Напоминание

"Самостоятельная работа учащихся в начальных классах на уроках технологии"


Автор: Анашкина Елена Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ СОШ №32
Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: "Самостоятельная работа учащихся в начальных классах на уроках технологии"
Раздел: начальное образование





Назад




В Концепции модернизации Российского образования, отмечается что, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора; прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что в свою очередь составляет основу развития ключевых компетенцией, определяющих современное качество содержания образования. В современных условиях важнейшей задачей образования является формирование у школьников самостоятельности, ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. На уроках технологии в начальной школе основное внимание традиционно уделяется развитию руки, главным образом – освоению приемов практической деятельности по обработке материалов. Методика обучения представлена в большинстве случаев таким образом, будто действия руки и интеллект существуют по отдельности, лишь отчасти пересекаясь. Таким образом, важнейший общеобразовательный пласт – предметно – практическая деятельность выведен из образовательного процесса. Именно это составляет основное противоречие новой школы. В методике трудового обучения преобладающим методом является прямой показ практических действий учителем и копирование, повторение их младшими школьниками. При такой системе обучения внутренняя, ориентировочная часть действия остается от ребенка скрытой, приемы самостоятельности формируются незначительно. Необходимо создание
обновленной системы трудового обучения, в которой главное внимание будет обращено не на внешнюю (практическую, исполнительскую) часть способов работы, а на внутреннюю (умственную, познавательную, самостоятельную). Как же сформировать самостоятельность у младших школьников на уроках технологии? В теоретическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы учащихся важно выделить сущность понятия самостоятельной работы учащихся на уроке как педагогического явления. Самостоятельность – приобретаемое качество личности, оно формируется по мере взросления личности при наличии целого ряда условий, наиболее значительным из которых является расширение круга тех видов деятельности и тех сфер общения, где человек может обходиться без посторонней помощи, надеясь исключительно на имеющийся личный опыт Ребенок, переступающий порог школы, умениями самостоятельно осуществлять учебную деятельность не владеет. В процессе обучения он должен до стичь определенного, до статочно высокого у р о вн я самостоятельности, открывающего, возможность справится с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. О необходимости формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения писал еще Ушинский К.Д. «Должно постоянно помнить, что передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания, дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения» В процессе трудового обучения, трудовая деятельность является одним из доступных видов деятельности младших школьников. Данная форма деятельности детей при педагогически ценной ее организации
сопутствует познавательному интересу, т.к. ребенок, выполняя творческую работу, самостоятельно вынужден оперировать приобретенными умениями, знаниями, навыками. А также совершать ту поисковую, творческую, активную деятельность, на которую рассчитывает учитель, и тем самым ребенок поднимается на новый более высокий уровень познания, укрепляя при этом самостоятельность, познавательную активность к учению. В условиях учебного трудового процесса таким видом деятельности являются различные виды самостоятельных работ, которые в своей совокупности могут решать задачи вербального, сенсорного и двигательного развития младших школьников. Они учат их не только решать задачи, но и ставить их, планировать трудовую деятельность, выбирать способы ее выполнения на различных вариантах, с целью выбора оптимального решения. Кроме того, самостоятельная деятельность располагает наибольшими возможностями для использования индивидуальных средств учебного познания. Учебные задания для самостоятельной работы, связанные с организацией деятельности ученика, которая поддерживает и укрепляет положительные мотивы учения, интерес к знаниям. Имеется в виду поисковая деятельность, основанная на проблемности, исследовании, элементах творчества, опытничества, элементарного рационализаторства и конструирования, где наиболее эффективно формируется творческое мышление, развивается пространственное воображение; формируются общие умения и навыки уметь наблюдать, выделять главное, объединять и обобщать факты, применять имеющиеся знания, умения и первоначальные навыки к решению конкретных поставленных задач; развиваются способности к самостоятельной деятельности, т.е. умение самостоятельно приобретать знания и при необходимости рационально пользоваться ими. Таким образом, проблема развития у детей самостоятельности в наше время приобретает особое внимание и значение. Так как самостоятельность становится необходимой не только в учебных целях, но и для формирования
