Автор: Клевко Светлана Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: КГКУ "Красноярский детский дом № 2 им. И.А.Пономарёва" Населённый пункт: г.Красноярск Наименование материала: Методическая разработка комплексного занятия Тема: "Зимующие птицы" Раздел: начальное образование
Комплексное занятие
Тема: Зимующие птицы
(рассчитано на детей 5-6 лет)
Цели: образовательные: расширять представление о зимующих птицах;
уточнение и расширение словаря по теме «Зимующие птицы»;
коррекционные: развитие восприятия и внимания, памяти, общей и мелкой
моторики; формировать эмоциональную сферу;
воспитательные:
воспитание
нравственных,
эстетических
чувств
к
природе; воспитывать бережное отношение к природе, доброту, отзывчивость;
формирование навыков сотрудничества.
Оборудование:
почтальон,
сумка
почтальона,
«живая»
веточка
с
птицами: воробей, ворона, сорока, дятел, синица, картинки с изображением
птиц, кормушка, указка, конверты с картинками птиц.
Предварительная
работа: наблюдение
за
птицами,
прилетающими
на
участок,
кормление
птиц,
рассматривание
иллюстраций
с
изображением
зимующих птиц, рисование и лепка птичек, подвижная игра «Стайка птичек».
Ход занятия:
I.
Вводная часть (приветствие и создание настроя на занятие).
Воспитатель: - Здравствуйте, дети. К нам на занятие пришли гости.
Стук в дверь. Входит почтальон и вручает воспитателю конверт.
Воспитатель: - Спасибо, почтальон!
К нам пришло письмо одно
Необычное оно:
Вместо марок – три снежинки,
А конверт – из чистой льдинки.
А письмо не на листке,
А на беленьком снежке.
- Ребята, надо открыть этот необычный конверт. Открывает и читает письмо:
«Скоро, скоро к Вам примчу,
На метеле прилечу,
Запляшу и закружу,
Снегом землю наряжу,
И деревья, и дома…
И подписано «ЗИМА».
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Зима. (проговариваем хором).
Воспитатель: Кто назовет зимние месяцы?
Дети: Декабрь, январь, февраль. (проговариваем хором).
Воспитатель: Какой сейчас месяц зимы?
Дети: Декабрь. (проговариваем хором).
Воспитатель: Как вы думаете, почему так говорят: «Декабрь – ворота зимы».
Дети:
Ворота
–
это
вход.
Следовательно,
декабрь
–
это
вход
в
зиму.
С
наступлением декабря приходит зима.
!!! Если дети не ответят, то помогает воспитатель.
II.
Основная часть.
1.
Знакомство с зимующими птицами.
Воспитатель вносит в группу букет из заснеженных веток, на которых сидят
птицы и говорит: Ребята, посмотрите, что нам подарила Зима. Какой это букет
из веток? Скажем вместе.
Дети и воспитатель: Красивый, белоснежный, запорошенный снегом.
Воспитатель: Кого вы видите на букете?
Дети: Птиц.
Воспитатель: Как называют птиц, которые зимуют у нас, а не улетают в
теплые края?
Дети: Зимующие птицы. (проговариваем хором).
Воспитатель: Сегодня на занятии поговорим о зимующих птицах.
2.
Воспитатель предлагает детям дидактическую игру «Узнай птицу» ,
в которой загадывает загадку, дети отгадывают и показывают на букете.
Видали мы его не раз,
Он скачет в двух шагах от нас.
«Чирик-чирик, чирик-чирик!»
Кто к этой песенке привык? (воробей).
На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
«Кар-кар-кар!» (ворона).
Эта хищница болтлива,
Воровита, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут ее… (сорока).
По деревьям я стучу,
Проверяю их, лечу.
Клювом я стучу: «Тук-тук!»
Где тут, где тут вредный жук? (дятел).
Синяя косынка,
Темненькая спинка, желтая грудка,
Маленькая птичка,
А зовут ее… (синичка).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо знаете зимующих птиц. А теперь
немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста.
Физкультминутка
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает снежок.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут - покажем – крылья сложили назад.
3.
Описание внешнего вида зимующих птиц с опорой на знания.
Воспитатель предлагает
детям
рассмотреть
картинки
с
изображением
зимующих
птиц: «Сейчас по картинке надо описать внешний вид зимующих
птиц». Дает ребенку в руку указку и говорит: «Гриша, расскажи и опиши эту
птицу (воробей)».
Гриша: Это воробей. Он серенький, маленький, шустрый, быстрый».
Воспитатель: Спасибо. Передает указку Вадику и спрашивает: «Опиши эту
птицу (ворона)».
Вадик: Это ворона. Она большая, черная. Ходит важно и громко кричит.
Воспитатель: Катя, возьми указку и расскажи про эту птицу (сорока).
Катя: Эту птицу называют сорокой. Она черно-белая с длинным хвостом.
Воспитатель передает указку Виолетте и спрашивает: «Как называют эту
птицу (дятел)?»
Виолетта: Это дятел. Живет эта птичка в лесу, лечит деревья, постоянно
стучит клювом по дереву. Головка красненькая, как будто на головку надели
красный берет».
Воспитатель дает указку Вике и говорит: «Опиши, пожалуйста, Вика, эту
птицу (синица)».
Вика: Это птичка синичка. Она маленькая с желтой грудкой».
Воспитатель: Что общего у всех птиц?
Дети: У них одна голова, два глаза, клюв, туловище с двумя крыльями и двумя
лапами. Они все покрыты перьями.
Воспитатель: Ребята, как одним словом можно еще назвать этих птиц?
Дети: Пернатые. Наши пернатые друзья. (проговариваем хором).
III.
Закрепление.
1.
Конструирование.
Воспитатель приглашает детей сесть за стол. Раздает конверты, в которых
лежат
разрезанные
картинки
с
изображением
зимующих
птиц,
и
предлагает
сложить картинку и прокричать, как эта птица на картинке. Например, как-кар,
чик-чирик, тук-тук, цвинь-цвинь, трещит сорока. (Проверить, похвалить).
2.
Воспитатель: Как зимой живется птицам?
Дети: Трудно.
Воспитатель: А почему трудно?
Дети: Потому что нет травки, жучков, ягод.
Воспитатель: Посмотрите на стол и скажите, что на нем стоит?
Дети: Кормушка.
Воспитатель: Кто смастерил кормушку?
Дети: Люди.
Воспитатель: А для чего делают кормушки?
Дети: Помогать птицам, так как им тяжело зимой, подкармливать их.
Воспитатель: Чем кормят птиц?
Дети: Пшеном, семечками, салом.
Дети могут взять из тарелочки корм и насыпать в кормушку.
Воспитатель: Есть птицы, которые к нам зимой только прилетают. Эту
птицу зовут снегирь. И показывает картинку с изображением снегиря и
садит в букет. Снегерей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым
снегом. У него красная грудка…
Но об этом мы поговорим на следующем занятии.
IV.
Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Вы очень хорошо
поработали. Ребята, о ком мы сегодня говорили?
Дети: О зимующих птицах. (проговариваем хором).