урок по природным зонам.
Тип урока
: открытие новых знаний.
Цель и ожидаемый результат
:
сформировать представление об особенностях природной зоны пустыни.
Задачи урока :
1.Актуализировать знания обучающихся о ранее изученных природных зонах России.
2.Сформировать потребность в изучении природной зоны пустыни.
3.Показать зависимость климатических условий, растительного и животного мира от тепла и влаги.
4.Охарактеризовать особенности труда и быта людей.
5.Организовать самооценивание учащимися работы на уроке.
Оборудование к уроку :
учебник «Окружающий мир» 4 класс (автор А.А. Плешаков), карта «Природные зоны
России», атлас, гербарий, презентация, дидактический материал.
Содержание и технология урока :
Этапы урока;
Задачи
деятельности
обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Актуализац
ия знаний
обучающихся
Вспомнить
изученный
ранее
материал о
«Снова пришел долгожданный
миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы»
природных
зонах
-Какой раздел в мире природы
мы изучаем?
- Сейчас проверим хорошо ли вы
запомнили изученные природные
зоны. Поработаем в группах.
О какой природной зоне идет
речь?
(Детям раздаются тексты с
описаниемприродных зон)
(Карточки с названиями
природных зон открываются на
доске одновременно с ответами
детей)
- Мы изучаем природные зоны в разделе «Природа
России».
Работа в группах. Обсуждение предложенных текстов и
определение природной зоны.
1 группа - «Это природная зона, в которой растительным
покровом являются кустарники, травы, мхи и
лишайники»; (Тундра)
2 группа -« Это природная зона с богатой и
разнообразной растительностью; там растут деревья,
кустарники, травы, мхи, лишайники» (Лесная зона)
3 группа - «Это природная зона лишена сплошного
растительного покрова, встречаются мхи и лишайники»;
(Арктические пустыни)
4 группа «Это природная зона с богатой травянистой
растительностью; очень редко встречаются деревья»
(Степи)
Познавательные(лог
ические)
Коммуникативные
(работа в группе)
Регулятивные
(контроль)
2.Целеполага
ние
Создание
проблемной
ситуации.
Определить
тему урока,
поставить
Игра «Кто где живёт?»
– Продолжаем наше путешествие
по природным зонам России.
Сейчас каждая группа получит
по 2 карточки с изображением
животных. На доске 5 квадратов.
Это условно природные зоны (об
этом говорят надписи).Вы в
группе обсуждаете и помещаете
Дети подходят к доске и расселяют животных по зонам
на карте.
(Если учащиеся догадываются, то могут поместить
Коммуникативные
(работа в группе)
Коммуникативные
(работа в группе,
контроль за
собственной
деятельностью)
Личностные
цель,
наметить
план учебных
действий.
карточки с изображением
животных на той части доски, в
какой зоне они обитают.
(В игре участвуют и карточки с
изображением животных
пустынь, но на доске название
этой зоны не надписывается.
– Посмотрите, что у нас
получилось?
– Всех ли животных вы
расселили? Какие остались?
Почему?
– Можем ли мы объединить их в
одной какой-либо зоне?
А поможет вам стихотворение
Солнечный, жаркий
Жёлтый поток
Льётся в пустыне
На жёлтый песок.
В воздухе жёлтом и плотном, как
мёд.
Жёлтая птица неслышно плывёт.
(слайд пустыня)
- О каких особенностях пустыни
говорится в стихотворении.
карточки в квадрат без названия).
- в каждую зону поместили по два животного .
- тушканчик, сайгак помещены в квадрат без названия.
- мы предполагаем что это пустыня.
- много солнца, жарко, горячий песок.
(мотивация к новому
учебному
материалу)
Регулятивные
(принятие цели )
Регулятивные
(постановка задач,
планирование
действий)
– Так природу какой зоны мы
будем сегодня исследовать на
уроке?
-Какова тема нашего урока?
- Вспомните по какому плану мы
изучали предыдущие зоны.
-По этому плану будем изучать и
зону пустынь.
-Мы будем исследовать природную зону пустынь,
- тема сегодняшнего урока зоны пустынь.
- Природу пустыни будем исследовать по плану:
1.Климат;
2.Растительность;
3.Животный мир;
4.Занятия населения
3.Открытие
новых знаний
1)Определить
зависимость
климатических
условий от,
тепла и влаги.
Начнем исследование природной
зоны пустыни, будем работать в
группах. На партах у вас
учебники, атласы. Исследуя
нужные источники, найдите
нужную информацию.
Учитель координирует работу в
группах, при необходимости
оказывает помощь в нахождении
необходимой информации.
1)гр. Определить зависимость
климатических условий, от
солнечного света, тепла и влаги.
Работа в группах, используя имеющиеся в классе
источники информации.
1гр.: – В России пустыни занимают небольшую площадь
– по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от
низовья Волги. Пустыни расположены в глубине
материка, далеко от океанов, ближе к экватору. (исп.
