Автор: Гуськова Елена Сергеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ "Школа №887" Населённый пункт: город Москва Наименование материала: Статья Тема: "Читательская компетентность учащихся младших классов" Раздел: начальное образование
Читательская компетентность учащихся младших классов.
Современное качество образования в начальной школе определяется уровнем овладения
учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной
деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и
умений в практической деятельности. Читательская компетентность – одна из ключевых,
которая составляет основу умения учиться.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей
способность к целенаправленному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после
прочтения книги.
Читательская компетентность – это владение техникой чтения, понимание прочитанного
произведения, знание книг и умение их самостоятельно выбирать, потребность в книге
как в средстве познания.
1 этап формирования читательской компетентности младших школьников – обучение
технике чтения (1 класс – букварный период): умение читать вслух и про себя, понимать
смысл текста, читать выразительно.
Используемые приемы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, чтение фраз с разной
смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.
2 этап (2 - 4 классы) – обучение смысловому чтению: умению
- вычитывать информацию
- размышлять о прочитанном
- давать оценку прочитанному.
В комплексных работах по чтению в начальной школе и в работах МЦКО по чтению
проверяется сформированность трех групп умений:
Первая группа включает в себя работу с текстом: общее понимание текста и ориентация в
нем (умение выбрать ответ из текста).
Например, задания типа…
- Где стал жить соловей? Ответ подчеркни в тексте.
- Выпиши из текста описание стрижа.
- Отметь персонажей басни.
дедушка внучка сын
внук невестка
Вторая группа умений включает в себя также работу с текстом: более глубокое
понимание текста и выявление детальной работы .
Например, ….
- Отметь значение слова «барашки» в данном тексте.
небольшие кучевые облака
уменьшительно – ласкательная форма слова «баран»
белая пена на гребнях волн
Или
- Отметь ту пословицу, которая больше других соответствует главной мысли басни.
- Восстанови последовательность действий леопарда.
опустил взял снял
вернул посадил
Третья группа умений включает в себя использование информации из текста для
различных целей (сформулировать ответ своими словами или написать мини – сочинение
из 2-4 предложений).
Например:
- Объясни поведение героев, ответив на вопрос: «Почему ….?»
- Запиши свой вариант заглавия текста.
- Какой наказ дала чудо – птица мальчику? А что бы ты посоветовал ему? Запиши.
- Кто из персонажей этой сказки тебе симпатичен и почему? Напиши два – три
предложения
.
Для формирования умения работать с текстом большую помощь оказывают
дидактические пособия.
Направление формирования читательской компетентности:
1.
Формирования навыка чтения.
2.
Начитанность. (Знание изученных произведений, литературоведческие понятия: их
понимание и использование, знание книг из круга детского чтения).
3.
Умение работать с книгой. (Определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам,
знание элементов книги, умение работать со справочной литературой, словарями,
посещение библиотеки).
4.
Навыки и умения собственно читательской деятельности . (Восприятие,
интерпретация. Оценка художественных произведений как искусства слова (на
доступном школьникам каждого года обучения уровне).
Приемы развития читательской компетентности.
Основной прием, обеспечивающий развитие читательской компетентности, -
многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием.
- Чтение и определение жанра произведения.
- Чтение и пометка непонятных слов.
- Чтение и нахождение отрывка к рисунку, словесное рисование.
- Чтение и рисование обложки к прочитанному произведению.
- Выборочное чтение.
- Чтение, деление текста на части.
- Работа с вопросником. (Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они
должны найти ответы. Вопросы даютс не только в прямой. Но и в косвенной форме, что
требует анализа, рассуждения).
- Чтение и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении.
- Чтение, составление вопросов к прочитанному произведению. (У детей повышается
интерес и вдумчивость чтения после того, как им самим приходится задавать вопросы по
содержанию прочитанного).
- Ролевое чтение, чтение произведения голосом героя.
- Чтение с последующим инсценированием прочитанного отрывка.
- Пересказ от лица одного из героев.
- Нахождение отрывков, которые можно прочитать презрительно, строго. С мольбой,
досадой, возмущением и т.д.
Чтение и выписывание слов на заданную тему. Например, «зима».
- Представление – описание героя произведения.
- Чтение и придумывание продолжения произведения.
-Чтение с остановками.
1 этап: до чтения по названию текста учащиеся определяют, ор чем пойдет речь в
произведении, пытаются определить жанр.
2 этап: чтение текста по частям. После каждого фрагмента ученики высказывают
предположение о дальнейшем развитии сюжета.
- Уголки. (Групповая работа. После чтения всего произведения класс делится на 2
группы. Одна группа, используя текст, готовит доказательства положительных качеств
героя, другая – отрицательных, подтверждая ответ словами из текста. В конце урока
делается совместный вывод).
Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня на водопой, но заставить его напиться
нельзя».
Задача каждого педагога – научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней,
понимать ее. Вот тогда можно говорить о сформированности читательской
компетентности.
Гуськова Елена Сергеевна,
учитель начальных классов ГБОУ «Школа №887» г. Москвы