Напоминание

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности "Баскетбол для всех"


Автор: Дырко Вячеслав Владимирович
Должность: Тренер - преподаватель по баскетболу
Учебное заведение: МБУДО "ВСШ"
Населённый пункт: Г. Всеволожск, Ленинградская область
Наименование материала: Программа для СОГ
Тема: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности "Баскетбол для всех"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-

спортивной направленности «Баскетбол для всех»

(для спортивно-оздоровительных групп)

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Планируемые результаты

1.4. Учебный план

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Учебно-тематический план

2.2. Формы аттестации/контроля

2.3. Методическое обеспечение программы

2.4. Материально-техническое обеспечение программы

3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

3.1. Оценочные материалы

3.2. Критерии оценки

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Комплекс контрольных упражнений и нормативов (ОФП, СФП)

Приложение 2. Примерный конспект тренировочного занятия

Приложение 3. Словарь баскетбольных терминов для обучающихся

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Направленность программы: физкультурно-спортивная.

Актуальность и новизна: Программа направлена на удовлетворение естественной

потребности детей в движении, формирование привычки к здоровому образу

жизни и предоставление возможностей для активного отдыха и досуга через одну

из самых популярных спортивных игр – баскетбол. Она ориентирована на

разностороннее развитие, а не на спортивный результат, что делает её доступной

для всех детей, независимо от уровня физической подготовки.

Отличительные особенности: В отличие от программ для групп начальной

подготовки, нацеленных на отбор, данная программа делает акцент на

оздоровление, игровую деятельность и всестороннее физическое развитие.

Минимум теории и максимум практики в игровой форме.

Адресат программы: Дети и подростки в возрасте от 7 до 12(13) лет, не имеющие

медицинских противопоказаний для занятий баскетболом.

Объем и сроки реализации: Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее

количество учебных часов в год – 144 часа.

Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа

(45 минут каждый).

1.2. Цель и задачи программы

Цель: Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей средствами

баскетбола, формирование устойчивого интереса к систематическим занятиям физической

культурой.

Задачи:

Оздоровительные:

o

Укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и

дыхательной систем.

o

Повышение общей работоспособности и сопротивляемости организма.

o

Формирование правильной осанки.

Образовательные:

o

Обучение основам техники перемещений, владения мячом (ловля, передача,

ведение, броски).

o

Изучение элементарных правил игры в баскетбол.

o

Формирование знаний в области гигиены и безопасности на занятиях.

Воспитательные:

o

Воспитание дисциплинированности, товарищества, уважения к партнерам и

соперникам.

o

Развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде.

o

Профилактика асоциального поведения.

1.3. Планируемые результаты

По окончании курса обучающийся будет:

Знать:

Основные правила поведения и безопасности в спортивном зале.

Простейшие правила игры в баскетбол (пробежка, двойное ведение, фол, правило

3-х секунд в упрощенной форме).

Названия основных технических элементов.

Уметь:

Выполнять основные стойки и способы перемещений баскетболиста.

Ловить и передавать мяч двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и

в движении.

Ведения мяча правой и левой рукой без зрительного контроля.

Выполнять бросок мяча в корзину двумя руками от груди и одной рукой с близкой

дистанции.

Элементарно взаимодействовать с партнером в игре.

Владеть:

Навыками командной игры.

Основами общей физической подготовки.

1.4. Учебный план

Наименование раздела/темы

Количество

часов

Всего

Теори

я

Практика

1.

Теоретическая подготовка

8

8

-

2.

Общая физическая подготовка (ОФП)

40

-

40

3.

Специальная физическая подготовка

(СФП)

30

-

30

4.

Технико-тактическая подготовка

60

-

60

5.

Контрольные испытания и участие в

мероприятиях

6

-

6

ИТОГО за год:

144

8

136

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Учебно-тематический план

Раздел 1: Теоретическая подготовка (8 часов)

Тема 1.1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Знакомство с баскетболом.

