Напоминание

ЗАДАЧИ ПРАКТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ: ФОРМИРОВАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ


Автор: Лунина Полина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 56 УИМ"
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: ЗАДАЧИ ПРАКТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ: ФОРМИРОВАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Раздел: начальное образование





Назад




ЗАДАЧИ ПРАКТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ

МАТЕМАТИКИ: ФОРМИРОВАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ

Начальный курс математики играет ключевую роль в формировании у

подрастающего поколения не только базовых арифметических

навыков, но и общего математического мышления, без которого

невозможно успешное освоение более сложных разделов науки и

применение полученных знаний в повседневной жизни. Особое

значение в этом процессе имеют задачи практического содержания.

Они выступают в качестве моста между абстрактными

математическими понятиями и реальным миром, делая обучение

более осмысленным, мотивирующим и эффективным. Данная статья

посвящена анализу задач практического содержания в начальном

курсе математики, их роли в формировании фундаментальных

математических компетенций и методическим аспектам их интеграции

в учебный процесс.

1. Сущность и значимость задач практического содержания

Задачи практического содержания – это такие математические задачи,

условие которых описывает реальные, жизненные ситуации,

требующие применения математических знаний и умений для их

решения. Их основная цель – продемонстрировать учащимся, как

математика присутствует в окружающем мире, как она помогает

решать повседневные проблемы, принимать обоснованные решения и

понимать закономерности.

Значимость таких задач в начальном образовании многогранна. Во-

первых, они повышают мотивацию к изучению математики. Ученики

видят непосредственную связь между изучаемым материалом и его

применимостью, что делает процесс обучения менее абстрактным и

более интересным. Вместо заучивания правил ради правил, они

осваивают инструменты для решения конкретных задач.

Во-вторых, задачи практического содержания

способствуют формированию предметных и метапредметных

компетенций. Они не только закрепляют умения выполнять

арифметические действия, но и развивают способность

анализировать информацию, выделять главное, строить логические

цепочки рассуждений, моделировать ситуации, интерпретировать

полученные результаты. Это является фундаментом для успешного

обучения в дальнейшем и адаптации в современном обществе.

В-третьих, они развивают математическую культуру личности.

Понимание того, как математика используется в различных сферах

жизни (покупки, измерения, планирование, приготовление пищи и т.д.),

формирует у ребенка позитивное отношение к предмету и осознание

его ценности.

2. Классификация задач практического содержания

Задачи практического содержания в начальной школе могут быть

классифицированы по различным признакам, что позволяет

систематизировать их использование и охватить широкий спектр

применения математических знаний.

По характеру предметной области:

Бытовые задачи: связаны с повседневной жизнью семьи,

приготовлением пищи, покупками, домашними делами. Примеры:

расчет стоимости продуктов, определение количества

ингредиентов для блюда, планирование семейного бюджета (на

простейшем уровне).

Торговые задачи: моделируют ситуации купли-продажи,

расчета сдачи, скидок, стоимости товаров. Примеры: сколько

нужно заплатить за несколько одинаковых предметов, сколько

получит покупатель сдачи, если оплатит крупной купюрой.

Измерительные задачи: направлены на применение знаний о

единицах измерения длины, массы, объема, времени, площади.

Примеры: измерение длины комнаты, расчет веса фруктов,

определение продолжительности урока.

Геометрические задачи: связаны с распознаванием и

использованием геометрических фигур в реальных объектах,

расчетом периметра и площади простых фигур. Примеры:

определение формы предметов, расчет количества плитки для

облицовки пола (на простейшем уровне).

Задачи на движение: моделируют перемещение объектов в

пространстве. Примеры: расчет времени в пути, определение

расстояния, сравнение скоростей (на доступном уровне).

Задачи, связанные с природными явлениями: примеры:

расчет количества осадков, определение времени восхода и

захода солнца (в упрощенном виде).

Задачи, связанные с производственной деятельностью (на

элементарном уровне): могут иллюстрировать работу фабрик,

ферм, стройплощадок, демонстрируя применение математики в

производстве.

По типу математической операции, требующей применения:

Задачи на сложение и вычитание: расчет количества,

изменение величин, сравнение.

Задачи на умножение и деление: нахождение общей

стоимости, распределение, увеличение/уменьшение в несколько

раз.

Задачи с использованием величин: сложение и вычитание

величин, перевод одних единиц в другие.

Задачи на увеличение/уменьшение числа на несколько

единиц или в несколько раз.

