Напоминание

"Рабочая программа модуля "Основы мировых религиозных культур"


Автор: Антипина Лариса Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №22"
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: "Рабочая программа модуля "Основы мировых религиозных культур"
Раздел: начальное образование





Назад






Рабочая программа по учебному курсу «Основы мировых религиозных культур» для 4 класса разработана на основе программы А. Я.Данилюка «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» (Программы общеобразовательных учреждений. 4 – 5 классы. Москва, Просвещение, 2012 г.) Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозны- ми объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа. В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Цель комплексного учебного курса
«Основы мировых религиозных культур» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному . нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно
раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Основные задачи комплексного учебного модуля:
• знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур; • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно- смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на сту- пени основной школы; • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Обучение по программе курса «Основы мировых религиозных культур» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; — формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; — развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; — развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; — воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; — развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; — наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; — формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
— адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; — умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; — овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; — овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; — готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; — определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих .
Требования к предметным результатам:
— знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; — знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; — формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; — осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


Содержание учебного модуля «Основы мировых религиозных культур»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаи- мопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Программа

Учебник

Методическое

пособие для

учителя

Пособие для

учащихся
Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. А.Я. Данилюк - М.: Просвещение, 2010 А.Л. Беглов, Е.В. Саплина и др. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2014 Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2014 Электронное приложение к учебному пособию. Основы мировых религиозных культур.– М.: Просвещение, 2013

Тематическое планирование по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» ДАТ А № урока № урока по теме Тема Основные понятия Примечание
1.Введение. Духовные

ценности и

нравственные идеалы в

жизни человека и

общества (1ч)
1. 1. Россия - наша Родина. Культурные традиции
2.Основы мировых

религиозных культур

(28ч)
2. 1. Культура и религия Религия Ритуал Национальные религии 3. 2. Культура и религия Индуизм иудаизм 4. 3. Возникновение религий. Древнейшие верования Многобожие Храм заповеди 5. 4. Возникновение религий. Религии мира и их основатели Христиане Ислам Халифы Буддизм нирвана 6. 5. Священные книги религий мира: Веды, Типитака Танах
Авеста, Трипитака 7. 6. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран Библия Тора Коран 8. 7. Хранители предания в религиях мира Епископ Имам Лама 9. 8. Человек в религиозных традициях мира Молитва Таинство Крещение Намаз Мантра 10 . 9. Священные сооружения Храм Синагога 11 . 10 . Священные сооружения Мечеть 12 . 11 . Священные сооружения Ступа Пагода 13 . 12 . Искусство в религиозной культуре Икона 14 . 13 . Искусство в религиозной культуре Каллиграфия Семисвечник 15 . 14 . Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад Грех грехопадение 16 . 15 . Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад Покаяние Воздаяние Нирвана 17 . 16 . Творческие работы учащихся 18 . 17 . Творческие работы учащихся 19 . 18 . История религий в России Христианство Патриарх 20 . 19 . История религий в России Митрополит Кирилл и Мефодий Троице- Сергиев монастырь Католическая церковь протестанты
21 . 20 . Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды Ритуалы Таинство Крещение Брак 22 . 21 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды Намаз 23 . 22 . Паломничества и святыни. Паломничество Хадж Мекка 24 . 23 . Праздники и календари в религиях мира Шавуот Суккот Ханука Пасха Троица Рождество Крещение 25 . 24 . Праздники и календари в религиях мира Курбан-байрам Ураза-байрам Мавлид Сагаалган 26 . 25 . Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира Десять заповедей 27 . 26 . Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира 28 . 27 . Нравственные заповеди в религиях мира 29 . 28 . Семья, семейные ценности
II

I.

Любовь и уважение к

Отечеству. Патриотизм

многонационального и

многоконфессиональног

о народа России (5ч)
30 . 1. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий Милосердие 31 . 2. Долг, свобода, ответственность, учение и труд Долг Свобода Ответственност ь 32 3. Подготовка творческих
. проектов. 33 . 4. Выступление учащихся со с в о и м и т в о р ч е с к и м и р а б о т а м и : « К а к я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», « Ч т о т а ко е э т и к а ? » , «Значение религии в ж и з н и ч е л о в е к а и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. 34 . 5. Выступление учащихся со с в о и м и т в о р ч е с к и м и р а б о т а м и : « М о е отношение к миру», «Мое отношение к людям», « М о е о т н о ш е н и е к Р о с с и и » , « С ч е г о н ач и н а е т с я Р о д и н а » , «Герои России», «Вклад м о е й с е м ь и в б л а г о п о л у ч и е и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – з а щ и т н и к Родины», «Мой друг», и т.д. 34
Всего


В раздел образования