у будущих тружеников потребностей для непрерывного образования и самообразования, а также в умении видеть сущность стоящей перед ними задачи и ориентироваться в новых условиях жизни и труда. Самостоятельность, осуществляемая младшими школьниками, приводит в активное состояние его физические и духовные силы. В зависимости от вида деятельности в одних случаях в большей степени проявляется физическая активность - развитие нервно-мышечного аппарата, выработку сложной координации движений, тренировку мышц кисти и пальцев, когда руки ребенка в результате трудовых упражнений делаются более «послушными» и ловкими, способными в течение относительно длительного времени выполнять точные, координированные движения. Важна и интеллектуальная (мыслительная) активность, где трудовая деятельность сопровождается напряженной мыслительной деятельностью, когда т ренируют ся сложнейшие системы " в о с п р и н и м а ю щ и х , сигнализирующих, управляющих, координирующих, регулирующих, контролирующих механизмов головного мозга и проводящих нервных путей". Эти системы охватывают весь головной мозг ребенка: в трудовом процессе участвуют почти все анализаторы, в частности: - кинестетические: рабочие движения, сопротивление материалов резанию, пилению, излому и т.д.; - зрительные: внешние признаки материалов, инструментов, изделий их форма, цвет и т.д.; - осязательные: твердость, шероховатость, гладкость поверхности: - слуховые ощущения: звуки при резании, пилении, звуки при ударе молотком, трении и т.д.; - обонятельные ощущения: запах клея, запах различных пород древесины и т.д. В проце сс е развития у младших школьников т р уд о в о й самостоятельности, самое главное состоит в том, чтобы в трудовой деятельности он не был пассивным исполнителем чужих заданий. Поэтому и
необходимо в подражательной самостоятельности, особенно на первом этапе обучения, и вкладывать большие возможности развития личности ребенка. Отдавая должное проявлениям продуктивно-подражательной самостоятельности, задержка детей на этом уровне не обеспечивает развитие ребенка. При таком обучении основное внимание учителя сосредоточено на изготовление детьми различных изделий по принципу «делай, как я». И часто забывают о том, что на первом месте должен стоять осмысленный труд младших школьников, в процессе которого они осваивают общетрудовые и политехнические знания, умения и первоначальные навыки, порождающие у школьников интерес к теории и практике, заставляющие ребёнка самостоятельно искать научные ответы на вопросы, возникшие в ходу трудовой деятельности. Всё это делает более осмысленным в глазах детей процесс освоения знаний, а сами изделия, предметы, которые изготавливают младшие школьники, должны иметь соподчиненное значение. Поисково-творческая самостоятельность детей - более высокий уровень деятельности, а значит и развития младших школьников, т.к. они выступают исполнителем практических задач и заданий, поставленных учителем. Имеется в виду: анализ детьми трудовых заданий (объектов труда), изучение материалов, ручных орудий труда, технологических процессов, творческое планирование трудовой деятельности, рациональная организация рабочего места и трудовой деятельности, ее контроль, усовершенствование изделия или технологии и др. В процессе поиска самостоятельных путей решения, пробы различных вариантов решения поставленной задачи у детей постепенно формируется особый, деловой склад ума с установкой на определенное качество выполнения работы, т.к. при изготовлении любых изделий необходимо точно измерить, разметить заготовку, правильно вести технологический процесс. Сравнивая, сопоставляя одни предметы с другими, младшие школьники приучаются находить отличительные признаки в разнотипных объектах. Если ребенок хоть раз самостоятельно «решил» какую-либо задачу, то
он начинает осознавать, что правильно организованная практическая деятельность создает потребность в определенных знаниях, пробуждает его интерес и стремление к ним. Толкает на приобретение новых знаний, а это и есть самое главное, т.к. ребенок приобретает способность к самообразованию и переходит на более высокий уровень самостоятельности, которая представляет более широкие возможности для развития всех потенциальных сил ребенка при решении различных практических заданий и задач, которые характеризуются новизной, необычностью, определенной сложностью. Самостоятельность младшего школьника тесно связана с решением проблемы, которая может быть осуществлена различными путями. Самостоятельность заключена в той деятельности, каждое звено которой содержит в себе известную степень неопределенности, в деятельности, приносящей новую информацию, предполагающей самоорганизацию. Показателями проявления школьниками трудовой творческой самостоятельности в психологии принято считать: новизну, оригинальность решения задачи, отход от шаблона, ломку сложившихся традиций, целесообразность, неожиданность решения. Творческая трудовая деятельность дает ребенку несравненно больше, чем пассивное наблюдение предметов и явлений мира, т.