Автор: Золотарёва Татьяна Михайловна Должность: преподаватель Учебное заведение: МКУ ДО "Вихоревская ДШИ" Населённый пункт: г.Вихоревка Наименование материала: статья Тема: "Зачем мы ходим в музыкальную школу?" Раздел: дополнительное образование
Зачем мы ходим в музыкальную школу?
авторская заметка
Преподаватель I квалификационной категории
Т.М. Золотарёва
г. Вихоревка
2015г.
«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает,
Но и любовь – мелодия».
А.С. Пушкин.
Зачем же мы ходим в музыкальную школу? Может быть за славой?
Но для славы нужно ой-ё-ёй сколько потрудиться. Далеко не каждый на
это способен. Это слишком эфемерно. Зачем же тогда?
Музыка – это мир искусства. Мы действуем в нём только мысленно,
но
происходит
чудо:
воображаемый
мир
становится
прямым
дополнением
к
миру
реальному. Человек – существо
многогранное,
увлекающееся, любопытное. Представить в мечтах - грёзах себя можно
как угодно, кем угодно, «нарисовать» себе виртуальную реальность
можно моментально, а вот реализовать свою личность, можно только
пойдя по одному пути. Музыка обнажает и высвобождает к жизни,
дремлющие в нас силы. В потоке дел и забот мы не успеваем подумать
об
этом,
но
многих
подспудно тянет
туда,
где
всё
это
только
зарождается. И не удивительно, ведь без музыки не живёт никто. Что
же даёт нам музыкальная школа? Я подумала и вот что у меня
получилось:
Грамотность.
Знаменитый
композитор
Д.Б. Кабалевский
говорил,
что
«Чем
больше наш багаж знаний, тем легче нам шагать по жизни». А легче
потому, что интереснее и понятнее. Когда мы слышим, например: «У
лукоморья дуб зелёный…», то приятные воспоминания улучшают нам
настроение.
«Пушкин!» -
с
удовольствием
отмечаем
мы,
вспоминая
детство. А вот когда звучит «Полька» М.И. Глинки, так могут отметить
только те, кто знал её с детства. Те же, кто не ходил в музыкальную
школу, в лучшем случае услышат приятную мелодию, которая не
возбудит никаких воспоминаний и узнаваний, и часто не оставит следа.
Мы знаем кто такие Толстой и Достоевский, Шекспир и Гёте – это
достояние нашей культуры, но все ли из нас знают, что представляют
собой Чайковский и Рахманинов, И.С. Бах и Моцарт? Нет, не все! Это
целый пласт человеческой культуры, понятный только тем, кто это
изучал.
2
Развитие слуха.
Все мы знаем поговорку: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать».И
действительно:
глаза
ищут,
что
бы
такого
новенького
увидеть, а уши так рады, когда слышат знакомое повторение. Все
предметы музыкальной школы развивают слух: музыкальный и речевой.
А музыкальный слух бывает: мелодический и гармонический, тембровый
и ладовый, полифонический и цветной.Насколько опять же интереснее,
понятнее и даже безопаснее жить, если мы больше слышим.
Внимательность.
Умение " слышать" тесно связано с этим свойством не только
человеческой натуры, но и мозговой деятельности человека. (О других
представителях
флоры
и
фауны не
говорим). Чтобы услышать
– надо
слушать
и
часто
продолжительное
время. Происходит
тренировка
внимательности, аутотренинг, «настройка ушей». Умение " слушать так
необходимо во всех сферах нашей деятельности и, которое, говорят,
гораздо труднее, чем умение говорить.
Интеллектуальное развитие.
Уже
давно
не
секрет,
что
«мелкая
моторика»
благотворно
сказывается
на
интеллектуальном
развитии
человека.
Импульсы
из
кончиков
пальцев
идут
по нервным
проводам
в
мозг,
получается
«гимнастика для ума». Что такое гимнастика всем понятно? К тому же
все предметы музыкальной школы связаны со знаниями и речью,
которые напрямую воздействуют на мозг человека.
