Автор: Дырко Вячеслав Владимирович
Должность: Тренер - преподаватель по баскетболу
Учебное заведение: МБУДО "ВСШ"
Населённый пункт: Г. Всеволожск, Ленинградская область
Наименование материала: Программа для СОГ
Тема: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности "Баскетбол для всех"
Раздел: дополнительное образование
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-
спортивной направленности «Баскетбол для всех»
(для спортивно-оздоровительных групп)
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Планируемые результаты
1.4. Учебный план
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Учебно-тематический план
2.2. Формы аттестации/контроля
2.3. Методическое обеспечение программы
2.4. Материально-техническое обеспечение программы
3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
3.1. Оценочные материалы
3.2. Критерии оценки
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Комплекс контрольных упражнений и нормативов (ОФП, СФП)
Приложение 2. Примерный конспект тренировочного занятия
Приложение 3. Словарь баскетбольных терминов для обучающихся
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Актуальность и новизна: Программа направлена на удовлетворение естественной
потребности детей в движении, формирование привычки к здоровому образу
жизни и предоставление возможностей для активного отдыха и досуга через одну
из самых популярных спортивных игр – баскетбол. Она ориентирована на
разностороннее развитие, а не на спортивный результат, что делает её доступной
для всех детей, независимо от уровня физической подготовки.
Отличительные особенности: В отличие от программ для групп начальной
подготовки, нацеленных на отбор, данная программа делает акцент на
оздоровление, игровую деятельность и всестороннее физическое развитие.
Минимум теории и максимум практики в игровой форме.
Адресат программы: Дети и подростки в возрасте от 7 до 12(13) лет, не имеющие
медицинских противопоказаний для занятий баскетболом.
Объем и сроки реализации: Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее
количество учебных часов в год – 144 часа.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа
(45 минут каждый).
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей средствами
баскетбола, формирование устойчивого интереса к систематическим занятиям физической
культурой.
Задачи:
Оздоровительные:
o
Укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и
дыхательной систем.
o
Повышение общей работоспособности и сопротивляемости организма.
o
Формирование правильной осанки.
Образовательные:
o
Обучение основам техники перемещений, владения мячом (ловля, передача,
ведение, броски).
o
Изучение элементарных правил игры в баскетбол.
o
Формирование знаний в области гигиены и безопасности на занятиях.
Воспитательные:
o
Воспитание дисциплинированности, товарищества, уважения к партнерам и
соперникам.
o
Развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде.
o
Профилактика асоциального поведения.
1.3. Планируемые результаты
По окончании курса обучающийся будет:
Знать:
Основные правила поведения и безопасности в спортивном зале.
Простейшие правила игры в баскетбол (пробежка, двойное ведение, фол, правило
3-х секунд в упрощенной форме).
Названия основных технических элементов.
Уметь:
Выполнять основные стойки и способы перемещений баскетболиста.
Ловить и передавать мяч двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и
в движении.
Ведения мяча правой и левой рукой без зрительного контроля.
Выполнять бросок мяча в корзину двумя руками от груди и одной рукой с близкой
дистанции.
Элементарно взаимодействовать с партнером в игре.
Владеть:
Навыками командной игры.
Основами общей физической подготовки.
1.4. Учебный план
№
Наименование раздела/темы
Количество
часов
Всего
Теори
я
Практика
1.
Теоретическая подготовка
8
8
-
2.
Общая физическая подготовка (ОФП)
40
-
40
3.
Специальная физическая подготовка
(СФП)
30
-
30
4.
Технико-тактическая подготовка
60
-
60
5.
Контрольные испытания и участие в
мероприятиях
6
-
6
ИТОГО за год:
144
8
136
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Учебно-тематический план
Раздел 1: Теоретическая подготовка (8 часов)
Тема 1.1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Знакомство с баскетболом.
Тема 1.2. Гигиена, закаливание, режим дня юного спортсмена.
Тема 1.3. Краткие сведения о строении организма человека. Влияние физических
упражнений на организм.
Тема 1.4. Основные правила игры в баскетбол (в упрощенной форме).
Раздел 2: Общая физическая подготовка (40 часов)
Упражнения для развития быстроты (бег с ускорением, эстафеты).
Упражнения для развития ловкости и координации (полоса препятствий,
подвижные игры).
Упражнения для развития гибкости (стретчинг, гимнастика).
Упражнения для развития силовых качеств (в игровой форме, с собственным
весом).
Раздел 3: Специальная физическая подготовка (30 часов)
Бег с изменением направления и темпа.
Прыжковые упражнения (на одной/двух ногах, с ноги на ногу).
Упражнения с баскетбольными мячами на развитие чувства мяча.
Подвижные игры, эстафеты с элементами баскетбола.
Раздел 4: Технико-тактическая подготовка (60 часов)
Техника нападения:
o
Стойка баскетболиста. Перемещения (приставными шагами, спиной
вперед).
o
Ловля и передача мяча (двумя руками от груди, одной рукой от плеча).
o
Ведение мяча (на месте, в движении, с изменением высоты отскока).
o
Броски мяча (двумя руками от груди с места, одной рукой от плеча с
близкой дистанции).