Задачи на нахождение части от целого и целого по его части.

По структуре задачи:

Простые задачи: содержат одно действие.

Составные задачи: требуют выполнения двух или более

арифметических действий.

3. Роль задач практического содержания в формировании

ключевых математических компетенций

Интеграция задач практического содержания в начальный курс

математики способствует формированию целого комплекса

взаимосвязанных компетенций:

Арифметические компетенции: Очевидно, что основная цель –

освоение арифметических действий. Однако практический

контекст придает этим действиям смысл. Умение складывать

числа становится не самоцелью, а инструментом для расчета

общей стоимости покупок, вычитание – для определения остатка

денег, умножение – для расчета цены за несколько одинаковых

предметов, деление – для справедливого распределения чего-

либо.

Пространственные и геометрические компетенции: Задачи,

требующие распознавания форм, измерения, расчета периметра

и площади, помогают ученикам лучше ориентироваться в

пространстве, понимать свойства объектов, развивают глазомер.

Например, задача, в которой нужно рассчитать, сколько обоев

потребуется для оклейки комнаты (даже на простейшем уровне,

с пониманием площади стены), развивает пространственное

мышление и понимание применения геометрических понятий.

Коммуникативные и языковые

компетенции: Формулирование решения задачи, объяснение

своего хода мыслей, диалог с учителем или сверстниками по

поводу решения – все это развивает умение четко и грамотно

выражать свои мысли, использовать математическую

терминологию, понимать условия задачи, изложенные на

естественном языке.

Информационные компетенции: Ученики учатся выделять

необходимую информацию из текста задачи, отбрасывать

лишнюю, структурировать данные. Это фундамент для работы с

информацией в любом ее виде.

Критическое мышление и решение проблем: Решение

практических задач требует от учеников не просто

механического применения правил, но и анализа ситуации,

выбора наиболее подходящего способа решения, оценки

адекватности полученного результата. Например, если в задаче

на расчет стоимости продуктов получается результат, который

явно превышает возможности семейного бюджета, ученик

должен задуматься, правильно ли он посчитал или не упустил ли

какой-то важный аспект.

Саморегуляция и самоконтроль: Успешное решение

практических задач, особенно в составе групповой работы,

воспитывает ответственность, умение планировать свои

действия, контролировать процесс решения и проверять

полученный результат.

4. Методические подходы к формированию и решению задач

практического содержания

Эффективное использование задач практического содержания в

начальной школе требует продуманных методических подходов.

Постепенность и системность: Задачи должны

соответствовать возрастным особенностям и уровню подготовки

учащихся. Начинать следует с простых, наглядных ситуаций,

постепенно усложняя их и вводя новые математические понятия.

Системность означает, что задачи практического содержания

должны интегрироваться на протяжении всего курса, а не быть

лишь эпизодическими вкраплениями.

Наглядность и опора на жизненный опыт: Использование

реальных предметов, иллюстраций, рисунков, а также

привлечение личного опыта детей делает задачу более

понятной и интересной. Например, при изучении умножения

можно использовать рисунки с одинаковым количеством

предметов в нескольких группах. При изучении измерения –

реальные линейки, весы.

Дифференциация и индивидуализация: Важно предлагать

задачи различного уровня сложности, чтобы каждый ученик мог

найти задание по своим силам. Можно использовать задачи с

вариативным условием, задачи с недостающими или

избыточными данными.

Активное вовлечение учащихся: Стимулирование

самостоятельного поиска решений, постановка проблемных

вопросов, организация парной и групповой работы, где ученики

могут обсуждать свои идеи, – все это способствует более

глубокому пониманию материала.

Моделирование ситуации: Учитель может инсценировать

бытовые ситуации (например, “магазин”), где ученики выступают

в роли продавцов и покупателей, используя математические

знания для осуществления торговых операций.

Разбор ошибок и анализ решений: Важно не только проверить

правильность ответа, но и проанализировать ход решения,

выявить ошибки, обсудить альтернативные способы решения.

Это помогает ученикам учиться на своих ошибках и обогащать

свой инструментарий.

Использование задач с открытым концом: Задачи, которые

допускают несколько вариантов решения или предполагают

дальнейшее исследование, развивают творческие способности и

самостоятельность мышления.

