"Растим патриотов" в рамках реализации программы детского клубного объединения "Патриот"
Автор: Грошев Виктор Викторович Должность: учитель основ безопасности жизнедеятельности Учебное заведение: МАОУ СОШ № 3 станица Брюховецкая Населённый пункт: станица Брюховецкая, Краснодарский край Наименование материала: статья Тема: "Растим патриотов" в рамках реализации программы детского клубного объединения "Патриот" Раздел: дополнительное образование
Растим патриотов.
Грошев Виктор Викторович
учитель ОБЖ МАОУ СОШ № 3
станица Брюховецкая Краснодарского края
Задача всемерного повышения безопасности нашей Родины актуальна в свете
сложившейся ситуации в современном мире. Внешние и внутренние угрозы
для России не только существуют, но, без сомнения, возрастают и вполне
могут быть реализованы. Поэтому в России должна быть армия, хорошо
вооруженная и оснащенная по последнему слову науки и техники, в которой
будут служить крепкие, сильные, горячо любящие свою Родину, в
достаточной мере подготовленные российские парни, настоящие защитники
Отечества, настоящие патриоты своей страны.
« Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой
фундамент – патриотизм», - цитата из речи президента на первом приеме в
Кремле Героев Советского Союза и Российской Федерации в октябре 2013
года.
К великому сожалению это серьезная проблема в современном обществе и в
силу различных причин подобные качества воспитывать очень сложно.
Слишком уж крепко сидит в наших людях потребительских дух. Довольно
часто приходится слышать от молодежи высказывание: «А я ни кому не чего
не должен!», поэтому патриотом этот человек, никогда не станет в одно
мгновение. Патриотизм и любовь к Родине должны воспитываться с детства в
семье, в дошкольный учреждениях, в школе. И не всегда родители выступают
союзниками в этом непростом процессе.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в вопросах военно-
патриотического воспитания учащихся, без сомнения, является лидером.
Однако урочного времени выделенного для ОБЖ, явно недостаточно.
Хорошим подспорьем является внеурочная деятельность, кружковая работа,
они усиливают воспитательный эффект в данном направлении.
Прежде всего, такая деятельность должна осуществляться в первую очередь в
соответствии с законодательством. Руководящим документом в этой работе
является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением
Правительства РФ от 5 октября 2010 года № 795 (в редакции от 06.10.2011
года № 823). Важным документом служит Федеральный закон РФ от 13
марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России»
(в редакции от 02.11.3013 года № 295-ФЗ). Другие документы регионального
и муниципального уровня.
Как учитель ОБЖ, я занимаюсь этой работой уже 21 год, имея определенный
опыт, хочу поделиться им по организации и проведению работы в области
патриотического воспитания подрастающего поколения во внеурочное время.
Главная задача - чем мотивировать, как заинтересовать и вовлечь детей на
занятия во внеурочное время. Исхожу от самой простой дилеммы, начинал с
привлекающих ребят и девчонок занятий, стрельбы из пневматического
оружия. Создаю стрелковый кружок. Для работы в этом направлении
необходима материальная база. На тот момент имелся школьный тир, в
котором с ребятами делаем косметический ремонт, приводим его в
соответствие. Пневматического оружия в школе не было, принес свою
винтовку, ну а немного погодя приобрели 3(три) винтовки, благодаря
помощи заведующего районным отделом образования.
В ходе этих занятий ребята знакомятся с мерами безопасности при ведении
стрельбы, при обращении с оружием, усваивают теорию, отрабатывают
способы прицеливания, стойку, производства выстрела, способы
корректировки огня, отрабатывают практические навыки стрельбы.
Тренировки по стрельбе дополняются занимательными играми с элементами
военного дела и туризма. Организуются соревнования между членами
кружка, обстановка состязательности мотивирует ребят к повышению своих
достижений, желанию стать лучше всех, помочь слабому. Знания и навыки
приобретенные на занятиях в кружке становятся востребованными в
соревнованиях по стрельбе и спартакиаде ДПМ, где учащиеся кружка
становятся победителями и призерами в командном и в личном зачете.
В 2003 году создаю детское клубное объединение «Сыны Отечества» в
центре дополнительного образования «Радуга», разрабатываю
соответствующую программу, направление культурологическое, так как
военно-патриотического направления на тот момент в центре
дополнительного образования не было, возраст воспитанников 15-17 лет,
занятия проводились 2 часа в неделю. По сравнению со стрелковым кружком
преимущество на 1 час в неделю. Базой проведения занятий детского
клубного объединения являлась школа, где уже была создана необходимая
материальная база. Программа клуба включала в себя следующие разделы:
- вводное занятие
- заселение Кубани Казаками
- история казачьего войска
- православие на Кубани
- Кубань - опаленная войной
- Кубань современная
- Военная история и основы подготовки к военной службе
- прикладная физическая подготовка.
