Напоминание

"Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода", 1 урок


Автор: Коновалова Ольга Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ №9
Населённый пункт: пгт.Сибирцево, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода", 1 урок
Раздел: начальное образование





Назад




Учебный предмет Русский язык Класс 4 Тип урока Урок рефлексии Тема урока « М я г к и й з н а к п о с л е бу к в ш и п я щ и х в ко н ц е существительных женского рода», 1 урок.
Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные
Находить в словах орфограмму-букву
ь
после шипящих в конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм, графически объяснять написания с
ь
и без
ь.

Познавательные
1.Пр о в о д и т ь с р а в н е н и е и к л а с с и ф и к а ц и ю п о заданным критериям; 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы 3.Выделять существенную информацию из сообщений разных видов 4. Создавать схемы для решения задач
Регулятивные
1.Формировать о р и е н т а ц и я в нравственном содержании и смысле к а к собственных поступков, так и поступков окружающих людей; 2
.
Формировать адекватное понимание причин успешности\ неуспешности учебной деятельности.
1.Оценивать правильность выполнения д е й с т в и я н а у р о в н е адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; 2.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. 3 . Осуще ствлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Коммуникативные
1.Ад е к в а т н о и с п о л ь з о в а т ь коммуникативные, прежде вс его речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, с т р о и т ь м о н о л о г и ч е с к о е высказывание\ 2.Договариваться и приходить к о б щ е м у р е ш е н и ю в с овместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация знаний.

Планирование способа

деятельности.
– Прочитайте столбики слов. Какова роль мягкого знака в словах? профиль ателье беречь дочь пальмовый серьёзный стеречь ночь брать судья испечь рожь (Контроль и коррекция) - Какова цель нашего сегодняшнего урока? - А зачем нужно знать ещё одну роль мягкого знака?
Фронтальная работа
- Как называются знакомые вам роли мягкого знака? - Каков алгоритм знакомства с новой орфограммой? (Контроль и коррекция)
Работа в парах
- В первом столбике мягкий знак обозначает на письме мягко сть согласного. - В о вто р ом - я в л я е т с я разделительным знаком. - В третьем - указывает на неопределённую форму глагола. - А в четвёртом столбике мы не можем определить роль мягкого знака.
- Определить новую роль мягкого

знака в словах и способ действий

при написании таких слов.
(Дети высказывают свои мнения) - Мы называем их орфограммами. (Вспоминают алгоритм вместе с учителем) 1) определяем общий признак слов;

Открытие нового знания.
(алгоритм фиксируется на доске) - Кто активно помогал при восстановлении алгоритма, подойдите и получите жетоны успеха.
Фронтальная работа
- Прочитайте слова: Душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, мышь, рожь, тишь, нож, плюш, сушь, камыш, плач, ключ. - Определите общий признак слов. - Определите, чем они различаются. - Выясните закономерность написания мягкого знака у существительных с буквой шипящего в конце слова. - Сформулируйте правило написания мягкого знака самостоятельно. - Сравните своё правило с авторским в учебнике на стр.5.
В конце слова после букв шипящих в именах

существительных женского рода мягкий знак

пишется, а в именах существительных
2) определяем, чем они различаются; 3) выясняем закономерность; 4) формулируем правило сам-но; 5) сравниваем своё правило с авторским в учебнике. - Это существительные с буквой шипящего в конце слова в начальной форме. - Это существительные м.р. и ж.р. - У существительных ж.р. мягкий знак написан, а у существительных м.р. мягкого знака нет. (Формулируют правило написания) (Убеждаются в правильности самостоятельно выведенного правила)

мужского рода не пишется.
- Ребята, которые правильно сформулировали правило, получите жетоны успеха. - Можно ли написание после букв шипящих в ко н ц е и м ё н с у щ е с т в и т е л ь н ы х с ч и т а т ь орфограммой? Докажите. - Как обозначить эту орфограмму? - От чего зависит написание ь после букв шипящих в конце имён существительных? Разработайте в группе алгоритм действий при определении, нужно или не нужно писать букву
ь
в конце существительных после букв шипящих. - Ребята я тоже составила такой алгоритм. Давайте сравним наши алгоритмы: (на экране) (Объясняют свою точку зрения) -ночь (ж.р.), камыш (м.р.)
Работа в группах.
( На отдельных листах разрабатывают алгоритм) (Сличают алгоритм учителя со своим, корректируют свои алгоритмы)

Применение нового

знания. Рефлексия.
- Ребята, из группы, у которой получился такой же алгоритм и которые проговорили его, получите жетоны успеха.
Фронтальная работа

Упр. 177.
Диктант с подготовкой. Вставь, где это нужно, букву
ь
, обозначь орфограмму. Клич_ ( ), шалаш_ ( ), реч_ ( ), голыш_ ( ), печ_ ( ), луч_ ( ), дрож_ ( ), брош_ ( ), матч_ ( ), гореч_ ( ), палач_ ( ), гараж_ ( ), карандаш_ ( ). (Контроль и коррекция) - Ребята, которые правильно, пользуясь алгоритмом, объясняли выбор написания, получите жетоны успеха. (Проговаривают алгоритм)



Итог.
- Закройте учебник, напишите слова под диктовку в два столбика. Обозначь орфограмму. - Проверьте свою работу по образцу на экране, исправьте ошибки, если они у вас есть: с
ь
без
ь
речь (ж. р . )

клич ( м.р.) печь ( ж. р. ) шалаш ( м.р. ) дрожь ( ж.р. ) голыш ( м.р. ) брошь ( ж.р. ) луч( м.р) горечь ( ж.р.) матч ( м.р. ) палач (м.р. ) гараж ( м.р ) карандаш (м.р.) - Ребята, которые выполнили задание без ошибок, получите жетоны успеха. -Какую цель ставили?
Самостоятельная работа. Диктант с

самопроверкой.
с
ь
без
ь


… … … … (Сличают свою работу с эталоном, исправляют ошибки)
- Определить новую роль мягкого

знака в словах и способ действий


Оценивание.

Домашнее задание.
- Достигли поставленную цель? -Удовлетворены ли вы результатом проделанной работы? - Посчитайте количество жетонов успеха за урок. (6 – 5 жетона -«5», 4 жетона –«4», 3 жетона –«3»). Стр.13-14, упр.5,6,7 –по выбору (упражнения разного уровня сложности).
при написании таких слов.
- Да. 1. Определили новую роль
ь
в словах, т.е узнали новую орфограмму: «Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных». 2. Разработали алгоритм написания таких слов. (Высказывают свои мнения)


В раздел образования