Вкус.
Очень тонкая субстанция. Однако всё же различают людей с
«дурным
вкусом»
и
«хорошим».
Михаил
Задорнов
говорит:
«Если
слышишь
3
ноты,
то
слушаешь
развлекательное:
бум-бум,а
если
слышишь 7 нот, то уже можешь слушать классическую музыку». Вот и
формируется личность человеческая – или равная нашей низкопробной
эстраде или равная гениям, т.к. нас пронизывают те вибрации, которые
мы создаём либо сами, либо с помощью электроносителей. А эти
вибрации влияют ещё и на тело. Смотрели документальный фильм
«Великая сила воды»? Вот и выбирайте: разрушать свою личность и тело
или делать его духовно богаче и здоровее.
3
Эмоциональность.
Психологи говорят, что эмоция – это такое кратковременное чувство,
возникающее в ответ на воздействие извне. Возникает автоматически и
имеет энергетику. Музыка – искусство эмоциональное, и, конечно же,
надо учить детей, какую музыку слушать. Эмоции бывают: позитивные,
депрессивные и агрессивные и музыка тоже! Музыка может не только
учить, развлекать и помогать жить, но и может убить. Те, кто постоянно
испытывает
эмоциональное
воздействие,
тот
гораздо
гибче
и
в
чувствах: это самое настоящее «воспитание чувств». Мы ведь ещё и
даём оценку тем эмоциям, которые несёт музыкальное произведение,
осмысливаем их.
Интонация.
Много в жизни ситуаций, когда хочется или надо петь. И вот здесь
очень выгодно отличаются те, кто учится или учился в музыкальной
школе. Отличаются памятью на мелодию и чистой интонацией. Конечно
тем, кому «медведь на ухо наступил», всё равно. Но таких очень мало.
Обычно даже безграмотный в музыкальном отношении человек хорошо
слышит, правильно поёт кто-то или нет. И не удивительно! Ведь в каком-
то смысле «музыкально одарены» и животные: слоны, лошади, собаки…
Средство самовыражения .
Самовыражение – одно из потребностей, прав и свобод человека.
По нему судят о человеке. Речь, одежда, поступки – всё это средства
самовыражения. Музыкально образованный человек приобретает ещё
одно
коммуникативное
средство,
он
часто
«душа
компаний»
и
атмосфера в этих компаниях чаще весёлая, дружелюбная. Умение играть
и петь приносит умельцу чувства удовольствия, удовлетворения, что
очень важно, если вспомнить, что и эмоция, и чувство, и музыка несут
энергетику, которая действует на окружающих.
Самоутверждение.
Как
бывает
иногда
трудно
ученику
выучить
произведение,
совместить все элементы музыкальной речи: мелодию и аккомпанемент,
темы в многоголосии… Но совмещаем терпение и труд и вдруг начинает
получаться. Как загораются глаза ребёнка! Он победил! Победил, прежде
всего, самого себя, а это самая трудная победа на земле. Он поднялся
ещё на одну ступень: туда, где обитают гении: Бах, Моцарт, Чайковский…
4
Вот где рождается чувство собственного достоинства, которого часто так
не хватает людям.
Координация во времени и пространстве.
Музыка – искусство, которое развивается во времени. Метр, пульс,
ритм – это организаторы времени. Умение очень быстро, а иногда и
мгновенно, перестраивать положение пальцев и рук, точность глазомера,
умение рассчитать свои силы, выдержка, терпение - да мало ли что ещё
дают музыкальные занятия, значение которых трудно переоценить.
Всё
это
развивает,
создаёт
личность
человека:
талантливую,
работоспособную ,организованную, грамотную и разносторонне развитую!
Вот зачем мы приходим в музыкальную школу и приводим туда своих
детей и внуков.
«Нас Музыка хранит. Её потоки