Автор: Зеленская Елизавета Вячеславовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 99" г. Кемерово Населённый пункт: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №99" г. Кемерово Наименование материала: исследовательская работа Тема: В мире незнакомых слов Раздел: начальное образование
Работа со сложными (непонятными) словами на уроках
литературного чтения в начальной школе.
(исследовательская работа)
Автор Зеленская Елизавета Вячеславовна учитель
начальных классов МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №99»
г. Кемерово
ВВЕДЕНИЕ
Без знания прошлого нет настоящего.
Еще в сентябре, открыв учебник по литературному чтению, мы стали
знакомиться
с
произведениями
устного
народного
творчества.
При
этом
оказалось, что многое из того, что читают дети им непонятно, потому что
довольно часто встречаются незнакомые слова. Объяснение некоторых из них
мы находили в учебнике. Но, как оказалось, не всегда эти объяснения дают
полное
представление
о
слове.
А
к
некоторым
словам
там
вообще
нет
объяснения. Часто мы читали новые произведения с карандашом в руках.
А потом выясняли значение новых слов обращаясь к Толковому словарю. И
вот мы решили составить свой маленький Толковый словарик. А еще нам
стало интересно, только ли мы - третьеклассники знаем так мало слов,
которые встречаются в книгах?
Объектом
исследования
является:
художественные
произведения
из
учебника по литературному чтению.
Предметом исследования является:
слова, которые редко употребляются в
современном русском языке, незнакомые слова.
Цель данной работы: найти объяснение и иллюстрации к незнакомым и
непонятным словам.
Гипотеза данного исследования: в художественной и научно-популярной
литературе часто встречаются слова, значение которых непонятно.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
выбрать из учебника по литературному чтению все слова, значение
которых незнакомо и непонятно;
найти пояснение и иллюстрации к непонятным и незнакомым словам,
которые обозначают предметы или какие-то события;
провести анкетирование среди учащихся 3-х классов;
создать маленький «Толковый словарик незнакомых слов».
Практический материал собирали в течение учебного года. Анкетирование
провели в январе 2015 года.
Данное
исследование
способствует
привитию
интереса
к
чтению,
изучению истории и языкознания.
В
своей
работе
мы
использовали
справочную,
научно-популярную
литературу, а также материалы веб-сайтов сети Интернет.
НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Чтобы правильно понять текст многих произведений (в том числе и
входящих в постоянный круг детского чтения), необходимо знать значения
устаревших слов, слов, употребляющихся сейчас в других значениях, новых
слов, с которыми мы еще не встречались. В русском языке есть два вида
устаревших слов – архаизмы и историзмы.
Архаизмами
н а з ы в а ю т с я
слова,
обозначающие
понятия,
предметы, явления, существующие в настоящее время
[7]
. Например,
выражение
«устная
речь»
произошло
от
слово
«уста»,
что
сейчас
обозначает
рот человека, губы.
Историзмы
–
это слова,
вышедшие
из
употребления,
потому
что
исчезли
из
жизни
предметы
и
явления,
которые
они
обозначали
[7].
Например,
верста
- старая
русская
мера
длины,
равная
1,06
км
и
выкрашенный черно-белыми полосами дорожный столб, отмечающий эту
меру.
Среди непонятных слов есть и такие, которые ещё употребляются и в
современном
языке,
но
пользуются
ими
люди,
которые
непосредственно
связаны
с
каким-то
видом
деятельности.
Например,
«удила,
повода
(поводья)».
ПОЯСНЕНИЕ И ИЛЛЮСТРАЦИИ К НЕЗНАКОМЫМ И
НЕПОНЯТНЫМ СЛОВАМ
Чтобы точно понимать значение каждого слова, читая литературные
произведения
в
учебнике
по
Литературному
чтению,
выписывали
оттуда
непонятные слова. Толкование некоторых было дано в учебнике, но не всегда
такое толкование давало полное представление о значении слов.
Мы
обратились
к
справочной
литературе
– «Толковому
словарю
русского языка», созданного С. И. Ожеговым и «Толковому словарю живого
великорусского
языка»
В.И.Даля.
