Напоминание

"Тренинг коммуникативной компетентности"


Автор: Перетятько Гульфия Юсуповна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества "Созвездие"
Населённый пункт: г. Надым, ЯНАО
Наименование материала: тренинг
Тема: "Тренинг коммуникативной компетентности"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Тренинг коммуникативной компетентности

Занятия делятся на четыре блока:
1. Диагностический блок для определения основных тенденций поведения подростков в реальной группе 2. мини-лекции, беседы, групповые дискуссии 3. Групповые занятия по развитию коммуникативных навыков 4. Написание с группой «Синквейна»
Продолжительность

занятий:
всего семь занятий
,
каждое занятие рассчитано на 2 академических часа, частота проведения - два раза в неделю. Занятия проходят в помещении, имеющем достаточную площадь для проведения игровых и динамических упражнений.
Предполагаемый результат:
 У подростков сформируется адекватная самооценка, снизится потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющего поведения  Снижение уровня тревожности  Формирование новых, более эффективных коммуникативных навыков  Разовьются способности подростков понимать друг друга  Освоения средства общения: вербальные и невербальные
Целевая группа:
подростки из числа коренных малочисленных народов Севера в возрасте от 13 до 14 лет, группа из 12 человек. Каждое занятие имеет структуру и включает в себя следующие виды упражнений и формы групповой работы, представленные в определенной последовательности: 1. Упражнения – активаторы, используемые для с о з д а н и я доброжелательной рабочей остановки и снятия психологических барьеров в общении 2. Обсуждение происходящего в промежуток между занятиями, направленное на анализ изменений в поведении подростков 3. Разминка в виде игры или упражнения, способствующая включению в групповую работу
4. Упражнения, предназначены для развития способностей планирования поведения и анализа ситуации с прогнозом их решения 5. Групповые дискуссии и мозговые штурмы как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуаций 6. Рефлексия – подведение итогов занятия, получение обратной связи участниками и тренером 7. Прощание – ведущий, прощается с группой, высказывая пожелания, что бы все, что они приобрели на занятиях, пригодилось в жизни.
1 день