к. в процессе трудовой деятельности дети не только наблюдают, но и сами делают определенные изделия, что ставит ребенка в непосредственное действенное соприкосновение с предметами физического мира. Развитию всех потенциальных возможностей личности ребенка, его творческого потенциала в большей мере способствует творческая самостоятельность. Не случайно, что творчество в широком смысле рассматривается в психологии как важный «механизм развития», а трудовая творческая деятельность школьника - как наиболее продуктивная. Как известно, первые трудовые навыки обычно бывают очень прочны, как правило, остаются у человека на всю жизнь. Поэтому очень важно, начиная с первых занятий, не играть с детьми в труд, а систематически, в
строгой логической последовательности учить их труду. На данном этапе обучения необходимо рассказать, показать учащимся, как следует правильно организовать свой труд, с чего начать, как лучше выполнить ту или иную технологическую операцию, какими знаниями и умениями необходимо овладеть и т.д. При этом важно добиваться того, чтобы дети поняли смысл каждой технологической операции, каждого практического задания, учить читать различные учебные инструкционные и технологические карты, технические рисунки, эскизы, схемы, таблицы, а также другую технико-технологическую документацию. Это важный фактор развития личности, так как приводит к познанию своих возможностей. Следует постоянно стремиться к тому, чтобы сам школьник проявлял активную трудовую деятельность, учился самостоятельно преодолевать возникшие в работе трудности. С первого урока трудового обучения занятия должны вестись так, чтобы рассмотрение каждого нового вопроса доводилось до наивысшего уровня обобщения (естественно, в пределах, доступных для детей данного возраста и с учетом их подготовки). Формирование у младших школьников самостоятельности будет осуществляться эффективно при реализации определённых условий: - введение в систему трудового обучения специальных заданий, упражнений и задач на развитие самостоятельности. - систематическое включение младших школьников в трудовую деятельность на уроках технологии. - оптимальное использование методов обучения, направленных на формирование самостоятельности у младших школьников на уроках технологии. Развитию познавательной и практической самостоятельности младших школьников способствует наличие, сформированность следующих общих учебных умений: анализа, планирования и самоконтроля. Главное место в методике отводится умению анализа. Чтобы сделать анализ дети должны
уметь прочитать чертеж, технический рисунок, технологическую карту; по образцу, чертежу или рисунку разобраться в устройстве изделия, определить его существенные признаки и способ изготовления; составить план работы; выполнить намеченные трудовые операции; осуществить самоконтроль за соблюдение требований к изделию; оценить свою работу и работу товарищей. При отборе объектов труда необходимо учитывать, что ученики должны получить не любые знания, а стержневые, ведущие. Задания для самостоятельного изучения элементов графической грамоты. Задания для самостоятельного изучения условных рабочих линий
Задания для формирования приемов самоконтроля Задания для формирования умения планировать работу
Вариативность заданий – одно из важных условий , при соблюдении которого самостоятельная работа становится действенным средством активизации учебно-трудовой деятельности школьников. Изготовление изделий одного назначения и формы разными способами
Изготовление одного и того же изделия различными способами При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Педагогический энциклопедический словарь. Золотой фонд. Научное издательство « Большая Российская Энциклопедия», 2002; Оформление ООО «ДРОФА», 2003 / Главный редактор Б.М. Бим – Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебов и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003 – 528 с. – ил. 2. Программа «Технология» «Художественный труд и искусство» для четырехлетней начальной школы Допущено Министерством образования и науки РФ (Письмо № 13-58-487/17 от 21.04.2003 г.) Авторы. О.А. Куревина, Е.А. Лутцева 4. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретика – экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980 – 240 с. 5. Ананьев. В. Г. Человек как предмет познания. - Л.: издательство ЛГУ, 1968. – 388с.: ил. 7. Есипов. Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: Учпедгиз 1961. - 127с. 8.Ушинский. К.Д. Сенсорно-двигательное развитие труда. Народное образование. 1987 №8 – С.24 – 26. 9. Занков. Л.В. Индивидуальные варианты развития младших школьников (под редакцией М.В. Занкова и М.А. Зверевой.) - М.: Педагогика 1973. - 234с. 10. Пидкасистый. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М.: 1980. – 124с.


В раздел образования