Напоминание

В мире незнакомых слов


Автор: Зеленская Елизавета Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 99" г. Кемерово
Населённый пункт: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №99" г. Кемерово
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: В мире незнакомых слов
Раздел: начальное образование





Назад





Работа со сложными (непонятными) словами на уроках

литературного чтения в начальной школе.

(исследовательская работа)

Автор Зеленская Елизавета Вячеславовна учитель

начальных классов МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа №99»

г. Кемерово


ВВЕДЕНИЕ
Без знания прошлого нет настоящего. Еще в сентябре, открыв учебник по литературному чтению, мы стали знакомиться с произведениями устного народного творчества. При этом оказалось, что многое из того, что читают дети им непонятно, потому что довольно часто встречаются незнакомые слова. Объяснение некоторых из них мы находили в учебнике. Но, как оказалось, не всегда эти объяснения дают полное представление о слове. А к некоторым словам там вообще нет объяснения. Часто мы читали новые произведения с карандашом в руках. А потом выясняли значение новых слов обращаясь к Толковому словарю. И вот мы решили составить свой маленький Толковый словарик. А еще нам стало интересно, только ли мы - третьеклассники знаем так мало слов, которые встречаются в книгах? Объектом исследования является: художественные произведения из учебника по литературному чтению. Предметом исследования является: слова, которые редко употребляются в современном русском языке, незнакомые слова. Цель данной работы: найти объяснение и иллюстрации к незнакомым и непонятным словам. Гипотеза данного исследования: в художественной и научно-популярной литературе часто встречаются слова, значение которых непонятно.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:  выбрать из учебника по литературному чтению все слова, значение которых незнакомо и непонятно;  найти пояснение и иллюстрации к непонятным и незнакомым словам, которые обозначают предметы или какие-то события;  провести анкетирование среди учащихся 3-х классов;  создать маленький «Толковый словарик незнакомых слов». Практический материал собирали в течение учебного года. Анкетирование провели в январе 2015 года. Данное исследование способствует привитию интереса к чтению, изучению истории и языкознания. В своей работе мы использовали справочную, научно-популярную литературу, а также материалы веб-сайтов сети Интернет.

НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Чтобы правильно понять текст многих произведений (в том числе и входящих в постоянный круг детского чтения), необходимо знать значения устаревших слов, слов, употребляющихся сейчас в других значениях, новых слов, с которыми мы еще не встречались. В русском языке есть два вида устаревших слов – архаизмы и историзмы.
Архаизмами
н а з ы в а ю т с я слова, обозначающие понятия, предметы, явления, существующие в настоящее время [7] . Например, выражение «устная речь» произошло от слово «уста», что сейчас обозначает рот человека, губы.
Историзмы
– это слова, вышедшие из употребления, потому что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали [7]. Например, верста - старая русская мера длины, равная 1,06 км и выкрашенный черно-белыми полосами дорожный столб, отмечающий эту меру. Среди непонятных слов есть и такие, которые ещё употребляются и в современном языке, но пользуются ими люди, которые непосредственно связаны с каким-то видом деятельности. Например, «удила, повода (поводья)».

ПОЯСНЕНИЕ И ИЛЛЮСТРАЦИИ К НЕЗНАКОМЫМ И

НЕПОНЯТНЫМ СЛОВАМ
Чтобы точно понимать значение каждого слова, читая литературные произведения в учебнике по Литературному чтению, выписывали оттуда непонятные слова. Толкование некоторых было дано в учебнике, но не всегда такое толкование давало полное представление о значении слов. Мы обратились к справочной литературе – «Толковому словарю русского языка», созданного С. И. Ожеговым и «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля. Обучающие стали вести специальную тетрадь, в которую записывали слова, значение которых им было непонятно, и выписывали из словарей их значения. Но и этого, порой было недостаточно. Тогда мы вспомнили пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» и решили к некоторым словам найти рисунки. Теперь понять значение некоторых слов и выражений нам помогают не только пояснения, но и картинки [8], и звуки [5]. Все найденные слова мы расположили в алфавитном порядке, и у нас получился небольшой словарик незнакомых слов (Приложение 3).

