Напоминание

Разрешение обращений Д 7


Автор: Крайнова Руфина Рафаэльевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ № 1
Населённый пункт: г. Октябрьский республика Башкортостан
Наименование материала: Разрешение обращений Д 7
Тема: Разрешение обращений Д 7
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

детей

ДШИ №1 г.Октябрьский

Методическая разработка открытого урока

с учащимися 6 класса на тему:

«Разрешение обращений Д7»

Выполнила: преподаватель теоретических

дисциплин Крайнова Р.Р.

г. Октябрьский 2025

Пояснительная записка:

Урок проводится в детской школе искусств., в 6 классе по

программе восьмилетнего обучения. На уроке присутствуют ребята

духового, эстрадного, фортепианного отделений.

Цель урока:

Формирование у учащихся понимания процесса разрешения

обращений доминантсептаккорда в тональностях, развитие восприятия

на слух и интонирования доминантсептакорда и его обращений.

Задачи:

Обучающие:

Закрепление теоретического материала по построению обращений

доминантсептаккорда.

Изучение теории: формирование представления о разрешении

обращений доминантсептаккорда.

Обучение

способам

распознавания

и

правильного

исполнения

аккордов на фортепиано.

Развивающие:

Развитие слуха: развитие способности определять на слух интервалы

и аккорды, умение анализировать услышанную мелодию.

Совершенствование

вокально-интонационных

навыков

путем

исполнения мелодии и аккордов голосом.

Развитие чувства ритма.

Воспитательные:

Воспитание ответственного отношения к предмету.

Воспитание внимательности и аккуратности в выполнении учебных

задач.

Стимулирование самостоятельности учеников.

Воспитание творческих навыков.

Тип урока:

Комбинированный

урок,

включающий

теоретический

материал,

практические упражнения, слушание и анализ музыки.

Методы и приемы:

индивидуальная проверка знаний посредством устного опроса

объяснение нового материала

групповая работа над заданиями

анализ музыкальных примеров

Оборудование:

доска, фортепиано, наглядный материал (таблица

обращений и разрешений), телевизор, рабочие тетради, учебник по

сольфеджио.

План урока:

1. Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих,

проверка готовности учеников к занятию, постановка цели урока).

2.

Повторение изученного материала (устный опрос учащихся).

3.

Объяснение

нового

материала

(теоретическое

изложение

особенностей

разрешений

обращений

Д7,

прослушивание

аккордов

с

разрешениями

на

фортепиано,

совместная

сольмизация).

4.

Слуховой и музыкальный диктант: подготовка, прослушивание,

обсуждение, написание.

5.

Пение номеров

6.

Подведение итогов (краткий опрос), домашнее задание.

Ход урока:

1. Здравствуйте ребята! Рада видеть вас сегодня на уроке в полном

составе. Проверьте пожалуйста, все ли у вас готово к уроку.

Тема

нашего

урока

сегодня

«Разрешение

обращений

доминансептаккорда». Наша задача сегодня понять принцип и научиться

разрешать обращения Д7.

2. Для начала давайте вспомним:

Что такое септаккорд?

Какой септаккорд мы называем доминантовым?

Мы знаем, что у Д7 есть обращения, сколько их и какие аккорды

получаются в результате обращения Д7?

Давайте построим их на доске. Тональность урока Ля мажор. (Работа у

доски)

Молодцы, мы с вами вспомнили все обращения Д7. Мы помним, что сам

доминансептаккорд

разрешается

в

Т3.

Во

что

же

разрешаются

остальные аккорды.

3. Объяснение новой темы. Заполнение таблицы (Приложение №1),

Пропеваем построенное на доске.

4. Подготовка к слуховому и музыкальному диктантам. Распеваемся в

тональности Ля мажор:

поем гамму Ля мажор (четвертными, восьмыми, пунктирный ритм)

основные трезвучия лада с обращениями

опевание устойчивых ступеней.

5. Мы с вами пропели Д7 и его обращения, а теперь давайте

прослушаем

их

на

фортепиано

и

попробуем

понять

принцип

определения их на слух. Слуховой диктант:

аккорды Д7, Д6/5, Д4/3, Д2. (диктант проводит ученик, заранее

подготовленный дома)

интервалы (проводит ученик, дети отвечают устно).

Молодцы ребята, спасибо им за работу, а мы продолжаем.

6. Музыкальный диктант (музыкальная мозаика). (Приложение №2)

Ребятам предоставляется диктант в виде пазлов, надо его собрать.

После написания диктанта пропеваем его, анализируем, находим в нем

изученные аккорды.

5. Пение номеров (Б.Калмыков и Г.Фридкин ч.1 одноголосие №291, 292,

294, 296, приложение №3).

6. Подведение итогов

Итак, ребята, мы сегодня прошли тему «Разрешение обращений Д7».

Что вы запомнили? Во что разрешается Д6/5, Д4/3, Д2? Молодцы!

7. Домашнее задание: построить Д7 с разрешениями и обращениями в

тональности Ми мажор, пропеть их и уметь сыграть на фортепиано.

Заключение:

На

уроке

у

ребят

сформировалось

понимание

процесса

разрешения

обращений

доминантсептаккорда

в

тональности,

полученные знания были упорядочены в таблицу, которая будет служить

им помощником в будущем. Ребята потренировались определять на слух

и интонировать доминантсептаккорд и его обращения.

Список использованной литературы

1. Е.Давыдова «Сольфеджио» 5 класс ДМШ.

2. Б.Калмыков и Г.Фридкин, ч.1 «Одноголосие».

3. Ж.Металлиди, А.Перцовская «Одноголосные диктанты».

4. Г.Фридкин «Практическое руководство по музыкальной грамоте».

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3



В раздел образования