Тема 1.2. Гигиена, закаливание, режим дня юного спортсмена.

Тема 1.3. Краткие сведения о строении организма человека. Влияние физических

упражнений на организм.

Тема 1.4. Основные правила игры в баскетбол (в упрощенной форме).

Раздел 2: Общая физическая подготовка (40 часов)

Упражнения для развития быстроты (бег с ускорением, эстафеты).

Упражнения для развития ловкости и координации (полоса препятствий,

подвижные игры).

Упражнения для развития гибкости (стретчинг, гимнастика).

Упражнения для развития силовых качеств (в игровой форме, с собственным

весом).

Раздел 3: Специальная физическая подготовка (30 часов)

Бег с изменением направления и темпа.

Прыжковые упражнения (на одной/двух ногах, с ноги на ногу).

Упражнения с баскетбольными мячами на развитие чувства мяча.

Подвижные игры, эстафеты с элементами баскетбола.

Раздел 4: Технико-тактическая подготовка (60 часов)

Техника нападения:

o

Стойка баскетболиста. Перемещения (приставными шагами, спиной

вперед).

o

Ловля и передача мяча (двумя руками от груди, одной рукой от плеча).

o

Ведение мяча (на месте, в движении, с изменением высоты отскока).

o

Броски мяча (двумя руками от груди с места, одной рукой от плеча с

близкой дистанции).

Техника защиты:

o

Стойка защитника. Перемещения в защитной стойке.

Тактика:

o

Умение ориентироваться на площадке ("свой-чужой").

o

Взаимодействие в парах ("передай и выйди").

o

Игра в нападении и защите по упрощенным правилам.

Раздел 5: Контрольные испытания и участие в мероприятиях (6 часов)

Сдача контрольных нормативов по ОФП и СФП (2 раза в год).

Участие в внутришкольных праздниках, эстафетах и товарищеских играх.

2.2. Формы аттестации/контроля

Стартовый (входной) контроль: В начале года для определения исходного

уровня.

Текущий контроль: Наблюдение за усвоением техники на каждом занятии.

Промежуточный контроль: Сдача контрольных нормативов (декабрь, май).

Итоговый контроль: Участие в заключительном спортивном празднике или

товарищеской игре.

2.3. Методическое обеспечение программы

Основные методы: Игровой, соревновательный, строго регламентированного

упражнения (расчлененно-конструктивный и целостный).

Формы занятий: Групповая, фронтальная, индивидуальная, игровая.

Дидактические материалы: Карточки с заданиями, схемы упражнений,

видеоролики с демонстрацией техники.

2.4. Материально-техническое обеспечение программы

Оборудование: Баскетбольные щиты с кольцами и сетками.

Инвентарь: Баскетбольные мячи (размер №5 для младших групп, №6 – для

девочек и мальчиков постарше), конусы, фишки, скакалки, малые мячи,

гимнастические скамейки, насосы для мячей.

Спортивная форма: Футболки, шорты, кроссовки с немаркой подошвой.

3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

3.1. Оценочные материалы

Оценка результатов носит безотметочный, качественно-описательный характер. Основной

инструмент – наблюдение и выполнение контрольных упражнений (см. Приложение 1).

3.2. Критерии оценки

Динамика развития физических качеств: Сравнение результатов контрольных

нормативов в начале и в конце года.

Освоение технических элементов: Оценивается правильность и стабильность

выполнения основных приемов (ведение, передача, бросок).

Личностные результаты: Проявление дисциплинированности, активности на

занятиях, умение работать в команде, интерес к игре.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Комплекс контрольных упражнений и нормативов

Пояснительная записка: Контрольные испытания проводятся 2 раза в год

(сентябрь/октябрь и апрель/май) с целью выявления динамики развития физических

качеств и освоения технических элементов. Результаты фиксируются в индивидуальной

карте занимающегося. Нормативы носят рекомендательный характер и могут

корректироваться в зависимости от контингента группы.