Введение
10 мин. Знакомство с целью. Основной целью программы является повышение уровня коммуникативной компетентности у подростков. Задачи тренинга. В ходе нашей работы мы будем развивать способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении, познавать свои возможностей и ограничения во взаимодействии с другими людьми. Научимся осознавать и снимать внутренние барьеры и зажимы, мешающие эффективной коммуникации. Разовьем способности прогнозировать поведение другого человека. Вы сможете увидеть себя глазами сверстников, прожить вместе сложные жизненные ситуации, отреагировать и выразить свои переживания, обсудить актуальные проблемы. Обсуждение правил групповой работы: 1. Правило активности. В групповой работе участвуют все. 2. Правило искренности. Каждый участник искренен, что способствует установлению доверительных отношений в группе. 3. Правило равноценности. В группе все равны. В ней нет статусных различий. 4. Правило "здесь и теперь". Обсуждению в группе подлежит только то, что происходит непосредственно в ходе тренинга.
5. Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся личных жизненных историй каждого, не выносится за ее пределы. 6. Правило конструктивной обратной связи. Участники договариваются не давать общую оценку личности, а говорить о поведении, описывать происходящее. 7. Дисциплина (мобильники, опоздания и т.д.)
Знакомство.
15 мин. «Давайте познакомимся и сделаем это таким образом. Каждый по очереди (по кругу, по часовой стрелке) будет называть свое имя, а также одно из своих реальных хобби, увлечений и одно желаемое хобби, то, которое вы хотели бы иметь, но которое пока по той или иной причине не осуществилось. Тот, кто будет представляться вторым, прежде чем рассказать о себе, повторит сказанное первым. Начиная с третьего все будут повторять то, что расскажут о себе два предыдущих человека. Итак: имя, хобби реальное и хобби желаемое...» [4, с.44]. После знакомства обсуждается данное упражнение как любое упражнение в тренинге. Что было труднее: говорить о себе или повторять за другими. После дискуссии можно сделать вывод, что люди часто не слышат друг друга, потому что заняты своими мыслями. Далее можно перейти к разговору об одной из целей тренинга — научиться слушать и лучше понимать собеседника.
Игра «Атомы и молекулы»
5 мин.
Цель:
снятие напряжения, агрессивности, создание дружественной обстановки. Все встают в круг. Тренер дает инструкцию: «Наша комната — это некая емкость. Все участники— «атомы». А «атомы» все время двигаются, сталкиваются и объединяются в молекулы. Двигаются «атомы» в зависимости от температуры. Низкая температура — медленнее, а высокая — быстрее. По моей команде вы начнете двигаться и сталкиваться, а когда я буду называть цифру, то объединяться в группы («молекулы») с тем числом
человек, которое я назову. Затем разъединяетесь, опять двигаетесь и объединяйтесь». Начинать объединять в группы можно с двух-трех человек, а закончить сбором всех в одну группу [40, с.162].
Упражнение «Двадцать Я»
20 мин.
Цель:
развитие рефлексии. В течение 10 минут ребята должны письменно ответить на вопрос «Кто я?», используя 20 слов или словосочетаний. По окончании работы ее результаты анализируются. Ребятам предлагается отметить «плюсами» те ответы, которые им в себе нравятся, а «минусами» — те, которые не нравятся. Ребятам представляется точка зрения А.М.Прихожан: если человек написал меньше 15 ответов, то он знает себя не очень хорошо, если меньше — можно говорить, что он знает себя. Такие ответы, как «я - девочка», «я - ученик» не учитываются. Количество «плюсов»-«минусов» говорят о самооценке [30, с.115].
«Метафора общения»
5 мин.
Цель:
Иллюстрировать аспекты духовного развития, формирование содержательного контекста в группе и регулирование эмоциональной атмосферы. «Однажды один человек заблудился в лесу, и, хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал. Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтоб обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник. Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с большим облегчением: «Я тоже заблудился». Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных дорог,
которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими приключениями и, забыв усталость и голод, вместе шли по лесу. Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать. Но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие по жизни станет не таким уж плохим, и мы сможем находить лучшие пути.» [14]
Подведение итогов, обсуждение занятия
. 5 мин.
2 день

