Напоминание

"Зимующие птицы"


Автор: Клевко Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКУ "Красноярский детский дом № 2 им. И.А.Пономарёва"
Населённый пункт: г.Красноярск
Наименование материала: Методическая разработка комплексного занятия
Тема: "Зимующие птицы"
Раздел: начальное образование





Назад




Комплексное занятие Тема: Зимующие птицы (рассчитано на детей 5-6 лет)
Цели:
образовательные: расширять представление о зимующих птицах; уточнение и расширение словаря по теме «Зимующие птицы»; коррекционные: развитие восприятия и внимания, памяти, общей и мелкой моторики; формировать эмоциональную сферу; воспитательные: воспитание нравственных, эстетических чувств к природе; воспитывать бережное отношение к природе, доброту, отзывчивость; формирование навыков сотрудничества.
Оборудование:
почтальон, сумка почтальона, «живая» веточка с птицами: воробей, ворона, сорока, дятел, синица, картинки с изображением птиц, кормушка, указка, конверты с картинками птиц.
Предварительная

работа:
наблюдение за птицами, прилетающими на участок, кормление птиц, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц, рисование и лепка птичек, подвижная игра «Стайка птичек».

Ход занятия:

I.

Вводная часть (приветствие и создание настроя на занятие).

Воспитатель:
- Здравствуйте, дети. К нам на занятие пришли гости. Стук в дверь. Входит почтальон и вручает воспитателю конверт.
Воспитатель:
- Спасибо, почтальон! К нам пришло письмо одно Необычное оно: Вместо марок – три снежинки, А конверт – из чистой льдинки. А письмо не на листке, А на беленьком снежке. - Ребята, надо открыть этот необычный конверт. Открывает и читает письмо: «Скоро, скоро к Вам примчу, На метеле прилечу, Запляшу и закружу, Снегом землю наряжу, И деревья, и дома… И подписано «ЗИМА».
Воспитатель:
Ребята, какое сейчас время года? Дети: Зима. (проговариваем хором).
Воспитатель:
Кто назовет зимние месяцы? Дети: Декабрь, январь, февраль. (проговариваем хором).
Воспитатель:
Какой сейчас месяц зимы? Дети: Декабрь. (проговариваем хором).
Воспитатель:
Как вы думаете, почему так говорят: «Декабрь – ворота зимы». Дети: Ворота – это вход. Следовательно, декабрь – это вход в зиму. С наступлением декабря приходит зима.
!!! Если дети не ответят, то помогает воспитатель.


II.

Основная часть.

1.

Знакомство с зимующими птицами.

Воспитатель
вносит в группу букет из заснеженных веток, на которых сидят птицы и говорит: Ребята, посмотрите, что нам подарила Зима. Какой это букет из веток? Скажем вместе. Дети и воспитатель: Красивый, белоснежный, запорошенный снегом.
Воспитатель:
Кого вы видите на букете? Дети: Птиц.
Воспитатель:
Как называют птиц, которые зимуют у нас, а не улетают в теплые края? Дети: Зимующие птицы. (проговариваем хором).
Воспитатель:
Сегодня на занятии поговорим о зимующих птицах.
2.
Воспитатель предлагает детям
дидактическую игру «Узнай птицу»
, в которой загадывает загадку, дети отгадывают и показывают на букете.  Видали мы его не раз, Он скачет в двух шагах от нас. «Чирик-чирик, чирик-чирик!» Кто к этой песенке привык? (воробей).  На голом суку сидит, На весь двор кричит: «Кар-кар-кар!» (ворона).  Эта хищница болтлива, Воровита, суетлива, Стрекотунья, белобока, А зовут ее… (сорока).  По деревьям я стучу, Проверяю их, лечу. Клювом я стучу: «Тук-тук!» Где тут, где тут вредный жук? (дятел).  Синяя косынка, Темненькая спинка, желтая грудка, Маленькая птичка, А зовут ее… (синичка).

Воспитатель:
Молодцы, ребята. Хорошо знаете зимующих птиц. А теперь немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста.
Физкультминутка
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает снежок. Плавно руками помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут - покажем – крылья сложили назад.
3.

Описание внешнего вида зимующих птиц с опорой на знания.

Воспитатель
предлагает детям рассмотреть картинки с изображением зимующих птиц: «Сейчас по картинке надо описать внешний вид зимующих птиц». Дает ребенку в руку указку и говорит: «Гриша, расскажи и опиши эту птицу (воробей)». Гриша: Это воробей. Он серенький, маленький, шустрый, быстрый».
Воспитатель:
Спасибо. Передает указку Вадику и спрашивает: «Опиши эту птицу (ворона)». Вадик: Это ворона. Она большая, черная. Ходит важно и громко кричит.
Воспитатель:
Катя, возьми указку и расскажи про эту птицу (сорока). Катя: Эту птицу называют сорокой. Она черно-белая с длинным хвостом.
Воспитатель
передает указку Виолетте и спрашивает: «Как называют эту птицу (дятел)?» Виолетта: Это дятел. Живет эта птичка в лесу, лечит деревья, постоянно стучит клювом по дереву. Головка красненькая, как будто на головку надели красный берет».
Воспитатель
дает указку Вике и говорит: «Опиши, пожалуйста, Вика, эту птицу (синица)». Вика: Это птичка синичка. Она маленькая с желтой грудкой».
Воспитатель:
Что общего у всех птиц? Дети: У них одна голова, два глаза, клюв, туловище с двумя крыльями и двумя лапами. Они все покрыты перьями.
Воспитатель:
Ребята, как одним словом можно еще назвать этих птиц? Дети: Пернатые. Наши пернатые друзья. (проговариваем хором).
III.

Закрепление.
1. Конструирование. Воспитатель приглашает детей сесть за стол. Раздает конверты, в которых лежат разрезанные картинки с изображением зимующих птиц, и предлагает сложить картинку и прокричать, как эта птица на картинке. Например, как-кар, чик-чирик, тук-тук, цвинь-цвинь, трещит сорока. (Проверить, похвалить).
2.
Воспитатель:
Как зимой живется птицам? Дети: Трудно.
Воспитатель:
А почему трудно? Дети: Потому что нет травки, жучков, ягод.
Воспитатель:
Посмотрите на стол и скажите, что на нем стоит? Дети: Кормушка.
Воспитатель:
Кто смастерил кормушку? Дети: Люди.
Воспитатель:
А для чего делают кормушки? Дети: Помогать птицам, так как им тяжело зимой, подкармливать их.
Воспитатель:
Чем кормят птиц? Дети: Пшеном, семечками, салом. Дети могут взять из тарелочки корм и насыпать в кормушку.
Воспитатель:
Есть птицы, которые к нам зимой только прилетают. Эту птицу зовут снегирь. И показывает картинку с изображением снегиря и садит в букет. Снегерей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У него красная грудка… Но об этом мы поговорим на следующем занятии.
IV.

Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель:
Наше занятие подошло к концу. Вы очень хорошо поработали. Ребята, о ком мы сегодня говорили? Дети: О зимующих птицах. (проговариваем хором).


В раздел образования