Автор: Трефилова Анна Сергеевна Должность: учитель Учебное заведение: МКОУ Новольвовская СОШ Населённый пункт: пгт. Новольвовск, Кимовского района, Тульской области Наименование материала: конспект Тема: "Корзина с еловыми шишками" Раздел: начальное образование
Трефилова Анна Сергеевна
Конспект урока по литературному чтению
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Тема: Русская народная сказка «Каша из топора».
Цель урока : Познакомить детей с новым видом сказок – бытовым,
учить
работать
с
научно-художественным
текстом,
формировать
читательскую компетенцию.
Задачи урока:
1.
Актуализировать
знания
обучающихся,
по
изученному
из
раздела «Русские народные сказки».
2.
Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль
произведения.
3.
Развивать навык выразительного чтения по ролям.
4.
На
материале
урока
формировать
коммуникативные
и
личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению
другого
человека,
принимать
точку
зрения,
отличную
от
собственной,
отстаивать собственную точку зрения.
5.
Организовать самооценку обучающихся.
Оборудование: Учебник по литературному чтению (В.Г. Горецкий,
Л.Ф. Климанова); презентация, толковый словарь, аудио запись для физ.
минутки.
Оформление доски:
«Каша из топора» - русская народная бытовая сказка.
Около кола – колокола,
И на колах – колокола.
Служивый – солдат, военнослужащий.
Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.
Изба – деревянный, крестьянский дом.
1
Трефилова Анна Сергеевна
Вдоволь – достаточно.
Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.
Чулан – помещение в доме, служило кладовой.
Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.
Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.
Коли – если бы.
Этакую – такую.
Смётка – смекалка.
План урока:
I.Организационный момент.
II.Речевая разминка.
III.Проверка домашнего задания.
IV.Постановка цели урока.
V.Изучение нового материала.
VI.Физ.минутка.
VII.Закрепление изученного материала.
VIII.Итог урока.
IX .Рефлексия
2
Трефилова Анна Сергеевна
Технологическая карта урока
Этапы урока;
з а д а ч и
в
деятельности
обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
УУД
1.Актуализация
знаний
обучающихся
Вспомнить
некоторые
изученные
произведения
из
р а з д е л а
п о
готовой модели и
уточнить
знания
о типах сказок
Организационный
момент
Ребята,
посмотрите
друг
на друга и улыбнитесь, а
теперь
подарите
ваши
у л ы б к и
у ч и т е л ю .
Спасибо.
Девиз нашего урока:
«Было
бы
желание,
а
путь найдётся!»
- Какую тему изучали на
уроке
л и т е р ат у р н о го
чтения? (Устное народное
творчество.)
- Какие жанры относятся
к
устному
народному
творчеству? (Пословицы,
п е с н и ,
с к а з к и ,
поговорки.)
Самоконтроль
готовности к уроку
Высказывания детей
Объяснение девиза.
Личностные
Коммуникат
ивные
Познаватель
ные
(логические)
Познаватель
ные
(логические-
анализ
объектов
с
целью
выделения
признаков)
2.Целеполагание
На доске запись: Обман –
определяют
тему
Познаватель
3
Трефилова Анна Сергеевна
Определить
тему
урока,
поставить
цели,
наметить
п л а н
у ч е б н ы х
действий
это . . .
З а д а н и е : Прочитайте
предложение
на
доске.
Как
вы
понимаете
его
с м ы с л ?
( Р е б я т а
в ы с к а з ы в а ю т
с в о ё
мнение.)
- как вы думаете с каким
видом
сказок
мы
будем
с е г о д н я
р а б о т а т ь ?
(бытовые)(предположения
детей).
Д.:
В
бытовых
сказках
говорится
о
бедных
или
богатых людях.
У.:
В
бытовых
сказках
высмеивается
жадность,
с к у п о с т ь ,
г л у п о с т ь
богатых людей и доброта,
ум,
смекалка
бедных.
Главными героями сказки
я в л я ю т с я
л ю д и ,
а
действия
происходят
в
о б ы ч н ы х
д о м а х ,
в
деревнях.