Программа включала в себя теоретические и практические занятия. При этом
основная форма занятий это практические занятия, на них отводилось 2/3 от
всех проводимых учебных занятий. Здесь различные походы, экскурсии,
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами
интернационалистами, с ребятами проходивших службу в Российской армии,
заседания в исторической, литературной гостиной, встречи с интересными
людьми района, посещение музеев, православных храмов, ну и практические
занятия по строевой подготовке, огневой подготовке и общефизической
подготовке.
В 2007 году воспитанники детского клубного объединения «Сыны
Отечества» в составе сборной команды района стали призерами (II место) в
комплексном зачете на финальных соревнованиях XIII Спартакиады
допризывной молодежи, посвященной Дню Победы в Великой
Отечественной войне среди команд городов и районов Краснодарского края.
При этом 50 % членов команды составляли воспитанники нашего клуба. В
дальнейшем ежегодно воспитанники клубного объединения в районных,
зональных и финальных соревнованиях Спартакиаде ДПМ принимали
активное участие, где являлись победителями и призерами.
Желающих посещать занятия в детском клубном объединении становилось
все больше и больше, среди желающих были и учащиеся 5-7 классов.
Назрела проблема, и ее необходимо было решать. В 2009 году, совместно с
администрацией школы пришли к единому мнению, что необходимо создать
детское клубное объединение для разновозрастных групп учащихся. Для
организации занятий администрация школы выделила мне 6 часов в неделю,
2 часа младшая группа и 4 часа старшая группа. Мною была разработана
программа детского клубного объединения «Патриот», который работает и по
сегодняшний день. За основу была взята уже имеющаяся программа,
составлена она на два года с учетом разновозрастных групп и количества
выделенных часов. Воспитанники плавно переходят с младшей группы в
старшую, получают навыки, и знания которые они реализуют в гражданской
жизни и на службе в армии. Я убеждался не раз, когда встречался с ребятами,
окончившими школу. Наши выпускники и юноши, и девушки, поступившие в
гражданские ВУЗы, на занятиях по БЖД и гражданской обороне у
преподавателей, бывших офицеров, вызывают удивление, показывая умения в
разборке – сборке АК, стрельбе и выполнению нормативов по одеванию
средств защиты, превышая при этом армейские нормативы.
Хочется подробнее остановиться именно на первом вводном занятии детского
клубного объединения по теме: «Что такое патриотизм». Это первое занятие
и оно задает тон для последующих занятий. На этом занятии я знакомлю
ребят с историй клуба, показываю фотографии, видеозаписи различных
мероприятий и соревнований, многочисленные кубки и грамоты, презентации
наши выпускники на службе в Вооруженных силах, на учебе в военных
вузах, а выпускники нашей школы ежегодно, один-два юноши, поступают в
них. Мы вместе рассуждаем, кого можно назвать настоящим патриотом,
какими качествами он должен обладать.
В рамках общешкольного плана гражданского и военно-патриотического
воспитания учащихся воспитанники детского клубного объединения в
течении всего учебного года принимают активное участие во всех
проводимых в этом направлении мероприятиях, а именно: в проведении
тематических линеек, уроков Мужества посвященных различным
знаменательным датам, конкурсах рисунков, поделок на военную тематику,
встречах с ветеранами войны и труда, оказание им шефской помощи,
ухаживании за могилами неизвестных солдат, юных героев Елены и Виталия
Голубятниковых, Михаила Унгура, в месячнике посвященном «Дню
защитника Отечества», в вахте памяти, митинге и автопробеге,
посвященному дню освобождения района и станицы Брюховецкой от
немецко-фашистский захватчиков, в конкурсе военно-патриотической песни,
в различных конкурсах стихов и творческих конкурсах.
Все эти годы воспитанники детского клубного объединения «Патриот»
ежегодно становятся победителями и призерами районного, зонального и
краевого уровня соревнований: Краевого смотра по легкоатлетическому
кроссу, по стрельбе из пневматического оружия среди допризывной
молодежи, Спартакиады допризывной подготовки среди молодежи
Краснодарского края, о чем свидетельствуют большое количество грамот,
кубков. В мае 2015 года воспитанники детского клубного объединения
«Патриот» в составе сборной команды района стали призерами (III место) в
комплексном зачете на финальных соревнованиях среди сборных команд
общеобразовательных учреждений на финальных соревнованиях
Спартакиады допризывной молодежи Краснодарского края, посвященной 70-
летию Победы в Великой Отечественной войне.