"Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода", 1 урок
Автор: Коновалова Ольга Дмитриевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУСОШ №9 Населённый пункт: пгт.Сибирцево, Приморский край Наименование материала: методическая разработка Тема: "Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода", 1 урок Раздел: начальное образование
Учебный предмет
Русский язык
Класс
4
Тип урока
Урок рефлексии
Тема урока
« М я г к и й
з н а к
п о с л е
бу к в
ш и п я щ и х
в
ко н ц е
существительных женского рода», 1 урок.
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Находить в словах орфограмму-букву
ь
после
шипящих
в
конце
имён
существительных,
отличать
от
сходных
по
отдельным
признакам других орфограмм,
графически объяснять написания с ь и
без ь.
Познавательные
1.Пр о в о д и т ь
с р а в н е н и е
и
к л а с с и ф и к а ц и ю
п о заданным
критериям;
2. Осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной
литературы
3.Выделять существенную
информацию из сообщений разных
видов
4.
Создавать схемы для решения задач
Регулятивные
1.Формировать
о р и е н т а ц и я
в
нравственном
содержании
и
смысле
к а к собственных
поступков,
так
и
поступков окружающих людей;
2 . Формировать адекватное
понимание причин успешности\
неуспешности учебной деятельности.
1.Оценивать правильность выполнения
д е й с т в и я
н а
у р о в н е адекватной
ретроспективной оценки соответствия
результатов
требованиям
данной
задачи;
2.Планировать
свои
действия
в
соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации.
3 . Осуще ствлять
итоговый
и
пошаговый контроль по результату;
Коммуникативные
1.Ад е к в а т н о
и с п о л ь з о в а т ь
коммуникативные,
прежде
вс его
речевые,
средства
для
решения
различных
коммуникативных
задач,
с т р о и т ь
м о н о л о г и ч е с к о е
высказывание\
2.Договариваться
и
приходить
к
о б щ е м у
р е ш е н и ю
в
с овместной
деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
Ход урока
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Актуализация знаний.
Планирование способа
деятельности.
– Прочитайте столбики слов. Какова роль мягкого
знака в словах?
профиль ателье беречь дочь
пальмовый серьёзный стеречь ночь
брать судья испечь рожь
(Контроль и коррекция)
- Какова цель нашего сегодняшнего урока?
- А зачем нужно знать ещё одну роль мягкого
знака?
Фронтальная работа
- Как называются знакомые вам роли мягкого
знака?
- Каков алгоритм знакомства с новой
орфограммой?
(Контроль и коррекция)
Работа в парах
- В первом столбике мягкий знак
обозначает
на
письме
мягко сть
согласного.
-
В о
вто р ом
-
я в л я е т с я
разделительным знаком.
-
В
третьем
-
указывает
на
неопределённую форму глагола.
- А в четвёртом столбике мы не можем
определить роль мягкого знака.
- Определить новую роль мягкого
знака в словах и способ действий
при написании таких слов.
(Дети высказывают свои мнения)
- Мы называем их орфограммами.
(Вспоминают алгоритм вместе с
учителем)
1) определяем общий признак слов;
Открытие нового знания.
(алгоритм фиксируется на доске)
- Кто активно помогал при восстановлении
алгоритма, подойдите и получите жетоны успеха.
Фронтальная работа
- Прочитайте слова:
Душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, мышь, рожь,
тишь, нож, плюш, сушь, камыш, плач, ключ.
- Определите общий признак слов.
- Определите, чем они различаются.
- Выясните закономерность написания мягкого
знака у существительных с буквой шипящего в
конце слова.
- Сформулируйте правило написания мягкого
знака самостоятельно.
- Сравните своё правило с авторским в учебнике
на стр.5.
В конце слова после букв шипящих в именах
существительных женского рода мягкий знак
пишется, а в именах существительных
2) определяем, чем они различаются;
3) выясняем закономерность;
4) формулируем правило сам-но;
5) сравниваем своё правило с
авторским в учебнике.
- Это существительные с буквой
шипящего в конце слова в начальной
форме.
- Это существительные м.р. и ж.р.
- У существительных ж.р. мягкий знак
написан, а у существительных м.р.
мягкого знака нет.
(Формулируют правило написания)
(Убеждаются в правильности
самостоятельно выведенного правила)
мужского рода не пишется.
- Ребята, которые правильно сформулировали
правило, получите жетоны успеха.
-
Можно ли написание после букв шипящих в
ко н ц е
и м ё н
с у щ е с т в и т е л ь н ы х
с ч и т а т ь
орфограммой? Докажите.
- Как обозначить эту орфограмму?
-
От
чего
зависит
написание ь
после
букв
шипящих
в
конце
имён
существительных?
Разработайте
в
группе
алгоритм
действий
при
определении, нужно или не нужно писать букву ь
в конце существительных после букв шипящих.
- Ребята я тоже составила такой алгоритм. Давайте
сравним наши алгоритмы: (на экране)
(Объясняют свою точку зрения)
-ночь (ж.р.), камыш (м.р.)
Работа в группах.
( На отдельных листах разрабатывают
алгоритм)
(Сличают алгоритм учителя со своим,
корректируют свои алгоритмы)
Применение нового
знания. Рефлексия.
- Ребята, из группы, у которой получился такой же
алгоритм и которые проговорили его, получите
жетоны успеха.
Фронтальная работа
Итог.
- Закройте учебник, напишите слова под диктовку
в два столбика. Обозначь орфограмму.
- Проверьте свою работу по образцу на экране,
исправьте ошибки, если они у вас есть:
с ь без ь
речь (ж. р
. )
клич ( м.р.)
печь ( ж. р. )
шалаш ( м.р. )
дрожь ( ж.р. ) голыш ( м.р. )
брошь ( ж.р. ) луч( м.р)
горечь ( ж.р.) матч ( м.р. )
палач (м.р. )
гараж ( м.р )
карандаш (м.р.)
- Ребята, которые выполнили задание без ошибок,
получите жетоны успеха.
-Какую цель ставили?
Самостоятельная работа. Диктант с
самопроверкой.
с ь без ь
… …
… …
(Сличают свою работу с эталоном,
исправляют ошибки)
- Определить новую роль мягкого
знака в словах и способ действий
Оценивание.
Домашнее задание.
- Достигли поставленную цель?
-Удовлетворены ли вы результатом проделанной
работы?
- Посчитайте количество жетонов успеха за урок.
(6 – 5 жетона -«5», 4 жетона –«4», 3 жетона –«3»).
Стр.13-14, упр.5,6,7 –по выбору (упражнения
разного уровня сложности).
при написании таких слов.
-
Да.
1. Определили новую
роль ь
в словах,
т.е узнали новую орфограмму:
«Правописание мягкого знака после
букв шипящих в конце имен
существительных».
2. Разработали алгоритм написания
таких слов.
(Высказывают свои мнения)