Разминка «Поздороваться с комплиментом»
5-7 мин. Инструкция для участников: «Сейчас вы все встанете и будете здороваться друг с другом. Каждый должен будет поздороваться с каждым. Но здороваться не просто так, а с комплиментом. Лучше с необычным комплиментом. Но комплимент вы придумываете только для первого человека, который будет с вами здороваться. Дальше вы выслушиваете комплимент, который сказали вам, запоминаете его и, здороваясь со следующим, говорите ему этот комплимент. Затем опять выслушиваете комплимент, который говорят вам, и опять передаете его следующему. И так — пока не поздороваетесь с каждым в группе. Таким образом, вам может вернуться ваш же комплимент». Бывает очень смешно, когда мужчинам достается женский комплимент и наоборот [40, с.154].
« Почетный гость »
25 мин.
Цель:
Утвердить право личности на уважение группы. Выявить и зафиксировать в сознании аудитории достойные формы уважительного обращения с человеком. Ведущий объясняет сущность игры: « Сейчас один из вас на время покинет помещение и подождет за дверью, пока его не вызовут. Из остальных мы выберем семь человек в состав жюри, которое будет оценивать (по
пятибалльной шкале) последующее поведение каждого участника игры. Задача вот в чем: человек за дверью – наш почетный гость. Вообразим себе, что он иностранец, друг нашей страны, внесший определенный вклад в развитие сердечных отношений между своим и нашим народами. Он может заранее выбрать для себя любую национальную принадлежность. Кто-то вызовется быть сопровождающим лицом и заодно переводчиком нашего почетного гостя: он – то и введет его в комнату. Далее, каждый из вас постарается пожать руку гостю, о чем-то спросить, что-то рассказать, в общем, сделать так, чтобы он не скучал. Члены жюри, принимая решения, независимо друг от друга, снижает оценку тем, кто поведет себя с гостем слишком сухо или развязано. Развязанных будем выводить из игры. По оценкам членов жюри будет выведена средняя арифметическая оценка для каждого участника взаимодействия». Ведущий вме сте с группой определяет членов жюри и сопровождающие лицо, а затем отсылает за дверь протагониста, выбранного по своему усмотрению. Сопровождающее лицо покидает комнату, чтобы через минуту ввести в нее «гостя». Протагониста окружают кольцом, в произвольном порядке усаживаясь вокруг него. Очередность контакта с ним не имеет значения, но все участники игры должны этот контакт осуществить. [40 , с.161]
„Найди по инструкции"
15 мин.
Цель:
Развитие вербальных способов общения Работа в парах. Один партнер закрывает глаза и по инструкции, данной вторым партнером, должен найти спрятанный предмет. Инструкцию можно давать только вербально. Затем партнеры меняются ролями [12].
Как укреплять свою коммуникабельность
10 мин.
Цель:
развитие базовых коммуникативных умений «Облегчите другим общение с вами, идя им навстречу. Для этого внимательно изучите следующие рекомендации и следуйте им. И вы будете «душой общества»».
Серьезно ищите себе друзей. Открыто проявляйте интерес к другому человеку. Идите навстречу людям с открытым сердцем. Улыбайтесь до того, как начнете говорить. Спрашивайте других об их интересах. Сначала представляйтесь сами, называя свое имя. Задавайте человеку вопросы. Сами говорите меньше. Отвечайте на каждый заданный вам вопрос. Помогайте другим преодолевать трудности. Проявляйте сердечность. Будьте спокойны и невозмутимы. Будьте терпимы и оптимистичны. Говорите четко и членораздельно мелодичным голосом. Смотрите на человека заинтересованно. Проявляйте понимание. Внимательно слушайте собеседника. Запоминайте то, что говорил собеседник. Держите себя спокойно и уверенно. Крайне осторожно высказывайте свою точку зрения [4, 118]. Подведение итогов, обсуждение занятия. 5 мин.
3 день