1. Контрольные упражнения по Общей Физической Подготовке (ОФП)

Наименовани

е упражнения

Мальчик

и 7-9 лет

Девочк

и 7-9

лет

Мальчик

и 10-12

лет

Девочк

и 10-12

лет

Единица

измерени

я

1.

Бег на 30 м с

высокого

старта

6,0 - 5,5

6,2 - 5,7

5,8 - 5,3

6,0 - 5,5

секунды

2.

Челночный

бег 3x10 м

10,0 - 9,5

10,2 -

9,7

9,5 - 9,0

9,8 - 9,3

секунды

3.

Прыжок в

длину с

места

120 - 140

110 -

130

140 - 160

130 -

150

сантиметры

4.

Наклон

вперед из

положения

сидя

+4 - +8

+6 -

+10

+2 - +6

+4 - +8

сантиметры

5.

Подтягивани

е на высокой

перекладине

(м), на

низкой

перекладине

из виса лежа

(д)

2 - 4

8 - 12

4 - 6

10 - 15

количество

раз

Примечание: Первое значение — удовлетворительно, второе — хорошо.

2. Контрольные упражнения по Специальной Физической Подготовке (СФП) и

технике

Наименование

упражнения

Содержание

упражнения

Критерии оценки

1.

Ведение мяча

«змейкой»

Ведение мяча правой и

левой рукой вокруг 5-

Отлично: Четкое

контролируемое ведение без

Наименование

упражнения

Содержание

упражнения

Критерии оценки

6 конусов на

дистанции 20 м.

Фиксируется общее

время.

потерь, мяч не подскакивает

выше пояса.

Хорошо: Незначительные

задержки, 1-2 потери.

Удовлетворительно: Частые

потери, высокий отскок мяча.

2.

Передача мяча в

стену

За 30 секунд

выполнить как можно

больше передач двумя

руками от груди с

расстояния 3 метра от

стены. Мяч должен

попадать в круг

диаметром 1 м.

Отлично: 25 и более передач.

Хорошо: 20-24 передачи.

Удовлетворительно: 15-19

передач.

3.

Броски с

близкой

дистанции

10 бросков одной

рукой от плеча с

расстояния 3 метра от

кольца.

Отлично: 6 и более попаданий.

Хорошо: 4-5 попаданий.

Удовлетворительно: 2-3

попадания.

4.

Жонглирование

мячом

Перемещение мяча

вокруг туловища,

между ногами

(«восьмерка») за 30

секунд.

Отлично: Быстро, без потерь.

Хорошо: 1-2 потери.

Удовлетворительно: 3 и более

потерь.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Примерный конспект тренировочного занятия для группы СО (1-

й год обучения, 7-9 лет)

Тема занятия: «Волшебный мяч: учимся ловить, передавать и вести».

Задачи:

1.

Обучить ловле и передаче мяча двумя руками от груди.

2.

Обучить ведению мяча на месте правой и левой рукой.

3.

Развивать ловкость, координацию и быстроту реакции через эстафеты.

4.

Воспитывать дисциплину и умение работать в парах.

Инвентарь: Баскетбольные мячи (по количеству детей), конусы, свисток.

Часть занятия

Содержание

Дозировка

Организационно-

методические

указания

I.

Подготовительная

(15 мин)

1. Построение.

Приветствие.

Сообщение задач

занятия.

2 мин

Проверить внешний

вид, напомнить о

технике безопасности.

2. Разминка в

движении:

- Ходьба на носках,

на пятках.

- Бег в медленном

темпе.

- Бег с подскоками, с

захлестом голени.

- Бег спиной вперед

(осторожно!).

5 мин

Следить за дистанцией

и осанкой.

3. Общеразвивающие

упражнения на месте

(с малыми мячами

или без):

- Вращение головы,

плеч.

- Наклоны туловища.

