Напоминание

"Методы и приемы стимулирования познавательного интереса обучающихся в процессе обучения русского языка и литературы начальных классов в реализации ФГОС"


Автор: Файзуллина Люция Фазыльяновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 1 с.Акьяр
Населённый пункт: с. Акьяр
Наименование материала: статья
Тема: "Методы и приемы стимулирования познавательного интереса обучающихся в процессе обучения русского языка и литературы начальных классов в реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Файзуллина Люция Фазыльяновна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 1 с.Акьяр муниципального райоеа Хайбуллинский район РБ Методы и приемы стимулирования познавательного интереса обучающихся в процессе обучения русского языка и литературы начальных классов в реализации ФГОС. Что же представляют собой понятия "традиция" и "инновация"? Традиция – это опыт, накопленный поколениями, неоднократно опробованный на практике и сам превратившийся в практику. Вся наша жизнь окутана традициями: к примеру, именины, обряды, праздники, различные семейные традиции и т.д. И процесс получения образования, по сути, является традицией, а затем уже объективной потребностью, заданной жизненными реалиями. И в этой связи, очевидно, что традиция – неотъемлемый элемент любой структуры В чем же особенность инновационного обучения? Инновационное обучение прежде всего направлено на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой учебной ситуации. Инновационные подходы связаны прежде всего с изменением роли учителя. В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания, направлял их. Практика современной школы убедительно показывает, что без развития познавательной активности, тесно связанной с самостоятельностью учащихся, не может быть хороших результатов. Следовательно, в основе инновационного обучения лежат технологии развивающего, проблемного обучения, дифференцированного подхода к обучению. Как же внедряются в учебный процесс инновационные технологии непосредственно а начальной ступени обучения? Особенно эффективны методы развития познавательного интереса, опирающиеся на неожиданность, занимательность, создание ситуации новизны, успеха, парадоксальности, организации познавательных игр. Важная роль в формировании познавательных интересов учащихся принадлежит не только процессу обучения, но и зависит от соответствующей организации воспитательного процесса. Современный подход к педагогическому процессу предполагает, что педагог не только воспитывает и учит, но и актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию и самовоспитанию, создает ему условия для самосовершенствования. Таким образом, процесс педагогического стимулирования познавательных интересов приобретает важное значение в практике учителя. В процессе обучения мною используются различные методы и приёмы стимулирования познавательного интереса. Одним из таких приёмов является приём создания на уроке ситуаций занимательности — введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Можно использовать для повышения интереса к учению анализ отрывков из художественной литературы, посвященных жизни и деятельности выдающихся учёных и общественных деятелей. Успешно применяются и такие приёмы повышения интереса в обучении, как рассказы о применении в современных условиях тех или иных предсказаний научных фантастов, показ занимательных опытов. В роли приёма, входящего в методы формирования интереса к учению, выступают и занимательные аналогии. Одним из действенных приёмов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуации успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в учёбе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по- настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Вот почему так важно подбирать для учеников задания, чтобы те из них, которые нуждаются в
стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, а затем уже переходили бы к выполнению более сложных упражнений. Например, с этой целью мною используются специальные сдвоенные задания, одно из которых вполне доступно для ученика и создает базу для последующих усилий по решению более сложной задачи. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Так, слабоуспевающим школьникам могут быть даны карточки-консультации, планы предстоящего ответа, которые позволяют им на данном уровне подготовленности справиться с соответствующим заданием, а затем уже выполнить упражнение, аналогичное первому, самостоятельно. Ситуации успеха учитель организует, поощряя промежуточные действия школьников. Для ситуаций успеха необходима благоприятная морально-психологическая атмосфера. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности. Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. В практике своей работы также использую настольные игры с познавательным содержанием. Например, это игры-путешествия, игры-викторины. В качестве приёма, стимулирующего интерес, выступает также приём удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозность цифр, свидетельствующих о небывалом научно-техническом процессе, достигнутом в нашей стране, - всё это при умелом сопоставлении данных, при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у учащихся. Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Без всего этого речь учителя, конечно, остаётся информативно полезной, но она не реализует в должной мере функцию стимулирования учебно-познавательной деятельности учеников. В этом ещё р а з проявляется отличие методов организации познавательной деятельности от методов её стимулирования. П р и в ед ё н н ы е в ы ш е п р и м е р ы п о ка з ы в а ю т, ка к в ход я щ и е в методы ф о р м и р о в а н и я и н т е р е с а п р и ё м ы х уд о ж е с т в е н н о с т и , образности, яркости, занимательности, удивления, нравственного переживания вызывают положительное отношение к учебной деятельности и служат первым шагом на пути к формированию познавательного интереса. Сказки помогают формировать эмоциональную выразительность, развивать интеллект и художественно-эстетические чувства школьников, приобщать к духовному богатству. Хотелось бы обратить особое внимание учителей на использование лингвистических сказок на уроках русского языка и поделиться опытом. Лингвистическая сказка - это способ подачи научной информации, закрепленной в сказочном повествовании. Она создается по мотивам волшебной сказки. Мотивы в лингвистической сказке строго соотнесены, образуя последовательно развивающееся действие от завязки через развитие действия к кульминации, ведущей к развязке. Сюжетное действие лингвистической сказки развивается по законам сказочного пространства и времени. Герои лингвистической сказки соответствуют традиционным персонажам волшебных сказок. Среди них есть и вредители, и дарители, и помощники, и царевны. Любая лингвистическая сказка как текст имеет название, свою тему и основную мысль. Для лингвистической сказки характерны все критерии текста. Характерной чертой лингвистических сказок является «очеловечивание» языковых