Разминка «Найди свою пару»
5-7 мин. Все встают в круг. Тренер дает задание: «Сейчас опустите головы вниз. Как только я начну считать до трех, то на счет «раз» вы должны будете поднять голову и взглядом найти себе пару, а на счет «три» одновременно показать руками друг на друга». Тренер играет, если в группе нечетное количество игроков. Если пары
не совпали, то можно повторить еще раз. Если все пары совпали, то можно попросить закрыть глаза, обернуться вокруг себя три раза и найти свою пару, не открывая глаз [40, с.150].
«Интервью».
15 мин.
Цель:
Развитие вербальных способов общения Каждому по очереди задают вопросы. Отвечающий сам решает, на какие вопросы он будет отвечать, на какие — нет. Отвечать можно с разной степенью откровенности, искренности, можно отвечать от какого-либо вымышленного лица. В ходе работы обращать внимание спрашивающих на использование имен, визуальный контакт, оформление вопросов, предоставление возможности отвечающему дать свой собственный ответ. Ведущий группы (преподаватель) участвует в этом упражнении на общих основаниях. Он может задавать вопросы, должен побывать в роли отвечающего на вопросы. По окончании упражнения — рефлексия. Отметить сложность выбора вопроса, его формулирования, всегда ли ответ воспринимался как ответ на поставленный вопрос. С чем это может быть связано? Данное упражнение может проводиться в разных вариантах: — отвечающий своего места не меняет, сидит там, где всегда; — стул, на котором сидит отвечающий на вопросы, стоит в середине круга. Лучше, чтобы за спиной у отвечающего никого не было [12].
«Скульптор—глина»
20 мин.
Цель:
Развитие невербальных способов общения Все дети делятся на пары. Каждая пара договаривается, кто будет «скульптором», а кто — «глиной». Каждый «скульптор» должен задумать какое-то чувство, записать его на карточку, спрятать ее в карман и никому не показывать. После того как название скульптуры загадано, «скульптор разминает глину»: делает «легкий массаж», чтобы из мягкой, податливой глины вылепить задуманную скульптуру.
Затем скульптор ставит статую в нужную позу, придает ее лицу нужное выражение и произносит магическую формулу: «Шедевр закончен!» От «скульптуры» требуется только одно: назвать себя, т. е. указать, какое чувство выражается данной позой и мимикой. Получив от «скульптуры» ответ, «скульптор» достает карточку с тайной записью. Если ответ совпадет с замыслом, «скульптура» отправится на выставку шедевров. Постаментами служат стулья, а восхищенными зрителями могут быть все желающие угадать название скульптуры. Если зрители тоже угадывают название, автор шедевра получает звание «Лучший выразитель чувств». Каждый участник должен получить возможность испытать себя как в роли «скульптора», так и в роли «глины» [4,с. 93].
«Техника вежливого отказа»
20 мин.
Цель:
выявить и зафиксировать в сознании аудитории достойные формы уважительного обращения с человеком. « Предположим, к вам пришел рекламный агент с целью вынудить вас что-нибудь купить или другими навязчивыми намерениями. Вы торопитесь и, кроме того, совершенно не заинтересованы в том, что вам предлагается. Как быть? Иногда и умение просто выгнать бывает полезно, но сейчас наша цель научится другому опыту действия. А время идет…Конечно же, рекламный агент специально обучен и действует расчетливо, используя все ваши слабые стороны. Что делать? Как поступить? Что говорить? Но нужно как-то решить эту проблему. Причем: Не потерять время. Не выйти из себя. Не поддаться на уговоры.» Участникам предлагается, объединится в пары, и проиграть вышеописанную ситуацию. При этом задача агента, всеми способами пытаться «зацепить клиента». «Утилизировать» аргументы клиента, не давая ему возможность
повторять один и тот же отказ. Пытаться тем или иным способом переиграть его. Задача клиента: не грубить, отвечать таким образом, чтобы в ответе прозвучало «да» человеку: «Вы очень любезны…», «Вы так внимательны и добры…», и «нет» предложению: « Спасибо я в этом не заинтересован…» При попытках агента расширить каким-либо образом круг обсуждаемых проблем, чтобы все-таки навязать свою игру, клиент применяет принцип «заезженной пластинки». То есть, чтобы не говорил агент, клиент его выслушивает и с неизменной вежливостью повторяет одну и ту же фразу, например: «Спасибо, но меня это не интересует»[14]. В процессе осуждения необходимо дать каждому участнику возможность высказаться и оценить успешность действия партнера. Пока одна пара будет выступать, «наблюдатели» будут фиксировать на своих листочках положительные и отрицательные результаты и замечания.
Подведение итогов, обсуждение занятия.
5 мин.
4 день

Разминка «Необычная эстафета»
5-7 мин. Участники делятся на две команды. По команде тренера участники должны выполнять следующие задания: • бежать треугольником! Но не по треугольнику, а именно треугольником. Как бегают треугольники? • теперь, в другую сторону, побежали пунктиром; • побежали квадратиками; • в косую линеечку; • столбиком; • всмятку и т. п. Не надо смотреть по сторонам — здесь нет единственно правильного решения. Каждый сам решает, как бежать [40, с.151].

