Напоминание

"Природные зоны России. Пустыня"


Автор: Марыгина Елена Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "Среднеикорецкая СОШ"
Населённый пункт: село Средний Икорец
Наименование материала: технологическая карта урока окружающий мир
Тема: "Природные зоны России. Пустыня"
Раздел: начальное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЕИКОРЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Природные зоны России.

Пустыня.
( открытый урок) Провела учитель начальных классов Марыгина Е.Н.

Тема учебного занятия
: Природные зоны России. Пустыня.
Место урока в теме
: Данный урок изучается в разделе «Природа России», в подразделе «Природные зоны России», 6-й урок по природным зонам.
Тип урока
: открытие новых знаний.
Цель и ожидаемый результат
: сформировать представление об особенностях природной зоны пустыни.
Задачи урока
: 1.Актуализировать знания обучающихся о ранее изученных природных зонах России. 2.Сформировать потребность в изучении природной зоны пустыни. 3.Показать зависимость климатических условий, растительного и животного мира от тепла и влаги. 4.Охарактеризовать особенности труда и быта людей. 5.Организовать самооценивание учащимися работы на уроке.
Оборудование к уроку
: учебник «Окружающий мир» 4 класс (автор А.А. Плешаков), карта «Природные зоны России», атлас, гербарий, презентация, дидактический материал.
Содержание и технология урока
: Этапы урока; Задачи деятельности обучающихся Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Актуализац

ия знаний

обучающихся
Вспомнить изученный ранее материал о «Снова пришел долгожданный миг – Нам пора в дорогу. Он зовет нас, в загадочный мир, Таинственный мир природы»
природных зонах -Какой раздел в мире природы мы изучаем? - Сейчас проверим хорошо ли вы запомнили изученные природные зоны. Поработаем в группах. О какой природной зоне идет речь? (Детям раздаются тексты с описаниемприродных зон) (Карточки с названиями природных зон открываются на доске одновременно с ответами детей) - Мы изучаем природные зоны в разделе «Природа России». Работа в группах. Обсуждение предложенных текстов и определение природной зоны.
1 группа
- «Это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники»; (Тундра)
2 группа
-« Это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники» (Лесная зона)
3 группа
- «Это природная зона лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники»; (Арктические пустыни)
4 группа
«Это природная зона с богатой травянистой растительностью; очень редко встречаются деревья» (Степи) Познавательные(лог ические) Коммуникативные (работа в группе) Регулятивные (контроль)
2.Целеполага

ние
Создание проблемной ситуации. Определить тему урока, поставить Игра «Кто где живёт?» – Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Сейчас каждая группа получит по 2 карточки с изображением животных. На доске 5 квадратов. Это условно природные зоны (об этом говорят надписи).Вы в группе обсуждаете и помещаете Дети подходят к доске и расселяют животных по зонам на карте. (Если учащиеся догадываются, то могут поместить Коммуникативные (работа в группе) Коммуникативные (работа в группе, контроль за собственной деятельностью) Личностные
цель, наметить план учебных действий. карточки с изображением животных на той части доски, в какой зоне они обитают. (В игре участвуют и карточки с изображением животных пустынь, но на доске название этой зоны не надписывается. – Посмотрите, что у нас получилось? – Всех ли животных вы расселили? Какие остались? Почему? – Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне? А поможет вам стихотворение Солнечный, жаркий Жёлтый поток Льётся в пустыне На жёлтый песок. В воздухе жёлтом и плотном, как мёд. Жёлтая птица неслышно плывёт. (слайд пустыня) - О каких особенностях пустыни говорится в стихотворении. карточки в квадрат без названия).
-
в каждую зону поместили по два животного
.

-
тушканчик, сайгак помещены в квадрат без названия. - мы предполагаем что это пустыня. - много солнца, жарко, горячий песок. (мотивация к новому учебному материалу) Регулятивные (принятие цели ) Регулятивные (постановка задач, планирование действий)
– Так природу какой зоны мы будем сегодня исследовать на уроке? -Какова тема нашего урока? - Вспомните по какому плану мы изучали предыдущие зоны. -По этому плану будем изучать и зону пустынь. -Мы будем исследовать природную зону пустынь, - тема сегодняшнего урока зоны пустынь. - Природу пустыни будем исследовать по плану: 1.Климат; 2.Растительность; 3.Животный мир; 4.Занятия населения
3.Открытие

