"Рабочая программа модуля "Основы мировых религиозных культур"
Автор: Антипина Лариса Юрьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №22" Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область Наименование материала: статья Тема: "Рабочая программа модуля "Основы мировых религиозных культур" Раздел: начальное образование
Рабочая программа по учебному курсу «Основы мировых религиозных
культур» для 4 класса разработана на основе программы А. Я.Данилюка «Основы
духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и
светской этики» (Программы общеобразовательных учреждений. 4 – 5 классы.
Москва, Просвещение, 2012 г.)
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Проблема
воспитания
толерантности
и
нравственной
идентификации
подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей
стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с
научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и
искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного
ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об
основах
религиозных
культур,
рассматриваемых
в
рамках
культурологического
подхода,
имеют
сегодня
важное
значение,
поскольку
характер
светской
школы
определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозны-
ми
объединениями,
признанием
свободы
вероисповедания
и
мировоззрения
участников
образовательного
процесса.
Запрос
на
современное
образование,
решающее,
помимо
прочего,
задачи
духовно-нравственного
воспитания
граждан
России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в
общеобразовательной
школе
приводит
к
необходимости
решения
труднейших
культурологических,
этических,
правовых,
психологических,
дидактических
и
воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса
«Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер,
знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на
нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Цель комплексного учебного курса
«Основы мировых религиозных культур»
— формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному . нравственному
поведению,
основанному
на
знании
культурных
и
религиозных
традиций
многонационального
народа
России
и
уважении
к
ним,
а
также
к
диалогу
с
представителями других культур и мировоззрений.
Учебный
курс
является
культурологическим
и
направлен
на
развитие
у
школьников
10—11
лет
представлений
о
нравственных
идеалах
и
ценностях,
составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения
в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные
культурологические
понятия
учебного
курса
—
«культурная
традиция»,
«мировоззрение»,
«духовность
(душевность)»
и
«нравственность»
—
являются
объединяющим
началом
для
всех
понятий,
составляющих
основу
курса
(религиозную или нерелигиозную).
Основной
принцип,
заложенный
в
содержании
курса,
—
общность
в
многообразии,
многоединство,
поликультурность,
—
отражает
культурную,
социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного
мира.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса
и
системы
межпредметных
связей,
педагогически
моделирует
и
содержательно
раскрывает
основы
религиозных
и
светских
культурных
традиций.
Сама
национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не
может исчерпываться содержанием этого курса.
Основные задачи комплексного учебного модуля:
• знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;
• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-
смысловых
мировоззренческих
основ,
обеспечивающих
целостное
восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на сту-
пени основной школы;
• развитие способностей
младших школьников к общению в полиэтничной и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
Обучение
по
программе
курса
«Основы
мировых
религиозных
культур»
направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину;
— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре
всех народов;
—
развитие самостоятельности
и личной ответственности за свои поступки на
основе
представлений
о
нравственных
нормах,
социальной
справедливости
и
свободе;
— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
—
воспитание
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие
начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях,
умений
не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
—
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
—
овладение
способностью
принимать
и
сохранять
цели
и
задачи
учебной
деятельности, а также находить средства её осуществления;
—
формирование умений планировать,
контролировать и оценивать
учебные
действия
в
соответствии
с
поставленной
задачей
и
условиями
её
реализации;
определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата;
вносить
соответствующие
коррективы
в
их
выполнение
на
основе
оценки
и
с
учётом
характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
—
адекватное
использование
речевых
средств
и
средств
информационно-
коммуникационных технологий для
решения
различных
коммуникативных
и
познавательных задач;
— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
—
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного
построения
речевых
высказываний
в
соответствии
с
задачами
коммуникации;
—
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации,
установления
аналогий
и
причинно-следственных
связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
—
готовность
слушать
собеседника,
вести
диалог,
признавать
возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
—
определение общей
цели
и
путей её достижения, умение договориться о
распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих
.
Требования к предметным результатам:
—
знание,
понимание
и
принятие
обучающимися
ценностей:
Отечество,
нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций
многонационального народа России;
— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в обществе;
—
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной
культуре и их роли в истории и современности России;
— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание учебного модуля «Основы мировых религиозных культур»
Россия — наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели.
Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в
религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной
культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях
мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве.
Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности.
Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаи-
мопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Программа
Учебник
Методическое
пособие для
учителя
Пособие для
учащихся
Программы
общеобразовательных
учреждений. 4-5
классы. Основы
религиозных культур
и светской этики.
А.Я. Данилюк - М.:
Просвещение, 2010
А.Л. Беглов, Е.В.
Саплина и др.