«Приятный разговор»
20 мин.
Цель
: закрепить в сознании аудитории достойные формы уважительного обращения с человеком. «Человеку обычно нравится, когда окружающие говорят о нем: «приятный собеседник». Это действительно полезное умение — легко и непринужденно войти в контакт, поддержать разговор и также непри- нужденно расстаться со своим собеседником. Умение вести разговор позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире, не избегать людей и получать удовольствие от общения с ними. Сейчас мы проведем серию встреч, и каждый раз вы будете встречаться с новым человеком. Вам нужно начать разговор, сказать что-то приятное своему собеседнику и также на приятной ноте расстаться с ним.» Дети группы встают (садятся) по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный (дети стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (дети стоят лицом к центру круга). По сигналу психолога все участники внешнего круга делают одно- временно 1 или 2 шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Причем каждый раз роль участникам предлагаете вы. Примеры ситуации «встреча» A. «Перед вами человек, которого вы совершенно не знаете, видите его первый раз, но вам очень нужно узнать, как проехать в некое место в городе, где вы находитесь впервые». Время на весь разговор, т. е. на установление контакта, взаимные приветствия и проведение самой беседы, 2-3 минуты. Затем вы даете сигнал, участники должны в течение 10 секунд закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру. Эти правила распространяются и на нижеследующие ситуации. Б. «Перед вами человек, который вам очень нравится. Вы давно хотели поговорить с ним».
B. «Перед вами человек, который чем-то расстроен и никак не может успокоиться. Подойдите к нему, начните разговор, успокой те его». Г. «Вас окликнули на улице. Оглянувшись, вы увидели незнакомого человека, который также понял, что ошибся. Вы начинаете словами...» [4, с.87].
«Улыбка», «Вежливость», «Доброе слово»
30 мин.
Цель:
поиск способов расположения людей к себе «К сожалению, сегодня редко можно встретить человека, который просто улыбается проходящим мимо людям. Мы уже привыкли видеть хмурые лица вокруг и, самое страшное, сами перестали улыбаться. Давайте сделаем улыбку традицией нашей группы. Это означает, что первым знаком приветствия, обращения должна быть доброжелательная улыбка. С к а к и м и б ы с л о в а м и м ы н и п о д х о д и л и д р у г другу, начинаем наше общение с улыбки. И не только в группе, пусть это станет вашей новой хорошей привычкой при общении с другими людьми. Для того чтобы улыбка стала нашей доброй традицией, мы будем, особенно во время следующих занятий, специально обращать на это внимание, т. е. при контакте с любым членом группы, если вы увидите, что человек не улыбнулся вам (он мог просто забыть или до сих пор еще не может преодолеть некоторый внутренний барьер), вы очень тактично будете напоминать ему, что в группе есть традиция начинать и заканчивать разговор доброй улыбкой. А теперь подойдите друг к другу и улыбнитесь. Скажите несколько приятных слов. Обратите особое внимание на свои ощущения. Что вы чувствуете, улыбаясь другому человеку? Т р у д н о л и у л ы б а т ь с я в с е м ч л е н а м г р у п п ы ? Возникает ли чувство неловкости, напрягаются ли мышцы лица? А что вы чувствуете, когда улыбка адресована вам? Приятно ли это вам? Или возникает чувство, что сейчас о чем-то попросят?
У вас есть 10 минут для общения, начинающегося с улыбки. После этого мы соберемся в круг и обсудим ваши впечатления.»
«Вежливость»
«Какие правила общения (поведения) приняты в той среде, где вы чаще всего бываете? Как вы обычно приветствуете друг друга, как благодарите, какими словами или жестами выражаете свою признательность? А к а к в ы в ы р а ж а е т е с в о е н е д о в о л ь с т в о и л и н е с о г л а с и е ? А чувство гнева или раздражения? Хотелось бы все это услышать и, по возможности, увидеть. Только, естественно, оставаясь в рамках приличия. Почему именно так чаще всего общается между собой молодежь, почему в компании подростков не принято говорить «спасибо» и «по- жалуйста», «благодарю тебя» или «я прошу тебя...»? Давайте во время занятий попробуем новый стиль отношений, который мы назовем «вежливость». Сначала в дополнение к тем правилам, которые были приняты на прошлом занятии, мы с вами разработаем свод правил вежливого общения. Этот свод под названием «Вежливость» будет действовать на протяжении всего тренинга. В течение 5 минут каждый из вас составит свои конкретные предло- жения для общего свода правил. Затем мы их обсудим и проголосуем за окончательный список. А для того чтобы эти правила вежливости действовали в группе, введем систему штрафов, которую вы сами и разработаете. Вам дается еще 5 минут на то, чтобы продумать конкретные наказания тем, кто будет эти правила нарушать. Например, за грубое слово, сказанное партнеру, нарушитель рассказывает всей группе историю или притчу, где говорится о том, что грубость — это человеческий порок, или находит высказывание или поговорку, в которой говорится о том, что человек делает большую ошибку, грубо общаясь с окружающими. В качестве примера можно привести слова Эзопа: «Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой»».