Обучающие
стали
вести
специальную
тетрадь, в которую записывали слова, значение которых им было непонятно,
и выписывали из словарей их значения. Но и этого, порой было недостаточно.
Тогда
мы
вспомнили
пословицу
«Лучше
один
раз
увидеть,
чем
сто
раз
услышать» и решили к некоторым словам найти рисунки. Теперь понять
значение некоторых слов и выражений нам помогают не только пояснения, но
и
картинки
[8],
и
звуки
[5].
Все
найденные
слова
мы
расположили
в
алфавитном порядке, и у нас получился небольшой словарик незнакомых
слов (Приложение 3).
ПРОВЕДЕНИЕ И ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ АНКЕТИРОВАНИЯ
В ходе нашей работы мы заинтересовались, только ли мы сталкиваемся
с
незнакомыми
и
непонятными
словами?
Мы
обратились
к
учащимся
старших классов с тремя вопросами:
1. Часто ли Вы встречаете в литературных произведениях непонятные
слова?
2. Считаете ли вы необходимым знать значения устаревших слов?
3. Чем вы пользуетесь, если вам непонятно значение какого-либо
слова?
На
первый
вопрос
«да»
ответили
42%
учащихся.
При
этом
мы
заметили, что в 5-6 классах таких учащихся значительно больше, чем среди
9-10 классов. Значит, эта проблема есть не только у нас.
На
второй
вопрос
ответили
утвердительно
78%
учащихся.
Значит,
большинству учащихся интересно знакомиться с теми словами, значение
которых они не понимают.
На третий вопрос 38% учащихся ответили, что значение непонятного
слова спросят у учителя, 18% – посмотрят в словаре, 15% – спросят у
родителей, 12% – найдут в Интернете и 17% – воспользуются разными
источниками информации в зависимости от обстоятельств.
Результаты анкетирования подтверждают нашу гипотезу о том, что в
художественной и научно-популярной литературе часто встречаются слова,
значение которых непонятно. (Приложение 2). Но с этой проблемой чаще
сталкиваются ученики младших классов.
Работая над нашей темой, мы поняли, что у каждого слова – своя жизнь,
своя
судьба.
Слова,
как
и
люди,
рождаются,
живут
и
уходят
из
жизни,
устаревают. Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь – меняются и слова.
Многие слова ушли из языка. Но некоторые устаревшие слова продолжают
жить
в
языке
наряду
с
новыми,
заменившими
их.
Они
используются
в
художественной литературе.
Слова, обозначающие эти названия, можно найти в толковых словарях.
Для того чтобы знать нашу историю, надо знать и устаревшие слова. С этими
словами наша речь становится ярче, разнообразнее, интереснее. Эти слова
передавались из поколения в поколение, и многие люди разговаривают так,
как их научили. Для них эти слова незаменимы и неповторимы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Считаем, что цель данной работы была достигнута. Задачи, которые мы
поставили в начале выполнения работы, были решены. Мы выписали все
незнакомые
и
непонятные
слова,
нашли
их
толкование,
подходящие
иллюстрации и, где это было необходимо, даже музыкальные фрагменты. На
основе проведенных исследований можно сделать выводы:
незнакомые и непонятные слова встречаются людям в течение
всей их жизни;
для
того,
чтобы
узнать
значение
незнакомых
слов,
можно
пользоваться различными источниками информации;
Наша работа помогла нам узнать значение непонятных слов, а значит и
лучше понять детям окружающий их мир, и то, что происходило в прошлом.
Мы говорим детям: «Если вы не знаете прошлое, вам будет трудно построить
ваше будущее. Вы допустите гораздо больше ошибок. Мы хотим, чтобы в
вашем будущем жизнь была очень хорошей. Поэтому читайте разные умные
книги, в том числе и о прошлом. А понять их помогает знание слов, которые
раньше были вам непонятны.»
Ребята создали ещё и красочный «Толковый словарь незнакомых слов»,
воспользоваться которым смогут и те ребята, которые придут в 3 класс после
нас. А продолжить эту работу мы с ребятами решили и в 4 классе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». Москва,
«Русский язык». 2005 г.
2.
Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»
Москва. РАН. 2001г.