ПРОВЕДЕНИЕ И ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ АНКЕТИРОВАНИЯ
В ходе нашей работы мы заинтересовались, только ли мы сталкиваемся с незнакомыми и непонятными словами? Мы обратились к учащимся старших классов с тремя вопросами: 1. Часто ли Вы встречаете в литературных произведениях непонятные слова? 2. Считаете ли вы необходимым знать значения устаревших слов? 3. Чем вы пользуетесь, если вам непонятно значение какого-либо слова? На первый вопрос «да» ответили 42% учащихся. При этом мы заметили, что в 5-6 классах таких учащихся значительно больше, чем среди 9-10 классов. Значит, эта проблема есть не только у нас. На второй вопрос ответили утвердительно 78% учащихся. Значит, большинству учащихся интересно знакомиться с теми словами, значение которых они не понимают. На третий вопрос 38% учащихся ответили, что значение непонятного слова спросят у учителя, 18% – посмотрят в словаре, 15% – спросят у родителей, 12% – найдут в Интернете и 17% – воспользуются разными источниками информации в зависимости от обстоятельств. Результаты анкетирования подтверждают нашу гипотезу о том, что в художественной и научно-популярной литературе часто встречаются слова, значение которых непонятно. (Приложение 2). Но с этой проблемой чаще сталкиваются ученики младших классов. Работая над нашей темой, мы поняли, что у каждого слова – своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают. Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь – меняются и слова.
Многие слова ушли из языка. Но некоторые устаревшие слова продолжают жить в языке наряду с новыми, заменившими их. Они используются в художественной литературе. Слова, обозначающие эти названия, можно найти в толковых словарях. Для того чтобы знать нашу историю, надо знать и устаревшие слова. С этими словами наша речь становится ярче, разнообразнее, интереснее. Эти слова передавались из поколения в поколение, и многие люди разговаривают так, как их научили. Для них эти слова незаменимы и неповторимы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Считаем, что цель данной работы была достигнута. Задачи, которые мы поставили в начале выполнения работы, были решены. Мы выписали все незнакомые и непонятные слова, нашли их толкование, подходящие иллюстрации и, где это было необходимо, даже музыкальные фрагменты. На основе проведенных исследований можно сделать выводы:  незнакомые и непонятные слова встречаются людям в течение всей их жизни;  для того, чтобы узнать значение незнакомых слов, можно пользоваться различными источниками информации; Наша работа помогла нам узнать значение непонятных слов, а значит и лучше понять детям окружающий их мир, и то, что происходило в прошлом. Мы говорим детям: «Если вы не знаете прошлое, вам будет трудно построить ваше будущее. Вы допустите гораздо больше ошибок. Мы хотим, чтобы в вашем будущем жизнь была очень хорошей. Поэтому читайте разные умные книги, в том числе и о прошлом. А понять их помогает знание слов, которые раньше были вам непонятны.» Ребята создали ещё и красочный «Толковый словарь незнакомых слов», воспользоваться которым смогут и те ребята, которые придут в 3 класс после нас. А продолжить эту работу мы с ребятами решили и в 4 классе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.
Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». Москва, «Русский язык». 2005 г.
2.
Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» Москва. РАН. 2001г.
3.
muzofon
4.
newslabblog/30128
5.
ru.wikipedia/wiki/
6.
s://google.by/search?q


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СЛОВАРЬ НЕПОНЯТНЫХ СЛОВ
АЛЛИГАТОР – американский и восточноазиатский крокодил, отличается широкой мордой, а глаза расположены в верхней части туловища [6] . БАОБАБ – дерево в Африке, которое живёт несколько тысяч лет и имеет очень толстый ствол (от 25 до 40 метров) [1, с. 47]. БАС – самый низкий мужской голос [4, с. 37]. БИВЕНЬ – выступающие наружу зубы, клыки [4, с. 47]. ВЕРЕЮШКА – верёвка [1, с. 8]. ВОЖЖИ – верёвки, пристёгиваемые к удилам лошади [3, т.1, с.224]. ГАЛОШИ - низкая резиновая (ранее также кожаная) обувь, надеваемая поверх сапог, ботинок для предохранения от сырости [4, с. 125]. ГОРОДОВОЙ – в царской России низший чин городской полиции [4, т.1, с.381]. ИСТОМА – чувство приятной расслабленности [3, т.3, с.185]. КАРЕТНИК – сарай для повозок [3, т.2, с.92]. КАРТУЗ – фуражка с козырьком [3, т.2, с. 94]. КЕДР – вечнозелёное хвойное дерево[4, с. 272]. КРЕМЕНЬ – камень, который раньше применялся для высекания огня
[1, с. 68]. КУДЕСНИК – колдун [3, т.2, с.212]. ЛОЖЕ – место для спанья, постель (устар.) [4, с. 331]. МАСЛЕНИЦА-КРИВОШЕЙКА – масленицу называли самыми нелепыми и смешными прозвищами – кривошейка, обжора, обмануха для того чтобы вызвать смех [1, с. 14]. МГЛА – непрозрачный воздух от сгущающихся сумерек, темнота [4, с. 347]. МОВО, ТВОВО – моего, твоего [1, с. 8]. МОРОКА – утомительная неприятная работа [6]. НЕУЧТИВЫЙ – невежливый, непочтительный [4, с. 415]. ОБОЧИНА – боковая часть дороги [4, с. 435]. ОБРЯД – ряд определённых действий [1, с. 6]. ОЧИЩАТЬСЯ ОГНЁМ – считалось, что огонь избавляет от всего плохого [1, с. 17]. ПЕСЕННЫЕ ПРИБАУТКИ – маленькие сказочки в стихах [1, с. 4]. ПОВОДА – прикреплённые к удилам длинные ремни, которыми управляют лошадью [1, с. 8]. ПОДМАСТЕРЬЕ - помощник мастера, в ремеслах, мастерствах. [3, т.3, с.185] ПРОПЕЛЛЕР – у самолетов, вертолетов, дирижаблей, аэросаней воздушный винт [4, с. 617]. РОГОЖА – грубая плетёная ткань [1, с. 14]. САЖЕНЬ - старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м) [4, с. 692]. САЛАЗКИ – ручные санки [3, с. 10]. СКИПИДАР – жидкость, растворяющая краску [1, с. 94]. СЫЗМАЛЬСТВА – с малых лет, с детства [6]. ТЕНОР – высокий мужской голос [4, с. 794]. ТЕРРАСА – летняя открытая (без стен) пристройка к дому, зданию [4, с. 64]. ТАНОК – хоровод [3, т.4, с.390]. ТОМ – отдельная книга какого-нибудь сочинения, издания [4, с. 802].
УДИЛА – прикреплённое к ремням железо, которое с двух сторон вкладывается в рот лошади [1, с. 8]. УПРАВДОМ – управляющий домами [1, с. 94]. УШАТ – большое деревянное ведро с двумя ручками-«ушами», в отверстия которых продевается палка для подъёма, ношения [5]. ЧЕХАРДА – игра, в которой один из игроков, разбежавшись, перепрыгивает через другого, подставляющего ему для упора согнутую спину [4, с. 883]. ШАБАШ – заканчивайте [1, с. 94].


В раздел образования