5. Примеры задач практического содержания по темам

начального курса математики

Рассмотрим примеры задач, иллюстрирующих различные темы

начального курса математики:

Тема: Числа и величины (Сложение и вычитание)

Бытовая задача: У Кати было 15 конфет. Она съела 4 конфеты,

а потом мама дала ей еще 6 конфет. Сколько конфет стало у

Кати? (Задача на два действия: 15 - 4 = 11; 11 + 6 = 17).

Торговая задача: Мальчик хочет купить мороженое за 25

рублей и сок за 30 рублей. У него есть 50 рублей. Хватит ли ему

денег? Если да, то сколько сдаст продавец? (25 + 30 = 55; 55 >

50, не хватит. Или: 50 - 25 = 25; 25 - 30 = -5, что показывает

недостаток).

Измерительная задача: Длина одной стороны прямоугольного

участка земли равна 12 метрам, а другой – 8 метрам. Найдите

периметр участка. (12 + 8 + 12 + 8 = 40 метров, или (12 + 8) * 2 =

40 метров).

Тема: Умножение и деление

Торговая задача: В магазине продается ручка по цене 7 рублей.

Сколько стоят 5 таких ручек? (7 * 5 = 35 рублей).

Бытовая задача: Для приготовления компота нужно 2 яблока на

одну порцию. Сколько яблок потребуется, если нужно

приготовить 4 порции? (2 * 4 = 8 яблок).

Задача на распределение: Учитель раздал 36 тетрадей

поровну между 4 учениками. Сколько тетрадей получил каждый

ученик? (36 / 4 = 9 тетрадей).

Тема: Геометрические фигуры

Задача на распознавание: Рассмотрите картинку с

изображениями различных предметов. Назовите предметы,

имеющие форму круга, квадрата, прямоугольника, треугольника.

Измерительная задача: У вас есть кусок веревки длиной 20 см.

Вы хотите сделать из него квадрат. Какова будет длина одной

стороны квадрата? (20 / 4 = 5 см).

Тема: Время

Бытовая задача: Урок начинается в 8:30 и длится 45 минут. Во

сколько закончится урок? (8:30 + 45 минут = 9:15).

Планирование: В 7 часов утра Саша вышел из дома, а в 9 часов

утра он уже был в парке. Сколько времени Саша провел в пути?

(9:00 - 7:00 = 2 часа).

6. Методические рекомендации для педагогов

Активно используйте контекст: Придумывайте или подбирайте

задачи, которые актуальны для жизни конкретных учеников.

Учитывайте их интересы, бытовые ситуации, с которыми они

сталкиваются.

Превратите класс в “лабораторию” практических

задач: Создавайте условия для мини-исследований. Например,

пусть дети измеряют длину парты, высоту стула, вес своего

портфеля (с помощью бытовых весов, если есть возможность).

Стимулируйте “математическую речь”: Приучайте детей

формулировать условия задачи своими словами, объяснять,

почему они выбрали именно такое действие, как

интерпретируется полученный ответ в контексте задачи.

Не бойтесь “нестандартных” задач: Задачи, которые требуют

небольшого творческого подхода, анализа информации из

нескольких источников (например, из короткой статьи или

небольшой диаграммы, представленной учителем), очень

полезны для развития критического мышления.

Связывайте математику с другими предметами: На уроках

окружающего мира, технологии, изобразительного искусства

также можно находить возможности для применения

математических знаний. Например, при изучении насекомых

можно считать их ножки, при рисовании – использовать

геометрические фигуры.

Используйте современные средства: Хотя графики и таблицы

не разрешены в данной статье, в реальной работе педагог может

использовать иллюстрации, схемы, простые диаграммы

(например, столбиковые диаграммы для сравнения количества

предметов) для наглядного представления условий задач.

Анализируйте обратную связь: Наблюдайте за тем, как

ученики справляются с задачами, какие трудности они

испытывают, и корректируйте свою методику соответственно.

Заключение

Задачи практического содержания являются неотъемлемой частью

начального курса математики. Их грамотное использование не только

способствует освоению арифметических и геометрических навыков,

но и формирует у младших школьников фундаментальные

компетенции, необходимые для успешного обучения в дальнейшем и

адаптации в современном, все более технологичном мире. Придавая

математике “живое” измерение, эти задачи делают процесс познания

увлекательным, осмысленным и, что самое главное, практико-

ориентированным, закладывая прочный фундамент для

математической грамотности на всю жизнь. Развитие способности

видеть математику в окружающем мире, применять ее для решения

реальных задач – это одна из ключевых целей начального

образования, и задачи практического содержания играют в этом

процессе решающую роль.



В раздел образования