Автор: Гладких Галина Алексеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ Артюшкинская ООШ Населённый пункт: Воронежская обл., Аннинский район, с.Артюшкино Наименование материала: статья Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий" Раздел: начальное образование
МКОУ Артюшкинская ООШ
Использование здоровьесберегающих технологий
Учитель начальных классов: Гладких Галина Алексеевна
С.Артюшкино, 2016
На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема
здоровья наших детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё
остальное бессмысленно.
По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей: 35%
детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в
школе в 5 раз возрастает число больных с нарушениями зрения, опорно-двигательного
аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушениями психического здоровья,
в 3 раза – с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта.
Многочисленные факты, накопленные в последние годы по проблеме неблагоприятного
воздействия школы на здоровье учащихся, обусловили всплеск интереса к психолого-
педагогическим технологиям, позволяющим оградить здоровье школьников от
нежелательных воздействий или эти воздействия к минимуму.
Так появилось понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии», всё более
активно входящие в педагогическую теорию и практику.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и
воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
То есть – это реализация на практике принципов и методов здоровьесберегающей
педагогики, в основе которой лежит приоритет заботы о здоровье учащихся и педагогов ( в
их неразрывной взаимосвязи).
В настоящее время здоровьесберегающая технология в начальных классах – одна из
наиболее насущных. Как научить детей беречь своё здоровье?
Перед занятиями я провожу зарядку со своими учениками.
На каждом уроке обращаю внимание на осанку детей.
- Посмотрите, правильно ли вы сели? Проверьте положение ног. Они должны опираться
под столом о пол или подставку. Проверьте расстояние от глаз до тетради. Поставьте руку,
согнутую в локте, на стол, кончиками указательного и среднего пальцев коснись виска.
Это правильное расстояние. Между краем стола и грудью должен проходить кулак.
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом
зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности,
возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне
и предупреждать преждевременное утомление.
На многих уроках учащимся приходится много писать. Зрительную нагрузку испытывают
органы зрения и слуха, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить учащимся
возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки
утомления могут отступить. Для этого на каждом уроке провожу физкультминутки,
учитывая специфику предмета. В состав упражнений включаю: по формированию осанки,
укреплению зрения и мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для глаз и другие.
Основы, способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся, заложены в
учебном материале, который изучается на уроках окружающего мира. Мне хочется
фрагмент урока по теме «Зубы и уход за ними».
-Теперь послушаем рекомендации «врача-стоматолога» по уходу за зубами. В роли
стоматолога выступает ученик класса, переодетый в одежду врача. Чистку зубов он
демонстрирует на модели челюстей.
Поспеши себя избавить
От налёта на зубах,
Это так легко исправить,
Если щётка есть в руках.
Три минуты
Чисти зубы сверху и с боков,
Изнутри борись с налётом,
Злым врагом твоих зубов.
А закончена работа –
Полощи водой. Тогда
От противного налёта
Не останется следа.
-Как правильно чистить зубы? Сначала чистят жевательную поверхность коренных зубов
круговыми движениями, затем их внутреннюю поверхность «выметающими»
движениями, внутреннюю и наружную поверхность передних зубов. Правильная чистка
зубов уменьшает заболевание кариесом на 30-40 процентов.
Сейчас проверим, как вы умеете чистить зубы. Смочите ватный диск в водном растворе
йода, проведите им от клыка до клыка. Оцените окраску зубов у соседа.
Все зубы жёлтые – очень плохо. Несколько жёлтых зубов – удовлетворительно, чистит
неумело. Все зубы белые – отлично. Поднимите руку, у кого получился отличный
результат. Молодцы!
Умение поддерживать состояние активности учащихся – важный критерий оценки
здоровьесберегательного аспекта, используемого учителем педагогических технологий.
Во избежании усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельную
работу. Работу с учебником (устно и письменно), творческие задания.
Не менее важным является эмоциональный климат урока. Он во многом зависит от
доброжелательного тона учителя. Улыбка, искренний смех учителя и ученика на уроке
стоят не меньше, чем проведение физкультминутки.
Очень любят мои дети спортивные часы, которые я провожу после занятий два раза в
неделю на свежем воздухе: «Самый быстрый», «Сильные, смелые, ловкие», «Весёлая
эстафета».
В режим дня начальной школы включен комплекс оздоровительных мероприятий:
-классные часы: «В гостях у Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров», «Доктор
Айболит», «Школа здоровья»;
-подвижные игры на переменах: «Золотые ворота», «Воробьи и вороны», «День и ночь»,
«Кочки» и другие;
-общешкольные спортивные мероприятия;
-Дни здоровья;
-выпуски газет;
-родительские собрания: «Соблюдение личной гигиены», «Профилактика простудных
заболеваний», «Режим дня школьника», «Витамины – наши друзья», «Правильное питание
младшего школьника».
Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок являются
прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения. Так дети участвуют в
постановках при подготовке к неделе начальных классов, утренникам «Давайте правильно
питаться!», «Здоровяк предупреждает», «Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные
продукты».
Таким образом, внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведёт к
снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в
детских коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению
их здоровья.
Мы рождены, чтоб жить на свете долго;
Грустить и петь, смеяться и любить,
Но, чтобы стали все мечты возможны,
Должны мы все здоровье сохранить.
Список литературы
1.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4
классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
2.
Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. -
474 с.
3.
Менчинская
Е.А.
Основы
здоровьесберегающего
обучения
в
начальной
школе:
Методические
рекомендации
по
преодолению
перегрузки
учащихся
/
Е.А.
Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
4.
Наш
выбор
–
здоровье:
досуговая
программа,
разработки
мероприятий,
рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
5.
Орехова
В.
А.Педагогика
в
вопросах
и
ответах:
учебн.
Пособие.
–
М.:
КНОРУС, 2006. С. 147
6.
Смирнов
Н.
К.
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
в
современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
7.
Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону:
Феникс, 2007. – 285 с.