терминов. Они наделяются способностью чувствовать. Поэтому наряду с компонентами (лингвистическими определениями, правилами, алгоритмами учебных действий) выделяются нестандартные, содержащие морально-этическую оценку. Ведущую роль в характеристике героя лингвистической сказки могут играть: -функции в языке и речи -грамматические признаки ( постоянные и непостоянные) -правила написания условия выбора орфограммы и пунктограммы, их опознавательные знаки) Так, суффикс -чик- во многих сказках назван ласковым и добрым на том основании, что все слова, с которыми он сливается, превращаются в привлекательных героев, персонажей. Для демонстрации речевой функции местоимения используют яркие перифразы: «первый заместитель существительного», «достойный преемник» и прочее. Прилагательные в лингвистических сказках - дружелюбная часть речи, очевидно, по причине неразлучности с грамматическими признаками существительного (род, число, падеж) Инфинитив проявляет себя в сказке как отрицательный персонаж (лентяй, гордец, себялюб), потому что «спрягаться у него нет времени». Орфографические явления - безударные гласные - часто страдают от забывчивости учеников, которые не знают правила и способы проверки. Суффикс -а- главный «консультант» учеников, так как «помогает выбрать» нужную гласную в корнях с чередованием. Дефис обретает профессию переводчика в корнях с чередованием для того, чтобы подружившиеся местоимения и суффиксы (-то, -либо, -нибудь) и приставка -кое, незнавшие местного языка, могли без труда понимать друг друга, то есть писаться полуслитно. Глаголы -исключения 2 спряжения в лингвистических сказках окрещены оборотнями. Такое определение напрямую связано с орфографическими сложностями, возникающими при выборе гласной в окончаниях. Некоторые термины приобретают сходство с животными за счет использования в их названии уменьшительно-ласкательных суффиксов. Например, буквенок, йотик, глагольчик. Подобные герои вызывают у учеников желание общаться, ассоциируются с существом безопасным (нежным, теплым, мягким, похожим на любимую игрушку).Благодаря такой характеристике , возможно, сам термин становится доступным детскому восприятию и осваивается легче. Лингвистическая сказка - это средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее. Она сразу же приковывает внимание учащихся к теме, помогает им увидеть основное в изучаемом явлении, легко запомнить главное. Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное ее восприятие, так как нужно не просто слушать, но и искать ответ на заключенную в ней задачу. Лингвистические сказки хорошо запоминаются, потому что в них приставки, корни, суффиксы, подлежащие и сказуемые превращаются в гордых королей, красивых принцесс, обаятельных рыцарей. Таким образом, в лингвистической сказке можно найти богатый материал, который дает учителю возможность создавать на уроках объяснения нового материала постоянные элементы новизны, демонстрировать закономерности языка в особом, необычном ракурсе. Именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения. Были времена, когда познавательный интерес пытались изгнать из школы как несерьезное, развлекательное начало учебного процесса. Его подменяли такими понятиями как долг, обязанность, прилежание. Несомненно, это очень важные стимулы обучения, но ведь заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот, помогает привести ученика к успеху. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее
важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Таким образом, инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру
.
В нашей школе в последние годы эффективно используются информационные технологии в образовательном процессе. Создано информационное образовательное пространство, в том числе и компьютерная сеть, объединяющая компьютеры всех учебных кабинетов, администрации. Педагоги школы прошли обучение на курсах пользователей ПК, работает постоянно действующий семинар по информационным технологиям. Поэтому оформление учебных проектов в электронном виде – обязательное условие для их презентации. В нашем образовательном учреждении также накоплен практический опыт по организации проектной деятельности школьников. Годовая циклограмма этой работы включает следующие обязательные виды деятельности:  Работа с педагогическими кадрами (лекции, постоянно действующий семинар, «Круглый стол» по итогам года, предъявление опыта).   Самообразование и актуализация знаний и умений. Координация деятельности.  Презентация проектов (на уроке, на стендах, на научно-практической конференции).  Рефлексия, анализ выполненной работы. Планирование на следующий год. Научно-практичная конференция – это праздничное мероприятие, на котором подводятся итоги проектной деятельности старшеклассников за учебный год. Презентации проектов проходят в актовом зале с приглашением всех учителей, администрации школы, родителей и гостей. Проекты участники представляют устно, используя компьютерную мультимедийную презентацию, проецируемую через мультимедиапроектор на большом экране. Лучшие работы отбираются членами жюри для участия в районных и республиканских конференциях. При этом оцениваются и актуальность исследования, и наличие экспериментов, новизны опыта, глубина выводов и качество презентации учебного проекта. Результаты проектной деятельности постоянно освещаются на сайте школы.


В раздел образования