- Выпады.

- Приседания.

5 мин

Выполнять вместе с

детьми, показывая

правильную технику.

II. Основная (50

мин)

1. Обучение ловле и

передаче мяча:

- Стойка

15 мин

Упражнение «Поймай

и оттолкни»: Акцент

на пальцы, мяч летит

Часть занятия

Содержание

Дозировка

Организационно-

методические

указания

баскетболиста.

- Имитация ловли и

передачи на месте.

- Передача в парах с

расстояния 2-3 метра.

партнеру в грудь.

Следить, чтобы дети не

роняли мяч вниз.

2. Обучение

ведению мяча:

- Ведение на месте

правой рукой.

- Ведение на месте

левой рукой.

- Ведение с

изменением высоты

отскока (низко-

высоко).

15 мин

Упражнение

«Сильный и слабый

удар»: Смотреть

вперед, а не на мяч.

Рука «ковшиком».

3. Подвижная игра

«Вызов номеров»:

Две команды. По

сигналу тренера

игрок под

определенным

номером выполняет

ведение до конуса и

обратно, после чего

передает мяч

следующему.

15 мин

Можно усложнить:

ведение не

доминирующей рукой,

выполнение передачи

перед эстафетой.

Воспитывать

командный дух.

III.

Заключительная

(10 мин)

1. Игра на внимание

«Карлики и

великаны».

3 мин

Расслабление, снятие

эмоционального

напряжения.

2. Построение.

Подведение итогов.

4 мин

Отметить самых

внимательных и

Часть занятия

Содержание

Дозировка

Организационно-

методические

указания

Похвала за старание.

дисциплинированных.

Спросить, что

понравилось.

3. Организованный

уход из зала.

1 мин

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Словарь баскетбольных терминов для обучающихся

Атака – Нападение на кольцо соперника.

Атакованная передача – Передача, которую соперник пытается перехватить или отбить.

Баскетбол – Спортивная игра, в которой мяч забрасывают руками в кольцо (корзину)

соперника.

Ведение – Один из основных элементов техники, продвижение с мячом путем

последовательных ударов его об пол.

Выбор позиции – Умение занять правильное место на площадке для получения передачи

или подбора.

Дриблинг – То же, что и ведение (от англ. dribble).

Двойное ведение – Нарушение правил, когда игрок после окончания ведения начинает

вести мяч снова.

Защита – Действия команды, не владеющей мячом, чтобы помешать сопернику забросить

мяч.

Заслон – Тактическое действие, когда игрок без мяча освобождает партнеру путь для

атаки, встав на пути защитника.

Корзина – Кольцо с сеткой, в которое нужно забросить мяч.

Лицевая линия – Линия за кольцом, ограничивающая площадку. «Аут».

Нападающий – Игрок атакующей команды.

Наведение – Вид заслона, когда игрок с мячом проходит близко от партнера, уводя за

собой своего защитника.

Отскок – Подбор мяча, отскочившего от щита или кольца.

Пас – То же, что и передача мяча.

Передача – Один из основных элементов техники, перебрасывание мяча партнеру.

Площадка – Прямоугольное поле для игры в баскетбол.

Пробежка – Нарушение правил, когда игрок с мячом делает больше шагов, чем

разрешено, без ведения.

Стойка баскетболиста – Основное положение игрока: ноги согнуты, одна чуть впереди,

руки готовы к действию.

Трехсекундная зона – Зона под кольцом, окрашенная в другой цвет. Нападающий не

может находиться в ней более 3 секунд.

Фол – Нарушение правил, связанное с персональным контактом (толчок, удар по рукам и

т.д.).

Центровая линия – Линия, разделяющая площадку на две половины.

Щит – Прямоугольная или полусферическая панель, к которой крепится кольцо.

Эти приложения делают программу практичной и готовой к применению, предоставляя

тренеру конкретный инструментарий для работы и оценки результатов.



В раздел образования