Основы мировых
религиозных
культур. 4-5
классы. – М.:
Просвещение,
2014
Основы
религиозных
культур и светской
этики. Книга для
учителя. 4-5
классы. – М.:
Просвещение,
2014
Электронное
приложение к
учебному
пособию. Основы
мировых
религиозных
культур.– М.:
Просвещение,
2013
Тематическое планирование по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
ДАТ
А
№
урока
№
урока
по
теме
Тема
Основные
понятия
Примечание
1.Введение. Духовные
ценности и
нравственные идеалы в
жизни человека и
общества (1ч)
1.
1.
Россия - наша Родина.
Культурные
традиции
2.Основы мировых
религиозных культур
(28ч)
2.
1.
Культура и религия
Религия
Ритуал
Национальные
религии
3.
2.
Культура и религия
Индуизм
иудаизм
4.
3.
Возникновение религий.
Древнейшие верования
Многобожие
Храм
заповеди
5.
4.
Возникновение религий.
Религии мира и их
основатели
Христиане
Ислам
Халифы
Буддизм
нирвана
6.
5.
Священные книги
религий мира: Веды,
Типитака
Танах
Авеста, Трипитака
7.
6.
Священные книги
религий мира: Тора,
Библия, Коран
Библия
Тора
Коран
8.
7.
Хранители предания в
религиях мира
Епископ
Имам
Лама
9.
8.
Человек в религиозных
традициях мира
Молитва
Таинство
Крещение
Намаз
Мантра
10
.
9.
Священные сооружения
Храм
Синагога
11
.
10
.
Священные сооружения
Мечеть
12
.
11
.
Священные сооружения
Ступа
Пагода
13
.
12
.
Искусство в религиозной
культуре
Икона
14
.
13
.
Искусство в религиозной
культуре
Каллиграфия
Семисвечник
15
.
14
.
Добро и зло.
Возникновение зла в
мире. Понятие греха,
раскаяния и воздаяния.
Рай и ад
Грех
грехопадение
16
.
15
.
Добро и зло.
Возникновение зла в
мире. Понятие греха,
раскаяния и воздаяния.
Рай и ад
Покаяние
Воздаяние
Нирвана
17
.
16
.
Творческие работы
учащихся
18
.
17
.
Творческие работы
учащихся
19
.
18
.
История религий в
России
Христианство
Патриарх
20
.
19
.
История религий в
России
Митрополит
Кирилл и
Мефодий
Троице-
Сергиев
монастырь
Католическая
церковь
протестанты
21
.
20
.
Религиозные ритуалы.
Обычаи и обряды
Ритуалы
Таинство
Крещение
Брак
22
.
21
Религиозные ритуалы.
Обычаи и обряды
Намаз
23
.
22
.
Паломничества и святыни.
Паломничество
Хадж
Мекка
24
.
23
.
Праздники и календари в
религиях мира
Шавуот
Суккот
Ханука
Пасха
Троица
Рождество
Крещение
25
.
24
.
Праздники и календари в
религиях мира
Курбан-байрам
Ураза-байрам
Мавлид
Сагаалган
26
.
25
.
Религия и мораль.
Нравственные заповеди в
религиях мира
Десять
заповедей
27
.
26
.
Религия и мораль.
Нравственные заповеди в
религиях мира
28
.
27
.
Нравственные заповеди в
религиях мира
29
.
28
.
Семья, семейные
ценности
II
I.
Любовь и уважение к
Отечеству. Патриотизм
многонационального и
многоконфессиональног
о народа России (5ч)
30
.
1.
Милосердие, забота о
слабых, взаимопомощь,
социальные проблемы
общества и отношение к
ним разных религий
Милосердие
31
.
2.
Долг, свобода,
ответственность, учение и
труд
Долг
Свобода
Ответственност
ь
32
3.
Подготовка
творческих
.
проектов.
33
.
4.
Выступление учащихся со
с в о и м и
т в о р ч е с к и м и
р а б о т а м и :
« К а к
я
понимаю
православие»,
«Как я понимаю ислам»,
«Как я понимаю буддизм»,
«Как я понимаю иудаизм»,
« Ч т о
т а ко е
э т и к а ? » ,
«Значение
религии
в
ж и з н и
ч е л о в е к а
и
общества»,
«Памятники
религиозной культуры (в
моем городе, селе)» и т.д.
34
.
5.
Выступление учащихся со
с в о и м и
т в о р ч е с к и м и
р а б о т а м и :
« М о е
отношение к миру», «Мое
отношение
к
людям»,
« М о е
о т н о ш е н и е
к
Р о с с и и » ,
« С
ч е г о
н ач и н а е т с я
Р о д и н а » ,
«Герои
России»,
«Вклад
м о е й
с е м ь и
в
б л а г о п о л у ч и е
и
процветание
Отечества
(труд,
ратный
подвиг,
творчество и т.п.)», «Мой
дедушка
–
з а щ и т н и к
Родины», «Мой друг»,
и
т.д.
34
Всего