Напоминание

"Читательская компетентность учащихся младших классов"


Автор: Гуськова Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №887"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Читательская компетентность учащихся младших классов"
Раздел: начальное образование





Назад





Читательская компетентность учащихся младших классов.
Современное качество образования в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности. Читательская компетентность – одна из ключевых, которая составляет основу умения учиться. Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Читательская компетентность – это владение техникой чтения, понимание прочитанного произведения, знание книг и умение их самостоятельно выбирать, потребность в книге как в средстве познания. 1 этап формирования читательской компетентности младших школьников – обучение технике чтения (1 класс – букварный период): умение читать вслух и про себя, понимать смысл текста, читать выразительно. Используемые приемы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д. 2 этап (2 - 4 классы) – обучение смысловому чтению: умению - вычитывать информацию - размышлять о прочитанном - давать оценку прочитанному. В комплексных работах по чтению в начальной школе и в работах МЦКО по чтению проверяется сформированность трех групп умений: Первая группа включает в себя работу с текстом: общее понимание текста и ориентация в нем (умение выбрать ответ из текста). Например, задания типа… - Где стал жить соловей? Ответ подчеркни в тексте. - Выпиши из текста описание стрижа. - Отметь персонажей басни. дедушка внучка сын внук невестка Вторая группа умений включает в себя также работу с текстом: более глубокое понимание текста и выявление детальной работы . Например, …. - Отметь значение слова «барашки» в данном тексте. небольшие кучевые облака уменьшительно – ласкательная форма слова «баран»
белая пена на гребнях волн Или - Отметь ту пословицу, которая больше других соответствует главной мысли басни. - Восстанови последовательность действий леопарда. опустил взял снял вернул посадил Третья группа умений включает в себя использование информации из текста для различных целей (сформулировать ответ своими словами или написать мини – сочинение из 2-4 предложений). Например: - Объясни поведение героев, ответив на вопрос: «Почему ….?» - Запиши свой вариант заглавия текста. - Какой наказ дала чудо – птица мальчику? А что бы ты посоветовал ему? Запиши. - Кто из персонажей этой сказки тебе симпатичен и почему? Напиши два – три предложения . Для формирования умения работать с текстом большую помощь оказывают дидактические пособия. Направление формирования читательской компетентности: 1. Формирования навыка чтения. 2. Начитанность. (Знание изученных произведений, литературоведческие понятия: их понимание и использование, знание книг из круга детского чтения). 3. Умение работать с книгой. (Определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам, знание элементов книги, умение работать со справочной литературой, словарями, посещение библиотеки). 4. Навыки и умения собственно читательской деятельности
.
(Восприятие, интерпретация. Оценка художественных произведений как искусства слова (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). Приемы развития читательской компетентности. Основной прием, обеспечивающий развитие читательской компетентности, - многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. - Чтение и определение жанра произведения. - Чтение и пометка непонятных слов. - Чтение и нахождение отрывка к рисунку, словесное рисование. - Чтение и рисование обложки к прочитанному произведению. - Выборочное чтение. - Чтение, деление текста на части. - Работа с вопросником. (Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Вопросы даютс не только в прямой. Но и в косвенной форме, что требует анализа, рассуждения). - Чтение и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении.
- Чтение, составление вопросов к прочитанному произведению. (У детей повышается интерес и вдумчивость чтения после того, как им самим приходится задавать вопросы по содержанию прочитанного). - Ролевое чтение, чтение произведения голосом героя. - Чтение с последующим инсценированием прочитанного отрывка. - Пересказ от лица одного из героев. - Нахождение отрывков, которые можно прочитать презрительно, строго. С мольбой, досадой, возмущением и т.д. Чтение и выписывание слов на заданную тему. Например, «зима». - Представление – описание героя произведения. - Чтение и придумывание продолжения произведения. -Чтение с остановками. 1 этап: до чтения по названию текста учащиеся определяют, ор чем пойдет речь в произведении, пытаются определить жанр. 2 этап: чтение текста по частям. После каждого фрагмента ученики высказывают предположение о дальнейшем развитии сюжета. - Уголки. (Групповая работа. После чтения всего произведения класс делится на 2 группы. Одна группа, используя текст, готовит доказательства положительных качеств героя, другая – отрицательных, подтверждая ответ словами из текста. В конце урока делается совместный вывод). Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня на водопой, но заставить его напиться нельзя». Задача каждого педагога – научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать ее. Вот тогда можно говорить о сформированности читательской компетентности. Гуськова Елена Сергеевна, учитель начальных классов ГБОУ «Школа №887» г. Москвы


В раздел образования