"Игрушки не простые - сказочные, расписные"
Автор: Скворцова Татьяна НиколаевнаДолжность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦВР "Куйбышевский" Куйбышевского района
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: презентация к занятию по лепке
Тема: "Игрушки не простые - сказочные, расписные"
Раздел: дополнительное образование
Назад
ИГРУШКИ НЕ ПРОСТЫЕ –
ГЛИНЯНЫЕ, РАСПИСНЫЕ
(ДЫМКА)
МБОУ ДОД ЦВР
КУЙБЫШЕСКОГО РАЙОНА
Г.О. САМАРА
Педагог
СКВОРЦОВА Т.Н.
КЛУБ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО
ТВОРЧЕСТВА РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ
«ЗАВИТОК»
ЦЕЛЬ:
пробудить
в
каждом
ребенке
веру
в
его
творческие
способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он
пришел
в
этот
мир
творить
добро
и
красоту,
приносить
людям
радость.
ЗАДАЧИ: - продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой,
как
видом
народного
декоративно-прикладного
искусства
.
Развивать
фантазию,
творчество,
мелкую
моторику
руки,
вырабатывать
усидчивость,
волю,
умение
доводить
начатое
до
конца;
-
развивать
зрительно
-
образную
память,
цветоощущение,
эмоционально-эстетическое отношение к предметам;
-
формировать
представление
какими
материалами
и
инструментами
пользуются
мастера
(для
изготовления
игрушек
нужны : глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы
рисовать
узор,
печь
для
обжига
изделия,
особые
краски
для
росписи).
Знаменитый русский
художник Аполлинарий
Васнецов, написавший много
картин, посвященных истории
России, сравнивал
дымковскую игрушку с
древней античной
скульптурой: «Удивительное
дело! На далеком Севере, в
лесной стороне, в древнем
Хлынове, в слободе Дымково
каким-то далеким эхом
отозвались терракоты
Херсонеса и Древней Греции…
Разница только в образах,
вложенных в глину…»
Название
э то го
народного
промысла связано с
селением
Дымковская
с л о б о д а ,
ч т о
н а
окраине
старинного
р у с с к о г о
г о р о д а
Х л ы н о в о
( п о з ж е
город
Вятка,
ныне
город Киров).
Дымковская
игрушка- это
декоративная
глиняная
скульптура
высотой до 25 см.
Роспись
производится по
обожженному в
печи изделию
темперными
красками,
применяется
позолота.
Изображаются всадники, дамы, кавалеры, сказочные
персонажи, животные, бытовые сценки. Позы и движения
дымковской игрушки несколько условны, упрощённы, согласно
древней традиции изготовления народной игрушки,
скульптуры.
Процесс
изготовления
дымковской
игрушки можно разделить на два этапа:
1. лепка изделия;
2. роспись изделия.
Для
того
чтобы
вылепить
куклу
надо
отщипнуть кусок глины, разделить его на
3-5
частей.
Самый
большой
к у с о к
расшлепать в лепешку, свернуть лепешку
воронкой
в
результате
чего
получается
полая
колокольная
форма.
Получаю
пышную юбку. Туловище леплю отдельно
или
вытягиваю
из
юбки-колокола.
Из
маленького
кусочка
глины
раскатываю
шарообразную
или
оваловидную
форму-
голову.
Делаю
на
ней
головной
убор:
защипываю в виде кокошника или леплю
отдельно небольшой валик, прикладываю
к
голове,
прижимаю
и
щипковыми
д в и ж е н и я м и
п а л ь ц е в
ф о р м и р у ю
ко ко ш н и к .
П р и с о ед и н я ю
го л о ву
к
туловищу,
примазываю
и
разглаживаю
мокрыми пальцами, чтобы не было видно
шва.
Другой
кусочек
глины
делю на две равные части и
р а с к а т ы в а ю
д в а
о д и н а к о в ы х
п о
д л и н е
ц и л и н д р а
-
э т о
р у к и .
Прикрепляю
их
к
верхнем
ч а с т и
т у л о в и щ а
и
р а с п о л а га ю
т а к ,
б удт о
водоноска несет коромысло
с
в ё д р а м и .
В с е
ч а с т и
аккуратно
соединяем
и
разглаживаем.
Отдельно
лепим нарядный передник с
о б о р к а м и
( с л е г к а
оттягиваем и прищипываем
по краю), бусы и воротник.
Все
мелкие
детали
делаю
«налепами».
Затем
приступаю
к
коромыслу
с
ведрами.
Ведра-
шарики или короткие столбики с
углублениями,
которые
можно
проделать
карандашом
или
мизинчиком.
Ручки
для
ведер
делаю
из
проволоки
или
ниток
( п р о д е в а ю
в
с п е ц и а л ь н о
подготовленные
о т в е р с т и я ) .