Техника защиты:
o
Стойка защитника. Перемещения в защитной стойке.
Тактика:
o
Умение ориентироваться на площадке ("свой-чужой").
o
Взаимодействие в парах ("передай и выйди").
o
Игра в нападении и защите по упрощенным правилам.
Раздел 5: Контрольные испытания и участие в мероприятиях (6 часов)
Сдача контрольных нормативов по ОФП и СФП (2 раза в год).
Участие в внутришкольных праздниках, эстафетах и товарищеских играх.
2.2. Формы аттестации/контроля
Стартовый (входной) контроль: В начале года для определения исходного
уровня.
Текущий контроль: Наблюдение за усвоением техники на каждом занятии.
Промежуточный контроль: Сдача контрольных нормативов (декабрь, май).
Итоговый контроль: Участие в заключительном спортивном празднике или
товарищеской игре.
2.3. Методическое обеспечение программы
Основные методы: Игровой, соревновательный, строго регламентированного
упражнения (расчлененно-конструктивный и целостный).
Формы занятий: Групповая, фронтальная, индивидуальная, игровая.
Дидактические материалы: Карточки с заданиями, схемы упражнений,
видеоролики с демонстрацией техники.
2.4. Материально-техническое обеспечение программы
Оборудование: Баскетбольные щиты с кольцами и сетками.
Инвентарь: Баскетбольные мячи (размер №5 для младших групп, №6 – для
девочек и мальчиков постарше), конусы, фишки, скакалки, малые мячи,
гимнастические скамейки, насосы для мячей.
Спортивная форма: Футболки, шорты, кроссовки с немаркой подошвой.
3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
3.1. Оценочные материалы
Оценка результатов носит безотметочный, качественно-описательный характер. Основной
инструмент – наблюдение и выполнение контрольных упражнений (см. Приложение 1).
3.2. Критерии оценки
Динамика развития физических качеств: Сравнение результатов контрольных
нормативов в начале и в конце года.
Освоение технических элементов: Оценивается правильность и стабильность
выполнения основных приемов (ведение, передача, бросок).
Личностные результаты: Проявление дисциплинированности, активности на
занятиях, умение работать в команде, интерес к игре.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Комплекс контрольных упражнений и нормативов
Пояснительная записка: Контрольные испытания проводятся 2 раза в год
(сентябрь/октябрь и апрель/май) с целью выявления динамики развития физических
качеств и освоения технических элементов. Результаты фиксируются в индивидуальной
карте занимающегося. Нормативы носят рекомендательный характер и могут
корректироваться в зависимости от контингента группы.
1. Контрольные упражнения по Общей Физической Подготовке (ОФП)
№
Наименовани
е упражнения
Мальчик
и 7-9 лет
Девочк
и 7-9
лет
Мальчик
и 10-12
лет
Девочк
и 10-12
лет
Единица
измерени
я
1.
Бег на 30 м с
высокого
старта
6,0 - 5,5
6,2 - 5,7
5,8 - 5,3
6,0 - 5,5
секунды
2.
Челночный
бег 3x10 м
10,0 - 9,5
10,2 -
9,7
9,5 - 9,0
9,8 - 9,3
секунды
3.
Прыжок в
длину с
места
120 - 140
110 -
130
140 - 160
130 -
150
сантиметры
4.
Наклон
вперед из
положения
сидя
+4 - +8
+6 -
+10
+2 - +6
+4 - +8
сантиметры
5.
Подтягивани
е на высокой
перекладине
(м), на
низкой
перекладине
из виса лежа
(д)
2 - 4
8 - 12
4 - 6
10 - 15
количество
раз
Примечание: Первое значение — удовлетворительно, второе — хорошо.
2. Контрольные упражнения по Специальной Физической Подготовке (СФП) и
технике
№
Наименование
упражнения
Содержание
упражнения
Критерии оценки
1.
Ведение мяча
«змейкой»
Ведение мяча правой и
левой рукой вокруг 5-
Отлично: Четкое
контролируемое ведение без
№
Наименование
упражнения
Содержание
упражнения
Критерии оценки
6 конусов на
дистанции 20 м.
Фиксируется общее
время.
потерь, мяч не подскакивает
выше пояса.
Хорошо: Незначительные
задержки, 1-2 потери.
Удовлетворительно: Частые
потери, высокий отскок мяча.
2.
Передача мяча в
стену
За 30 секунд
выполнить как можно
больше передач двумя
руками от груди с
расстояния 3 метра от
стены. Мяч должен
попадать в круг
диаметром 1 м.
Отлично: 25 и более передач.
Хорошо: 20-24 передачи.
Удовлетворительно: 15-19
передач.
3.
Броски с
близкой
дистанции
10 бросков одной
рукой от плеча с
расстояния 3 метра от
кольца.
Отлично: 6 и более попаданий.
Хорошо: 4-5 попаданий.
Удовлетворительно: 2-3
попадания.
4.
Жонглирование
мячом
Перемещение мяча
вокруг туловища,
между ногами
(«восьмерка») за 30
секунд.
Отлично: Быстро, без потерь.
Хорошо: 1-2 потери.