карта)
Регулятивные
(удержание цели
урока)
Коммуникативные
(высказывания
детей)
Познавательные
(поиск информации)
Коммуникативные(с
отрудничество в
группе)
Коммуникативные(с
отрудничество в
группе, построение
2)Узнать
особенности
растительного
мира.
3)Узнать
особенности
животного
мира.
4)Выяснить
особенности
труда и быта
- Так какие особенности пустыни
вы можете назвать?
2)гр. Узнать особенности
растительного мира
(слайд оазис)
-Какие особенности растений
пустыни вы можете назвать.
3)гр. Узнать особенности
животного мира.
-Какие особенности животных
пустыни вы можете назвать?
4)гр. Узнать о занятиях
населения
-Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов,
сухо.
2гр. Рассказ о, верблюжьей колючке (корни до 20 м.),
джузгуне (его листья - зеленые веточки, корни хорошо
закрепляются и удерживают песок) .
В пустыне встречаются и деревья, например, саксаул.
Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на
большом расстоянии друг от друга из-за недостатка
влаги.(исп. гербарий, иллюстрации)
- В пустыне участки вблизи водоемов богаты
растительностью, их называют оазисами.
Особенность растений пустыни:
-корни длинные - глубоко ищут влагу;
-листья мелкие или колючки – меньше испарения.
3гр: Рассказ о черепахе, тушканчике, змеях и верблюде.
Называются их приспособленность к жизни в пустыни.
(Показ иллюстраций с животными)
Особенности животных пустыни:
-защитная окраска;
-нетребовательность к пище;
-Быстро бегают;
-Могут впадать в спячку
4гр:Деятельность человека в пустыне:
-Человек занимается орошением земель? (на орошаемых
землях появляются сады, виноградники)
монологических
высказываний)
Познавательные(пре
образование
информации,
знаково-
символические))
Познавательные
(поиск информации)
Коммуникативные
(высказывания
детей)
Личностные(выраже
ние своего
отношения к
фильму)
Познавательные
(поиск информации,
логические)
Познавательные
(логические)
Коммуникативные
(высказывания
людей
- Какой вывод можем сделать?
Итог: -Подумайте и ответьте на
вопрос: почему у пустыни два
хозяина - солнце и ветер?
-Пустыня… Слово-то какое!
Произошло от слова «пусто».
Можно ли сказать, что там
пусто? Обоснуйте свой ответ.
-Разводят животных или охотятся. (получают: шерсть,
мясо, молоко)
- Но человек также может и принести ущерб природе:
В орошении надо знать меру. Неумеренное орошение
приводит к беде: в почвах накапливается соль, растения
гибнут.
- Выпас животных на одних и тех же местах, приводит к
вытаптыванию растений, которые держат пески, пески
становятся подвижными.
Вывод:
Люди осваивают пустыню. Но делать это нужно так,
чтобы не наносить ущерб природе.
-Пустыня - это песок, много песка, и голубое
безоблачное небо. Кажется, что тебя окружают пустота и
жара.
-Солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце
направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к.
пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин
пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто
ему не препятствует.
- Нет. Самая главная особенность пустынь- недостаток
влаги и жара. Но растения и животные приспособились
к жизни в таких условиях.
детей)
Познавательные
(логические)
Познавательные
(логические, вывод,
причинно-
следственные связи)
Познавательные
(логические, вывод)
Коммуникативные
(высказывания
детей)
Познавательные
(логические,
причинно –
следственные связи)
Коммуникативные
(высказывания
детей)
Познавательные
(логические, вывод)
4.Формирова
ние
первичных
умений на
Учитель читает высказывания
1.Пустыня – место, где много
солнца, горячего сухого воздуха,
Учащиеся слушают задание и а учащиеся, если
согласны – поднимают зеленый сигнал, если слышат
Регулятивные
(контроль)
основе
самоконтроля
Учиться
узнавать
характерные
признаки
пустыни на
основе
самоконтроля
но мало воды.
2.Зона пустынь сменяет зону
степей.
3.Бархан – это растрескавшийся
глинистый участок поверхности.
4.Верблюд не может долгое
время обходиться без воды.
5.Корни верблюжьей колючки
уходят на глубину почти 20
метров добывая влагу.
хоть небольшое несоответствие – поднимают красный
сигнал.
5.Рефлексия
Учиться
оценивать
свою работу
на уроке.
-Все ли пункты плана мы
исследовали?
– Что нового вы узнали?
- Что осталось непонятным?
- Какие выводы сделали?
- Что было наиболее сложным на
уроке?
Домашнее задание. Приведите
пример растений, животных,
которые не смогут жить в
Ответы детей.
Ответы детей
Регулятивные
(удержание цели)
Коммуникативные
(высказывания
детей)
Личностные
(самооценка)
пустыне. Свой ответ обоснуйте.
Закрепите полученные знания,
прочитав материал в учебнике
стр.118-124