3.
muzofon
4.
newslabblog/30128
5.
ru.wikipedia/wiki/
6.
s://google.by/search?q
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СЛОВАРЬ НЕПОНЯТНЫХ СЛОВ
АЛЛИГАТОР – американский и восточноазиатский крокодил,
отличается
широкой мордой, а глаза расположены в верхней части туловища [6] .
БАОБАБ – дерево в Африке, которое живёт несколько тысяч лет и имеет
очень толстый ствол (от 25 до 40 метров) [1, с. 47].
БАС – самый низкий мужской голос [4, с. 37].
БИВЕНЬ – выступающие наружу зубы, клыки [4, с. 47].
ВЕРЕЮШКА – верёвка [1, с. 8].
ВОЖЖИ – верёвки, пристёгиваемые к удилам лошади [3, т.1, с.224].
ГАЛОШИ - низкая резиновая (ранее также кожаная) обувь, надеваемая
поверх сапог, ботинок для предохранения от сырости [4, с. 125].
ГОРОДОВОЙ – в царской России низший чин городской полиции [4, т.1,
с.381].
ИСТОМА – чувство приятной расслабленности [3, т.3, с.185].
КАРЕТНИК – сарай для повозок [3, т.2, с.92].
КАРТУЗ – фуражка с козырьком [3, т.2, с. 94].
КЕДР – вечнозелёное хвойное дерево[4, с. 272].
КРЕМЕНЬ – камень, который раньше применялся для высекания огня
[1, с. 68].
КУДЕСНИК – колдун [3, т.2, с.212].
ЛОЖЕ – место для спанья, постель (устар.) [4, с. 331].
МАСЛЕНИЦА-КРИВОШЕЙКА – масленицу называли самыми нелепыми и
смешными прозвищами – кривошейка, обжора, обмануха для того чтобы
вызвать смех [1, с. 14].
МГЛА – непрозрачный воздух от сгущающихся сумерек, темнота [4, с. 347].
МОВО, ТВОВО – моего, твоего [1, с. 8].
МОРОКА – утомительная неприятная работа [6].
НЕУЧТИВЫЙ – невежливый, непочтительный [4, с. 415].
ОБОЧИНА – боковая часть дороги [4, с. 435].
ОБРЯД – ряд определённых действий [1, с. 6].
ОЧИЩАТЬСЯ ОГНЁМ – считалось, что огонь избавляет от всего плохого
[1, с. 17].
ПЕСЕННЫЕ ПРИБАУТКИ – маленькие сказочки в стихах [1, с. 4].
ПОВОДА – прикреплённые к удилам длинные ремни, которыми управляют
лошадью [1, с. 8].
ПОДМАСТЕРЬЕ - помощник мастера, в ремеслах, мастерствах. [3, т.3, с.185]
ПРОПЕЛЛЕР – у самолетов, вертолетов, дирижаблей, аэросаней воздушный
винт [4, с. 617].
РОГОЖА – грубая плетёная ткань [1, с. 14].
САЖЕНЬ
- старая
русская
мера
длины,
равная
трем
аршинам
(2,13
м)
[4, с. 692].
САЛАЗКИ – ручные санки [3, с. 10].
СКИПИДАР – жидкость, растворяющая краску [1, с. 94].
СЫЗМАЛЬСТВА – с малых лет, с детства [6].
ТЕНОР – высокий мужской голос [4, с. 794].
ТЕРРАСА – летняя открытая (без стен) пристройка к дому, зданию [4, с. 64].
ТАНОК – хоровод [3, т.4, с.390].
ТОМ – отдельная книга какого-нибудь сочинения, издания [4, с. 802].
УДИЛА
–
прикреплённое
к
ремням
железо,
которое
с
двух
сторон
вкладывается в рот лошади [1, с. 8].
УПРАВДОМ – управляющий домами [1, с. 94].
УШАТ – большое деревянное ведро с двумя ручками-«ушами», в отверстия
которых продевается палка для подъёма, ношения [5].
ЧЕХАРДА – игра, в которой один из игроков, разбежавшись, перепрыгивает
через другого, подставляющего ему для упора согнутую спину [4, с. 883].
ШАБАШ – заканчивайте [1, с. 94].