«Доброе слово»
«Мы все чувствительны к комплиментам. На прошлом занятии вы сказали много добрых слов о своих близких и просто знакомых. Люди действительно заслуживают того, чтобы о них говорили с добром в сердце. А те, кто присутствует сегодня на занятии нашей группы? Давайте начнем наше общение именно с доброго слова. Постарайтесь найти для каждого человека нужные слова. Это будет еще одной небольшой проверкой того, насколько доброжелательно вы относитесь друг к другу, умеете ли видеть хорошее в других и говорить об этом. Не забывайте о приятной и доброжелательной улыбке при общении с каждым членом группы. Обращайте внимание на свои ощущения, запоминайте их, чтобы потом обсудить это со всей группой.» [4, с.128].
Подведение итогов, обсуждение занятия.
5 мин.
5 день

Разминка «Имя»
5мин. Назвать себя уменьшительно-ласкательным именем. Каждый по очереди выходит в круг и называет себя ласковыми именами. Все остальные повторяют эти имена за ним [40, с.153].
«Найди свою пару»
10 мин.
Цель:
развитие базовых коммуникативных умений «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой тоже написано «слон». Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать
характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось.» [4, с. 121].
«Барьеры»
20 мин.
Цель:
анализ коммуникативных барьеров Ведущий называет фразы, а ребята говорят, могут ли они стать барьерами для информации, комментируя свою точку зрения. Делая так, как я сказала, или…(угроза). Та должен помогать старшим! (слова-должники) Ты так здорово решаешь геометрию! Не поможешь мне с домашним заданием ? (похвала с подвохом) Не все ли равно, зачем: я сказала — надо, значит надо. (приказы) У тебя в детстве были деревянные игрушки, привинченные к полу! (диагноз причин поведения) Нельзя же постоянно ныть! (негативная критика) Это что? Вот у меня… (соревнование) Не обращай внимание! Забей! (успокаивание) Надо было сделать так.. (совет на время) Ты ведешь себя как больной на голову. (оскорбление) Интересно… а ты не знаешь, что будет на зачете по биологии. (смена темы) Ты неряха! (ярлык) Обсуждаются последствия применения таких фраз в общении. [30, с.240]
Подведение итогов, обсуждение занятия
. 5 мин.
6 день


Разминка:
Найди сходство по цвету. Внимательно рассмотреть каждого участника и найти преобладание тех цветов, которые есть у вас. Цель: развиваем наблюдательность и адекватное восприятие на пристальное внимание и взглядов со стороны других людей к подростку.
«Свободный микрофон»
15 мин.
Цель:
Упрочение уверенности в себе «Вы уже достаточно хорошо знаете друг друга и готовы отвечать на любые вопросы членов группы. Сейчас вы по очереди будете задавать свои вопросы тому, кто первый захочет воспользоваться такой возможностью побыть «в центре внимания». Основное правило — отвечать как можно полнее и откровеннее. Благодаря этому вы сможете еще лучше разобраться в себе, ведь вопросы касаются особенностей вашего характера, ваших привычек и интересов, привязанностей и мнений по поводу тех или иных сложных жизненных проблем. Одним словом, вы — очень интересный человек. И у окружающих к вам много вопросов. Участник, который будет первым отвечать на вопросы, сядет так, чтобы видеть всех членов группы. Остальные начнут по очереди задавать вопросы, используя принцип «свободного микрофона», т. е. как только человек закончит отвечать на очередной вопрос, следующий член группы может задавать свой, заранее приготовленный вопрос. И так далее, до тех пор пока все желающие не воспользуются своим правом подойти к свободному микрофону.» [4, с. 86]
«Кто дотронулся?»
10 мин.
Цель:
развитие эмпатии Один подросток стоит спиной к остальным. Тот, на которого показал ведущий, подходит и трогает его за плечо. Удастся ли угадать, кто дотронулся — мальчик или девочка? Высший пилотаж — назвать имя того, кто дотрагивался. Задача ведущего — постоянно обращать внимание к тому, каким образом ему удалось дать правильный ответ [30, с.66]. Подведение итогов, обсуждение занятия. 5 мин.