П о в ерх н о с т ь
и з г о т о в л е н н о й
игрушки
отглаживаю
мокрой
тряпкой. Роспись хорошо ложится
лишь
на
гладкую
поверхность.
Затем оставить изделие сушиться
на 3-5 дней.
Но работа еще не закончена.
Теперь надо расписать. В своей
работе и на занятиях использую
гуашь,
акриловые
краски,
лак.
Вместо
мела,
разведенного
на
молоке
для
грунта,
использую
белую
гуашь
с
небольшим
количеством
клея
ПВА
или
эмульсионные
белила.
Палитра
красок
для
росписи
пестрая,
в е с е л а я ,
к а к
в
х о р о в о д е :
красные, малиновые, зеленые,
жёлтые,
оранжевые,
синие
цвета.
При росписи
дымковской
игрушки
используем
основные
элементы и
орнаменты.
П
риступаю
к
росписи:
на
предварительно прогрунтованую
основу
куклы
наношу
круги,
т о ч к и ,
к о л ь ц а ,
п р я м ы е
и
волнистые линии.
Узор
на
юбке
идет
рядами
сверху
вниз
(прослеживающий
же с т
вдо л ь
и г ру ш к и )
и
п о
т у л о в и щ у .
С н а ч а л а
н а д о
нарисовать
все
вертикальные
линии (поясняющий жест), затем
горизонтальные
(поясняющий
жест).
А
потом
поставит
точки
вокруг
кругов
или
вдоль
уже
н а р и с о в а н н ы х
р я д о в
( с о п р о в о ж д а ю щ и й
ж е с т ) .
Завершающий
момент-»золото»
( р о м б и к и
з о л о т о й
ф о л ь г и ,
которыми
украшаю
головной
убор куклы).
Прежде чем приступить к лепке я провожу предварительную
работу. Сначала дети рисуют на бумаге красками дымковских
кукол (барыня, водоноска или нянька), затем рисуют пластилином
по цветному картону. На последующих занятиях лепим объёмную
фигуру из пластилина, а потом из глины.
ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «МАЛЫШОК»
(4-6 лет)
На занятии в кружке «Завиток»
Все дымковские игрушки однообразны по способу
изображения. Но при этом в них чувствуется статичность,
пышность форм и яркость окраски.
Так кони, козлы, бараны, олени, медведи изображаются
одним способом: туловище и ноги лепятся из одного куска.
Сначала
нужно
создать
исходную
ф о р м у - ц и л и н д р
( р а с к а т ы в а ю
прямыми движениями ладоней). Один
конец валика (цилиндра) примерно на
треть
длины
надрезаю
с т е к о й ,
оттягиваю
образовавшиеся
части
и
делаю из одной части шею с головой, а
из
другой
-
ноги.
Шею
поднимаю
вверх,
немного
изгибаю,
чтобы
получилась
голова.
Ноги
делаю
из
другой части: надрезаю стекой на две
равные
части,
каждую
из
которых
оттягиваю и закругляю. Другой конец
валика (цилиндра) слегка вытягиваю,
чтобы задние ноги получились такой
же длины, как передние.
Эта модель в каждом конкретном
образе
варьируется,
изменяется,
дополняется
новыми
деталями
и
обретает новый облик.
Например:
-
если
на
шею
слегка
прищепить
гриву,
а
сзади
оттянуть
хвост,
выйдет
лошадка(можно
усложнить
детали,
вылепить их отдельно: скатать жгутики
или
валики
и
сплести
из
них
хвост
и
гриву);
-если
мордочку
затупить,
рога
сделать в виде полумесяца, а к брюшку
прилепить
вымя-лепёшку,
получится
корова;
- е с л и
р о г а
з а в е р н у т ь
в
в и д е
кренделей
или
улиток,
появится
круторогий баран.
При
росписи
дымковской
лошадки
применяются
те
же
приёмы,
орнаменты
и
краски. Все цвета яркие
нарядные,
п р а з д н и ч н ы е ,
е с т ь
немного черного, но он
и с п о л ь з у е т с я
д л я
о ф о р м л е н и я
т а к и х
деталей,
как
н о си к ,
г л а з к и ,
к о п ы т ц а ,
хвостик, грива.
З а т е м
« с а ж а ю »
з о л о т о
( р о м б и к и
з о л о т о й
ф о л ь г и ,
которыми украшаю уши
лошадки).
ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «МАЛЫШОК» (4-6 лет)
ТЕХНИКА: РИСОВАНИЕ «ДЫМКА»
(БАРАН)
ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «МАЛЫШОК» (4-6 лет)
ТЕХНИКА: РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОМ
(ДЫМКОВСКИЙ КОЗЛИК)
«ОЛЕНЬ»
Гришин Виктор, 12 лет
Красная керамическая глина
Я люблю лепить не только из пластилина и глины, но из
пластика и теста. Очень люблю экспериментировать с
тестом.
Яркая, красочная «дымка»
популярна не только в России,
но и за рубежом
В раздел образования