Напоминание

"Использование здоровьесберегающих технологий"


Автор: Гладких Галина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Артюшкинская ООШ
Населённый пункт: Воронежская обл., Аннинский район, с.Артюшкино
Наименование материала: статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий"
Раздел: начальное образование





Назад




МКОУ Артюшкинская ООШ Использование здоровьесберегающих технологий Учитель начальных классов: Гладких Галина Алексеевна С.Артюшкино, 2016
На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья наших детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей: 35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушениями психического здоровья, в 3 раза – с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта. Многочисленные факты, накопленные в последние годы по проблеме неблагоприятного воздействия школы на здоровье учащихся, обусловили всплеск интереса к психолого- педагогическим технологиям, позволяющим оградить здоровье школьников от нежелательных воздействий или эти воздействия к минимуму. Так появилось понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии», всё более активно входящие в педагогическую теорию и практику. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся. То есть – это реализация на практике принципов и методов здоровьесберегающей педагогики, в основе которой лежит приоритет заботы о здоровье учащихся и педагогов ( в их неразрывной взаимосвязи). В настоящее время здоровьесберегающая технология в начальных классах – одна из наиболее насущных. Как научить детей беречь своё здоровье? Перед занятиями я провожу зарядку со своими учениками. На каждом уроке обращаю внимание на осанку детей. - Посмотрите, правильно ли вы сели? Проверьте положение ног. Они должны опираться под столом о пол или подставку. Проверьте расстояние от глаз до тетради. Поставьте руку, согнутую в локте, на стол, кончиками указательного и среднего пальцев коснись виска. Это правильное расстояние. Между краем стола и грудью должен проходить кулак. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. На многих уроках учащимся приходится много писать. Зрительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить учащимся возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут отступить. Для этого на каждом уроке провожу физкультминутки, учитывая специфику предмета. В состав упражнений включаю: по формированию осанки, укреплению зрения и мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для глаз и другие.
Основы, способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся, заложены в учебном материале, который изучается на уроках окружающего мира. Мне хочется фрагмент урока по теме «Зубы и уход за ними». -Теперь послушаем рекомендации «врача-стоматолога» по уходу за зубами. В роли стоматолога выступает ученик класса, переодетый в одежду врача. Чистку зубов он демонстрирует на модели челюстей. Поспеши себя избавить От налёта на зубах, Это так легко исправить, Если щётка есть в руках. Три минуты Чисти зубы сверху и с боков, Изнутри борись с налётом, Злым врагом твоих зубов. А закончена работа – Полощи водой. Тогда От противного налёта Не останется следа. -Как правильно чистить зубы? Сначала чистят жевательную поверхность коренных зубов круговыми движениями, затем их внутреннюю поверхность «выметающими» движениями, внутреннюю и наружную поверхность передних зубов. Правильная чистка зубов уменьшает заболевание кариесом на 30-40 процентов. Сейчас проверим, как вы умеете чистить зубы. Смочите ватный диск в водном растворе йода, проведите им от клыка до клыка. Оцените окраску зубов у соседа. Все зубы жёлтые – очень плохо. Несколько жёлтых зубов – удовлетворительно, чистит неумело. Все зубы белые – отлично. Поднимите руку, у кого получился отличный результат. Молодцы! Умение поддерживать состояние активности учащихся – важный критерий оценки здоровьесберегательного аспекта, используемого учителем педагогических технологий. Во избежании усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельную работу. Работу с учебником (устно и письменно), творческие задания. Не менее важным является эмоциональный климат урока. Он во многом зависит от доброжелательного тона учителя. Улыбка, искренний смех учителя и ученика на уроке стоят не меньше, чем проведение физкультминутки.
Очень любят мои дети спортивные часы, которые я провожу после занятий два раза в неделю на свежем воздухе: «Самый быстрый», «Сильные, смелые, ловкие», «Весёлая эстафета». В режим дня начальной школы включен комплекс оздоровительных мероприятий: -классные часы: «В гостях у Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров», «Доктор Айболит», «Школа здоровья»; -подвижные игры на переменах: «Золотые ворота», «Воробьи и вороны», «День и ночь», «Кочки» и другие; -общешкольные спортивные мероприятия; -Дни здоровья; -выпуски газет; -родительские собрания: «Соблюдение личной гигиены», «Профилактика простудных заболеваний», «Режим дня школьника», «Витамины – наши друзья», «Правильное питание младшего школьника». Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения. Так дети участвуют в постановках при подготовке к неделе начальных классов, утренникам «Давайте правильно питаться!», «Здоровяк предупреждает», «Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты». Таким образом, внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детских коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Мы рождены, чтоб жить на свете долго; Грустить и петь, смеяться и любить, Но, чтобы стали все мечты возможны, Должны мы все здоровье сохранить.
Список литературы 1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление). 2. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с. 3. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская). 4. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с. 5. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147 6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62. 7. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.


В раздел образования