Форомирование универсальных учебных действий младших школьников в образовательном процессе.
Автор: Терешонок Галина Васильевна Должность: учитель начальных Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 171 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: методическая разработка Тема: Форомирование универсальных учебных действий младших школьников в образовательном процессе. Раздел: начальное образование
Форомирование универсальных учебных действий младших школьников
в образовательном процессе.
Система заданий по формированию УУД на уроках и во внеурочных занятиях.
Стандарты ФГОС ориентируют общее образование на достижение результатов освоения
содержания учебных предметов
и формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие личности путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта.
Приоритетным направлением ФГОС является формирование универсальных учебных
действий.
Программа формирования универсальных учебных действий (УУД) призвана помочь
педагогу дать ученику интеллектуальный инструментарий, благодаря которому он
может сравнивать, комбинировать, анализировать, синтезировать, т.е. оперировать
фактами, а, следовательно, - знанием.
Имея
собственный
опыт
освоения
окружающего
мира
и
интеллектуальный
инструментарий оперирования знанием, ребенок приобретает свободу и независимость.
А это то, что поможет ему утвердиться в жизни, иначе, он всегда будет проигрывать.
Универсальность учебных действий проявляется в том, что они носят метапредмтный,
надпредметный характер, обеспечивая обучающемуся целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития и саморазвития личности.
УУД – это инструментальное мышление, которое позволяет осуществлять
метапредметный перенос и в то же время сохранять предметную локализацию.
Познавательные универсальные учебные действиявключают: общеучебные, логические
учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Формирование
познавательных учебных действий основывается на общеучебных и
логических действиях.
Универсальные интеллектуальные операции, основанные на логических действиях,
группируют понятия в совокупности или соответствия на основе логического
распределения, необходимые для анализа или нового синтеза.
Обучающийся постигает связь предметов и явлений в конкретных действиях, оперируя
фактами, «начинает сознавать предметы внешнего мира не только в их обособленности,
но и со стороны взаимных отношений» /И.Сеченов/.
Системное сознание - специфическая форма организации индивидуального ментального
(умственного)
опыта,
обеспечивающая
возможность
продуктивного
восприятия,
понимания и объяснения происходящего.
Универсальные учебные действия как содержание и как объект метепредметных
результатов.
Метамодель образовательного процесса.
•
Учебная деятельность (системно-деятельностный подход)
•
УУД
Метапредметный результат
взаимосвязь
•
УУД - содержание и объект оценки метапредметных результатов
•
МР средство оценки и диагностика УУД
•
УУД – условия и инструментарий
метапредметных результатов.
Компетентность- совокупность взаимосвязанных качеств личности
(ЗУН+способ деятельности) для осуществления личностной и
социально-значимой продуктивной деятельности.
Компетентность базируется на способах, мотивах, знаниях и
характеризуется успешной деятельностью в определенных ситуациях.
Компетентность – знания в действии, знания, применяемые на практике
для решения проблем в различных контекстах
Педагогика инструментального мышления.
В поисках закономерностей – основа умственного развития.
«Должен быть почитаем как бог тот, кто может определять и делить»
/Платон/.
Наиболее
продуктивный
способ
освоения
механизмов
междисциплинарного
взаимодействия -создание интегрированных
уроков, а также модулей во внеурочной
деятельности, формирующих обобщенные способы действий с учебным материалом и
позволяющих осуществлять предметную локализацию и межпредметный перенос.
Тема: Простые группировки
Цель:
развивать
мыслительные
процессы,
память,
восприятие,
воображение
(инструментальное мышление); Правила мышления – логические правила.
Задача:
сформировать умение оперировать фактами
развить
функциональную
способность
мышления
структурировать
знание
и
оперировать
им, создавая тем самым
условия
для реконструкции
нового
знания.
Сравнение
«Все познается в сравнении» /Конфуций/.
1. Обучающимся предлагаются геометрические фигуры (разные по форме, размеру и
цвету)
Мы рассматривали разные предметы, поняли, что они могут быть похожи или различны
по
форме, цвету, качеству, состоянию и т.п. (по сенсорным признакам: то, что видим,
ощущаем)
-Что мы установили? /Они похожи или различны./
-
Мы
определили
схожие
и
различные
признаки.
Как
называется
процесс,
когда
определяют схожее и различное? /Сравнение/.
Вывод: Сравнить – найти сходное и различное.
2. При сравнении используются слова: похоже, наподобие, как, будто, словно.
Сравните снежинку с пухом, используя указанные слова. /Снежинка словно пушинка;
снежинка будто пушинка/. С.Есенин сравнивает снег с серебром. Береза «принакрылась
снегом, точно серебром».
-Сравните арбуз с медом.
По каким
качествам можно их сравнивать? /По вкусу/.
Сравните, используя слова как, будто.
-Что общего у месяцев – декабрь, январь, февраль? /Зимние месяцы/.
3.Прочитайте сравнения.
Башня высокая , а дом деревянный.
- Мы учились сравнивать. Верны ли сравнения? Почему? /Разные признаки: высота и
материал)
Вывод: сравнивают сравнимое.
4. Предметы часто сравнивают, устанавливая их сходство и различие.
- Назовите различные признаки малины и яблока; мухомора и рыжика;
Сравнение - это сопоставление двух предметов, явлений. При сравнении выделяются
схожие (общие) признаки и различные.
Сравнение - способ познания окружающего мира, позволяющий лучше понять явления и
предметы, ярче выразить свое отношение к ним. Вот какое стихотворение написал Роман
Сеф.
На свете все Журавль –
На все На тощий
Похоже: Кран подъемный;
Змея – Кот полосатый -
На ремешок На пижаму;
Из кожи; Я – на тебя,
Луна – на круглый глаз А ты -
Огромный; На маму.
Р.Сеф.
5. Поиграем в добавлялки на сравнения. Облако белое, как … Облако пушистое, словно…
-По каким свойствам можно сравнить:
Землю и камень? /По твердости. Земля от засухи стала твердой, как камень/.
Луну и тарелку? /Луна круглая, как тарелка. Еще с чем можно сравнить круглую форму
луны? Ее цвет?/.
6. В загадках часто используют сравнения.
В
загадках-иносказаниях
предмет
скрыт,
зашифрован
разнообразными
формами
сравнений.
Бела, как снег,
Черна, как жук,
Зелена, как луг,
Вертится, как бес. /Сорока/.
В загадку может быть включено отрицательное сравнение.
Летит, а не птица, воет, а не зверь.
Не огонь, а жжется.
Составьте загадки о предметах, которые изображены у вас на картинках, используя
сравнение.
7. Найди ошибки, допущенные при сравнении:
Помидор красный, а арбуз спелый.
Ворона каркает, а воробей серый. Лошадь бежит, а лягушка квакает.
У бабочки крылья большие, а у стрекозы длинные.
Лист клена резной, а лист рябины зеленый.
Между парами слов поставь букву Р, если они различны по значению, поставь букву С,
если они сходны:
платье - одежда уставший – бодрый
поднять – бросить заснуть – задремать
начало – край гладкий – шероховатый
большой – маленький идти - шагать
7. Итог. Что мы узнали о сравнении с точки зрения математики? Жизни?