7 день

Разминка «Поздороваться с комплиментом-2»
5 мин. Все участники должны встать и здороваться друг с другом, говоря при этом каждому комплимент или пожелание. Но для каждого участника нужно придумать свой комплимент или пожелание. Таким образом, если, например, в группе 12 человек, то каждый должен будет придумать 12 комплиментов или пожеланий [40, с.154].
«Подвиг искренности»
25мин.
Цель:
Снятие запрета на выражение эмоций. Ребята по очереди вытаскивают из колоды по одной карточке с незаконченным высказыванием, и завершают его. Карточки: «Я злюсь, когда…» «Я нервничаю, когда…» «Если меня хвалят, я чувствую…» «Я завидую, когда…» «Мне обидно, когда…» «Как-то раз я сильно испугался, когда…» «Мне бывает страшно, когда…» «У меня сильно бьется сердце, когда…» «Я волнуюсь, если…» «Один раз я был не прав, когда…» «Как-то я позавидовал…» «Однажды я сильно разозлился на родителей…» «Один раз я накричал на… за то, что…» «Я могу ударить, если…» «Один раз мне было стыдно за то, что…» [30 ,с.36]
«Ассоциации»
15 мин.
Цель:
Понимание смысла конфликта
Ребята перечисляют ассоциации, которые у них вызывает слово «конфликт». Все ассоциации записываются на доске. Получившиеся ассоциации в идеале должны показать, что у конфликта есть две стороны — негативная и позитивная. Если конфликт ассоциируется только с неприятностями можно привести примеры типа «в споре рождается истина». По результатам напрашивается вывод: конфликты — это естественно, поскольку все люди разные. Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково, думают, одинаково чувствуют [30, с.253].
«Кулак»
30мин.
Цель:
актуализация личного опыта участников, связанного с использованием различных стилей поведения в конфликте, самоанализ стилей поведения в конфликте Участники делятся на пары. Один из ребят сжимает правую руку в кулак. Задача второго — разжать кулак партнера любыми средствами (за исключением болевых воздействий). По истечении 7 минут участники меняются ролями, независимо от того, достигнут ли результат. Жизнь показывает, что варианты поведения в этой ситуации очень разнообразны: от просьб, подкупов и шантажа до соревнования. В ходе обсуждения формируются основные способы поведения в конфликте (конкуренция, компромисс, избегание, приспособление, сотрудничество). [30,с. 261]
Подведение итогов, обсуждение занятия и тренинга в целом. Обмен

впечатлениями
. 5 мин. Итог всех занятий написание с группой «Синквейна»: на тему общение, дружба, взаимопонимание.
Правила составления синквейна.
В переводе с французского слово «
синквейн
» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умение находить в учебном материале наиболее существенные
учебные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое о суще ствляется по определенным п р а в и л а м .
Правила

написания
синквейна таковы: На
первой
строчке записывается одно слово –
существительное
. Это и есть тема синквейна. На
второй
строчке пишутся два
прилагательных
, раскрывающих тему синквейна. На
третьей
строчке записываются три
глагола
, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На
четвертой
строчке размещается целая
фраза
, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая
с т р оч к а – э т о
слово-резюме
, ко т о р о е д а е т н о ву ю интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме. Составляя синквейн, учащийся может обращаться к тексту содержания изучаемой темы. При этом построчные задания являются для него своеобразными схемами ориентировочной основы деятельности, используя которые он выполняет конкретный фрагмент задания по составлению синквейна. Важно, что обучение материала и его закрепление происходит в ходе выполнения задания – составления синквейна. Составляя синквейн, учащийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных
систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Сочетание разных систем и умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся: - знает содержание учебного материала темы; - умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества; - умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.


В раздел образования