новых знаний
1)Определить зависимость климатических условий от, тепла и влаги. Начнем исследование природной зоны пустыни, будем работать в группах. На партах у вас учебники, атласы. Исследуя нужные источники, найдите нужную информацию. Учитель координирует работу в группах, при необходимости оказывает помощь в нахождении необходимой информации. 1)гр. Определить зависимость климатических условий, от солнечного света, тепла и влаги. Работа в группах, используя имеющиеся в классе источники информации. 1гр.: – В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору. (исп. карта) Регулятивные (удержание цели урока) Коммуникативные (высказывания детей) Познавательные (поиск информации) Коммуникативные(с отрудничество в группе) Коммуникативные(с отрудничество в группе, построение
2)Узнать особенности растительного мира. 3)Узнать особенности животного мира. 4)Выяснить особенности труда и быта - Так какие особенности пустыни вы можете назвать? 2)гр. Узнать особенности растительного мира (слайд оазис) -Какие особенности растений пустыни вы можете назвать. 3)гр. Узнать особенности животного мира. -Какие особенности животных пустыни вы можете назвать? 4)гр. Узнать о занятиях населения -Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо. 2гр. Рассказ о, верблюжьей колючке (корни до 20 м.), джузгуне (его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются и удерживают песок) . В пустыне встречаются и деревья, например, саксаул. Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга из-за недостатка влаги.(исп. гербарий, иллюстрации) - В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазисами. Особенность растений пустыни: -корни длинные - глубоко ищут влагу; -листья мелкие или колючки – меньше испарения. 3гр: Рассказ о черепахе, тушканчике, змеях и верблюде. Называются их приспособленность к жизни в пустыни. (Показ иллюстраций с животными) Особенности животных пустыни: -защитная окраска; -нетребовательность к пище; -Быстро бегают; -Могут впадать в спячку 4гр:Деятельность человека в пустыне: -Человек занимается орошением земель? (на орошаемых землях появляются сады, виноградники) монологических высказываний) Познавательные(пре образование информации, знаково- символические)) Познавательные (поиск информации) Коммуникативные (высказывания детей) Личностные(выраже ние своего отношения к фильму) Познавательные (поиск информации, логические) Познавательные (логические) Коммуникативные (высказывания
людей - Какой вывод можем сделать? Итог: -Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина - солнце и ветер? -Пустыня… Слово-то какое! Произошло от слова «пусто». Можно ли сказать, что там пусто? Обоснуйте свой ответ. -Разводят животных или охотятся. (получают: шерсть, мясо, молоко) - Но человек также может и принести ущерб природе: В орошении надо знать меру. Неумеренное орошение приводит к беде: в почвах накапливается соль, растения гибнут. - Выпас животных на одних и тех же местах, приводит к вытаптыванию растений, которые держат пески, пески становятся подвижными. Вывод: Люди осваивают пустыню. Но делать это нужно так, чтобы не наносить ущерб природе. -Пустыня - это песок, много песка, и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружают пустота и жара. -Солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.
-
Нет. Самая главная особенность пустынь- недостаток влаги и жара. Но растения и животные приспособились к жизни в таких условиях. детей) Познавательные (логические) Познавательные (логические, вывод, причинно- следственные связи) Познавательные (логические, вывод) Коммуникативные (высказывания детей) Познавательные (логические, причинно – следственные связи) Коммуникативные (высказывания детей) Познавательные (логические, вывод)
4.Формирова

ние

первичных

умений на
Учитель читает высказывания 1.Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, Учащиеся слушают задание и а учащиеся, если согласны – поднимают зеленый сигнал, если слышат Регулятивные (контроль)

основе

самоконтроля
Учиться узнавать характерные признаки пустыни на основе самоконтроля но мало воды. 2.Зона пустынь сменяет зону степей. 3.Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. 4.Верблюд не может долгое время обходиться без воды. 5.Корни верблюжьей колючки уходят на глубину почти 20 метров добывая влагу. хоть небольшое несоответствие – поднимают красный сигнал.
5.Рефлексия
Учиться оценивать свою работу на уроке. -Все ли пункты плана мы исследовали? – Что нового вы узнали? - Что осталось непонятным? - Какие выводы сделали? - Что было наиболее сложным на уроке?
Домашнее задание.
Приведите пример растений, животных, которые не смогут жить в Ответы детей. Ответы детей Регулятивные (удержание цели) Коммуникативные (высказывания детей) Личностные (самооценка)
пустыне. Свой ответ обоснуйте. Закрепите полученные знания, прочитав материал в учебнике стр.118-124


В раздел образования