Удовлетворительно: 3 и более
потерь.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Примерный конспект тренировочного занятия для группы СО (1-
й год обучения, 7-9 лет)
Тема занятия: «Волшебный мяч: учимся ловить, передавать и вести».
Задачи:
1.
Обучить ловле и передаче мяча двумя руками от груди.
2.
Обучить ведению мяча на месте правой и левой рукой.
3.
Развивать ловкость, координацию и быстроту реакции через эстафеты.
4.
Воспитывать дисциплину и умение работать в парах.
Инвентарь: Баскетбольные мячи (по количеству детей), конусы, свисток.
Часть занятия
Содержание
Дозировка
Организационно-
методические
указания
I.
Подготовительная
(15 мин)
1. Построение.
Приветствие.
Сообщение задач
занятия.
2 мин
Проверить внешний
вид, напомнить о
технике безопасности.
2. Разминка в
движении:
- Ходьба на носках,
на пятках.
- Бег в медленном
темпе.
- Бег с подскоками, с
захлестом голени.
- Бег спиной вперед
(осторожно!).
5 мин
Следить за дистанцией
и осанкой.
3. Общеразвивающие
упражнения на месте
(с малыми мячами
или без):
- Вращение головы,
плеч.
- Наклоны туловища.
- Выпады.
- Приседания.
5 мин
Выполнять вместе с
детьми, показывая
правильную технику.
II. Основная (50
мин)
1. Обучение ловле и
передаче мяча:
- Стойка
15 мин
Упражнение «Поймай
и оттолкни»: Акцент
на пальцы, мяч летит
Часть занятия
Содержание
Дозировка
Организационно-
методические
указания
баскетболиста.
- Имитация ловли и
передачи на месте.
- Передача в парах с
расстояния 2-3 метра.
партнеру в грудь.
Следить, чтобы дети не
роняли мяч вниз.
2. Обучение
ведению мяча:
- Ведение на месте
правой рукой.
- Ведение на месте
левой рукой.
- Ведение с
изменением высоты
отскока (низко-
высоко).
15 мин
Упражнение
«Сильный и слабый
удар»: Смотреть
вперед, а не на мяч.
Рука «ковшиком».
3. Подвижная игра
«Вызов номеров»:
Две команды. По
сигналу тренера
игрок под
определенным
номером выполняет
ведение до конуса и
обратно, после чего
передает мяч
следующему.
15 мин
Можно усложнить:
ведение не
доминирующей рукой,
выполнение передачи
перед эстафетой.
Воспитывать
командный дух.
III.
Заключительная
(10 мин)
1. Игра на внимание
«Карлики и
великаны».
3 мин
Расслабление, снятие
эмоционального
напряжения.
2. Построение.
Подведение итогов.
4 мин
Отметить самых
внимательных и
Часть занятия
Содержание
Дозировка
Организационно-
методические
указания
Похвала за старание.
дисциплинированных.
Спросить, что
понравилось.
3. Организованный
уход из зала.
1 мин
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Словарь баскетбольных терминов для обучающихся
Атака – Нападение на кольцо соперника.
Атакованная передача – Передача, которую соперник пытается перехватить или отбить.
Баскетбол – Спортивная игра, в которой мяч забрасывают руками в кольцо (корзину)
соперника.
Ведение – Один из основных элементов техники, продвижение с мячом путем
последовательных ударов его об пол.
Выбор позиции – Умение занять правильное место на площадке для получения передачи
или подбора.
Дриблинг – То же, что и ведение (от англ. dribble).
Двойное ведение – Нарушение правил, когда игрок после окончания ведения начинает
вести мяч снова.
Защита – Действия команды, не владеющей мячом, чтобы помешать сопернику забросить
мяч.
Заслон – Тактическое действие, когда игрок без мяча освобождает партнеру путь для
атаки, встав на пути защитника.
Корзина – Кольцо с сеткой, в которое нужно забросить мяч.
Лицевая линия – Линия за кольцом, ограничивающая площадку. «Аут».
Нападающий – Игрок атакующей команды.
Наведение – Вид заслона, когда игрок с мячом проходит близко от партнера, уводя за
собой своего защитника.
Отскок – Подбор мяча, отскочившего от щита или кольца.
Пас – То же, что и передача мяча.
Передача – Один из основных элементов техники, перебрасывание мяча партнеру.
Площадка – Прямоугольное поле для игры в баскетбол.
Пробежка – Нарушение правил, когда игрок с мячом делает больше шагов, чем
разрешено, без ведения.
Стойка баскетболиста – Основное положение игрока: ноги согнуты, одна чуть впереди,
руки готовы к действию.
Трехсекундная зона – Зона под кольцом, окрашенная в другой цвет. Нападающий не
может находиться в ней более 3 секунд.
Фол – Нарушение правил, связанное с персональным контактом (толчок, удар по рукам и
т.д.).
Центровая линия – Линия, разделяющая площадку на две половины.
Щит – Прямоугольная или полусферическая панель, к которой крепится кольцо.
Эти приложения делают программу практичной и готовой к применению, предоставляя
тренеру конкретный инструментарий для работы и оценки результатов.