Автор: Крайнова Руфина Рафаэльевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ № 1
Населённый пункт: г. Октябрьский республика Башкортостан
Наименование материала: Разрешение обращений Д 7
Тема: Разрешение обращений Д 7
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
детей
ДШИ №1 г.Октябрьский
Методическая разработка открытого урока
с учащимися 6 класса на тему:
«Разрешение обращений Д7»
Выполнила: преподаватель теоретических
дисциплин Крайнова Р.Р.
г. Октябрьский 2025
Пояснительная записка:
Урок проводится в детской школе искусств., в 6 классе по
программе восьмилетнего обучения. На уроке присутствуют ребята
духового, эстрадного, фортепианного отделений.
Цель урока:
Формирование у учащихся понимания процесса разрешения
обращений доминантсептаккорда в тональностях, развитие восприятия
на слух и интонирования доминантсептакорда и его обращений.
Задачи:
Обучающие:
–
Закрепление теоретического материала по построению обращений
доминантсептаккорда.
–
Изучение теории: формирование представления о разрешении
обращений доминантсептаккорда.
–
Обучение
способам
распознавания
и
правильного
исполнения
аккордов на фортепиано.
Развивающие:
–
Развитие слуха: развитие способности определять на слух интервалы
и аккорды, умение анализировать услышанную мелодию.
–
Совершенствование
вокально-интонационных
навыков
путем
исполнения мелодии и аккордов голосом.
–
Развитие чувства ритма.
Воспитательные:
–
Воспитание ответственного отношения к предмету.
–
Воспитание внимательности и аккуратности в выполнении учебных
задач.
–
Стимулирование самостоятельности учеников.
–
Воспитание творческих навыков.
Тип урока:
Комбинированный
урок,
включающий
теоретический
материал,
практические упражнения, слушание и анализ музыки.
Методы и приемы:
–
индивидуальная проверка знаний посредством устного опроса
–
объяснение нового материала
–
групповая работа над заданиями
–
анализ музыкальных примеров
Оборудование:
доска, фортепиано, наглядный материал (таблица
обращений и разрешений), телевизор, рабочие тетради, учебник по
сольфеджио.
План урока:
1. Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих,
проверка готовности учеников к занятию, постановка цели урока).
2.
Повторение изученного материала (устный опрос учащихся).
3.
Объяснение
нового
материала
(теоретическое
изложение
особенностей
разрешений
обращений
Д7,
прослушивание
аккордов
с
разрешениями
на
фортепиано,
совместная
сольмизация).
4.
Слуховой и музыкальный диктант: подготовка, прослушивание,
обсуждение, написание.
5.
Пение номеров
6.
Подведение итогов (краткий опрос), домашнее задание.
Ход урока:
1. Здравствуйте ребята! Рада видеть вас сегодня на уроке в полном
составе. Проверьте пожалуйста, все ли у вас готово к уроку.
Тема
нашего
урока
сегодня
«Разрешение
обращений
доминансептаккорда». Наша задача сегодня понять принцип и научиться
разрешать обращения Д7.
2. Для начала давайте вспомним:
–
Что такое септаккорд?
–
Какой септаккорд мы называем доминантовым?
–
Мы знаем, что у Д7 есть обращения, сколько их и какие аккорды
получаются в результате обращения Д7?
Давайте построим их на доске. Тональность урока Ля мажор. (Работа у
доски)
Молодцы, мы с вами вспомнили все обращения Д7. Мы помним, что сам
доминансептаккорд
разрешается
в
Т3.
Во
что
же
разрешаются
остальные аккорды.
3. Объяснение новой темы. Заполнение таблицы (Приложение №1),
Пропеваем построенное на доске.
4. Подготовка к слуховому и музыкальному диктантам. Распеваемся в
тональности Ля мажор:
–
поем гамму Ля мажор (четвертными, восьмыми, пунктирный ритм)
–
основные трезвучия лада с обращениями
–
опевание устойчивых ступеней.
–
5. Мы с вами пропели Д7 и его обращения, а теперь давайте
прослушаем
их
на
фортепиано
и
попробуем
понять
принцип
определения их на слух. Слуховой диктант:
–
аккорды Д7, Д6/5, Д4/3, Д2. (диктант проводит ученик, заранее
подготовленный дома)
–
интервалы (проводит ученик, дети отвечают устно).
Молодцы ребята, спасибо им за работу, а мы продолжаем.
6. Музыкальный диктант (музыкальная мозаика). (Приложение №2)
Ребятам предоставляется диктант в виде пазлов, надо его собрать.
После написания диктанта пропеваем его, анализируем, находим в нем
изученные аккорды.
5. Пение номеров (Б.Калмыков и Г.Фридкин ч.1 одноголосие №291, 292,
294, 296, приложение №3).
6. Подведение итогов
Итак, ребята, мы сегодня прошли тему «Разрешение обращений Д7».
Что вы запомнили? Во что разрешается Д6/5, Д4/3, Д2? Молодцы!
7. Домашнее задание: построить Д7 с разрешениями и обращениями в
тональности Ми мажор, пропеть их и уметь сыграть на фортепиано.
Заключение:
На
уроке
у
ребят
сформировалось
понимание
процесса
разрешения
обращений
доминантсептаккорда
в
тональности,
полученные знания были упорядочены в таблицу, которая будет служить
им помощником в будущем. Ребята потренировались определять на слух
и интонировать доминантсептаккорд и его обращения.
Список использованной литературы
1. Е.Давыдова «Сольфеджио» 5 класс ДМШ.
2. Б.Калмыков и Г.Фридкин, ч.1 «Одноголосие».
3. Ж.Металлиди, А.Перцовская «Одноголосные диктанты».
4. Г.Фридкин «Практическое руководство по музыкальной грамоте».
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3