Каждая
сказка
обязательно чему-то учит,
в ы с м е и в а е т
п л о х и е
п о с т у п к и
и л и
отрицательные
качества
урока
-Русская
н а р одн а я
с к а з к а
« к а ш а
и з
топора»
Высказывания
детей(предположения)
Ответы детей
-Познакомиться
со
сказкой,
научиться
ч и т а т ь
с к а з к у
выразительно,
н а х о д и т ь
в
н е й
к р а с и в ы е
с л о в а ,
узнать новые слова,
Для того,чтобы узнать
м н о г о
н о в о г о
и
интересного,
уметь
красиво
и
правильно
говорить
самим,
и,
чтобы
было
приятно
с л у ш а т ь
д р у г и м ,
п о б е ж д а т ь
в
конкурсах чтецов
-
П р о ч и т а т ь
и л и
прослушать сказку
-
Пораб от ат ь
н а д
содержанием сказки
-
П о д г о т о в и т ь
выразительное чтение
ные
(информацио
н н ы е
-
извлечение
информации)
Коммуникат
ивные
Регулятивны
е
(принятие
ц е л и
и
постановка
задач урока)
Личностные
(установлени
е
с в я з и
между целью
учебной
деятельности
и
е ё
мотивом)
Регулятивны
е
(составление
п л а н а
и
последовател
ьности
4
Трефилова Анна Сергеевна
человека.
Скажите ребята, кто из вас
з н а е т
к а к и е - н и б у д ь
бытовые сказки?
Д.: Нет, не знаем.
На доске:
- П о з н а к о м и т ь с я
с
произведением……
-Узнать новое
- Н ау ч и т ь с я
ч и т а т ь
выразительно по ролям
-
посмотрите
на
доску,
здесь
записаны
фразы,
которые я предлагаю вам
продолжить
это
план
нашего
занятия,
то
что
мы сегодня будем делать
по ролям
-
О ц е н и т ь
с в о ю
работу на уроке
О п р е д е л и л и
т е м у
у р о ка ,
п о с т а в и л и
цели,
наметили
план
действий
действий)
3.Открытие
новых знаний
Познакомиться
с о
с к а з к о й ;
п о н я т ь
ч е м
отличаются
бытовые
сказки
от других видов
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
У . :
Я
в и ж у ,
в ы
затрудняетесь
ответить.
Тогда
я
вам
п ом о г у.
Р е бя т а ,
с е год н я
м ы
познакомимся
с
одной
бытовой сказкой, которая
называется:
«Каша
из
топора».
Кому-нибудь
знакомо
название
этой
сказки?
Познакомиться
с
произведением
«Каша из топора»
Регулятивны
е (удержание
цели урока)
Коммуникат
ивные
(планирован
ие
сотрудничест
ва)
5
Трефилова Анна Сергеевна
Д.: Знакомо.
У.: Как вы думаете, о чем
эта
сказка?
Почему
она
так называется?
Д . :
Э т а
с к а з к а
рассказывает
о
том,
как
готовить кашу из топора.
Она
так
н а з ы в а е т с я ,
потому что в ней варили
топор.
У.:
Ребята,
в
это
сказке
действительно
р а с с ка з ы ва е т с я ,
к а к
варили
кашу
из
топора,
скажите, а почему же она
относится
к
бытовой
сказке?
Д.: Значит, в этой сказке
г л а в н ы м и
г е р о я м и
являются
люди,
поэтому
эта сказка бытовая.
У.:
А
если
бы
мы
не
знали,
что
эта
сказка
бытовая,
смогли
бы
мы
по
названию
с к а з к и
о п р ед е л и т ь
гл а в н ы х
героев?
Д.: Нет, смогли.
У. :
Д л я
т о го
ч т о б ы
Высказывания детей
Коммуникат
ивные
Коммуникат
ивные
Регулятивны
е
Познаватель
ные
(поиск
6
Трефилова Анна Сергеевна
Первичная
отнести
эту
сказку
к
бытовым,
важно
только
знать, что главные герои
люди?
Д.:
Нет,
еще
с к а з к а
должна чему-то учить и
в ы с м е и в а т ь
п л о х и е
поступки людей.
У.:
Молодцы,
скажите,
хотели
бы
вы
узнать,
чему учит нас эта сказка,
и как же все-таки сварить
кашу из топора?
Д.: Да, мы очень хотим
узнать.
У.: Хорошо, тогда сейчас
я
прочитаю
вам
э ту
с к а з к у,
а
в ы
м е н я
внимательно слушайте.
По ходу чтения словарная
работа
.
У. : Понравилась сказка?
Ответы детей
Д е т и
п р о б у ю т
объяснить
значение
слов
Ответы детей
Д е т и
п р о б у ю т
объяснить
значение
слов
Найти
его
в
словаре
(работа со словарём)
информации,
знаково-
символическ
ие)
Коммуникат
ивные
Познаватель
ные
(информацио
н н ы е
–
представлен
ие
информации)
Познаватель
ные
(сравнение,
анализ)
Регулятивны
е (удержание
7
Трефилова Анна Сергеевна
проверка
понимания:
Чем понравилась?
Д.
:
Нам
понравилась
с к а з к а .
В
н е й
действительно
варили
кашу из топора, хотя на
с а м о м
д е л е
к а ш а
получилась без топора.
У. :
Уд и в и л о
л и
в а с
название сказки?
Д.:
Да,
снача ла
н а с
удивило название сказки,
но
потом
мы
поняли,
п о ч е м у
о н а
т а к
называется.
У.: Что же высмеивается
в этой сказке?
Д . :
В
э т о й
с к а з к е
высмеивается
жадность
старухи
и
то,
что
она
хотела обмануть солдата.
Найти
и
прочитать,
как
м е н я л о с ь
п о в е д е н и е
старухи?
Найти
в
тексте
как
вел
себя солдат?
Перечитать сказку
Самостоятельная
работа
(чтение
про
себя),
чтение
ответов
на вопросы.
Ответы
детей
(поиск
цели)
Познаватель
ные
Коммуникат
ивные
Познаватель
ные
(извлечение
информации)
Коммуникат
ивнвые
Познаватель
ные
Регулятивны
е
8
Трефилова Анна Сергеевна
ответа в книге)
4.Формирование
первичных
у м е н и й
н а
основе
самоконтроля
Учиться
читать
выразительно
по
ролям
Какова
наша
последняя
цель?
Что значит прочитать по
ролям?
Что
значит
прочитать
выразительно?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(под музыку)
Я
предлагаю
поработать
в
г р у п п е
н а д
выразительным
чтением
по ролям всей сказки
На
ваших
партах
лежат
«Волшебные
линеечки».
Какие критерии выберем
для самооценки?
Предположите,
как
вы
с п р а в и т е с ь
с
выразительным
чтением
и исполнением роли?
Начинаем подготовку
Проверим работу
Отметьте на «Волшебной
линеечке»
результаты
работы
Научиться
читать
выразительно
п о
ролям
Чтение
памятки
на
фор заце
у ч е б н и к а
(тренировочное
чтение отрывка)
Чтение
памятки
на
фор заце
у ч е б н и к а
(тренировочное
чтение отрывка)
Выразительность,
исполнение роли
Помечают
Работа в группе
Выразительное чтение
по ролям
Помечают
(самооценка)
Регулятивны
е
Регулятивны
е
(контроль,
оценка)
Личностные
(способность
к самооценке
н а
о с н о в е
критерия
успешности
учебной
деятельности
)
9
Трефилова Анна Сергеевна
Вст аньте
те,
у
ко го
совпали?
Встаньте те, у кого выше?
Встаньте те, у кого ниже?
Выскажите
друг
другу
пожелания
Какую важную работу мы
с вами проделали?
Высказывания детей
У ч и л и с ь
ч и т а т ь
в ы р а з и т е л ь н о
п о
ролям
(пометить
на
доске),
узнали
что
такое бытовые сказки,
чем
они
отличаются
от других сказок
5.Рефлексия
Ко н т р о л ь н о
–
оценочный этап
Формировать
умение оценивать
себя
Подведём итоги урока
Какую сказку читали?
Чего
вы
не
знали,
а
сейчас знаете – новое для
вас?
П р и г о д я т с я
л и
в а м
знания
этого
урока
в
дальнейшей жизни? Где?
Как?
На
столах
у
вас
лежат
снежинки.
Выберите
из
н и х
т у ,
к о т о р а я
соответствует
вашим
знаниям:
-
всё получилось,
доволен своей работой
- не всё получилось,
но могу работать лучше
Русскую
народную
с к а з к у,
б ы т о в у ю
«Каша из топора»
Ответы детей
Ответы детей
Самооценка
Личностные
Личностные
(способность
к самооценке
н а
о с н о в е
критерия
успешности
учебной
деятельности
)
10
Трефилова Анна Сергеевна
-
е щ ё
е с т ь
затруднения в работе
Регулятивны
е
6.Выбор
домашнего
задания
Варианты:
- подробный пересказ по
плану (уч. с. 141)
-
творческая
р а б от а :
с о з д а н и е
к н и ж к и
–
малышки
для
классной
библиотеки
- задания в тетради
Список использованной литературы.
Гладнева,
С.
Г.
Задания
для
практической
работы
по
курсу
«Теоретические
основы
и
технологии
начального
литературного
образования»:
Учебно-методическое
пособие
для
студентов-
бакалавров педагогических вузов / С. Г. Гладнева. – Тула: Изд-во Тул.
гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2009. – 96 с.
Воюшина М. П. Анализ художественного произведения на уроках
чтения
во втором классе четырехлетней начальной школы. – Л.:
ЛГЛИ им. А.И. Герцена, 1989. – с. 3.
Колесникова
О.И.
Филологические
основы
работы
над
произведением на уроках чтения // Начальная школа. – 2000. - № 11.
с. 6.
11
Трефилова Анна Сергеевна